Рекомендации для родителей будущих первоклассников.
методическая разработка (подготовительная группа)
В материале представлены рекомендации по подготовке ребёнка к обучению в школе. Каждое приложение содержит игры и упражнения, направленные на развитие тех или иных познавательных процессов, формирование компетенций. Предложенные игры можно использовать, как индивидуально так и в группе сверстников, в кругу семьи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 439.47 КБ | |
| 476.58 КБ | |
| 14.85 КБ | |
| 19.63 КБ | |
| 20.78 КБ | |
| 119.15 КБ | |
| 22.46 КБ | |
| 747.21 КБ | |
| 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
« Скоро в школу!»
Рекомендации родителям будущих первоклассников
Уважаемые родители!
Приближается важное событие для всей вашей семьи – поступление ребёнка в школу.
Посещая детский сад, ребенок начинает подготовку к переходу на новую социальную ступень – обучение в школе и принятие на себя роли школьника. Здесь дошкольник получает основные знания об окружающей действительности, учится выстраивать конструктивное взаимодействие с педагогами, детьми, следовать различным правилам и многое другое.
Но не стоит забывать о том, что именно Вы родители несёте основную ответственность за воспитание и развитие своего ребенка. Специалисты, педагоги ДОУ оказывают помощь, создавая воспитательно-образовательную среду, дают различные рекомендации, предлагают варианты для преодоления имеющихся трудностей и предвосхищения сложностей при поступлении ребенка в школу. Ваша задача в данном случае, учитывая рекомендации, создать в кругу семьи такие условия, которые помогут успешно подготовить ребёнка к новой социальной роли – роли школьника. Важным моментом при организации занятий в домашних условиях, является включение в совместную деятельность не только заданий по «точным предметам», но и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (внимание, память, восприятие, мышление). Также важным является, проигрывание различных игровых ситуаций, связанных с взаимодействием ребёнка со сверстниками и взрослыми, решением различных конфликтных, тревожных ситуаций.
Прежде чем приступить к подбору игр и упражнений, предлагаю Вашему вниманию материал, который поможет познакомиться с понятием «Школьная зрелость». За основу готовности к школе принимается некоторый необходимый уровень развития, обеспечивающий успешность обучения ребёнка в школе.
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная и социальная.
Интеллектуальная зрелость для возраста 6,6 -7 лет – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.
Эмоциональная зрелость – это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.
Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.
Для начала предлагаю Вам небольшой тест «Хочу ли я в школу?». Он представлен в виде утвердительных предложений, с которыми необходимо согласиться или не согласиться. Тест рекомендуется проводить с ребёнком в игровой форме (ребенок может отвечать от лица любимого персонажа).
Хочу ли я в школу? Тест для дошкольников
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на свой День рождения весь свой класс.
4. Мне хотелось бы, что бы урок длился дольше, чем перемена.
5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак.
6. Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
7. Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.
8. Мне кажется, что в школе больше интересного, чем в саду.
9. Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся.
10. Если бы мне разрешили, я бы пошёл бы учиться ещё в прошлом году.
В случае согласия - поставьте в клеточке +, если нет, то оставьте клеточку пустой.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Общая сумма | |||||
Подсчитаем результаты:
1-3 балла - ваш ребёнок полагает, что неплохо живётся и без школы. Следует задуматься!
4-8 баллов – да, хочется в школу. Только уточним, для чего? Если больше баллов в первой строке, то он вполне представляет себе основное предназначение школы, и оно не вызывает у него отвращения.
9-10 баллов – прекрасно, если ваш ребёнок сохранит своё отношение к школе на последующие 11 лет.
Следующие вопросы для Вас, родители. Для того, чтобы вы ещё раз могли объективно оценить подготовленность ребёнка к школе, пройдите короткий тест.
Готов ли ребёнок к школе? Тест для родителей
1. Хочет ли ваш ребёнок идти в школу?
2. Привлекает ли вашего ребёнка в школе то, что в ней будет интересно учиться и он много узнает?
3. Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор).
4. Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых людей нисколько не стесняется?
5. Умеет ли ваш ребёнок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?
6. Может ли ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
8. Умеет ли ваш ребёнок читать по слогам или целыми словами?
9. Умеет ли ваш ребёнок считать до 10 и обратно?
10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11. Верно ли, что ребёнок имеет твёрдую руку?
12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за минуту?
14. Может ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?
15. Знает ли ребёнок названия диких и домашних животных?
16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
17. Любит ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д?
18. Может ли ваш ребёнок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет
15-18 баллов – можно считать, что ребёнок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы.
10-14 баллов – вы на правильном пути, ребёнок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий.
Меньше 9 баллов – постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребёнком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!
Полученные результаты могут быть не такими, как вы ожидаете. Но оценив их, вы сможете более детально продумать и организовать занятия с ребенком.
Предлагаю ознакомиться с основными рекомендациями по организации:
1. Занятия с ребенком должны быть обоюдно добровольными.
2. Их длительность не должна превышать 35 минут. Если это занятие с использованием ручного труда, рекомендуется включать пальчиковую гимнастику.
3. В промежутках между занятиями необходимо использовать активные игры, физминутки (физическое развитие, активность является важным фактором в общем развитии ребенка).
4. Занятия должны чередоваться по насыщенности, направленности.
5. Объем, содержание должны соответствовать возрасту и способностям ребенка. Если ребенок не справляется с заданием, необходимо снизить планку требований.
6. Не пытайтесь предлагать ребёнку задания, если он утомлён.
7. Постарайтесь, чтобы занятия имели постоянный характер. При этом, последовательность игр и занятий, план на день можно составить вместе с ребенком.
При этом, есть множество игр и упражнений, в которые можно играть с ребенком в свободной форме, когда идете по улице, едите в автомобиле/автобусе и т.д.
На данный момент, интернет ресурс предоставляет доступ к большому количеству специальной литературы. Изучив литературу, подключив собственный опыт и интуицию, появляется возможность эффективного взаимодействия с ребенком в период подготовки к обучению в школе.
Далее предлагаю Вашему вниманию игры и упражнения, которые можно включать в занятия с ребёнком или играть всей семьей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики.
Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения.
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются:
- внимание;
- мышление;
- координация;
- воображение;
- наблюдательность;
- зрительная и двигательная память;
- речь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Игры и упражнения на развитие процессов восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое восприятие, обоняние)
Восприятие или перцепция – процесс получения и преобразования информации с помощью органов чувств, благодаря которому у человека складывается картина реального мира.
Важность развития восприятия в дошкольном возрасте заключается в том, что при его ограниченном функционировании значительно затруднится развитие речи, памяти, мышления, внимания и воображения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Игры и упражнения на развитие процессов внимания.
Внимание – это процесс произвольного или непроизвольного выбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой.
К 7 годам необходимо развить у ребенка произвольное внимание. Это, когда дошкольник концентрируется на том, что ему нужно сделать, а не на том, что хотелось бы ему.
Развивать внимание у детей очень необходимо – это поможет им доводить свои дела до конца, успешно и прилежно учиться в школе, развивать выносливость и усидчивость, а также достигать поставленных целей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Игры и упражнения на развитие процессов памяти.
Способность к запоминанию не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. Память - это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Игры и упражнения на развитие мышления.
Мышление в этом возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению.
1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)( например, достает предмет, который высоко лежит, подставив стул)
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений, без применения практических действий.) (например, может собрать кубики, легкие пазлы без опоры на наглядность)
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений, которое связано с использованием и преобразованием понятий). ( например, может выложить последовательно 6-7 картинок, логически связанных между собой).
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д.
Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Игры и упражнения на развитие речи.
Седьмой год в развитии речи ребёнка — заключительный этап формирования основ его устной речи.
Словарный запас к 7 годам увеличивается до 2500 слов.
Ребенок в этом возрасте способен составлять небольшие логически связанные рассказы по картинке или серии картинок, пересказывать простые тексты. При этом, дети обычно используют не только простые, но и сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, пересказывают текст без пропусков и перестановок частей. Все формы существительных, прилагательных и глаголов должны употребляться без ошибок.
Будущий первоклассник может поддержать беседу со сверстником, взрослым.
Ребёнок 6-7 лет должен:
- знать все обобщающие слова (профессии, транспорт, посуда и т.д.)
- различать предметы, похожие по звучанию или по назначению: кувшин – ковшик; кружка – стакан…
- знать из чего состоят предметы: у дерева - ствол, ветки, листья, и т.д.
- уметь подобрать антоним: высокий - низкий, узкий - широкий, и т.д.
- правильно использовать предлоги времени и пространства: за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после.
К 6 годам ребёнок должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы, дни недели, части суток.
К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Игры и упражнения на формирование способности к самоконтролю и произвольности.
Использование игр и упражнений на формирование способности к самоконтролю поведения, эмоциональных и речевых реакций является важным моментом в подготовке к обучению в школе.
Ребенок, попадая в новую социальную ситуацию, должен уметь реагировать на различные стрессовые ситуации, исходя из своей новой – более взрослой позиции. Поэтому необходимо научить ребенка умению контролировать свои эмоции, подчиняться школьным правилам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Игры и упражнения на развитие эмоционально-личностной сферы.
Эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций (взгляды, улыбки, жесты, позы, движения). Кроме того, ребенок осваивает выражение чувств с помощью интонации, мимики, что помогает ему понять переживания другого человека.
Для детей данного возраста становится характерным более адекватное проявление эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый стабильный эмоциональный фон определяет растущая способность детей управлять своими эмоциями.
Взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника.
Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников:
- научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей;
- дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово);
- совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики
К шести годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
Упражнения можно придумывать самим, а можно использовать готовые.
Различают три вида таких заданий:
- упражнения с мелкими предметами;
- графические задания;
- пальчиковые игры.
Графические задания
Большинство таких заданий выполняются на подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.
Контуры
На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.
Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.
Узорная штриховка
На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.
Дорисуй рисунок
Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:
Соедини по точкам.
Необходимо выполнить задания, проводя линию от точки к точке, при этом соблюдая числовую закономерность.
Повторение рисунка по клеточкам
Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.
Графические диктанты
На карточках в клетку можно предложить детям выполнить графические диктанты. В таких заданиях указывается количество клеток и направление движения линии. В случае правильного выполнения диктанта на карточке появляется изображение какого-то предмета.
Игры с предметами
Обычно маленьких детей ограждают от игр с мелкими предметами. Ведь они могут взять их в рот или засунуть в ухо. Однако после 5 лет такие занятия просто необходимы.
Игры с песком и сыпучими веществами
Детям можно предлагать такие задания:
- пересыпать песок из одной емкости в другую;
- отсыпать песок мерной ложкой;
- просевать песок через сито;
- рисование пальцами по песку;
- лепка из мокрого песка;
- поиск в песке зарытых мелких предметов.
- Создание аппликаций, поделок из цветного песка, соли
Игры с крупами и семенами
Крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. Поэтому их можно использовать для сортировки. Для этого берут по горстке круп или семян трех разных видов и ссыпают в одну кучку. Ребенку дают три мелких емкости, куда он должен разложить крупинки. Это можно делать пальцами или же использовать пинцет.
В еще одной игре детям предлагается определить, где какая крупа на ощупь. Для этого их рассыпают в небольшие тканевые мешочки, которые плотно завязывают. Надо взять мешочек и, помяв его в руках, назвать крупу.
Из круп и семян можно выкладывать картинки, создавать аппликации на пластилине.
Игры с пуговицами
Пуговицы более крупные. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинки.
Игры с веревочками
Отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры с веревочками и шнурками. Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме.
Очень полезно задание, связанное с нанизыванием бусинок. Лучше такие «бусинки» сделать самостоятельно, порезав трубочки для коктейля. Можно указывать точное число бусинок, которые нужно нанизать или попросить создать из них красивый узор, чередуя их по цвету.
Игры с бумагой
Работая с бумагой, предлагайте детям такие задания:
- сминание и разглаживание листа бумаги (одновременно обеими руками/каждой рукой по очереди);
- складывание оригами.
Игры с прищепками
В наборе должны быть прищепки разных цветов.
Игры с прищепками очень популярны на занятиях по математике и обучению чтению, так что можно объединить такие виды упражнений и попросить детей с помощью прищепок:
посчитать примеры;
прикрепить на шаблон цифры соответствующее количество прищепок;
указать нужную букву.
Игры со спичками и счетными палочками
Хоть спички детям не игрушка, но для занятий по развитию мелкой моторики их вполне можно применять, давая такие задания:
перекладывание со стопки в стопку;
выкладывание из спичек фигурки, которая нарисована на картинке;
Упражнения с мячом
Очень полезно делать самомассаж ладоней. Для этого нужно зажать между ладонями массажный мячик (грецкий орех, мячик для тенниса) и выполнять различные задания:
- поступательные движения ладонями вперед – назад;
- круговые движения ладонями;
- сжимание – разжимание мяча в ладони;
- перекладывание из одной руки в другую;
- зажимание мячика двумя пальцами (поочередно менять пальцы);
- катание мячика по столу, придерживая его одним пальцем;
- прохождение мячиком по лабиринту, подталкивая его пальцем;
- продвижение мячика по нарисованной на столе спирали.
Похожие упражнения можно выполнять, перекатывая между ладонями шестигранный карандаш.
Кроме перечисленных игр, с ребёнком можно организовать:
- театр теней с показом фигурок героев руками;
- пальчиковый театр;
- игры с мозаикой;
- игры с мелким конструктором;
- собирание паззлов;
- закручивание крышечек;
- игры со скрепками;
- выкладывание дорожек или узоров из камушков;
- задания с резиночками.
- разные виды плетений из бумаги, ткани, тесьмы. Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме.
Очень полезно для развития пальцев рук ребенка рисование и раскрашивание. При этом предпочтение необходимо отдавать цветным карандашам и восковым мелкам. Фломастеры не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки.
Также можно использовать разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки очень интересно дорисовывать и заштриховывать.
Большую пользу для развития мелкой моторики приносит выполнение пальчиковой гимнастики. Выполняя упражнения, одновременно развивается память, координация, тренируются мышцы рук, мелкой моторики, а также расширяется словарный запас.
https://pedsovet.su/dou/6822_razvitie_melkoy_motoriki_v_6_7_let
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Игры и упражнения на развитие восприятия дошкольников
Развитие зрительного восприятия
1. Игра «Разрезные картинки». Для игры можно использовать открытки или вырезки из журналов. Разрез выполняется по прямым или неровным линиям. Картинку можно разрезать на 5-7 частей. Собирать картинку можно с опорой на образец.
2. Игра «Что забыл нарисовать художник». Суть игры заключается в том, что при изображении какого-либо предмета, упускается одна или несколько деталей. Задача участников – назвать недостающий элемент, дорисовать его.
3. Игра «Контуры». Участникам показывается изображение контура различных предметов. Участники называют все возможные предметы, имеющие похожий контур. Также можно дорисовать предмет, заполнить контур.
4. Игра «Лабиринты». Интернет-ресурс содержит многочисленные варианты лабиринтов, главное условие при выборе задания учитывать возможности ребенка. Можно проявить и собственное творчество – изобразить лабиринты различной сложности и размеров (для прохождения использовать мелкие игрушки).
5. Упражнение «Читаем по губам». Игру стоит начинать с простых слов, состоящих из одного слога (КОТ, РОТ, ЗУБ и т.д.) с постепенным усложнением. Слова необходимо «произносить» четко.
Развитие слухового восприятия
1. Игра «Испорченный телефон»
2. Игра «Узнай по звуку»
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки различными предметами. Ребенок должен догадаться, чем произведен звук.
3. Игра «Где позвонили? »
Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен указать направление, откуда доносится звук.
4. Игра «Кто больше? »
Участники закрывают глаза и слушают минуту, что происходит вокруг. Когда минута истечет, считают, кто больше звуков услышал.
5. Игра «Найди коробочку с таким же шумом». Можно использовать футляры от киндер яиц, наполняя различными крупами.
Развитие тактильного восприятия
1. Игра «Найди пару»
Участникам игры предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых предметов (лоскутки ткани, столовые приборы, игрушки и т.д.) Чтобы игра стала более интересной – предметы можно поместить в «волшебный мешочек/сундучок».
2. Игра «Что внутри»
Ребенку предлагают воздушные шары, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, горох, фасоль, манку, рис, муку, гречку и др.). Шарики должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
3. Игра «Снежинки»
На полу разложены кусочки ваты как снежинки. Участникам предстоит с завязанными глазами собрать снежинки на ощупь. Кто больше соберет, тот и выиграл.
4. Игра «Узнай фигуру»
На столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми, что лежат в мешочке. Ведущий показывает любую фигуру и просит участника найти наощупь и достать из мешочка такую же.
Развитие обоняния
1. Упражнение «Овощи и фрукты»
Предложить определить по запаху с закрытыми глазами, лежащие в стаканах продукты и разделить на овощи и фрукты.
2. Игра «Поможем обезьянке»
По стаканам разложены продукты питания - хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета - мыло, духи, зубная паста. Предложить участникам от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.
3. Игра «Коробочки с запахами»
Для игры понадобятся 2 набора по 6 коробочек, наполненные остро пахнущими веществами (кофе, какао, гвоздика, корица, ванилин и т. д.) ребенок ищет пару каждой коробке.
Развитие вкусового восприятия
1. Упражнение «Вкусовые банки»
Готовятся растворы: сладкий, соленый, кислый. Ребенок пробует и обозначает словом свои ощущения.
2. Игра «Определи на вкус»
Ребенок с завязанными глазами пробует на вкус соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук, обозначает свои ощущения словами.
Варианты :
- ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты;
- ребенок с закрытыми глазами определяет разные сорта хлеба;
- ребенок определяет что за фрукт он попробовал;
- ребенок на вкус определяет сорт орехов
- ребенок определяет сорт варенья, конфет
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Игры и упражнения на развитие внимания
«Прямой и обратный счет»
Повторим обратный счет от 10 (10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1). Повтори его еще раз, но одновременно выполняй движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).
«Нарисуй»
Нарисуйте в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т.д
«Наблюдательность»
Необходимо по памяти описать участок детского сада, путь из дома в детский сад и обратно — все то, что вы видели сотни раз. (детская игровая площадка, дорога в магазин)
«Сосчитай глазами»
Заранее подготовьте пролинованные листы с изображение различных фигур и знаков (например, крестики и кружочки).
Посмотри внимательно на этот рисунок. Перед тобою изображены крестики и кружочки. А теперь — внимание! Одними глазами, без помощи пальчиков или карандаша, посчитай, сколько кружочков и сколько крестиков в каждой строчек. Рядом со строкой напишите ответ. Вначале — сколько кружков, затем — количество крестиков. Нужно стараться работать очень быстро.
Игра «Не пропусти профессию»
Участники встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте (махать руками, хлопать в ладоши и т.д.).
Варианты слов:
ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ,
АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ,
СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ,
ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР,
ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД,
УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ,
ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН,
ПАРИКМАХЕР, ФАНТАЗИЯ,
ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ФОТОГРАФ,
БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ,
ВОСПИТАТЕЛЬ, ШУТКА, СОЛНЦЕ,
«Назови соседей», вариант с числами
Играющие сидят в круге. Ведущий бросает мяч по-очереди каждому участнику, называя числа от 0 до 10/20/30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на 1 меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее. После этого он возвращает мяч ведущему.
. Еще одно упражнение на тренировку внимания (для детей, знающих цифры).
На листе формата А-4 необходимо нарисовать таблицу с 25 клетками (количество клеток варьируется в зависимости от способностей ребенка), на которой в случайном порядке нанесены цифры от 1 до 35, из них 10 пропущено.
Попросите ребёнка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если ребёнок не может записать цифры, то он просто сообщает их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребёнку для выполнения этого задания.
«Что изменилось»
На стол ставятся 6-7 предметов. Ребенок рассматривает их одну-две минуты. Затем просят его отвернуться и убирают один из предметов. Когда ребенок повернется, он говорит, что изменилось. (Можно не убирать ни один предмет, а поменять 2 из них местами). Количество предметов постепенно увеличивается.
«Горячо – холодно»
Ведущий прячет небольшой предмет (игрушку, конфету) в пределах комнаты. Участник должен отыскать спрятанный предмет, руководствуясь вашими подсказками: если он ищет в верном направлении, говорите «Горячо», если удаляется от места – «Холодно». Эти слова можно заменить хлопками, жестами и т.д. Игра развивает внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве.
«Съедобное – несъедобное»
Подберите картинки с изображением различных предметов – среди них должны быть съедобные. Объясните ребенку, что вы будете показывать картинки по очереди, а он хлопать в ладоши, если на картинке то, что можно съесть.
Можно использовать вариант игры с мячом. Вы кидаете мяч и называете предмет. Если он съедобный, ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбивает.
Первый вариант развивает зрительное внимание, а второй – слуховое.
«Цепочка слов»
Объясните ребенку заранее на конкретном примере: «Я называю слово «жук». Оно оканчивается на к. Ты должен назвать слово, которое будет начинаться со звука к. Например, кошка. Я назову слово на а – апельсин, ты на н и т.д.
Таким образом, составляется цепочка слов. Слова нужно называть в быстром темпе, без пауз.
Игра развивает слуховое внимание, быстроту реакции.
«Угадай, из чего сделан предмет»
Участникам по-очереди завязывают глаза и вкладывают в руки разные предметы. Необходимо назвать предмет и определить, из чего он сделан.
«Поём вместе»
Участники сидят в кругу. Условия: ведущий предлагает спеть песню, например, «Голубой вагон» или «Улыбка». Причем, если ведущий хлопает в ладоши 1 раз, все поют – громко. Если ведущий хлопает 2 раза, все продолжают петь тихонько, про себя. Если ведущий хлопает в ладоши 1 раз, все снова продолжают петь громко.
И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибается. Кто ошибается, сам становиться ведущим.
«Построй дорожку»
Предварительно необходимо подготовить таблицу с различным расположением геометрических фигур по строчкам, фишки.
Описание. Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо:
а) все треугольники (круги, квадраты);
«Найди отличия»
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия. Картинки можно изготовить самостоятельно или воспользоваться интернет-ресурсом.
Ребенку предлагаются:
а) серия картинок в каждой картинке надо найти пять отличий;
б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
«Выкладывание узора из мозаики»
Это упражнение позволяет развивать концентрацию и объем внимания, мелкую моторику рук, формировать умения работать по образцу.
Оборудование: мозаика, образец.
Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.
Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».
Упражнение «Муха 1»
Упражнение на развитие концентрации внимания
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.
Упражнение «Летает – не летает»
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Участники садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - поднимают руки. Если не летает - руки опущены. Ведущий может сознательно ошибаться. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Игры и упражнения на развитие памяти.
Игра «Рассказываем сказку».
1 вариант: участники сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.
2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы.
Упражнение "Запоминаем слова"
Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Ребенок должен их запомнить и все их воспроизвести.
Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
Игра «Запахи и звуки»
Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?
Игра «Вкус и запах»
Задание № 1: Представь лимон.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.
Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
Задание № 2: нарисуй лимон.
Задание № 3: представь апельсин.
Каков он на вкус?
Вспомни, как пахнет апельсин.
Какого цвета апельсин?
Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?
Задание № 4: нарисуй апельсин
Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.
Игра «Снежки»
Мысленно поиграем в снежки.
Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?
Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.
Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.
Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?
Игра «Загадки»
Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать.
Внимание!
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы (заяц)
Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца.
Задание №2: Вспомни и повтори загадку?
Игра «Экран».
На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Участники «фотографируют» своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Ведущий делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.
Игра «Опиши предмет»
1 вариант: участники сидят в кругу. Ведущий пускает по кругу предмет. Участники внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, участники его должны описать.
2 вариант: выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)
Игра «Запомни картинки»
Для этой игры надо заранее заготовить картинки.
Вариант 1. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Играющие рассматривают картинки, затем ведущий картинки убирает. Участники называют те картинки, которые запомнили.
Вариант 2. Потребуется набор парных картинок. Сначала – общее количество -10 карточек, постепенно количество увеличивается. Карточки располагаются на ровной поверхности изображением к низу. Участники по очереди открывают любые две – задача найти парные. При неудачной попытке, карточки возвращаются в исходное положение, ход переходит к следующему.
Вариант 3. Участники рассматривают сюжетную картинку (формат А-4) в течение 1-2 минут. Далее ведущий убирает картинку, а участникам задает вопросы по ней.
Вариант 4. Парные сюжетные картинки: первая – оригинал, вторая с небольшими изменениями.
Участники рассматривают оригинал в течение 1 – 2 минут. Далее ведущий убирает картинку, а участники рассматривая второй экземпляр, называют отличия.
Игра «Какой игрушки не хватает?»
Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами. Количество игрушек можно постепенно увеличивать. Играть можно 2-3 раза в неделю.
Игра «Пересказ по кругу»
Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки
Игра «Обезьянка»
Ведущий предлагает участникам: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и скопировать её. Эту же игру можно проводить, запоминая и повторяя движения.
Игра в слова
Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!
Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.
Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.
Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.
Игра «Запоминаем вместе».
Один участник называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.
Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.
Игра «Вспомни пару».
Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары. Начинать необходимо с трех пар, постепенно увеличивая количество.
1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.
2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.
Игра «Пары картинок».
Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.
Варианты рассказов для запоминания.
№ 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
№ 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы.
№ 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту - ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство.
Игра «Слушай и исполняй»
Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.
Игра «День рождение куклы».
Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается.
Упражнение «Осень».
Я прочитаю тебе стихотворение. Прошу тебя нарисовать, то о чем говорится в этом стихотворении.
Миновало лето
Осень наступила,
На полях и в рощах
Пусто и уныло
Птички улетели,
Стали дни короче.
Солнышко не видно,
Темны, темны ночи.
После того, как рисунок будет закончен, стихотворение заучивается.
Игра «Магазин»
Ведущий «отправляет» ребенка в «магазин» и просит его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Игры и упражнения на развитие мышления.
Упражнения на развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать)
Упражнение «Третий лишний»
- Яблоко, вишня, помидор.
- Час, килограмм, минута.
- Козленок, корова, теленок.
- Шапка, шарф, кепка.
- Мыло, веник, мочалка.
- Карандаш, стакан, ложка.
- Кастрюля, сумка, чемодан.
- Колбаса, молоко, молоток.
- Телевизор, холодильник, диван.
- Кошка, собака, волк.
- При выполнении данных упражнений попросите ребенка обосновать свой выбор, доказать свою точку зрения.
- Не забывайте: главный вопрос — почему ты так думаешь?
Упражнение «Смысловой ряд»
Какое будет четвертое слово:
- Лиса — нора, медведь — ... (берлога)
- Больница — лечение, школа —.... (обучение)
- Сахар — сладкий, лимон — ... (кислый)
- Рыба — вода, птица — ... (небо)
- Утка — утенок, курица — ... (цыпленок)
- Птицы — перья, звери — ... (шерсть)
- Осень -—зима, дождь — ... (снег)
- Кастрюля — половник, тарелка — ... (ложка)
- Куртка — замок, шуба — ... (пуговица)
- Тепло — вода, морозно — ... (лед)
Упражнение «Деление целого на части»
Назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.)
Задание ребенку:
— Выбери любое слово (предмет). Теперь подели; этот предмет на части.
Например, дуб — целое, а части — ствол, ветви, сучья, листья и т. д.
Упражнение «Сравни»
Найди жука, который отличается от всех остальных. Чем он отличается?
Найди одинаковые чашки.
Упражнения на развитие образного представления (мышления)
Упражнение «Отгадывание загадок»
Загадка (иносказательное изображение предметов или явлений действительности) — своеобразный тест на сообразительность. Она развивает, активизирует мыслительную деятельность, заставляя увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном — обычное.
Отгадывание загадок — задание на обозначение предметов, которое формирует у детей умение «увидеть» предмет по словесному обозначению его признаков.
Учить детей отгадывать загадки — значит учить их соотносить речевую форму описания с графической формой.
При отгадывании загадки ребенок должен объяснить, почему он дал такой ответ.
Если ребенок дал неполное объяснение, то взрослый должен дополнить его ответ.
Желательно использовать отгадки-картинки, так как рассматривание рисунка помогает ребенку проанализировать смысл загадки.
Задание ребенку:
— Узнай предмет по заданным признакам.
Угадай, что это:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз)
Упражнение «Классификация»
- попросите перечислить окружающие вас предметы, которые имеют круглую форму (квадратную, треугольную и т. д.).
- Можно перечислить предметы, классифицируя их по цвету (зеленого, красного, голубого и т. д.) или размеру (большие, маленькие, очень маленькие и т. д.).
- Это упражнение можно выполнять в любое время и в любом месте.
Упражнения на развитие логического мышления
Упражнение «Определение последовательности событий»
1. Расскажи, что сделали с яблоком? Покажи на рисунке целое яблоко. Как художник изобразил, что стало с яблоком?
2. Перед ребенком положить произвольно 3-4 картинки, связанные единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий, отраженных в сюжете, составить рассказ.
Полезный совет
- Рассматривайте с ребенком различные картинки, фотографии, реальные сценки из жизни.
- Попросите ребенка предположить, что было до того события, которое ребенок видит на картинке. Спросите, что будет потом.
- Подобные беседы будут способствовать формированию у ребенка наблюдательности, умения предвидеть события, находить причины тех или иных явлений в жизни.
Упражнение «Поиск закономерностей»
Вариант 1.
Продолжить перечень слов.
Как можно назвать одним словом следующие предметы?
- Март, апрель, май, июнь... — месяцы.
- Хлеб, молоко, колбаса, макароны... — продукты.
- Стол, стул, шкаф, диван... — мебель.
- Ромашка, василек, одуванчик, лютик... — полевые цветы.
- Туфли, сапоги, валенки, сандалии... — обувь.
- Холодильник, утюг, пылесос, телевизор... — бытовые электроприборы.
- Роза, гвоздика, астра, тюльпан... — садовые цветы.
- Карандаш, ручка, тетрадь, пенал... — школьные принадлежности.
- Компот, каша, борщ, хлеб... — еда.
- Тарелка, чашка, ложка, стакан... — посуда.
- Машина, кукла, кубики, пирамидка... — игрушки.
- Молоток, топор, пила, лопата... — инструменты.
- Дуб, береза, осина, клен... — деревья.
Вариант 2.
Рассмотреть каждую строчку и каждый столбик. Какая здесь закономерность? Найти закономерность в расположении фигур. Нарисовать недостающую фигурку.
Вариант 3.
Продолжить узор (ряд).
Рассмотреть узор, который начат на листке. Найти закономерность. Дорисовать такой же узор до конца строки.
Упражнение «Ответы на логические вопросы (ситуации)»
Примерные вопросы:
- Чем отличается чашка от стакана?
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Как зовут маму вашей мамы?
- Когда можно кататься на санках — зимой или летом?
- Как называется место, где продают хлеб? (Лечат, стригут, шьют)
- Что нужно делать пешеходу при красном свете светофора? Почему?
Какие слова являются противоположными по значению:
- Большой — начало — высокий — брать — ... и т. д.
- Когда ты завтракаешь — утром или вечером?
- Сколько концов у двух палок?
- Чем похожи дерево и куст? Чем они отличаются?
Слова для сравнения: портфель и сумка, ручка и карандаш, тетрадь и книга и т. д.
Примерные ситуации:
1. Стоят два барана. Один смотрит налево, другой направо. Видят ли они друг друга?
2. На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколько яблок осталось расти на сосне?
3. Послушай рассказ об утенке: «Как-то на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой же ты маленький», — сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит, — в траве жук жужжит: «Ого, какой большой утенок!». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» Помоги утенку ответить на этот вопрос.
4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 2 яйца?
5. На ветке сидели 3 птички. Две птички улетели. Сколько птичек улетело?
6. Вова проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнышко. Он удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был сильный дождь!». А теперь ответь на вопрос: «Как Вова догадался, что был дождь, ведь он в это время крепко спал?»
7. Саша одевался, чтобы пойти в школу. Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала: »Какой сильный ветер! Одевайся потеплей». Ответь на вопрос: «Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно закрыто?».
8. На улице дул сильный ветер и шел дождь. Саша сидел в комнате и смотрел картинки в книжках. Ему хотелось гулять, а в такую погоду не погуляешь. В комнату вошел папа, подошел к окну, посмотрел в него и сказал: «Какой сильный дождь! Но скоро он кончится, собирайся гулять». Ответь на вопрос: «Как папа узнал, что дождь скоро кончится?».
Упражнение
Раскрасьте большие шары так, чтобы маленький шар был между желтым и красным, а зеленый был рядом с красным.
Упражнение «Пословицы»
Взрослый предлагает простые пословицы. Ребенок должен дать свое объяснение смысла пословиц. Иногда ребенок может дать несколько объяснений. Задача взрослых внимательно выслушать ребенка, а потом уточнить смысл пословицы.
- Пословица учит думать и вдумываться, слушать и вслушиваться.
- Пословица развивает и обогащает речь.
- В пословицах мудрость и красота.
Примерный перечень пословиц для детей дошкольников
Об учении
- Ученье — свет, неученье — тьма.
- Красна птица оперением, а человек ученьем,
- Ученье — красота, неученье — простота.
- Повторенье — мать ученья.
- Где ученье, там и уменье.
- Ученье и труд вместе живут.
- По одежке встречают, а по уму провожают.
- Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
- Ум без книги, что птица без крыльев,
- Сперва думай, а потом делай.
О труде, работе
- По работе и мастера знать.
- Сломать легко, сделать трудно.
- Каждое дело любовью освещается.
- Кто первый в труде, тому слава везде,
- Глаза боятся, а руки делают.
- Без дела жить — только небо коптить,
- Терпенье и труд — все перетрут.
- Больше дела — меньше слов.
- Не ленись, а трудись.
- Веселись, играй, да дело знай.
Об умении
- Умелые руки работы не боятся.
- Над чем постараешься, тому и обрадуешься.
- Работа хвалит мастера.
- Есть терпение, будет и умение,
- Дело мастера боится.
- Лицом в грязь не ударит.
- Делу — время, потехе — час.
- Чтоб не ошибиться, не надо торопиться.
- Тише едешь — дальше будешь.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
О книге и пользе чтения
- Будешь книги читать — будешь все знать.
- Дом без книги — что без окон.
- Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
- В книге ищи не буквы, а мысли.
- Книга — твой друг, без нее как без рук.
- Знание — солнце, книга — окно.
- Книга поможет в труде, выручит в беде.
- Кто много читает, тот много знает.
- Говори не о том, что прочел, а о том, что понял.
Упражнение «Назови соседей»
Игра развивает скорость мыслительных процессов.
Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.
Рекомендуем
Постепенно усложнять игру: использовать числа второго (третьего и т. д.) десятка.
Упражнение «Разноцветные мячи»
Игра направлена на развитие быстроты мышления. Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает красный мяч, участники называют одушевленные предметы. Водящий бросает синий мяч, участники называют неодушевленные предметы.
Рекомендуем
Аналогично провести игру «Цифры и буквы».
Упражнение «Один - много»
Игра направлена на развитие быстроты мышления.
Правила игры.
Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймавший мяч, возвращает его водящему, называя это слово во множественном числе.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Игры и упражнения на развитие речи.
Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6-7 годам. Дальше ребенок будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут времени.
- Игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.
По дороге домой. Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».
Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства, предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».
Загадай – мы отгадаем. Составление ребенком загадок-описаний.
При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса – длинная коса.
Большое значение в обращении детского словаря работа по словообразованию. Ребенок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детенышей животных, некоторых слов (почему цветок – подснежник, а гриб – подберезовик).
- Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема
словаря. Необходимо учить детей различать и подбирать слова, близкие и противоположные по значению слова (антонимы и синонимы).
Скажи наоборот. Взрослый называет слово, а ребенок – противоположное ему по значению: толстый – тонкий, сильный – слабый, стоять – идти, война – мир и т. д.
- Продолжи цепочку. Взрослый называет одно - два слова, а ребенок должен подобрать
как можно больше близких по значению слов: пища – еда – корм – продукты; жилище – дом – квартира – здание; идти – шагать – топать – шлепать; веселый – озорной – смешной.
- Играем и развиваем грамматический строй речи
Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игр, ребенок в игровой форме научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения.
Из чего сделано? (С мячом.) Взрослый, бросая мяч, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «кожаные».
Чей хвост? Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке. Например: «У зайца какой хвост? Заячий».
- Скажи наоборот. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на мальчика, который делал
все наоборот. Мама его просит подойти – он отходит; мама просит убрать игрушки – он разбрасывает; скажет мама: «Повернись ко мне» - он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит малыша представить, что бы сделал такой мальчик - «наоборот», если бы его попросили: встать, показать ладони, открыть рот, опустить руки, поймать мяч, согнуть руки, положить ручку, отодвинуть стул и т. п.
Когда подбор слов противоположного значения осуществляется без ошибок, можно продолжать игру и попросить назвать «действия - наоборот» к предложенным действиям: подбежать, подплыть, взлететь, подняться, опустить, выдернуть, повесить, поймать, отвернуться, чинить, завязать, спутать, влить, ссориться, кричать, трудиться, зажечь, придвинуть, спрашивать, обижать, ловить, пачкать и пр.
- Бывает – не бывает. Взрослый просит внимательно слушать то, что он скажет. Если то,
что он скажет, бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное; если не бывает – покачать головой и промолчать. Затем взрослый медленно, отчетливо произносит сочетания слов: кошка летает. Рыбка летает. Воробей летает. Стол прыгает. Гусеница прыгает. Зайчик прыгает. Собака прыгает. Дом прыгает. Дом прыгает. Дорога прыгает. Лодка плавает. Корабль плавает. Топор плавает. Утюг плавает. Молоток плавает. Стол ходит. Дом ходит. Лампа ходит. (И т. д.)
- Подбери слово. Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать и выбирать для
рыбки, лягушки и бабочки правильные, точные действия (глаголы). Рыбка: к камню (отплыла или подплыла); от берега (переплыла или отплыла); всю реку (всплыла или переплыла? Бабочка к цветку (отлетела или подлетела); с ветку на цветок (облетела или перелетела); вокруг капусты (влетела или облетела); в комнату (подлетела или влетела? Лягушка: к бревну (подпрыгнула или впрыгнула); на бревно (впрыгнула или выпрыгнула); с бревна (отпрыгнула или спрыгнула); от журавля (перепрыгнула или отпрыгнула)
Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не станет сознательно и точно подбирать нужный приставочный глагол.
Перечисленные упражнения помогут развивать речь вашего ребенка, что позволит ему выражать свои мысли более выразительно и правильно.
- Заколдованное слово. Взрослый предлагает ребенку «спасти» слово, проговорив все
звуки, из которых оно состоит. Сначала следует подбирать односложные легкие слова, например слово «мяч», а потом усложнять.
- Телеграфист. Ребенок отстукивает слоговой рисунок слова с помощью карандаша: мар-
ме-лад, по-су-да, че-ре-па-ха…
- Звуковая цепочка. Взрослый называет первое слово, далее ребенок называет слово,
начинающееся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово. Например: весна – автобус – слон – нос – сова…
- Архитектор. Ребенок называет слово с заданным звуком и берет одну деталь конструктора. Чем больше правильно названных слов, тем больше и красивее постройка.
- Собери мозаику. Взрослый предлагает ребенку собрать мозаику: зеленую – если в слове заданный звук мягкий, синюю - если звук твердый. Одно правильно придуманное слово – одна деталь мозаики.
- Отыщи слово, отыщи звук.
1. Землю роет старый к…от (крот)
Под землею он живет.
2. Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла…пу (лампу).
3. На арену вышли …игры (тигры,
Мы от страха все притихли.
- «Подбор прилагательных»
Педагог показывает картинку, игрушку или называет слово, а дети указывают как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту, например: стол - деревянный, кухонный, столовый, старый, новый, удобный и т.п. Выигрывает тот, кто назовет больше признаков, чем другие.
- «Закончи предложение»
Например:
Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)
Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)
Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)
Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)
Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)
Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)
Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись то собаки)
- «Сочиним историю» или «Сказка по кругу»
Ведущий начинает рассказывать историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает и так далее по кругу.
- «Шкатулка сказок»
В цветную коробку складывают различные предметы. Первый участник вытаскивает один из них и начинает сочинять сказку или историю о нем. Произнеся первое предложение, очередь переходит к следующему участнику, который достает новый предмет и продолжает рассказ, и т.д. Сказка становится результатом коллективного творчества; при этом актуализируется лексика, развивается связная речь.
- «Режим дня»
8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.
- «Кто кем был или что чем было»
(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).
Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?
- «Назови части предмета»
(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).
Взрослый показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.
I вариант: участники по очереди называют части предметов.
II вариант: каждый участник получает рисунок и сам называет все части.
- «Игра с подзорной трубой»
(упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия)
Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.
Ход игры: каждый участник по очереди рассматривает картину в `подзорную трубу` и называет только один объект. Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава...
Подобные игры и упражнения по развитию фонематического восприятия облегчают дошкольнику процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем - чтения и письма.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
Игры и упражнения на формирование способности к самоконтролю и произвольности.
Запретное число
Вариант 1. Я выбираю запретное число (например, 2); после этого произношу вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться).
Вариант 2. Участники по очереди считают по порядку от 1 до 10 (20). Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух.
Кулак – ладонь – ребро
Ребёнок кладёт ладони обеих рук на стол, сжимает их в кулаки, ставит ребром. Темп и последовательность положения рук меняются.
Вариант на усложнение: взрослый своими руками показывает одно, а говорит – другое. Ребёнок должен внимательно слушать и не ошибаться.
«Да и нет» - не говори
Взрослый задаёт ребёнку вопросы, на которые нужно ответить очень быстро, избегая слов «да» и «нет». В игре можно использовать мяч.
ТЫ ЖИВЕШЬ В БЕРЛОГЕ? ТЫ МАЛЬЧИК (девочка)?
ТЫ БЫЛ В ЗООПАРКЕ? ТЫ СЕЙЧАС В ДЕТСКОМ САДУ?
ТЫ ЛЮБИШЬ МОРОЖЕНОЕ? ТЕБЕ 6 ЛЕТ?
ТЫ ЛЮБИШЬ ИГРАТЬ В КУКЛЫ? СЕЙЧАС ЗИМА?
ТЫ ХОЧЕШЬ ПОЙТИ В ШКОЛУ? У ТЕБЯ ЕСТЬ МАМА?
ТЫ СЕЙЧАС СПИШЬ? ТЕБЯ ЗОВУТ ВАСЯ?
НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ? КОРОВЫ ЛЕТАЮТ?
ЗИМОЙ ЖАРКО? СОЛНЦЕ СИНЕЕ?
ТЫ ЛЮБИШЬ ХОДИТЬ К ВРАЧУ? ЛЕД ТЕПЛЫЙ?
ТЫ УМЕЕШЬ ПЛАВАТЬ? ТЫ ПОСЛУШНЫЙ?
Молчу - шепчу - кричу
Ребенку предлагается действовать и говорить в соответствие с определенными знаками. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
Можно предложить цветовые знаки: красный – молчать, желтый – шептать, зеленый – кричать.
Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.
Говори по сигналу
Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.
Условные сигналы можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т. д. Паузы следует чередовать – длинные с короткими.
Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери, помогаете ему обратить внимание на свое "я".
Повторение ритма
Взрослый отстукивает (прохлопывает) любой ритмический рисунок, ребенок должен его повторить.
Ребенок может слушать ритм с закрытыми глазами.
Затем водящим становится ребенок. В конце игры детям задают вопрос: «Что было легче: задавать ритм или повторять?»
Графический диктант.
Цель: Вырабатывать у ребёнка умение внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Учить работать под диктовку и самостоятельно по образцу.
Задание выполняется на листах в клетку.
Например:
«Лабиринт»
Предложите ребенку нарисованные на листе бумаги лабиринты. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта.
Правила игры.
1. В начале работы поставь карандаш в центр лабиринта и, пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги.
2. Сразу начинай движение карандашом, на пытаясь предварительно просматривать путь следования.
3. Не задевай линии лабиринта, не пересекай их.
4. Нельзя поворачивать назад.
Например:
«Палочки и крестики»
Цель: Развитие уровня саморегуляции и самоконтроля.
Приготовьте для ребенка тетрадный лист в клеточку с полями и попросите его писать палочки и крестики так, как это записано в образце, в течение 5 минут
I + I + I – I + I + I – I
Правила игры.
1. Писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как в образце.
2. Переходить на другую строчку только после знака “–“.
3. Нельзя писать на полях.
4. Каждый знак следует писать в одной клеточке.
5. Соблюдать расстояние между строчками – 2 клеточки.
«Копирование образца»
Цель: Развивать произвольную сферу, учить работать самостоятельно по образцу.
Ребенка просят скопировать нарисованный взрослым на листе бумаги графический образец.
Например:
«Раскрась фигуры»
Цель: Развивать произвольную регуляцию деятельности, терпеливость при выполнении малоинтересной и монотонной работы.
Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветными карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.
Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности.
Например:
"Раскрась"
Цель: Развитие произвольной сферы, произвольного внимания.
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Можно придумывать и усложнять задания для детей, вводя несколько правил.
"Замри! "
Цель: развитие произвольного внимания и произвольных движений.
Играет веселая музыка. Дети подпрыгивают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, и дети замирают в тех позах, в которых застал из музыкальный перерыв. Затем через минуту снова включается музыка и игра продолжается. В конце выбирается самый внимательный - победитель.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
Игры и упражнения на развитие эмоционально-личностной сферы.
Упражнение «МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА»
Цель: развивать способность детей изображать эмоции (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов.
Задания на карточках:
- улыбнуться, как веселый Буратино.
- испугаться, как бабушка, в дом которой пришел волк.
- рассердиться, как злой волк.
Упражнение «МОЕ НАСТРОЕНИЕ»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.
Ребёнку предлагается рассказать о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.
Спросить у ребёнка как он думает, какое настроение сейчас у мамы, папы и т.д. на что оно похоже.
Упражнение «ПОДАРОК НА ВСЕХ «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»
Цель: развитие чувства общности, умения делать правильный выбор, сотрудничать.
У ребёнка спрашивают: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?" Ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы...
Желательно, чтобы в этом упражнении принимал участие не один ребёнок, а присоединились и остальные члены семьи, друзья.
Упражнение «ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА»
Цель: развитие анализа и самоанализа.
Ребёнка просят нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:
- Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хочешь ли ты, чтобы тебя считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?
В ходе обсуждений формулируются правила «радостного» общения, которые рисуют в доступной для ребёнка схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами. Например:
- Помогай друзьям.
- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
- Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.
- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.
- Не завидуй.
- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
- Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
- Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
- Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.
Упражнение «ЛИЦА»
Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.
Взрослый показывает ребёнку смайлики, маски:
-радость,- удивление,- интерес,
- гнев, злость, -страх,- стыд,
- презрение, - отвращение,
Задача ребёнка назвать эмоцию, описать ситуации, когда человек может испытывать эти эмоции.
Упражнение «МАСКИ»
Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.
Участникам даётся задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление... Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.
Упражнение «РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»
Цель: упражнение направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.
Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, ребёнок должен помочь:
1) плачущему ребенку, он потерял мячик;
2) мама пришла с работы, она очень устала;
3) ваш друг плачет, его наругали;
4) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию...
Для выполнения данного упражнения можно использовать картинки с различными сюжетами.
Упражнение «ХУДОЖНИК СЛОВА»
Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.
Участники игры по очереди задумывают кого-то из круга общих знакомых (первоначально из тех, кто присутствует рядом) и начинает рисовать его словесный портрет - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека.
Упражнение «НАЙДИ ДРУГА»
Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
Упражнение «ТЕНЬ»
Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рекомендация для родителей будущих первоклассников
данная рекомендация поможет родителям подготовить ребёнка к школе...

Рекомендации для родителей будущих первоклассников
рекомендации для родителей будущих первокласников...

Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников.
Как научить ребенка читать. Играя, учим буквы правильно. Игры с буквами для дошколят....

Рекомендации для родителей будущих первоклассников в вопросах и ответах.
В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы...

рекомендации для родителей будущих первоклассников
Материалы для родителей при подготовке детей к школе...

"За год до школы" Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников
Подборка игр и упражнений. которые могут использовать родители и воспитатели для развития у детей произвольности, воображения,логического мышления, памяти....

Рекомендации для родителей будущих первоклассников
Рекомендации для родителей будущих первоклассников...























