Статья «Войди в природу другом».
консультация

Данилова Любовь Петровна

Научить ведать природу-значит, приобщаться к ней, быть ей не чужим, а близким, своим…     Д.М.Кайгородов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_voydi_v_prirodu_drugom.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Войди в природу другом».

Научить ведать природу-значит,

приобщаться к ней, быть ей не чужим,

 а близким, своим…

Д.М.Кайгородов

Дошкольный возраст- самый ценный этап в развитии экологического воспитания. В этом возрасте развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Ведь дети это – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена у них с самого рождения.

Задача взрослых научить ребенка беречь окружающую природу, не наносить ей вред. Важно научить его не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Пусть он разгадывает загадки природного мира, того, что мы объединяем понятием природа: лес, луг, птицы, звери. Все, что живет, движется, что растет и цветет, дышит, летает, бегает.

В.Г. Белинский писал: «Первый воспитатель детей – природа и ее благодатные впечатления, шум листьев и колебание волн говорят нам каким-то живым языком, которого значение мы уже забыли и тщетно стараемся вспомнить…».

Объяснять детям что деревья и кусты живые, мы не должны их ломать.

Существенную роль в этом направлении играет исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Здесь нам помогают различные игры с предметами неживой природой: с водой, песком, глиной, камешками, с упавшими листьями и веточками.  Явления природы дети наблюдают часто, но куда интереснее проделать своими руками и открыть для себя через первый личный опыт с явлениями неживой природы, мир ощущений, действий, переживаний.

Дети полны интереса к окружающему миру, удивление рождает любопытство, поэтому важно научить их удивляться. Детей просим наблюдать за различным состоянием воды в реке, на даче, во время дождя определяя при этом какой идет дождь. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение дает заряд бодрости и здоровья.

Психологи отмечают, что в лесу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи.

В парке и в лесу дети знакомятся с многообразием деревьев и кустарников, наблюдая за ними в разные времена года. Поэтому при разработке экскурсий используем разнообразную информацию по родному   краю, сезонных изменениях в растительном и животном мире.

Во время прогулок с детьми на природу организуем игры: «Найди дерево по описанию», «Кто первым соберет шишки, желуди», «Найди дерево, кустарника».

На свежем воздухе хороши и подвижные игры «Кто дальше забросит шишку», «Сбей шишки», «Заполни ямку», «Палочка – выручалочка».

Предлагаем детям выбрать себе дерево, придумать ему имя, рассказать, чем оно интересно, полезно.  Понаблюдать за изменениями, которые происходят с ним в разное время года. И при этом рассказываем о том, что деревья и кусты –живые, мы не должны их портить. Зеленые насаждения не только украшают улицы наших городов и поселков, но и способствуют сохранению здоровья людей. Они уменьшают пыль, снижают шум, защищают т ветра, убивают микробов.

 Удивительное и интересное в природе происходит каждый день надо только уметь самим увидеть и показать ребенку.

Для поддержания познавательного интереса к происходящему в природе загадывая детям загадки о природных явлениях и тут же просим найти отгадки, читаем подходящие к месту стихи, просим вспомнить рассказы, сказки о животных, птицах, растениях, насекомых.  Расширяя круг представления детей о природе к занятиям подбираем литературу для детского чтения. Для малышей потешки и песенки про животных, небольшие рассказы Л. Толстого, К. Ушинского, Е. Чарушина. Для детей постарше интересные и занимательные рассказы Н. Сладкова, В. Бианки, Г. Скребицкого и других писателей. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе и Родине.

Родителям предлагаем придумать небольшие рассказы или сказки о своем животном: «Как я играю с животным», «Как я забочусь о своем друге». Ученые доказали, что дети имеющие дома животных, обладают более высоким уровнем развития речи, памяти, мышления.

Любят дети и с удовольствием играют в словесные игры: «Кто больше назовет насекомых», «Кто в кого превратится?», «Кто спит зимой?», «Кто где живет».  Словесно-дидактические игры хороши для различных бытовых ситуаций: в транспорте, в очереди к врачу, по пути в детский сад. Эти игры развивают умение анализировать и описывать, учат классифицировать и обобщать.

Например, словесные игры с целью закрепления знаний о растениях:

  • Опиши растение, какое оно? (Зеленое, пахнущее, низкое, высокое…).
  • «Узнай по описанию». Я назову, а ты опиши. (формировать умения строить предложения описательного характера).
  • Мне нравится это растение, потому что…». (Красивое, приносит пользу).

Полезны и интересны для детей настольно-печатные игры, которые расширяют представления о животном мире, такие как «Кубики», «Зоологическое лото», «Зоопарк», «Найди маму».

Знакомя детей с приметами, приобщаем их к народной мудрости, дающей образец отношения к природе, родному краю, семье. Народные приметы раскрывают детям связи и отношения в мире природы, помогают понять ее некоторые закономерности, развивая наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Например:

  • Ласточки низко летают – к дождю.
  • Красный закат – летом к ветреной погоде, зимой – к морозу.
  • Лягушки громко квакают – к ясной погоде, тихо – к дождю.
  • Воробьи купаются в пыли – к дождю.
  • Садовые цветы чувствуют приближение осадков.

 В процессе познания закладываются основы экологической культуры.

Непосредственное наблюдение привлекательных объектов природы в сочетании с народной мудростью, образной речью взрослого стимулирует стремление детей любоваться природой, восхищаться ее красотой и познавать ее особенности.

Совершая прогулки напоминаем и объясняем детям, что в природе нет полезного и вредного. В природе все взаимосвязано. Уничтожение одного вида влечет гибель другого. Поэтому нам необходимо правильно относится ко всему живому будь то червяк или жук, лягушка или муравей. Каждый вправе рассчитывать на доброе отношение к нему.  Научить ребенка любви к живому-это значит обезопасить от возникновения в его душе черствости, безразличия.

Чтобы сохранить природу, мы должны знать и соблюдать простые правила:

- Ни в коем случае нельзя срывать и тем более брать в рот незнакомые растения, растениями и цветами можно сколько угодно любоваться.

- Собирать можно только известные т грибы и обязательно показать взрослому, который в них разбирается. Не забывать, что многие ядовитые грибы для животных являются лекарством, поэтому нельзя сбивать и топтать их.
-Если развели костёр, то уходя, не забудьте потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар. Костёр обязательно нужно залить водой или засыпать песком.
-Не оставляйте после себя мусор! Мусор, который нельзя сжечь, необходимо забрать с собой, чтобы выбросить в предназначенном для этого месте.
-Правильно собирай лекарственные растения, оставляя корни в земле.
- Не разрушай муравейники, муравьи- санитары леса. Помните: вы пришли в гости к природе. Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях.
-Не ловите бабочек – они украшение природы!
-Не губите деревья! Деревья для планеты – как лёгкие для человека.

Нужно поддерживаем желание детей узнавать новое, понимать непонятное.  Должны быть готовыми ответить на все их бесконечные «что?», «как?», «почему?». Ответить, сообщить необходимые знания, но и заставить при этом думать, размышлять, задавая новые вопросы.

Чтобы взаимодействовать с окружающим, не причиняя вреда ни себе, ни природе необходимо быть грамотным человеком, нужны знания, которые помогут сохранить цветущей нашу Землю. А для этого мы должны сообща научить наших детей познавать, любить, беречь и приумножать этот великий мир природы! Природа – наша жизнь, природу нужно беречь, любить и охранять. Каждый человек может оказать помощь природе.

Давайте будем беречь планету!

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим!

Используемая литература.

1.Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).

2.Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников

// Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.

3.Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Войди в природу другом

Экологическое воспитание детей с разрешением проблемных ситуаций...

"Войди в природу другом". Аукцион педагогических знаний и идей.

"Войди в природу другом" Аукцион педагогических знаний и идей Аукцион педагогических знаний и идей "Войди в природу другом" нацелен на умение представлять и снабжать собеседников творческой информац...

Конспект кружкового занятия по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой."Войди в природу другом".

Задачи: Способствовать развитию у детей эмоционально- положительного экологически правильного отношения к животному и растительному миру.  Воспитывать экологическую культуру, осознание пони...

"Войди в природу другом" (по проекту "Жалобная книга природы")

Интегрированное НОД по экологии в подготовительной группе....

Собрание для родителей "Войди в природу другом"

Создать условия для сотрудничества детей и родителей....

Конспект занятия в старшей группе «Войди в природу другом» (познание).

Цель: формировать умение детей жить в гармонии с природой, не вредить  ей....

Войди в природу другом

Родительское собрание...