Формируем межполушарное взаимодействие дошкольников
консультация

Формирование межполушарного взаимодействия у дошкольников: советы и упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Межполушарное взаимодействие у дошкольников

⠀      Мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых свои функциональные задачи. ⠀⠀
          Правое полушарие отвечает за воображение, абстрактное мышление, интуицию, помогает создавать что – то новое, генерировать идеи. Левое  -  за мыслительные операции, логику,  память, языковые способности, аналитическое мышление.⠀⠀
          У кого-то лучше функционирует левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых –  обе. Выигрывают, естественно,  последние,  использующие своё  богатство максимально.⠀⠀
        Преимущества гармоничной работы полушарий мозга огромны. Это своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека. Упражнения для развития межполушарных связей ведут к тому, что в мозге образуются новые нервные клетки. Большое количество этих клеток ведет к повышению возможностей интеллекта.⠀
          Ведущее полушарие — врождённый признак. Дети рождаются правшами (левополушарными), левшами (правополушарными) или амбидекстрами (равнополушарными). ⠀⠀
⠀⠀    Как и мышцы, мозг поддаётся тренировке. Дошкольное  и  школьное образование активно стимулирует работу левого полушария. Именно поэтому многие взрослые утрачивают детскую способность фантазировать,  погружаться в свой воображаемый мир, перестают слышать свой внутренний голос и доверять своей интуиции.⠀⠀
         

          Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними.  Чем лучше будут развиты  межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Для этого есть специфические игры и упражнения, которые и помогают ребёнку включить в работу оба полушария. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать: 

  • Ускорение темпа выполнения

  • Выполнение упражнений с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля)

  •  Подключение движений глаз и языка к движениям рук

  •  Подключение дыхательных упражнений.



1. 
«Уши»  Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассировать ушную раковину. 

2. 
«Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе. 

3. 
«Кулак-ребро-ладонь» Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя. 

4.
«Лезгинка»  Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений. 

5. «Лягушка»  Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.

6. «Замок»  Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет инструктор. Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательно допускать движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах. 

7. «Ухо-нос»  Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

8. «Зеркальное рисование»  Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Необходимо рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия

  • Плохая координация движений, сложность произвольной саморегуляции: малыш ползает больше задом, боком или вообще мало. Ребенок неловок, часто падает и натыкается на углы и мебель (после 3-х лет).⠀⠀
  • Долгое время не формируется доминантная рука, при письме имеет место зеркальное написание букв, возможно расстройство содружественного движения глаз.⠀⠀
  • Отсутствие учебной познавательной деятельности мотивации, бедность интересов.⠀⠀
  • Нет произвольного внимания к 1 классу.⠀⠀
  • Плохо развит фонематический слух и с трудом даются направленные на это задания.⠀⠀
  • Ребенок никак не может запомнить название предметов. Не может долгое время отличить курицу от петуха и т.п.⠀⠀
  • С трудом запоминает стихи, не может пересказать рассказ или сюжет.⠀⠀
  • Бывают агрессивные вспышки из-за сложности вербализации, т.е. оречевления ситуации.⠀⠀

          Такие проблемы могут указывать на несформированность межполушарного взаимодействия. Сами по себе данные проблемы не уйдут.  Выполнение специальных упражнений поможет в формировании межполушарных связей. ⠀

          Эти простые советы  и упражнения  обязательно дадут результат. Главное, терпение и регулярность. Все получится!

                                                                     

                                                                                                             
⠀⠀


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти...

Тетрадь по лексическим темам "Формируем межполушарные связи"

В тетраде представлены упражнения на развитие межполушарного взаимодействия...

Упражнения для межполушарного взаимодействия дошкольников.

Улучшение интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Работа педагога должна быть направлена от движений к мышлению, а не от мышления к движению. ...

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...

Активизация межполушарного взаимодействия дошкольников с помощью использования различных упражнений

В материале представлены различные необычные упражнения и приемы, с помощью использования которых можно автивизировать межполушарное взаимодействие дошкольников. Главное делать это систематически, нач...

Сборник упражнений для развития межполушарного взаимодействия дошкольников.

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга....

нейроигры для развития межполушарного взаимодействия дошкольников.

Нейроигры для развития межполушарного взаимодействия. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного  взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.Одним...