Главные вкладки
Консультации, беседы, буклеты,всеобучи для родителей.
консультация
Материал ( буклет) представлен для изучения родителям,о том какую роль играет книга в развитии ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В чем же польза чтения?
- чтение развивает речевые способности;
- влияет на качество и количество словарного запаса;
- учит концентрировать внимание, тренирует память;
- благодаря книге, человек обретает навыки глубокого мышления и анализа;
- чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор, развивает остроумие;
- книги помогают ребёнку познать самого себя;
Книга объединяет поколения.
Книги придают силы и вдохновение, они увлекают и развлекают.
Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать.
Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
Чтение — самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребёнка.
Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, — это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и компьютерные игры.
А в нынешнее время пандемии, изоляции, «дистанционки» — это еще больше усугубило проблему.
Мы живем в совсем ином мире и порой не можем остановиться, чтобы заглянуть в себя, в свой внутренний мир, который должен быть богаче, чем телевизор и компьютер.
А богатой наша душа может быть только от общения с хорошим человеком и хорошей книгой.
Сейчас родители жалуются на то, что дети перестали читать, но не задумываются о том, а что они сделали для того, чтобы книга была ребёнку интересна и необходима.
Следует помнить: сам по себе ребёнок не получит всей полноты общения с книгой, если рядом не будет взрослых. Ни один компьютер не в состоянии дать любовь и тепло, исходящее от родителей, читающих своим детям.
Очень часто мы слышим от родителей: «Ребёнок научился читать, пусть сам читает» — это совершенно неправильно!
Даже если ребёнок сам читает, он по-прежнему нуждается в том, чтобы ему читали вслух.
МДОАУ № 32
Подготовила воспитатель: Семенова Н.Р.
2025 г.
Для благополучного развития ребёнка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребёнок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте.
Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.
Чтобы ребёнок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью. И совместное чтение дает такую возможность.
Дети не займутся чтением сами — нужны взрослые, которые показали бы ребёнку дорогу к большому книжному богатству. Это, в первую очередь, конечно, родители, учителя и библиотекари.
Способов по приобщению детей к чтению столько же, сколько и детей. А самый главный способ, чтобы родители, сами читали.
Нас часто спрашивают родители:
«Как научить ребёнка любить книгу, любить читать?»
Предлагаем несколько советов-рекомендаций для родителей:
- Приучать ребёнка читать книги надо раньше, чем он познакомится с мультимедийными носителями;
- Начинать читать вслух нужно с раннего возраста;
- Обязательно слушать, как ребёнок читает сам, он должен чувствовать интерес старших;
- Читать друг другу по очереди;
- Дарить ребёнку книги (собирать домашнюю библиотеку);
- Оставлять печатные издания везде, где ребёнок может их увидеть;
- Разрешать ребёнку самому выбирать книгу в магазине или в библиотеке;
- Не заставлять читать против воли, предложить поиграть в игры, связанные с чтением;
- После просмотра мультфильма или телефильма предложить прочесть книгу, по которой он снят;
- Читать ребёнку перед сном.
Добрая традиция чтения вслух — оставляет воспоминания на всю жизнь.
Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации.
О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:
Мы читаем книги вместе.
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы – ни одной.
У меня слоны, жирафы
Звери все до одного,
И бизоны, и удавы,
А у папы – никого!
У меня — в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Папу жаль. Ну что за книга,
Если в ней картинок нет!
Любовь к процессу чтения закладывается в раннем возрасте. А, как Вы – родители – её заложите в молодом открытом миру росточке жизни, а может быть даже «спровоцируете» зависит только от Вас!
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 32»
Консультация для родителей
Формирование финансовой грамотности у дошкольников в игровой деятельности.
Подготовила:
Воспитатель первой квалификационной категории Семенова Н.Р.
Оренбург 2024г.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений (Program for lnternational Student Assessment - PISA). Результаты исследований PISA показывают, что педагоги России дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Именно поэтому сейчас довольно остро стоит вопрос о формировании функциональной грамотности у подрастающего поколения. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Возникают вопросы: насколько важна эта «финансовая грамотность» в дошкольном возрасте и стоит ли ее культивировать у детей? Когда следует начать знакомство с экономикой? И кто должен и может учить этому направлению детей?
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Таким образом формирование полезных привычек в сфере финансов, незримо начинается с дошкольного возраста, и помогает избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить, основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Главные детские черты - любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание, но при этом - огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте пора учить детей основам экономической грамотности.
Цель такой работы не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.
Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.
Начиная работу по формированию финансовых представлений у детей необходимо:
проанализировать особенности образовательных игр, выстроить систему работы по их организации;
научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования;
научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.).
Формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.
Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности. Посредством игр можно обучить детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать интерес детей, чтобы войти в мир экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.
Первое что нужно сделать - это заинтересовала детей. С помощью бесед попытаться донести до детей, что:
-деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
-объяснить, что сначала зарабатываем, а потом тратим.
-деньги любят счет, поэтому приучать считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать.
-финансы нужно планировать.
И очень важно донести до детей, что не все покупается. Главные ценности- жизнь, радость, дружбу, радость близких людей за деньги не купишь.
Как правило на практике применяются ситуативные беседы «Поведение в общественных местах», «Что такое супермаркет», «Кто где работает?», в ходе которых у детей формируются и закрепляются определенные экономические представления. Например, детей заинтересовала история появления денег. Старшим дошкольникам интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без денег, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только выращиванием зерна, вторые - шить одежду, третьи - строить дома и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно отдать за корову. Так и придумали деньги.
Финансовое воспитание подразумевает не просто разговоры, но и реальные действия. Сделать экономику понятной помогают дидактические игры.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Магазин» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дидактические игры не только помогают раскрыть и закрепить какие-то финансовые понятия или действия, но и помогают объяснить, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.
Наши дети часто думают, что можно купить всё, что хочешь? Иметь всё, что хочешь? Так ли это? Разобраться помогает игра «Груша- яблоко». Для игры нужно взять лист бумаги. На одной стороне крупно нарисовать яблоко, перевернуть листок, и на обратной крупно нарисовать грушу. А затем предложить детям вырезать, и яблоко, и грушу. А что вы так растерялись? Можно вырезать сразу оба фрукта? Конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: любую покупку нужно планировать заранее.
Финансовой грамотности, то есть представлению, откуда берутся деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Если дети будут чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, они быстрее осознают устройство взрослого мира.
Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводя трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. В игровой деятельности подвожу детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары - дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнают при проведении таких игр, как «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами» или банковскими картами.
Настольно-печатные игры по экономике - это лото «Что продается в магазине?», «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам» и др. Использование таких игр в работе позволяет привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Например, игра «Денежное домино» формирует у детей бережное отношение к монетам, умение их правильно использовать, закрепляет состав числа. Играя в «Монополию», ребенок сможет понять общие принципы и внутреннюю сущность построения бизнеса, его законы. Игровой процесс в «Монополии» предполагает постановку цели и постепенное движение к ней, в ходе которого предстоит решать целый ряд текущих задач. Чтобы стать победителем, необходимо проявить все свои лучшие качества, вовремя реагируя на изменившиеся обстоятельства, находить пути конструктивного взаимодействия и проявлять не только логику, но и интуицию. Кроме всего прочего дети, тренируют навыки счета, учатся обращаться с купюрами. В лэпбуке «Экономика и дошколята» собраны такие игры как «Кто как работает?», «Хочу и надо?», «Сложи монетки в копилку», «Магазины» и др.
«Прожить», «прочувствовать» экономические взаимоотношения детям помогают ролевые игры. Ролевые игры дают детям возможность правильного погружения в мир финансов. Экономические представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров взрослых и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.). Именно через ролевую игру эффективнее, ненавязчиво приходит опыт понимания общественной жизни.
Перед детьми нужно ставить нестандартные задачи, которые направленны на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов. Например, во время игры «Супермаркет», зайдя в магазин покупатель хочет рассчитаться долларами. Разбирая сложившуюся ситуацию, выяснили, что в разных странах бывают разные деньги; что в России рассчитаться долларами в обычном магазине нельзя; что, если у тебя нет российских денег нужно идти в обменный пункт или банк. Так одна проблемная ситуация вытянула за собой целый ряд финансовых проблем и знаний и помогла родиться еще одной игре «Обменный пункт».
Решая проблемную ситуацию, дети приобщаются к экономической действительности, учатся думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется их творческий потенциал. Решение различных проблемных ситуаций повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, людей.
Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.
Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 32» Родительский всеобуч «О ценности речевого и игрового общения с детьми» Подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории Семенова Н.Р. Оренбург 2023г. | ||
Уважаемые родители! Всем нам хочется, чтобы его ребенок говорил правильно, грамотно и уверенно, ведь в дальнейшем это поможет ему быть хорошим собеседником, добиваться своих целей и быть успешным человеком. Как все мы знаем, развитие речи формируется у ребенка с детства. Особое внимание этому придается в детском саду, но без помощи родителей справиться нам будет очень тяжело. Большую часть дня дети слышат речь воспитателя, а придя вечером домой - родителей. И если ваша речь звучит грамотно, то и ребенок будет стараться копировать ее. Старайтесь как можно чаще уделять внимание своему ребенку и много разговаривать с ним.
-грамотной; -понятной; -выразительной; -осмысленной; -богатой…. Это идеал. А что же получается на самом деле? Вот проблемы современных детей: - односложная речь, состоящая из одних простых предложений; - бедная речь; - недостаточный словарный запас; - слова – «паразиты»; - замусоривание речи: употребление нелитературных слов и выражений как результат просмотра телевизионных передач, не предназначенных для детского просмотра; - неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос; - неспособность пересказать текст и построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему; - неумение использовать интонацию (выразительность); - плохая дикция, которая потом скажется на письме… У вас, родители, есть основания для беспокойства за речь вашего ребенка, если: - он недостаточно хорошо понимает вашу речь и ваши просьбы; - ребенок неактивен в речевом общении, предпочитает молчать; - искажает слоговую структуру слов, например, вместо велосипед –выписед, лосипед; - неправильно произносит звуки или вообще их пропускает в словах (корова – коова); - не может связно рассказать о происходящих событиях; - у него ограничен бытовой словарный запас (мало сведений о предметах и явлениях, непосредственно его окружающих); - ребенок не может сгруппировать и назвать предметы по одному обобщающему признаку, одним словом, например, овощи, одежда); - затрудняется заменить слово синонимом, подобрать антоним; Сейчас вашему вниманию, уважаемые родители, я представлю несколько правил, выполнение которых поможет вам, развивать речь своего ребенка в домашних условиях без особых затруднений. #1057;тарайтесь больше разговаривать со своим ребенком, задавайте вопросы и старайтесь, чтобы он на них отвечал как можно более подробно. 2. Учите ребенка правильно строить предложения, делая их распространенными. 3. Если ваш ребенок говорит не правильно, не ругайте его за это, а просто повторите фразу, акцентируя внимание своего чада на правильности высказывания. 4. Если у вас ребенок «почемучка» - старайтесь отвечать на его вопросы полным ответом. Для того чтобы ребенок быстрее запомнил все вами сказанное, покажите ему картинки, прочитайте детскую энциклопедию или посмотрите вместе познавательный фильм данной направленности, а в конце услышанного, прочитанного или увиденного - задайте ему встречные вопросы. 5. Если ребенок вам очень часто задает вопросы - никогда не оставляйте их без ответа, обязательно поощряйте это стремление, ведь именно так он старается познакомиться с окружающим его миром и войти с ним в контакт. 6. Если ребенок к вам подошел с вопросами, а вы сильно устали или у вас много дел, старайтесь не подавать вида, не показывайте этого, не отправляйте его в другую комнату поиграть и не просите оставить вас. Не дайте ему заподозрить вас в том, что в данный момент он вам не интересен и у вас нет желания с ним общаться, ведь тем самым вы отталкиваете его и он может замкнуться. 7. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления от увиденного, о которых он мог бы рассказать не только вам, но и другим. 8. Для того чтобы у ребенка хорошо развивалась речь – играйте с ним: попросите перебрать крупу, разобрать пуговицы по цвету, размеру, обрывайте, сминайте, скатывайте бумагу, рисуйте пальчиками, лепите и т.д. Ведь от развитости пальцев рук зависит его речь. 9. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не критикуйте его с глазу на глаз и тем более при посторонних, это может нанести ребенку психологическую травму и ребенок перестанет в дальнейшем вам доверять. 10. Ограничивайте время проведения ребенка за компьютером и просмотром телевизора, лучше вместе с ним заняться прочтением художественной литературы или просмотром иллюстраций, ведь все это приучит его быть усидчивым. 11. Хвалите чаще свое чадо, но не перехваливайте. 12. Больше играйте с ним в игры по развитию речи. 13. Проявляйте интерес к его жизни в саду. 14. По дороге домой из детского сада всегда интересуйтесь событиями, которые запомнились ему за данный день. По дороге домой вы можете с пользой для ребенка поиграть в игры по развитию речи. А сейчас мы с вами поиграем в эти игры. Например: 1. «Отгадай предмет по его частям» - Четыре ножки, спинка, сиденье. - Корень ствол, ветки, листья. - Носик, крышка, ручка, донышко. - Корень, стебель, листья, лепестки.
2. «Кто что делает?» Родитель называет разные слова, а ребенок подбирает к ним глаголы действия. Муха – летала, жужжала, надоедала. Машина – ехала, остановилась, везла. Морковь – росла, зеленела. Макароны – варились, лежали, жарились. Мышка - бежала, пищала. Мальчик – прыгал, бегал, рисовал, лежал, играл.
3. «Кто кем был?» Взрослый называет предмет или животное, а ребёнок отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
4. «Найди лишнее слово» Родитель называет 4 слова. Например, пальто, шуба, куртка, платье. Задача ребенка найти лишнее слово, назвать его и объяснить свой ответ: пальто, шуба и куртка – это верхняя одежда. Платье к ним не относится.
5. «Назови 5 слов» Взрослый называет любой согласный звук, а ребенок должен назвать 5 слов, которые начинается с этого звука.
6. «Кто может совершать эти действия?» Родитель называет глагол, а ребенок называет существительное, подходящее к названному глаголу. Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога… Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
7. «Один – много» Взрослый называет имена существительные в единственном числе, а ребенок называет существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы, стул – стулья, Гора – горы, лист – листья, Дом – дома, носок – носки, Глаз – глаза, кусок – куски, День – дни, прыжок – прыжки, Сон – сны, гусёнок – гусята, Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята… Итак, уважаемые родители, давайте подведем итоги: в семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью. Спасибо за внимание! | ||
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 32»
Консультация для родителей:
«Логические блоки Дьенеша - униерсальный дидактический материал»
Подготовила:
Воспитатель первой квалификационной категории Семенова Н.Р.
Оренбург 2022 г.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Что такое блоки Дьенеша?
В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Плоский вариант логических блоков (логические фигуры) используется в начальной школе при изучении математики.
Что же представляет собой этот материал?
Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют. В набор блоков входят: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от дома медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но одному ребенку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы(оперирование одним свойством), другому – чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами), третьему – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами). В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.
С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач. Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во-первых всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки. Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям.
Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша
1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
3. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
4. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
5. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
6. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
7. Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
8. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
9. Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.)
#1042;ыкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
#1042;ыкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
#1050;аждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
#1042;ыкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
#1055;о аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
#1042; один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
#1042;ыкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
#1055;редлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
#1042; игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
#1056;ебенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схемекартинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
#1048;з логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
#1052;ама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
#1053;ужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
#1056;ебенку надо подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства.
∙ цвет обозначается пятном
∙ величина - силуэт домика (большой, маленький).
∙ форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
∙ толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:
1. Альбом Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
2. Пособие «Удивляй-ка» (2-3 года)
3. Альбом к блокам Дьенеша «Лепим нелепицы» (от 4-х лет)
4. Альбом Блоки Дьенеша «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.
5. Альбом Блоки Дьенеша "Поиск затонувшего клада"(5-8 лет),
6. Альбом Блоки Дьенеша "Праздник в стране блоков" (5-8 лет)
7. Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (4 - 7 лет)
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 32»
Беседы с родителями родителей:
«Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад»
Подготовила:
Воспитатель первой квалификационной категории Семенова Н.Р.
Оренбург 2022 г.
В жизни каждого ребенка наступает момент, когда приходит время посещать детский сад. Практически для каждого ребенка начало посещения детского сада – большой стресс. Переживает ребенок, переживают родители. Главная родительская задача – принять все возможные меры, чтобы подготовить ребенка к новому этапу жизни.
Как бы хорошо не было в детском саду, пребывание в нем меняет привычную жизнь малыша. Здесь все по-другому: другие люди, другие требования, окружение, занятия, еда, распорядок дня. И главное, мамы или папы целый день нет рядом.
Малыш должен быть готов к детскому саду физически, психологически и эмоционально. Все дети очень разные, у каждых своих график развития и роста.
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет, обует, игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.
И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить в подгузниках, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.
Для того, чтобы адаптация ребенка прошла менее болезненно, важно заранее заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду.
1. Если вы решили отдать малыша в дошкольное учреждение, представьте, как изменится жизнь и для вас, и для вашего ребенка. Не думайте, что он легко и с радостью будет ходить в детский сад каждый день, а вечерами будет встречать веселый и здоровый. Не стоит планировать, что вы сразу сможете работать в полную силу. К сожалению, будут и слезы, и частые болезни, и постоянное «сидение на больничном».
2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в сад. Например: детский сад – это красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, занимаются, гуляют, играют и спят. Я очень хочу пойти на работу, и мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно.
Показывайте картинки из книг и журналов, на которых изображены дети в детском саду. Сочините маленький рассказик про то, как детям весело живется там.
Поиграйте с ребенком в «детский сад». Пусть ваши игрушки станут «детками», которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него — больше вероятность того, что кроха начнет ходить туда с радостью, и конечно он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются.
3. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – скоро он сможет пойти сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
4. Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети. Если ваш ребенок сторонится незнакомых людей, на детской площадке боится отпустить вас, подойти к другим детям, даже самая хорошая воспитательница не спасет его от дезадаптации, ведь для таких детишек стресс от посещения детского садика будет во много раз усиливаться раз от раза.
Постарайтесь расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Учите ребенка знакомиться — сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе. Попробуйте на прогулках организовать игры для детишек — пусть это будет даже самая обычная игра в мяч — главное, чтобы малыш увидел, что играть вместе с другими детьми может быть очень весело. Научите малыша просить, а не отбирать игрушки, предлагать свои.
5. Подобно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в детский сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
Постепенно домашний режим подстраивайте под режим детского сада (даже выходные дни).
6. Стремитесь к тому, чтобы питание ребенка было рациональное, а не однообразное. Приучайте есть разнообразные блюда, ежедневно употреблять супы, каши. Приближайте домашний рацион к рациону детского сада.
7. Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно. Если вы знаете, что в скором времени ребенок начнет посещать детский сад, снимите с него памперс (пусть даже на первых порах вам придется носить с собой запасную одежду и постоянно вытирать лужи). Приучайте малыша к унитазу, нужно, чтобы он, по крайней мере, спокойно относился к высаживанию.
Дайте малышу в руки ложку, покажите, как нужно ей правильно пользоваться. Объясните, что нельзя играть за столом, смотреть телевизор во время еды. Что уж греха таить — многим мамам гораздо проще включить ребенку мультики и, пока он, открыв рот, их смотрит, вливать туда суп.
Собираясь на прогулку, не торопитесь одеть ребенка — пусть он попробует справиться сам, даже если это займет больше времени. Спокойно помогайте малышу во время одевания, объясняйте, как правильно надеть сандалии, колготки, футболку. Часто мамы и папы, приводя детей в садик или забирая, переодевают их, хотя их дети уже давно умеют делать это сами и на прогулку одеваются самостоятельно.
8. Учите малыша играть! К сожалению, современные дети все меньше умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры, они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром.
9. Читайте и рассказывайте ребенку стихи, сказки и приучайте его внимательно слушать. Пусть даже сначала кроху будет хватать лишь на пару минут. Старайтесь постепенно увеличивать время чтения, развивая у малыша произвольное внимание.
Играйте в игры на подражание — «попрыгаем, как зайчики», «полетаем, как воробушки», «походим, как мишки». Умение повторять действия взрослых пригодятся ребенку и на физкультурных, и на музыкальных занятиях, во время подвижных игр с воспитателем.
10. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например, «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю или няне и скажи: «Я хочу пить», и тебе нальют воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом, не стесняйся». Но не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать: «Воспитатель обязательно поможет тебе одеться, но надо будет немного подождать, потому что у неё много деток».
11. Укрепляйте здоровье ребенка. Многие дети (можно сказать, большинство), которые до начала посещения садика почти не болели, начинают там часто болеть. Причина этого — и новые вирусы, с которыми ребенок сталкивается, приходя в садик, и если организм вашего ребенка еще с ними не сталкивался — он, скорее всего, заболеет, но тяжесть болезни будет зависеть от силы его иммунитета — у одних детей все выльется в недельный насморк, а у других — в отит, бронхит, пневмонию. Стресс, который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе тоже снижает защитные силы организма. Самый простой способ укрепить иммунитет — это не снижать его, пытаясь держать ребенка в тепличных условиях. Если вы слишком тепло одеваете ребенка даже дома, даёте ему только теплое питье, стараетесь с ним поменьше бывать в общественных местах, чтобы он не болел, то в детском саду вы получите как раз обратный эффект.
12. Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, книжки с картинками. Вам будет проще отправлять ребенка в садик – с игрушкой веселее идти, и проще завязывать отношения с другими детьми.
13. Придумайте с ребенком прощальные знаки внимания (поцеловать друг друга в щечку, обняться) и ему будет проще отпустить вас.
14. Помните, что на привыкание к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Начинайте водить ребенка не с того дня, когда мама должна выйти на работу, а как минимум за месяц до этого. Постепенно увеличивая длительность его пребывания в детском саду (в первые дни 2-3 часа).
15. Есть разные мнения о том, стоит ли находиться маме рядом с малышом в период адаптации к детскому саду. Казалось бы, что тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны, малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым в ребенке поселяется мысль, что так будет всегда, мама всегда будет рядом, неизбежное расставание только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять – а где же в таком случае моя? Поэтому будет лучше для всех, если в первый день произойдет знакомство с группой вместе с мамой, а затем ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. Опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки.
16. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
17. Убедитесь в собственной уверенности, что в вашей семье детский сад необходим. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Если вы видите, что ваш ребенок еще не готов к посещению детского сада, а вам необходимо срочно выйти на работу, наймите няню, попросите родных и друзей, которые примут активное участие в жизни вашего ребенка и сумеют подготовить его к детскому саду. Так вы сбережете нервную систему малыша. Подготовленный и спокойный ребенок, знающий, как проводят время детишки в детском саду, сам изъявит желание пойти туда через полгода или год. И в этом случае ему будет легче адаптироваться к жизни в детском саду.
Предварительный просмотр:
Как готовить овощи, чтобы сохранить витамины Чтобы сохранить питательную ценность овощей, необходимо правильно их обрабатывать и готовить. Мыть овощи нужно в холодной проточной воде. Помните, что основная часть витаминов и минералов в овощах находится под кожурой, поэтому чем тоньше вы их почистите и крупнее порежете, тем меньшие будут потери витаминов. При необходимости отварить овощи лучше всего это делать в неочищенном виде, чтобы витамины, содержащиеся в них, меньше разрушались. А еще лучше, если вы их стушите, испечете на гриле или в духовом шкафу, либо приготовите на пару. Зелень лучше всего класть уже в готовые блюда, а если все же необходимо их проварить, то не более 5 минут. | Знайте, что именно осень является самой благодатной порой для витаминизации ребенка, так как в свежих овощах самое большое содержание витаминов, а при длительном хранении, даже в самых лучших условиях, часть витаминов и минералов разрушаются. Однако овощи и фрукты необходимо давать ребенку круглый год, чтобы пополнять запасы организма полезными веществами. | Какие добавить витамины в питание ребенка осенью Подготовила воспитатель: Семенова Н.Р. |
Чтобы улучшить работу иммунной системы ребенка в зимний период, необходимо витаминизировать его питание на протяжении лета и осени. Осень очень богата на созревшие фрукты и овощи, которые являются главной кладовой витаминов и полезных микроэлементов. Поэтому в осенний период обязательно вводите в рацион своих детей овощи, такие как капуста, морковка, сладкий перец и многие другие. Получив достаточное количество витаминов, организм ребенка будет лучше сопротивляться различным вирусным и инфекционным заболеваниям. Источники витамина С Чтобы пополнить организм ребенка витамином С, необходимо вводить в его рацион такие овощи, как сладкий | перец, который является лидером среди овощей по содержанию этого витамина; капусту, причем совершенно не важно, свежую или квашенную; яблоки, особенно с кислинкой, также очень богаты витамином С. Чтобы ребенок получил необходимую суточную норму витамина С, необходимо, чтобы он съел всего лишь один свежий сладкий перец или граммов 200 капустного салата. Лучше всего давать ребенку овощи в сыром виде, так как витамин С разрушается под воздействием высоких температур. Источники витаминов А и В6 Морковь является настоящим кладезем этих витаминов. Витамин А способствует укреплению иммунитета и повышению сопротивляемости организма к инфекциям. Витамин В6 также является отличным защитником иммунной системы, к тому же он играет важнейшую роль в формировании лимфоцитов (кровяных телец). Кроме моркови, эти витамины содержат такие | овощи, как картофель, капуста, бобы, фасоль, горох, зеленый лук, шпинат. Однако необходимо учесть, что витамин А лучше усваивается при помощи жиров, поэтому салаты из этих овощей лучше всего заправлять растительным маслом. Источники витамина В1 (тиамин) Чтобы укрепить нервную систему ребенка, а также улучшить работу его пищеварительной системы, в рационе должны присутствовать такие овощи, как горох, фасоль, помидоры, шпинат. Суточная потребность в этом витамине не такая уж и большая, всего 2-3 мг, но его отсутствие может способствовать развитию различных заболеваний. |

Предварительный просмотр:
Мамы и папы будущих первоклассников!
Существует мнение, что чем ближе ребёнок к школе, тем меньше он должен играть, это ошибка.
Почему же так важно играть с ребёнком, особенно в годы подготовки к школе?
В игре дети:
• учатся применять имеющиеся у них знания;
• ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;
• получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.
• в игре развиваются все психические процессы - внимание, память, мышление, речь и, что особенно существенно, воображение.
Взрослым важно руководить игровой деятельностью ребёнка.
Во-первых, для того, чтобы игра была более целенаправленной, интересной и развивающей.
Во-вторых, игра требует партнёров, а заинтересованный взрослый - хороший игровой партнёр.
В-третьих, игра - своеобразное общение, а участие в нём родителей доставляет ребёнку большую радость.
Наиболее полезны для подготовки детей к школе игры, которые:
• формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай так же»);
• развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин "Ткани"», «Угадай
на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме);
• развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов»).
Вашему вниманию мы предлагаем игры, которые наиболее часто используют в процессе подготовки ребенка к школе:
Назови три предмета
Эта игра развивает у ребенка словесно-логическое мышление. Ведущий называет слово (например, мебель) и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать три предмета, которые можно назвать одним этим словом (например, стул, стол, кровать). Кто ошибся, платит фант.
Графический диктант
Для упражнения нужен тетрадный лист в клетку и карандаш. Первое время для ребенка желательно поставить точки, чтобы он знал, откуда начинать узор. Перед началом упражнения пусть ребенок покажет, где у него правая и где левая рука. Объясните ребенку, что вы будете диктовать ему узоры, а он будет рисовать по маленьким клеточкам. Узоры могут быть любыми, а начинать желательно с простого, например:
Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна направо.
Предложите ребенку закончить узор самостоятельно до конца строчки. Далее можно давать задания посложнее.
Задание на внимание
Ребенку предлагают нарисовать 10 (для начала можно меньше) треугольников (или любых других фигур) и закрасить, например,
вторую, седьмую и девятую фигуры (или любые другие по порядку).
Что изменилось?
Перед ребенком выкладывают 7 картинок или игрушек (для начала можно 3-4), он должен запомнить, как они расположены. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, в это время меняет 2 (затем можно больше) картинки (игрушки) местами или убирает одну (или больше) из них. Ребенка просят открыть глаза, он должен заметить, что изменилось.
Четвертый лишний
Это упражнение можно проводить в нескольких вариантах:
1)с картинками: взрослый выкладывает 4 картинки с изображением предметов и говорит ребенку: «Здесь три картинки подходят друг к другу, а одна не походит к ним. Покажи ее. Почему она лишняя? Например, кот, собака, ласточка, мышь (ласточка – лишняя, т.к. это птица, а остальные – животные) или любые другие картинки
2)с окружающими предметами: взрослый обращает внимание ребенка на любые предметы дома или на улице и спрашивает, что лишнее и почему. Например, стул, стол, чашка, кровать.
3)со словами: взрослый называет четыре слова и спрашивает у ребенка, какое слово лишнее и почему. Например, нос, уши, очки, глаза.
Найди предмет треугольной (квадратной, прямоугольной, круглой) формы
Игра развивает у ребенка восприятие формы. Ребенку предлагают в окружающей обстановке или на картинке находить и
называть предметы заданной формы. Например, треугольной формы: подставка для кастрюли, формочки для печенья, колпачок у Петрушки, елка, крыша у домика. Кто больше назовет предметов заданной формы, тот выиграл.
Штриховка
Взрослый рисует любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и проводит в ней 1-2 линии (горизонтальные, вертикальные или по-диагонали), на конце которых нарисовано по одной стрелочке (чтобы ребенок понимал, в каком направлении штриховать фигуру). Ребенок заканчивает штриховку, начатую взрослым, а взрослый в это время следит за тем, чтобы ребенок рисовал в нужном направлении и чтобы линии были прямые и ровные.
Последовательность событий
Ребенку предлагают по картинкам рассказать о каком-либо событии, при этом спрашивают,
что было сначала, что потом и чем все закончилось. Чем подробнее ребенок рассказывает, тем лучше, желательно,
чтобы он говорил полными предложениями.
Можно прочитать ребенку небольшую сказку или рассказ и попросить его подробно и последовательно пересказать.
Несколько советов, как организовать игру:
1. Никогда не отказывайтесь поиграть с ребёнком, даже если вам некогда. Обязательно находите (лучше заранее) время для совместной игры.
2. Подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком лёгкие, так как интерес падает в том и в другом случае.
3. Подробно объясняйте правила игры. Будьте объективны в оценке игрового результата. Поддерживайте ребёнка, если игра «не клеится», хвалите за честное стремление к победе.
4. Придумывайте новые игры вместе с ребёнком. Дайте ему возможность самому придумывать разные варианты одной игры.
5. Занимаясь дома с ребёнком, почаще берите себе роль ученика, а не учителя. Превратитесь в совсем глупенького, непонимающего первоклашку и задавайте ребёнку различные вопросы («Почему?», «Зачем?»)
6. Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
Дерзайте, играйте и побеждайте!
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 32»
«Как выбрать игры, которые помогут подготовить ребенка
к школе»
2025
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет по темам консультаций, бесед и наглядной информации для родителей
Темы консультаций, бесед. наглядной информации для родителей на учебный год (по тематическим циклам)...

Темы консультация. бесед, инструктажей с родителями в младшей группе
Документ содержит примерные темы для консультаций, бесед и инструктажей с родителями дошкольников младшей группы...

Консультация - беседа с родителями подготовительной группы на тему "Как сберечь здоровье ребенка".
Как же сохранить и урепить здоровье ребенка? Для этого необходимо вести здоровый образ жизни....
Консультация-беседа для родителей "Экипировка первоклассника"
Консультация для родителей будущих первоклассников. Материал представлен в форме беседы. Родителям предлагаются советы по подбору школьных принадлежностей начиная от концелярских товаров, письменного ...

Консультация. Беседа с родителями о ПДД.
Беседа с родителями о ПДДУважаемые родители!Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомьте своих детей с правилами дорожного движения, которые должен знать ребёнок.Методические приёмы об...

мини-консультация (беседа) педагога-психолога с родителем "Знакомство с профессией родителя"
Здравствуйте уважаемые родители.Сегодня предлагаю Вам поговорить о важности понимания ребенком профессии. Основные понимания и мировосприятия ребенком берутся из семьи. Именно родитель является...

