Консультация для родителей "Экологическое воспитание дошкольников"
консультация

Екатерина Александровна Кашина

Советы по организации прогулок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx394.39 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

(советы по организации прогулок)

Подготовила: воспитатель –

Кашина Е.А.

ОКТЯБРЬ 2023г.


В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Потому и  прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными.

Ребенок и природа

Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Прогуливаясь и наблюдая за природой вместе с ребенком, происходит интенсивное умственное развитие, возникает способность видеть и чувствовать красочное многообразие природных явлений, ребенок намного больше будет видеть изменения окружающего мира, удивляться, сопоставлять новое с уже знакомым. Наблюдая природу под руководством взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание участвовать в созидании.

У детей формируются систематизированные знания о природе ближайшего окружения, они учатся наблюдать ее характерные особенности и сезонные изменения, начинают любоваться природой и бережно к ней относиться. Вот некоторые примеры того, что необходимо делать взрослым, чтобы ребенок смог познать красоту и разнообразие нашей природы:

              Начнем, например, с осени

Что бывает осенью?
Гуляя с ребенком, обращайте его внимание на явления, характерные для осени: похолодание, пасмурное небо, дожди, пожелтение и опадание листвы, исчезновение насекомых, отлет птиц. Дайте ребенку возможность заметить явление, понаблюдать его. Спросите у ребенка, как можно узнать, что это осень. Пусть сравнит березу и елку, скажет, чем они различаются. Обратите внимание на одежду людей—по ней можно узнать, насколько тепло или холодно.
http://www.mirdetctva.info/images/stories/0038.jpg

Ежедневно в одно и то же время наблюдайте с ребенком за погодой. После очередного наблюдения покажите ему,  как изобразить погоду этого дня с помощью красок и предложите ему нарисовать этот день.

Прогуливаясь с ребенком,  покажите ему березу и рябину. Рассмотрите окраску листьев. Отметьте, много ли листьев опало. Соберите красивые опавшие листья, плоды деревьев (желуди, «носики» клена). Пусть ребенок рассмотрит и сравнит листья разных деревьев по форме, окраске, величине.

Прогладьте листья, сделайте в вазе осеннюю композицию. Из оставшихся листьев сделайте с ребенком гербарий, панно (из соломки на бархатной или обычной цветной бумаге), шапочки, венки на голову.

В последующие дни наблюдайте за травой, осенними цветами, насекомыми, птицами. Во время прогулки покажите ребенку (на клумбе, газоне,) осенние цветы: астры, гладиолусы, золотые шары, ноготки. Вместе полюбуйтесь красотой их формы, сочностью окраски, сочетанием ярких тонов с зеленью. Поставьте в комнате вазу с цветами.

Покажите ребенку, как заготавливают овощи и фрукты на зиму (солят, сушат, варят варенье и т.д.), в каком виде (сыром, вареном) и в каких блюдах употребляются плоды в пищу. Покажите, как при этом меняются их свойства (твердость, окраска, вкус). Поиграйте с ребенком в игру «Отгадай на вкус» (он закрывает глаза, открывает рот, ему кладут кусочек плода; ребенок должен съесть и сказать, что это было).

Поиграйте с ребенком в придумывание загадок про овощи и фрукты. Расскажите, как надо сочинять загадки-описания. Пусть он отгадает вашу загадку: круглый, ярко-оранжевый, кисло-сладкий — апельсин; затем сам сочинит загадку.

В теплый солнечный день сходите с ребенком в лес. Обратите его внимание на желтизну листьев, на то, что они начали опадать и шуршат под ногами. Покажите ребенку кленовые листья — они самые крупные и похожи на звездочки. Пусть он соберет букет.

Поищите под елью и сосной шишки, соберите их; под дубом наберите желудей. Гуляя по лесу, познакомьте ребенка с каким-нибудь одним видом грибов — лучше с сыроежками. Покажите особенности гриба: прямую белую ножку, круглую цветную шляпку, у которой снизу ровные ряды пластинок. Скажите, что шляпки бывают разного цвета: красные, розовые, желтые, зеленые, фиолетовые.

Предложите ребенку самому отыскать сыроежки. Поиграйте с ребенком в придумывание загадок про грибы. Загадывать надо по очереди. Начинает взрослый, например: «Я загадала съедобный вкусный гриб. У него толстая крепкая ножка и толстая шляпка коричневого цвета (боровик)». Придя домой, прогладьте листья, покажите, как из них сделать шапочку. Из шишек, желудей, веточек, перьев и пластилина смастерите вместе с ребенком игрушки-самоделки.

Гуляя с ребенком в лесу, (если удастся) понаблюдайте за белкой. Полюбуйтесь привлекательной внешностью зверька (круглая головка с крупными красивыми глазами, торчащие ушки с кисточками, большой пушистый хвост). Наблюдайте ловкие, грациозные движения: быстрый бег по дереву, прыжки с ветки на ветку. Обратите внимание ребенка на то, что белка стала линять — из рыжей превращается в серую. Предложите зверьку угощение (семечки, орехи, сухофрукты) — ребенку будет интересно увидеть и как белка держит орех лапками и грызет, и как она убегает и прячет его — запасает корм на зиму. Расскажите, как другие обитатели леса в это время готовятся к зиме. Медведь отъедается, толстеет. Он подыскивает место для берлоги — будет спать всю зиму. С наступлением холода еж также подыскивает укромное место где-нибудь в ямке, под корнями дерева, чтобы проспать под прикрытием снега до самой весны. Заяц убежище не готовит, бегает по лесу в поисках травы повкуснее— ведь зимой придется питаться только корой да ветками деревьев. Шерсть у зайца линяет — из серой превращается в белую, таким он будет менее заметным для лисы и волка. http://www.mirdetctva.info/images/stories/zima.jpg

        Зима

Что бывает зимой?

С наступлением зимы показывайте ребенку ее признаки: стало холодно, идет снег, солнце появляется редко, лужи, пруды, речки покрылись льдом, листья с деревьев все опали, трава завяла, насекомые исчезли, птиц стало меньше. Наблюдая зимние явления, задавайте ребенку вопросы: почему не видно солнца, что идет вместо дождя, почему люди тепло одеты? День за днем наблюдайте с ребенком погоду. Пусть попробует сам отмечать ее в календаре. Каждый раз смотрите, правильно ли он это сделал. Сделайте палку-снегомер, измерьте с ребенком глубину снега возле дома.

Во время прогулок познакомьте ребенка с особенностями и свойствами снега. В мягкую погоду снег бывает липким — из него можно лепить. В морозную погоду он рыхлый, рассыпчатый, сверкает на солнце и скрипит под ногами. Снег может идти по-разному: мягко кружатся крупные снежинки в тихую погоду, красивым вихрем закручиваются они при ветре.

Когда снег будет липким, вылепите из него вместе с ребенком снеговика, зайчика, утенка, мишку. Покажите, как можно на свежевыпавшем снегу рисовать палочкой, делать следы. Обратите внимание ребенка на чужие следы. Пусть отгадает, чьи они — человека или животного. Дома предложите ребенку нарисовать то, что он лепил или рисовал на улице.

Проделайте опыты со снегом:

Принесите домой немного чистого снега, положите его в тарелку, оставьте на некоторое время. Когда снег растает, рассмотрите с ребенком воду. Пусть он объяснит, что произошло, откуда взялась вода, почему в ней мелкий мусор; образовавшуюся воду вынесите на улицу. Когда она замерзнет, предложите ребенку объяснить, что получилось, почему образовался лед, чем вода и лед различаются;

Сделайте с ребенком цветные льдинки: подкрасьте воду в банках водными красками (красной, зеленой, желтой, синей гуашью или акварелью), разлейте по формочкам, выставите банки на мороз. Освободите цветные льдинки от формочек, окуная их в горячую воду. Украсьте цветными льдинками окно, балкон или любую снежную постройку.

Сделайте вместе с ребенком свою кормушку для птиц (на окне, на балконе, возле дома). Регулярно вместе с ребенком подкармливайте птиц. Наблюдайте за их поведением: как и что клюют, ссорятся или нет.

Продолжите знакомство ребенка с птицами, которые в зимнее время держатся вблизи жилья человека: воробьями, воронами, голубями. Научите различать этих птиц по величине, окраске перьев, крику. Вместе с ребенком понаблюдайте особенности поведения птиц: воробьи очень подвижные, юркие, держатся стайкой, частенько ссорятся из-за корма; голуби медлительны, не так пугливы, как воробьи; вороны очень осторожны, ходят вперевалочку, близко к себе не подпускают. Интересно понаблюдать, как птицы летают, куда садятся. Сделайте возле дома снежную тумбу-столик. Поручите ребенку полить ее водой из лейки. Получится «столовая» для птиц. Регулярно выносите и кладите хлебные крошки, зерна, сырные корочки. Объясните, что птицам голодно, их надо подкармливать. Издали наблюдайте, как птицы кормятся.

Во время прогулки найдите с ребенком сосну и ель. Предложите ему сравнить деревья по расположению веток, по иголкам, шишкам. Измерьте глубину снега возле деревьев. Прислушайтесь к звукам зимнего леса, попробуйте обнаружить стук дятла.

                     Весна

Что бывает весной?http://www.mirdetctva.info/images/stories/vesna.jpg

На прогулке наблюдайте с ребенком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьев; голубизну неба и кучевые облака. Обратите его внимание на то, что таяние снега происходит намного быстрее на солнечных местах. Наблюдайте за оживлением птиц, появлением первой зелени, цветов мать-и-мачехи, набуханием почек. Покажите ребенку красоту пробуждающейся природы, помогите испытать чувство радости от увиденного.

Наблюдайте с ребенком за тем, как снег начинает темнеть, оседать и таять. Когда побегут ручьи, сделайте вместе простенькие кораблики: из щепочек, бумаги, скорлупы грецких орехов. Пусть ребенок пускает их по ручейкам, подгоняет и направляет лопаткой. Обратите его внимание на то, как журчит ручей, как сверкает вода на солнце.

Спросите, откуда взялись ручьи,— ведь зимой их не было; почему снега стало меньше, почему он начал таять. Покажите бахрому из сосулек, вместе полюбуйтесь ею. Расскажите, как растут сосульки. Послушайте звон капели.

Наблюдайте с ребенком за набуханием почек на деревьях и кустах. Покажите, как на проталинах на солнечных местах появляются цветы мать-и-мачехи. Объясните, что рвать их не надо — лучше полюбоваться. Когда у мать-и-мачехи вырастут листья, рассмотрите их форму. Пусть ребенок потрогает и ощутит холод верхней и теплоту нижней стороны листьев, объяснит, почему растение так называется.

В мае наблюдайте за тем, как распускаются одуванчики. Покажите ребенку, как они красивы вначале и как потом становятся серыми воздушными шариками, разлетающимися от легкого ветерка. Объясните, что желтый одуванчик — это цветок, а серые парашютики — семена. Куда упадет семя, там вырастет новый цветок.

В вечернее время понаблюдайте, как одуванчики «ложатся спать» — закрываются на ночь. Поставьте в вазу небольшой букет одуванчиков, наблюдайте за образованием семян в последующие дни. Рассмотрите семена одуванчика. Пусть ребенок подует на цветок и понаблюдает за полетом семян, а затем объяснит, для чего они снабжены парашютиками.

С приближением весны предложите ребенку сделать на окне «огород». Возьмите ящик, вместе наполните его землей. Отберите для посадки картофелину, морковь, луковицу и свеклу. Покажите, как и каким концом надо сажать овощи в землю. Помогите ребенку посадить их так, чтобы морковь, свекла, луковица немного торчали над землей, а картошка была в глубине. Расскажите, что для того, чтобы овощи начали расти, необходимы вода, тепло и свет. Поставьте ящик на окно — пусть ребенок убедится, что там тепло и светло. Дайте ему лейку — пусть хорошо польет «огород». В дальнейшем напоминайте ребенку, что надо поливать «грядку» и наблюдать за происходящими изменениями (как растения прорастают).

Вместе с ребенком аккуратно срежьте 2 — 3 ветки тополя (или другого дерева). Поставь ветки в прозрачную вазу с водой. Периодически наблюдай за тем, как набухают и раскрываются почки, как появляются листья, как начинают отрастать корни.

Когда все почки распустятся, полюбуйся букетом, молодой зеленью. Объясни, почему в вазе ветки уже распустились, а за окном ещё нет.

Ежедневно наблюдайте с ребенком за погодой. Пусть он сам отыскивает и называет признаки весны: бурное таяние снега, ручьи, ярко-голубое небо, кучевые облака, проталины и пробивающуюся на них зелень. Проверяйте, как он самостоятельно отмечает значками погоду в календаре. Наблюдайте за поведением птиц, которые заняты выведением птенцов. Обратите внимание ребенка на появляющихся после зимы насекомых.

Наблюдайте с ребенком за весенним поведением птиц (воробьев, голубей, скворцов, грачей): где и как они строят гнезда, как самец выкармливает самку, пока она сидит на яичках, как оба родителя выкармливают птенцов и заботятся о них (особенно после вылета птенцов из гнезда).

Сходите с ребенком к лесному болоту, послушайте, как квакают лягушки, понаблюдайте за ними: как прыгают, как плавают в воде, как становятся незаметными среди травы.

Покажите ребенку кротовины — кучки земли, которые крот вытолкнул на поверхность, роя ходы.

Расскажите, как лесные животные растят своих детенышей. Раньше всех в лесу появляются медвежата. Еще зимой у медведицы в берлоге родятся 1—2 медвежонка. Они сосут материнское молоко. С наступлением тепла семейство покидает берлогу. Медведица учит медвежат отыскивать лесной корм: молодые побеги, коренья, муравьев.

Волки устраивают весной логово в глухой части леса. Волчица выкармливает волчат своим молоком, охраняет, а волк приносит ей добычу. Лиса растит свое потомство в норе. Лис не помогает лисе. Она кормит лисят и сама ходит на охоту.

Лосята появляются в конце весны. Никакого убежища лосиха не делает. Первое время лосята лежат, а мать их кормит, охраняет. Через неделю малыши встают на ноги и начинают кормиться вместе с матерью.

Крот устраивает гнездо глубоко под землей из травы и листьев. Кротята родятся очень маленькими, голыми и слепыми. Питаясь молоком матери, они быстро растут, прозревают, покрываются шерсткой. Уже через два месяца детеныши, как взрослые кроты, самостоятельно роют ходы при помощи широких плоских когтей, отыскивают червей, личинки.

                       Лето

Что бывает летом?http://www.mirdetctva.info/images/stories/leto.jpg

Летние прогулки с ребенком насыщайте наблюдениями за интересными явлениями: день длинный, солнце светит ярко, жарко греет, облака чаще кучевые или перистые, иногда набегают тучи, идут дожди; бывает гроза с молнией и громом. Надо показать ребенку, как все бурно растет, зреет, объяснить, что это происходит потому, что много тепла, влаги, солнечного света. Летом много бабочек, жуков, букашек, поют птицы. На прогулке найдите тополь. Пусть ребенок скажет, как изменились листья по сравнению с первыми молодыми листочками, почему с тополя летит пух. Соберите пух, попросите ребенка отыскать семя тополя и сказать, зачем вокруг него пушинки.

Сходите с ребенком в большой огород или на овощное поле в тот период, когда ботва у  растений уже достаточно большая. Покажите, где растет свекла, где морковь, где капуста, где картофель. Помогите ему отличить одни растения от других. Загадайте разные загадки про овощи.

На прогулке рассмотрите с ребенком собаку (любую), отметьте ее окраску, форму ушей (стоячие или висячие), хвоста, особенности ног и пр. Понаблюдайте за ее поведением: как бегает, лает, ласкается к хозяину, выполняет его команды.

Понаблюдайте с ребенком за кошкой: как она бесшумно ходит, ловко взбирается на деревья, как осторожна, пуглива и грациозна. Расскажите, что кошка и собака — домашние животные. Собака может охранять дом, хозяина, по следу отыскивать человека; кошка может хорошо ловить мышей.

Во время прогулок в сельской местности покажите ребенку корову и козу. Понаблюдайте, как животные пасутся: корова медленно переходит с одного места на другое, поедая траву. Наевшись, она ложится отдыхать и пережевывать жвачку.

Коза более подвижна, чем корова, любит вскакивать на высокие места, дотягиваться до веток деревьев, объедать с них листья. Если представится возможность, покажите ребенку процесс доения. Расскажите, что коровы дают молоко, оно очень полезно, из него готовят пищу и делают разные продукты. Дома разговор следует продолжить. В присутствии ребенка сварите на молоке кашу. Покажите творог, масло, кефир, подчеркните, что все это из молока.

В разгар лета на прогулке найдите липу. Пусть ребенок почувствует нежный аромат ее цветов. Сорвите несколько цветочков. Пусть ребенок рассмотрит их и понюхает, затем понаблюдает за липой и скажет, какие насекомые кружатся в ее ветвях, чем липа привлекает пчел. Расскажите про липовый мед и липовый цвет как лекарственное растение.

В конце лета пойдите с ребенком к овощному базару. Вместе полюбуйтесь обилием и разноцветьем его товаров. Предложите ребенку самому найти овощи, фрукты, ягоды, зелень, цветы, которые надо купить для дома. Покупая цветы, обратите внимание ребенка на различия в их форме, длине стебля, цвете и оттенках. Дома, выкладывая и сортируя покупки, пусть ребенок покажет, что относится к овощам, что к фруктам, а что к ягодам.

Существует немало литературных произведений-помощников, для так называемой поддержки в  понимании тех или иных природных явлений. Например:

Начинаются летние грозы. Малыши боятся грома, затихают, прячутся. Нужно постараться  доступно объяснить им это явление природы. Помочь в этом может  стихотворение "Тучи" В. Орлова.

     

Туча тучу повстречала,

      Туча туче прокричала:

      "Прочь с дороги, уходи!

      Прочь с дороги, дай пройти!"

                Отвечала туча туче:

                "Ты меня не трогай лучше,

                Если тронешь, проучу

                И тебя поколочу!"

      Туча тучу лбом, лбом!

      А по небу гром, гром!

      Бились тучи целый час,

      Слезы сыпались из глаз.

          Так же для того, чтобы помочь детям понять, для чего и почему нужно беречь природные ресурсы: воздух, землю и воду, можно рассказать такую  экологическую сказку:

                 

                    "О чем шепчет ручеек".

- Ручеек был очень чистый и очень веселый. Он радовался солнцу, чистому небу, пению птиц и весело журчал. У ручейка было много друзей: зайцы бегали с ним наперегонки, медведи и лисы спасались от жары, отдыхая на его прохладных берегах; синицы, скворцы и зяблики шутили и смеялись вместе с ним. И горы без него не могли обойтись: весной он помогал им освободиться от талых вод. А еще ручеек любил людей, любил, хотя его матушка Земля не раз говорила ему: "Люди коварны, они способны на предательство, помни об этом!" Но ручеек верил, что люди добрые и на добро отвечают добром. В одно прекрасное утро к ручейку прилетела сорока и рассказала ему о том, что люди в долине остались без воды - родник, который поил все живое, высох. Притих ручеек, призадумался. И решил помочь людям. Что есть сил побежал вниз, в долину. И тогда в поселке наступил долгожданный праздник: люди радовались воде как чуду. А ручеек был счастлив и горд.

Прошло несколько дней. Люди перестали обращать внимание на своего спасителя, а ручеек все чаще стал задумываться: почему люди так жестоки, почему они не берегут природу, почему позволяют себе превращать в мусорную кучу то место, где они живут? Вскоре ручеек стал задыхаться, из кристально чистого и прозрачного превратился в мутный, грязный. Ручеек заплакал, и тогда его вода стала соленой. Он понял из-за чего родник покинул долину.

Поздней ночью ручеек ушел из деревни. Тяжело было у него на душе, и лишь одна мысль его согревала: он скоро встретиться с настоящими своими друзьями, которые никогда не продадут: горами, деревьями, лесными жителями. И еще он все время думал, неужели матушка Земля была права?

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Весна идет, - Весне дорогу…

Весна пришла - снег начинает таять, бегут ручьи, солнышко теплое и яркое, гулять хочется все дольше. У мам прибавляется хлопот. Ребенок норовит то в лужу залезть, то в грязь. На улице – то метель, то оттепель.

Как не подхватить обидную простуду и сделать прогулку увлекательной, веселой и приятной и маме, и малышу?

По одежке встречают
Для начала нужна хорошая правильная экипировка. На то, чтобы одеть ребенка на прогулку, уходит много времени и сил. Особенно если речь идет о межсезонье. За те два часа, что (в идеале) ребенок проведет на улице, мартовская погода может смениться неоднократно - сейчас сухо, но пасмурно, а потом выглянуло солнышко, но подул ветер.
Многослойность. Как и зимой, малыш может напоминать «капусту», только слоев должно быть меньше, и сами они должны быть тоньше. Для ребенка до года работает формула «одежда, как на взрослом, плюс один слой», а на детей старше года можно надевать столько же слоев, как на маму, или даже на один меньше, если малыш очень активный.
Не перекутывать. Одежда должна быть теплой, но легкой. Ребенок много двигается, но остановившись, быстро остывает, и может замерзнуть, особенно, если вспотел в игре.
Под куртку лучше надеть не толстый свитер, а тонкую флисовую толстовку. Флис, в отличие от натуральной шерсти, отводит влагу от тела, а не впитывает. Поэтому и вспотев, ребенок останется сухим, не перегреется и не замерзнет. А вот свитер станет влажным и тяжелым, и в таком «коконе» ребенок быстро взмокнет, а потом замерзнет. То же касается и нижнего белья: термобелье из синтетических тканей предпочтительнее хлопковых маек, которые становятся влажными, стоит ребенку хоть чуточку побегать наперегонки. Помните, что, в отличие от взрослого, у малыша организм нагревается очень быстро, но так же быстро и остывает.
Довериться новому. Выбор грамотных родителей в холодное время года - мембранная одежда. Она полностью водо- и ветронепроницаема. Обычный комбинезон после нескольких минут катания по растаявшей горке или сидения на мокрых качелях можно выжимать. Поэтому неизбежно прогулку сопровождают мамины окрики: «Не садись! Не лезь!». В большинстве «мембранников» можно посидеть даже в луже несколько минут – внутрь не проникнет ни одна капелька воды.http://www.mmal.ru/sites/default/files/fckfiles/image/devochka.jpg

Голова и ноги в тепле
* Смените плотные зимние шапки на более тонкие, но непродуваемые модели. Очень хороши шапки с утепленными боковыми зонами: в них не мерзнут уши и лоб. Идеальны для прогулок шлемы, сочетающие в себе возможности шарфа и шапки. Маме не придется ежеминутно проверять, не открыта ли шея у малыша, и при этом на ребенке не намотано несколько слоев так ненавистного многим ребятишкам шарфа. Особо актуальны шапки-шлемы как раз в межсезонье, когда во всю гуляют еще совсем не ласковые ветра.
* Обувь должна быть непромокаемой, но легкие резиновые сапожки не подойдут – земля еще не прогрелась. Лучше выбрать высокие ботинки на толстой подошве, но без утеплителя, или ту же «мембранную» обувь, которая рассчитана на большой диапазон температур – от -15 до +5. Когда плюсовая температура станет привычной, можно сменить эту обувь на резиновые сапоги с «валенком» внутри. Если повезет, в магазинах можно найти и сапоги из особого пластика (модные «кроксы» изготовлены именно из него). Они выглядят как обычные резиновые, причем без всяких «наворотов». Но, благодаря своей структуре, они без дополнительных носков и прочих утеплителей держат внутри постоянную температуру, и подходят для прогулок и по глубоким лужам, и по замерзшим при -13 С сугробам. Единственный минус – очень скользят по льду.
http://www.mmal.ru/sites/default/files/fckfiles/image/mishka.jpg

 

Защитные средства
Специалисты утверждают, что максимум жесткого ультрафиолетового излучения от солнца в российских широтах приходится на конец марта и апрель. Верный признак – появление веселых веснушек на носиках и щеках. Поэтому кремы, защищающие от мороза и ветра, замените на те, которые защищают от солнца. Наносить солнцезащитные средства нужно за 15-20 минут до выхода из дома. И не забудьте, вернувшись с прогулки, нанести еще один крем – увлажняющий.
Руки весной тоже нуждаются в дополнительной защите. Их можно мазать обычным детским кремом, чтобы возня в снегу и холодной воде не стала причиной раздражения и шелушения на коже.
Детям старше года имеет смысл мазать губы гигиенической губной помадой. Малыш все равно будет облизывать губы, а делать это на ветру – значит заработать себе шелушение и «заеды» в уголках рта.
Но все же совсем избегать солнца не стоит. Если малыш, нагулявшись, заснул в коляске, опустите верхний тент: пусть получает полезный ультрафиолет. К тому же температура у головы ребенка всегда выше – солнце нагревает тент, и внутри коляски создается парниковый эффект. Так что «расчехление» поможет избежать перегрева. Можно положить в изголовье термометр в пластиковом корпусе, чтобы следить за температурой внутри.

Дополнительное снаряжение
О том, что мамам может понадобиться зонт, умолчим. А вот малышу, который уже вылез из коляски, и все норовит потрогать, и всюду норовит залезть, очень пригодятся влажные салфетки и бутылка с чистой водой – чтобы сразу смыть весеннюю грязь с любознательных ладошек.
Лопатку и совок лучше брать не пластиковые, а стальные. Ведь песок в песочнице еще мерзлый, а снег плотный и слежавшийся: хрупкой пластмассы хватит буквально на один раз.
Даже если вокруг еще слякоть и сугробы, на оттаявших участках асфальта можно рисовать цветными мелками.
Очень пригодятся защитные «сидушки», которые крепятся при помощи ремешков или широких резинок на попу малыша. Их можно сделать из «пенки» и надеть на все время прогулки: пусть это выглядит неэстетично, зато ребенку они не мешают даже бегать и плюхаться хоть на мокрую лавку, хоть на грязную дорожку. Особенно это актуально, если одежда на ребенке – промокаемая.
Выручат и мыльные пузыри: дети любого возраста обожают наблюдать за ними и ловить их, а те, что постарше, и выдувать. Дома обычно в процессе все вокруг залито мылом, а на улице никаких ограничений и огорчений по этому поводу не бывает.

Весенние наблюдения
На прогулке наблюдайте за изменениями в природе – вот здесь вчера был сугроб, плотный и твердый, а сегодня осталась кучка пористого снега. Обратите внимание ребенка на то, что таяние снега происходит намного быстрее на солнечных местах.
Когда побегут ручьи, сделайте вместе простенькие кораблики: из щепочек, бумаги, скорлупы грецких орехов. Пусть малыш пускает их по ручейкам, подгоняет и направляет лопаткой. Обратите его внимание на то, как журчит ручей, как сверкает вода на солнце. Спросите, откуда взялись ручьи - ведь зимой их не было, расскажите, почему начал таять снег. Покажите бахрому из сосулек, вместе полюбуйтесь ею и объясните, как они растут (только стойте в стороне от опасных мест и, разумеется, не разрешайте малышу их пробовать на зуб).
Наблюдайте за живой природой: послушайте птиц, которые проснулись после зимнего затишья, сорвите несколько веточек дерева и поставьте их дома в воду. Понаблюдайте, как набухнут почки и раскроются листья. Объясните крохе, что на улице с деревьями происходит то же самое, но медленнее – ведь дома всегда тепло, а в природе ночью бывают заморозки.
Покажите, как на проталинах на солнечных местах появляются цветы мать-и-мачехи, рассмотрите вместе ее листья и объясните, почему цветок называется именно так. Пусть ребенок потрогает и ощутит холод верхней и теплоту нижней бархатной стороны листьев.
Можно выбрать какое-то определенное место во дворе и навещать его раз в несколько дней, отмечая вместе с ребенком изменения, которые успели за это время произойти. А после прогулки предложите малышу зарисовать увиденное: снег, ручеек, пробивающуюся травку. Так кроха научится наблюдать и слушать, запоминать и фантазировать, ждать новых изменений и быть к ним готовым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Воспитание дошкольника через театрализованную игру"

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом этапе является ведущей. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Среди разных ви...

Консультация по патриотическому воспитанию дошкольников

Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений....

Консультация. «Содержание трудового воспитания дошкольников.» Подготовила и провела:Воспитатель Безносюк Т.А.

Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленн...

Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"...

Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство Родин...

Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"

Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"...

Консультация «Особенности музыкального воспитания дошкольников»

Музыкальные занятия являются универсальным средством эмоционального воздействия на ребенка, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей, так как эти занятия объединяют музыку и пение, дви...