КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как научить Вашего ребенка различать правую и левую стороны?»
консультация (старшая группа)
Почему у многих детей (и у некоторых взрослых) сложности с определением того, где «право», а где «лево»? Оказывается, у человека нет органа для ориентирования в пространстве (поэтому ориентироваться нам сложно), но эту функцию совместно выполняют зрение, слух и осязание (поэтому научиться ориентироваться вполне реально). Чем больше обогащается жизненный и чувственный опыт, тем проще человеку ориентироваться и определять стороны правильно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_levo_pravo.docx | 79.77 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как научить Вашего ребенка различать
правую и левую стороны?»
Подготовила:
Воспитатель
Даулеткалиева А. Ж.
Почему у многих детей (и у некоторых взрослых) сложности с определением того, где «право», а где «лево»? Оказывается, у человека нет органа для ориентирования в пространстве (поэтому ориентироваться нам сложно), но эту функцию совместно выполняют зрение, слух и осязание (поэтому научиться ориентироваться вполне реально). Чем больше обогащается жизненный и чувственный опыт, тем проще человеку ориентироваться и определять стороны правильно.
Подумаешь! Ну научится ребенок как-нибудь отличать правую руку от левой – со временем. Но психологи и педагоги настаивают на том, что процесс нельзя пускать на самотек. Если ребенок путает левую и правую сторону, то
- он с трудом ориентируется в пространстве, особенно по устным инструкциям;
- ему сложно ориентироваться на местности, находить дорогу даже в знакомом месте;
- в школе могут быть проблемы с обучением - когда нужно будет что-то найти в учебнике или в тетради, на уроках труда и конструирования, на строевой подготовке во время уроков физкультуры и т.д.
В целом, исследования показывают, что навыки ориентирования в пространстве тесно связаны с развитием мышления и речи, поэтому, не развивая эти навыки, мы тормозим интеллектуальное развитие ребенка.
Учить ребенка различать левую и правую руку (и соответственно - левую и правую сторону) нужно как можно раньше, потому что именно в раннем возрасте процесс будет проходить естественно, без лишних усилий, слез и появления неуверенности в себе. Важно обращать внимание малыша на то, что руки отличаются друг от друга, это разные части тела (хоть и похожие).
Расскажем о способах научить ребенка отличать левую сторону от правой:
* Когда вместе с малышом гуляете на улице, обозначайте словесно свой маршрут (особенно на поворотах). Обращайте внимание ребенка на предметы и строения вокруг вас и указывайте на то, с какой стороны от вас они находятся. Когда едете в транспорте, отмечайте вместе с малышом маршрут: вот автобус повернул налево, а вон впереди поворот направо. Когда одеваете ребенка, комментируйте свои действия: надеваем варежку на правую руку, теперь - на левую, сапог - на правую ногу, теперь - на левую и т.д.
* Пока малыш совсем маленький, можно воспользоваться яркой ленточкой: завяжите ее красиво на правую руку (или ведущую руку, если ребенок – левша), и всякий раз, определяя, где право, а где лево, ребенок будет сначала вспоминать, где ленточка. Позже процесс станет автоматическим, и ленточка не понадобится. Детям постарше можно надеть на руку стильные часы (мальчикам) или красивый браслет (девочкам).
* Выучите наизусть стихотворения о правой и левой стороне – например, такое:
Правая и левая
Водят поезда,
Правая и левая
Строят города.
Правая и левая
Могут шить и штопать,
Правая и левая
Могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь,
Руки так устали…
Правая и левая
Спят на одеяле.
(О. Дриз)
Призовите на помощь мышечную память. Попросите малыша сопровождать чтение стихотворения движениями (показывать правую и левую руку). В моменты затруднений ребенок впоследствии будет вспоминать отдельные строчки из стихотворения, тем самым - обращаться не с абстрактными понятиями, а с прикладными.
* Научите ребенка определять стороны при помощи привычного действия. Если у малыша есть стойкая привычка (например, он всегда держит ложку правой рукой), то в случае затруднений ему пригодится фантазия: предложите представить, что он садится обедать и берет в руку ложку. В какую руку? Значит, какая это рука? Аналогично «помогут» и другие привычные действия, например, почесывать голову, чистить зубы, креститься, пожимать руки, рисовать или писать.
* Делайте с ребенком веселую зарядку. Включайте любимые детские песенки и вместе поднимайте поочередно (обязательно при этом называя) правую руку или левую, делайте шаги, прыжки или наклоны вправо или влево.
* Проводите с ребенком «тренировки для продвинутых»: просите его положить руки перед собой и назвать их. Затем пусть скрестит руки - и снова назовет их. Предложите положить левую руку на правое колено, достать правой ногой до правого уха, хлопнуть левой рукой по правой ступне, топать правой ногой и одновременно махать левой рукой и т.д. По утверждениям специалистов, многие люди лучше запоминают важные вещи в движении.
* Используйте зрительную память: на картинках в книжках определяйте вместе с ребенком, где у того или иного героя или животного правый глаз, левая нога, правый ус, левое крыло и т.п.
* Возьмите любое задание - «лабиринт» и предложите ребенку в точности соблюдать ваши команды. Пусть представит, что идет в полной темноте, а вы - его «глаза». Чтобы выбраться из лабиринта, нужно точно следовать инструкциям и не путать право - лево. Если ориентироваться «на бумаге» ребенку пока сложно, устройте поиски клада «на местности» - в детской комнате. Спрячьте игрушку-«клад», и помогайте ребенку найти ее при помощи подсказок («два шага вправо, шаг вперед, один шаг влево» и т.д.).
* Когда ребенок занят рисованием, просите его или предлагайте ему нарисовать тех или иных героев или животных в движении - идущими (бегущими, ползущими) слева - направо или справа - налево.
* Танцуйте вместе танец буги-вуги. Все мы помним эти строки (и, конечно, движения):
Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги…
* Детям старшего дошкольного возраста может понравиться графический диктант. Ребенок берет карандаш и лист бумаги в клеточку. Вы диктуете «шаги»: одна клеточка вниз, три - вправо, две - вниз, три - влево и т.д. Если все «шаги» ребенок сделает правильно, то у него получится фигурка (животное или знакомый предмет).
Будьте последовательны, настойчивы и терпеливы – и все получится!
МАДОУ «Детский сад «Гусельки»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Право и левополушарные - игры для развития детей»
Подготовила:
педагог-психолог
Белоусова Елена Сергеевна
Чуть-чуть физиологии
У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за пространственную ориентацию. Мы воспринимаем пространство благодаря взаимодействию зрения, слуха и осязания. Поэтому способность ориентироваться у малыша развивается постепенно, по мере обогащения его чувственного опыта и расширения знаний об окружающем мире.
Сначала кроха учится воспринимать собственное тело и определять его границы. По мере взросления, когда ребенок пробует ползать, а затем и ходить, он начинает взаимодействовать с окружающими предметами, осознает, что у пространства есть верх и низ, что предметы могут быть далеко и близко.
С 2-3 лет у малыша начинает формироваться представление о правой и левой стороне своего тела, а завершается этот процесс к шести годам. Очень важно именно в этом возрасте помочь крохе разобраться что к чему. Ведь умение ориентироваться в пространстве тесно связано с развитием мышления и речи. Если кроха не понимает, где у него правая ножка, а где левая, ему будет тяжело не только на занятиях танцами или гимнастикой.
Плохо или неточно сформированные пространственные представления влияют на уровень интеллектуального развития ребенка. У него могут возникать сложности с конструированием, проблемы в овладении счетом и письмом, что, в свою очередь, будет мешать успешному обучению в школе. Не будем забывать, что так же, как и в случае с цветом, малыш сначала начинает РАЗЛИЧАТЬ право и лево, а называть все своими именами он будет гораздо позже.
Итак, чем раньше мы начнем знакомить малыша с пространственными понятиями, тем легче и быстрее он сможет освоить эту непростую науку. И тем меньше проблем у него будет в будущем. А помогут нам в этом веселые игры и упражнения.
Ни дня без тренировки!
У малышей до 3 лет преобладает конкретное мышление. Это значит, что они воспринимают конкретные предметы, которые можно увидеть собственными глазами и пощупать. А вот такое абстрактное понятие, как пространство, для них пока непостижимо. Интересно, что в царской армии большинство солдат были неграмотными и не различали право и лево. И вот один изобретательный офицер, тщетно пытавшийся обучить солдат командам «налево» и «направо», вместо абстрактных понятий «лево» и «право» стал употреблять конкретные «сено – солома». И строй стал поворачиваться в нужную командиру сторону. Похожая ситуация происходит и с малышами. Поэтому, объясняя сыну или дочурке, что такое лево и право, говорите не о пространстве вообще, а привязывайтесь к конкретным, понятным ему вещам, создавайте стойкие ассоциации. И начать, конечно, нужно с себя любимого. Просто объясните крохе, что правая ручка – это та, которой он кушает. Можно придумать и другой заметный ориентир. Например, родинка на правой руке. А другая рука, соответственно, левая. На этапе обучения напоминайте об этом почаще, иначе малыш может забыть ваши пояснения. Когда с руками все будет более-менее понятно, попросите кроху опустить правую ручку вниз и взяться за ногу. Объясните, что эта ножка – тоже правая. И все, что находится с этой стороны (глаз, ухо, плечо, локоть и т.п.) – правое. И только тогда, когда свои собственные части тела будут четко дифференцироваться на правые и левые, на этой основе начинаем изучать более абстрактные понятия.
Попробуйте на первых порах пользоваться все тем же методом «сено-солома». Например, наклейте на правую ручку малыша наклейку с солнышком, а на левую – с цыпленком. Где солнышко – правая ручка, где цыпленок – левая. С той же целью можно надеть на правую руку ребенка браслетик. Многие вещи малыш постигает в повседневной жизни как бы между прочим. Именно так обычно и происходит с ориентированием в пространстве.
Почаще обращайте внимание крохи на такие понятия, как право, лево, верх, низ: «Сейчас мы откроем левую дверку шкафа. Давай повесим полотенце на правый крючок. Где на полке лежат твои футболки? Справа! Подай мне вон ту книжку, которая стоит на книжной полке слева!»
Во время одевания тоже не теряйте времени зря: «Давай наденем варежку (носочек, ботинок) на правую ручку, а теперь – на левую!».
Рассматривая картинки в книжке, спрашивайте у крохи, кто находится вверху, а кто внизу, кто слева, а кто справа, что нарисовано в левом верхнем и в правом нижнем углу, где у собачки правый глазик, а где левое ушко и т.п.
Обратите внимание малыша, что когда взрослые люди здороваются, они протягивают друг другу правую руку. Поиграйте с малышом в «приветствие»: протягивайте ему правую руку, и пусть он в ответ пожмет ее нужной рукой. Малыш может поздороваться за руку с пришедшим с работы папой, приехавшей в гости бабушкой и т.д. Одним словом, используйте любую подходящую ситуацию, чтобы лишний раз потренироваться. Ведь в нашем деле важна именно тренировка, тренировка и еще раз тренировка.
Зарядка страны Левоправии
Простые упражнения обыкновенной зарядки как нельзя лучше подходят для закрепления навыков ориентирования в пространстве. Включите веселую музыку и позанимайтесь вместе с малышом. Сначала упражнения могут быть совсем простые. Попросите его поочередно поднимать вперед, вверх или в стороны правую и левую ручки. Комментируйте действия словами: «Правую руку вверх! Левую руку в сторону! Правую – вперед» и т.п. Затем скомандуйте: «Прыгаем на правой ножке! Теперь на левой!» Если малыш прыгает достаточно уверенно, предложите ему прыжки на двух ногах одновременно: «Прыжок вперед! Прыжок влево! Прыжок назад! Прыжок вправо!»
А теперь пришло время расслабиться. Укладывайтесь вместе с крохой на пол и продолжайте упражнения: «Подними вверх правую ножку, теперь правую ручку! А теперь вместе левую ножку и правую ручку!»
Польза от подобных упражнений не сводится лишь к изучению понятий право-лево. Такие занятия тренируют еще и внимание малыша, умение выполнять действие по команде.
Можно предложить крохе поиграть маленьким мячиком, бросая его попеременно то одной, то другой рукой и называя при этом руку. Если у вас есть гимнастический мяч, то, качая на нем малыша, приговаривайте все время: «Вперед, назад, влево, вправо». Постоянное повторение рано или поздно принесет свои плоды.
Есть немало замечательных стихотворений, которые тоже можно использовать как веселые и полезные упражнения.
Вы рассказываете стишок, а малыш топает, как аист:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой! (И. Токмакова)
А можно и веселый танец буги-вуги станцевать:
Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся!
Дальше слова меняются так: ручку левую вперед, ножку правую вперед, ушко левое вперед, плечо правое вперед и т.д. Песенку поем на любой подходящий мотив, делая нужные движения.
Упражнения на прогулке
На прогулке тоже можно устроить веселый урок. Поднимаясь по ступенькам, командуйте: «Левой-правой, левой-правой!»
Обращая внимание малыша на какой-то интересный предмет, используйте пространственные понятия: «Посмотри, справа от тебя растет рябина. А вон, слева, побежала кошка». Обычно малыши показывают рукой на то, что их заинтересовало: «Вон поехал мотоцикл!» А вы прокомментируйте его слова: «Мотоцикл проехал слева от нас». Спрашивайте у крохи, в какую сторону вы повернули: направо или налево. А если идете по знакомой дороге, попросите, чтобы малыш вас проводил. Пусть он идет впереди и комментирует свои действия: «Сейчас мы идем прямо, теперь поворачиваем направо, а теперь – налево».
Во время ежедневного похода в детский сад попробуйте свернуть не в ту сторону, и пусть малыш вас исправит. Спросите, куда нужно было повернуть. Переходя дорогу, непременно озвучивайте свои действия: «Посмотрели налево, теперь направо!»
Если вы едете в автомобиле или автобусе, тоже неплохо следить за поворотами. Обычно мальчишки интересуются всевозможными дорожными знаками, но, почти наверняка, это будет интересно и девочкам. Рассматривайте те из них, где нарисованы стрелки, и пусть ребенок расскажет вам, куда можно ехать машине согласно этому знаку: прямо и направо или прямо и налево.
Такие нехитрые игры тренируют пространственную ориентацию, внимание, дают возможность малышу лучше узнать свой город. Это здорово пригодится ему в будущем.
Умные игрушки
Игрушки – благодатный материал, который помогает объяснить ребенку даже самые непростые вещи. Важно, чтобы малыш не только знал, где право, а где лево, но и мог определить право и лево относительно любого предмета.
Во время игры посадите несколько мягких игрушек в ряд и потренируйтесь определять, какие игрушки сидят левее мишки, а какие правее. Кто в ряду находится левее: кукла или собачка? А кто правее: зайка или львенок? Кто самый правый? А самый левый? Сколько зверушек сидит справа от кошечки, а сколько слева. Перечисли все игрушки справа налево, а теперь – слева направо…
Теперь посадите одну игрушку (например, собачку) в центре, а остальные распределите вокруг нее на некотором расстоянии. Пусть собачка идет вправо и называет те игрушки, которые встретились у нее на пути. А теперь пусть отправится влево.
Затем возьмем машинку, усядемся на пол и будем возить ее по ковру, выполняя мамины команды: «Вперед! Налево! Направо! Назад!» Можно нарисовать на большом листе бумаги дорогу со множеством поворотов и катать по ней маленькую машинку из киндер-сюрприза, рассказывая, где в какую сторону нужно повернуть. Попросите малыша показать, где у машинки правое переднее колесо, а где левое заднее.
Все малыши любят играть в прятки. Вот и устройте прятки с игрушками. Любимый зайка спрятался, а малышу нужно его найти, выполняя инструкции: «Два шага налево, один прямо, один направо…»
А еще можно поиграть так. Сядьте с малышом на пол и попросите его положить, например, впереди машинку, сзади – куклу, справа – зайку, слева – мишку.
Теперь расскажите ему такую присказку:
Вперед пойдешь - машину найдешь.
Направо пойдешь – зайку найдешь.
Налево пойдешь - мишку найдешь.
Назад пойдешь – куклу найдешь.
Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?
Малыш говорит, например: «Я хочу пойти направо и найти зайку». Затем игра повторяется снова.
Рисуем и учимся
Графический диктант - очень полезное упражнение как для развития пространственной ориентации на плоскости, так и для подготовки руки к письму, тренировки ловкости и внимания.
Для трех-четырехлетних малышей используйте упрощенный вариант. Нарисуйте на листе бумаги игровое поле, расчертив его на 9-12 крупных клеток, возьмите две маленькие игрушки (например, из киндер-сюрпризов), поставьте в разных местах игрового поля. Теперь пусть малыш поможет игрушкам встретиться, выполняя ваши словесные команды о том, сколько шагов и в какую сторону должна сделать каждая фигурка.
Для этих целей можно использовать и шахматную доску.
А когда малыш немного подрастет, приступайте к настоящему диктанту. Для этой цели купите тетрадь с крупными клетками, дайте малышу хорошо заточенный мягкий карандаш и диктуйте. Пусть кроха отсчитывает определенное количество клеток в нужную сторону и проводит линии.
Для того чтобы рисовать было интереснее, заранее придумайте и нарисуйте несколько несложных фигурок: собачка, домик, флажок, кораблик и диктуйте уже по готовому рисунку.
Не забывайте, что такая работа очень утомительна для крохи, поэтому почаще давайте ему возможность отдохнуть, размять пальчики и не заставляйте рисовать через силу.
Научите малыша различать отпечатки правой и левой руки. Для этого обведите ладошки на листе бумаги и спросите у крохи, где какая. Если он затрудняется с ответом, пусть приложит свои ручки к отпечаткам. Вот теперь все ясно. Предложите малышу выполнить такие задания: «Нарисуй на правой ручке браслет. Раскрась ноготок указательного пальца на левой руке. Нарисуй на среднем пальце правой руки колечко».
А теперь обведите на листе несколько правых и левых ладошек в разных положениях (чтобы пальчики смотрели и вверх, и вниз, и в стороны). Сможет ли малыш дорисовать на всех левых руках часы, а на всех правых – браслеты?
Заданиями по ориентированию в пространстве можно сопровождать и обычное рисование: «Нарисуй, пожалуйста, домик. А теперь слева от него – собачку, а справа – кошечку». Или: «Давай нарисуем елочку, а справа от нее березку. А что мы нарисуем слева: пенек или зайку?» А сможет ли малыш нарисовать птичку, летящую справа налево? А слева направо?
Свет мой, зеркальце…
С этой проблемой сталкиваются практически все родители. Даже если малыш прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть…
Сообщите малышу, что сейчас покажете ему фокус. Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку «лицом» к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, чтобы разобраться в этом фокусе. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, чтобы малыш понял, что правая рука так и осталась правой. А путаница произошла из-за того, что предмет изменил свое положение в пространстве. Возможно, малыш не сразу осознает, что расположение предмета относительно и зависит от того, каким образом расположены мы сами по отношению к этому предмету. Но постепенно он осилит и это.
И здесь тоже на помощь придут игры. Предложите малышу завязать всем своим игрушкам и куклам ленточки на правые (или левые) лапки. Или красные ленточки – на правые, а синие – на левые. Как альтернатива ленточкам – обычные резинки для волос. Если маме будет не лень, можно нарисовать картинку-загадку для малыша. Изобразите на ней (можно схематически) пару десятков зайчиков (или человечков). Пусть они стоят и передом, и задом, и боком. Часть фигурок будет держать флажки в правых лапках, часть – в левых. Пусть малыш обведет, например, синим карандашом тех, у кого флажок в правой лапе, а зеленым – у кого в левой.
Поиграйте с крохой в мячик. Вы бросаете ему мяч и называете какой-нибудь предмет в комнате, а малыш бросает мяч обратно и говорит, слева, справа, спереди или сзади от него этот предмет находится.
Усложненный вариант – называть пространственное расположение предмета относительно того, кто бросает мяч и называет предмет (в данном случае, мамы). Время от времени меняйтесь с малышом ролями. Попробуйте допустить ошибку. Заметит ли ее ребенок? Станьте вместе с ребенком посреди комнаты и попросите, чтобы он расположился так, чтобы вы очутились слева от него, затем справа, спереди, сзади. Предложите малышу ответить на такие вопросы: «Что нужно сделать, чтобы «право» и «лево» поменялись местами? А чтобы поменялись местами «спереди» и «сзади»?
Можно ли «справа» изменить на «спереди»? Что произойдет, если сделать полный оборот?» В первом и втором случае нужно повернуться на пол-оборота, в третьем случае – на четверть. А вот если сделать полный оборот, ничего не произойдет. Не спешите подсказывать малышу. Пусть он сам повертится на месте и поймет что к чему.
Налево равняйся!
С детишками, у которых ведущей рукой является правая, все ясно. А как быть маленьким левшам, от какой руки отталкиваться им?
Действительно, леворукие малыши сталкиваются с определенными сложностями. Часто они плохо ориентируются в пространстве, путают право и лево, верх и низ. Связано это с особенностями строения головного мозга. У левшей, в отличие от большинства праворуких людей, ведущим является правое полушарие. Крохе сложно охватить целиком всю картинку, он выделяет лишь отдельные детали. В будущем у малыша могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
И чтобы помочь маленькому левше, нужно уделить максимум внимания именно пространственной ориентации. Оденьте крохе на левую ручку браслет или часы. Для него это будет своего рода маркировкой, ориентиром в определении левой руки.
Очень полезно для маленьких левшей выкладывать узоры из мозаики и кубиков. Но стремитесь, чтобы ребенок выкладывал узоры слева направо, т.е. начинал ряд у левого верхнего угла поля, а заканчивал у правого верхнего. Затем опускаемся на ряд ниже и снова: слева направо. При этом научите малыша пользоваться важным ориентиром – маркированной рукой. Это поможет малышу легче освоить правильное направление при чтении и письме. И помните, что маленькие левши осваивают пространство позже своих праворуких сверстников. Так что будьте терпеливы и снисходительны к крохе, и все у вас получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
Консультация для родителей "Как научить ребенка различать, где лево, где право?"
как научить ребёнка различать где право, где лево...
Консультация для родителей" Как приучить ребенка право-лево"
Консультация для родителей "Как приучить ребенка право-лево"...
Консультация для родителей . Как научить ребенка различать право и лево.
Советы по боучению детей различать "право" "лево"...
Консультация для родителей "Как научить ребенка различать лево и право"
Рекомендации для родителей как научить детей различать право и лево...
Консультация для родителей " Как научить ребенка не путать правое и левое"
Несколько советов, как научить ребенка отличать левое и правое. ...
Консультации для родителей как научить ребенка различать право лево
Консультации для родителей как научить ребенка различать право лево...