Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только детскому саду, который посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя детского сада и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_konsultayiya_dlya_roditeley.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 6 «Малыш»                                  

 

                                 

Консультация для родителей

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

                                                               

                       

                                                                            Воспитатель: Кучерявая Е. В.

                                     

                                          2022-2023 учебный год                                                            

Россия, Родина, родной край эти слова каждому человеку знакомы. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», всерьез можно задумываемся о том, какое будущее ждет наших детей. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребенка, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость личности.

Влияние иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, духовным обычаям? Не получим ли мы в лице наших современных детей «потерянное поколение», не имеющее никаких духовно-нравственных ценностей?

  Особое место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, Родине и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Чувство патриотизма начинает формироваться у детей с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семьях закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, обычаев, традиций, взаимоотношений в семье.

Пословицы и поговорки являются, одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей.

В формировании духовно-нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, потешках, пословицах, поговорках и т. д.) Именно фольклор содержит в себе все ценности родного языка.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только детскому саду, который посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя детского сада и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей, бабушек, дедушек и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных ролях из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо».

Цель воспитания:

• Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией. Совершенствование гармоничному взаимодействию с другими людьми.

• Воспитывать в ребенке сострадание, милосердие, умение прощать обиды, желание прийти на помощь нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всем.

• Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, и прощать других, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

• Воспитывать патриотизм.

Задачи:

• Воспитывать чувство патриотизма, связывающие разные поколения.

• Приучать к самодисциплине и этическим нормам поведения.

• Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

• Воспитывать духовно-нравственные чувства ребенка, как действие любви, добра, человечности.

• Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, формировать представление о формах семейного уклада и традиций.

Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Старший возраст дошкольников участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие и нацеленной на:

• формирование положительного отношения к правилам поведения;

• закрепление в сознании ребенка значения правил поведения в жизни каждого и коллектива в целом;

• обобщение опыта собственного поведения, развитие оценки и самооценки;

• переход от действий, опирающихся на внешние стимулы, к поведению с внутренними побуждениями.

В этом возрасте дошкольники способны к самостоятельному общению в соответствии с усвоенными правилами. Эти правила обычно тесно связаны с определенной ситуацией, что говорит об определенной способности к обобщению разных ситуаций, относящихся к одному правилу. Формирование наглядно-образного мышления, использование слов, обозначающих те или иные нравственные качества (добрый, честный, лживый справедливый, несправедливый, также свидетельствуют об умении обобщать разные поступки и ситуации.

В дошкольном возрасте увеличивается потребность в общении. Дети чаще проявляют инициативу: вносят предложения по ходу коллективной деятельности; осуществляют руководство действиями партнеров (распоряжения, указания, просьбы; выражение согласия или несогласия с действиями товарища). Дети с широким кругом общения легко устанавливают контакты с ребятами, недавно пришедшими в группу.

Дети учатся самостоятельно давать оценки своим поступкам и поведению других, основываясь на следующих критериях:

• интересе к деятельности сверстника, умении пользоваться общими предметами, договариваться при возникновении разногласий между собой;

• отзывчивости, стремлении оказать помощь другим людям;

• наличии симпатий, предпочтений в общении со сверстниками, находить общие интересы (не в ущерб другим);

• стремлении к объективной оценке и самооценке;

• способности отказаться от личных желаний (бескорыстно).

Игра для старших дошкольников продолжает оставаться ведущим видом деятельности, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил поведения. Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, выполнять общепринятые правила. Одновременно в играх формируются основы организованности, инициативности, взаимопомощи, выдержки.

Старший дошкольный возраст имеет свою специфику. Она является переходной к новому виду деятельности — учебной деятельности, связанной с подготовкой к школе и закреплением духовно-нравственных знаний и представлений.

Дети старшего возраста уже достаточно самостоятельны. Эмоциональность остается особенностью этого возраста, но дети уже способны регулировать свое поведение, преодолевать свои эмоции.

С помощью бесед, произведений художественной литературы, искусства, фольклора важно довести до сознания ребенка мысль о том, что отношение к людям проявляется через отношение к вещам, труду, самостоятельности. Так, если он не убирает за собой игрушки, не кладет на место свою одежду, значит, за него это должен сделать кто-то другой (воспитатель, родители). Следовательно, вместо заботы о взрослых (воспитатель, родители) ребенок доставляет им лишние хлопоты. Небрежное отношение к вещам говорит и о том, что ребенок не ценит труд взрослых людей — и тех, кто сделал эту вещь, и тех, кто купил ее, заработав деньги.

Нельзя забывать о «вежливых» словах, которые помогаю поддержать доброжелательность в отношениях детей.

Законы семьи:

1. Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим и не обделен вниманием независимо ни от чего.

2. Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности, теплоты, доброты.

3. Дети должны иметь право на разъяснение и рассуждение.

4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания детей.

5. Закон понимания детьми слов «можно», «надо», «нельзя».

Желаем быть примером для своего ребенка, не требуйте того, что не можете сами, создавайте для ребёнка культурную, духовную среду. Как писал Макаренко А. С. : "Всё нравственное воспитание детей сводится к примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в жизни хорошо воспитаете детей". Успеха и терпения Вам уважаемые родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс....

Консультация для родителей по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей, список литературы для чтения с детьми старшего дошкольного возраста по данной теме...

Консультация для родителей по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Конультация для родителей и список литературы для чтения детям старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением....