Роль компьютерных игр в воспитании и образовании дошкольников
консультация

С чего начинается знакомство детей дошкольного возраста с компьютером в детском саду, с тщательно подобранных копьютерных игр с учетом возраста и учебной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_kompyuternyh_igr.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль компьютерных игр в воспитании и образовании дошкольников»

Компьютеризация, постепенно проникла во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Основной целью использования компьютера в дошкольном учреждении всестороннее развитие ребенка, его подготовка к жизни и деятельности в «компьютерной действительности», т.е. формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.

         Знакомство детей дошкольного возраста с компьютером в детском саду начинается с игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Одна из важнейших функций таких игр обучающая.

 Игры составлены так, что ребенок может воспринимать и усваивать не только единичные понятия или конкретные ситуации, но и получить обобщенные представления обо всех похожих предметах и ситуациях. Так у него развиваются важные операции мышления – обобщение и классификация. В процессе занятий на компьютерах у детей улучшается память и внимание, потому что информация передается в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Занятия с применением компьютерных игр пользуются огромным успехом и очень нравятся детям, ведь зачастую персонажи обучающих игр применяемых на этих занятиях – это герои любимых мультиков и сказок. «Общение» между малышом и игрой происходит на понятном ребенку языке, сопровождается приятной музыкой. Дети с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению в школе.

Особый интерес у дошкольников вызывают игры с элементами новизны, сюрпризности, необычности. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую мелодию, либо видит печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к компьютерным занятиям. Все компьютерные игры для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия.

Компьютерные игры специфичны, что позволяет рассматривать их как особое средство развития творчества детей. В отличие от других игр и видов деятельности они позволяют:

        - увидеть продукт своего воображения и своей игры;

        - восстановить процесс и динамику творчества;

        - реализовать такие свои потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться (например, из-за несформированности графических навыков);

        - реализовать принцип самоконтроля (что позволяет детям чувствовать себя свободно, не бояться давать неверные ответы, не испытывать неловкость);

        - активно и самостоятельно управлять игрой, самим создавать игры, что укрепляет веру детей в свои силы.

        Все это вызывает у детей повышенный интерес к компьютерным играм и позволяет целенаправленно и эффективно стимулировать и актуализировать возможности ребенка в интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сферах.

Компьютерные игры могут стать средством адаптации ребенка в окружающем его мире.

Они позволяют ребенку расслабиться, успокоиться, поднять настроение. Смена деятельности является отдыхом, поэтому совершенно естественно, что дети после  интеллектуальной или физической нагрузки с удовольствием играют в компьютерные игры.

Компьютерные игры позволяют дошкольникам освоить различные формы общения. Дошкольники любят играть в компьютерные игры вдвоем или же в небольшой группе сверстников. В эти моменты общение у них разворачивается вокруг сюжета игры, происходит обмен эмоционального состояния,  обсуждается содержательная сторона игры.

Компьютерные игры оказывают большое психотерапевтическое воздействие. Многим детям они позволяют избавиться от чувств неполноценности: часто то, что не получается у детей в реальной жизни, легко реализуется с помощью компьютера. Например, дошкольнику никак не удается освоить состав числа. Специальные компьютерные программы в легкой и доступной для ребенка форме могут ему в этом помочь.

Компьютерные игры могут помочь ребенку в самореализации. Ребенок подсознательно с помощью игр ищет тот вид деятельности, который бы доставлял ему наибольшее удовольствие. Одни дети предпочитают головоломки и логические игры, другие любят игры на быстроту реакции, третьих привлекают обучающие игры и т.д.

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

- дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

- глубже постигается понятия числа и множества;

- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

- тренируется эффективность внимания и память;

- раньше овладевают чтением и письмом;

- активно пополняется словарный запас;

- развивается мелкая моторика;

- воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;

 - развивается воображение и творческие способности;

- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

        Компьютерные игры  вносят большой вклад в совершенствование воспитания всесторонне развитой творческой личности ребенка и обеспечивают необходимый уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль компьютерных технологий в воспитании детей дошкольного возраста

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшк...

К МЕТОДИЧЕСКИМ РАЗРАБОТКАМ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЫСОГО УРОВНЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органич...

Статья: "Роль старшего воспитателя в организации работы консультирования родителей по вопросам воспитания и образования дошкольников"

Материал поможет педагогам в организации работы консультирования родителей по вопросая воспитания и образования дошкольников. Главный момент в статье, это принцип "открытости" личного в...

Роль компьютерных технологий в воспитании детей дошкольного возраста

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшк...

Роль компьютерной игры в познавательном развитии старших дошкольников

Роль компьютерной игрыв познавательном развитии старших дошкольников...