«Азбука финансовой грамотности для дошкольников».
статья
Рекомендации для родителей и педагогов по финансовой грамотности дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Азбука финансовой грамотности для дошкольников».
Многие родители уверены, что у их детей должно быть счастливое детство без денег, экономии и распределения финансов. С этим сложно не согласиться, ведь распоряжение средствами – это сложная задача, с которой не справляются даже некоторые взрослые, куда уж детям. Однако, ребёнок погружается в мир финансов ещё совсем маленьким хотят того родители или нет: он видит рекламу, посещает с родителями магазины и слышит их разговоры о зарплате, работе и кредитах. В этой ситуации важно, чтобы именно мама и папа донесли до малыша основные принципы финансовой грамотности, создав крепкую базу для будущих познаний ребёнка. К тому же небольшие уроки обращения с деньгами для самых маленьких не только формируют их представления о финансах, но и развивают усидчивость, терпение, чувство времени, навыки планирования и мышление малыша.
Мы хотим, чтобы наши дети умели распоряжаться деньгами, но что именно входит в понятие детской финансовой грамотности?
Самой основой финансовой грамотности ребёнка становится понимание, что человек получает деньги за свой труд и покупает на них нужные вещи и услуги. Это представление, которое можно и нужно донести уже дошкольнику. Ребёнок должен понимать, что деньги появляются не «у папы из кармана», а выдаются папе в обмен за его работу.
Важно познакомить ребёнка с профессиями родителей, в самом простом виде рассказать, почему вам платят деньги за этот труд. Разумеется, с некоторыми профессиями могут возникнуть сложности (например, программист или юрист), но следует помнить, что сейчас малышу не важны детали вашей работы, поэтому юрист может стать человеком, который помогает другим людям договариваться друг с другом и объясняет «правила игры», а программист учит компьютер решать нужные задачки. Главное следите за наглядностью своих объяснений и старайтесь подключать к ним жизненный опыт ребёнка.
Деньги являются повсеместным средством установления отношений между людьми, но они не отменяют дружбы и любви. Зачастую дети, которые начинают получать карманные деньги становятся буквально одержимы своими сбережениями. В этот момент важно помочь малышу усвоить правильные моральные ценности: семья – это гораздо больше финансовых отношений, а мама и папа занимаются домом не потому, что им за это платят, а потому, что они любят друг друга и решили жить вместе и заботиться друг о друге и о детях.
В этом свете очень спорным является решение выдавать ребёнку «зарплату» за уборку по дому или помощь со стиркой, а перед применением такого воспитательного манёвра следует обдумать моральную сторону вопроса.
Не стесняйтесь говорить с детьми на сложные темы, обсуждайте ценность благотворительности и помощи близким, что можно и что нельзя купить за деньги, как можно и как нельзя их зарабатывать. Моральные ориентиры человека всегда имеют корни в семье, помните, что именно сейчас вы устанавливаете моральные ориентиры своим детям.
Уже в дошкольном возрасте малыш может начинать знакомство с монетами и купюрами разных номиналов. Раскладывание монет и купюр не только прекрасно развивают мелкую моторику, визуальную память и математические способности малыша, но и приучают ребенка к виду купюр, делая их будущее использование легче и комфортнее.
Прекрасным развивающим занятием для малыша станет слежение за тем, сколько стоит любимая игрушка или шоколадка. Здесь малыш откроет для себя факт того, что существуют вещи разной стоимости, что машина дороже мягкой игрушки, а она дороже шоколадки.
Уже в возрасте четырёх - пяти лет малыш вполне может познакомиться с карманными деньгами и начать увлекательное путешествие в мир планирования и осознанных покупок. Все родители знают, что поход в магазин с детьми – это «купи - купи» истерики, но мало кто используют импульсы ребёнка на благо его развития. Малыш может начать составлять список желаемого, выбирая одну игрушку в течение определённого промежутка времени, неплохой идеей станет и приобретение первых копилок.
Полное ограждение ребёнка от финансовых вопросов – совершенно неэффективная стратегия воспитания. Вместо этого включайте активности, связанные с деньгами в жизнь дошкольника, ведь подобные занятия положительно влияют на все сферы развития ребёнка, включая познавательные процессы, навыки произвольной регуляции и планирования, коммуникативные способности.
Игры с монетами
Предварительно вымытые монеты могут стать прекрасным материалом для развивающих занятий с малышом. Уже в возрасте 2-3 лет можно использовать монеты в играх «Найди лишнее», «Поиск закономерностей», «Найди одинаковые монеты», «Что изменилось?», «Классификация» и т.д. Подобные игры прекрасно развивают мелкую моторику, внимание, память, мышление и речь ребёнка, а правила игр знакомы любому родителю.
Например, для игры «Найди одинаковые» разложите на столе несколько монет различного номинала. Пусть будет пара двухрублёвых, рублёвая монета, несколько пятирублёвых, пара десяток и по одной монете номиналом 50 и 10 копеек. Попросите малыша найти одинаковые монеты, спросите, на какие признаки опирался ребёнок: размер, цвет, элементы дизайна.
Для игры «Что изменилось?» выложите в ряд 3-4 монеты разного номинала. Попросите малыша внимательно посмотреть на них, а затем закрыть глаза. Уберите из ряда одну монету или поменяйте две из них местами, а затем попросите малыша рассказать, что изменилось.
Более старшим детям можно предложить рассортировать монеты из разных стран, сходить в музей и посмотреть коллекции денег разных эпох и государств.
Для развития внимания и мышления ребёнка, получив сдачу в магазине, позвольте малышу разложить монеты по номиналу, а деток чуть постарше можно попросить посчитать, какую сумму вы получили от продавца.
Дошкольники с удовольствием участвуют в разнообразных сюжетно - ролевых играх, и игра в продавцов и покупателей не исключение. Уже буквально с полутора - двух лет можно устраивать игру в «Магазин», постепенно наращивая сложность. Сначала задачей малыша может стать просто наблюдение за процессом перемещения игрушек, например, за мишкой, который пошёл в продуктовый магазин за мёдом. Вашей же задачей будет проигрывание действий и комментирование ситуаций. Со временем уже сам ребёнок захочет примерить роль покупателя и продавца, а старшие дошкольники включат в свою игру прейскурант цен и с удовольствием нарисуют игровые банкноты, а также изобретут свои скидки и акции на некоторые товары.
Сюжетно - ролевые игры могут помочь малышу разобраться, из каких шагов состоит поход в магазин, ведь иногда в настоящих супермаркетах бывает слишком много отвлекающих элементов, к тому же сюжетно - ролевые игры прекрасно развивают речь ребёнка, его мышление, воображение и внимание.
Многие родители выбирают крайние меры, когда речь заходит о походах в магазин с ребёнком: одни никогда не берут детей с собой, чтобы избежать лишней нервотрёпки, другие быстро соглашаются на их требования с той же целью. На самом же деле «Хочу - хочу» истерики в магазине не повод для приобретения очередной понравившейся вещи, но прекрасная возможность преподать жизненный урок малышу.
Заведите ребёнку тетрадку желаний и вносите туда всё, что он так захотел в какой-то момент времени: пусть малыш нарисует желаемые игрушки и сам или с помощью взрослых подпишет их. Каждые две недели предлагайте ребёнку ещё раз перелистать все свои желания и выбрать что-то одно.
Более старшим детям можно предлагать также денежный лимит и научить копить деньги. С помощью такого упражнения малыш научится расставлять приоритеты и сравнивать предметы, выбирая то, что лучше всего отвечает его текущим потребностям. Справедливости ради стоит отметить, что для того, чтобы этот метод не встречал сопротивления у ребёнка, взрослые также не должны позволять себе импульсивных решений: составляйте меню и список покупок дома и придерживайтесь его до конца шоппинга. Такой метод сохранит немало денег в семейном бюджете и приучит ребёнка (и родителей) обдумывать свои покупки заранее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по финансовой грамотности для дошкольников "АЗБУКА ДЕНЕГ"
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»
Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Конспект образовательного события по финансовой грамотности «Азбука финансовой грамотности»
Данный материал пригодится в работе воспитателям. Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....

Конспект интегрированного занятия в средней группе по финансовой грамотности «Азбука финансовой грамотности».
Реализация содержания программы образовательных областях:«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное р...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Цель: формировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.Задачи:- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;- развивать интерес к деятельности экономического ха...

