Для родителей
консультация
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для родителей
«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
Мастер – класс для родителей
«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
План мастер-класса:
- Вступительное слово воспитателя.
- Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.
- Нетрадиционная техника рисования.
- Технология опыта
- Теоретическая база опыта
- Результативность опыта работы
- Рефлексия.
- Обратная связь
- Заключение. Эффективность применения нетрадиционных техник рисования.
Ход мастер-класса
- Вступительное слово воспитателя.
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы пригласили Вас на совместное художественное творчество и хотели бы познакомить вас со способами изображения нетрадиционной техники. Но сначала хотелось бы сказать о развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
- Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Мелкая моторика – двигательная активность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Для развития мелкой моторики разработано много различных методов и приемов. Хотели познакомить Вас с нетрадиционной техникой рисования. Это способы создания нового оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Эта огромная возможность для ребенка и думать и пробовать и искать, экспериментировать. Использование нетрадиционных техник способствует развитию двигательной координации кистей и пальцев, глазомера, ориентировке на листе бумаги. В процессе творчества у ребенка развиваются все психические процессы: внимание, восприятие, воображение, мышление, память и речь. Рисование необычным материалом и оригинальной техникой позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, которые удивляют и восхищают их.
- Нетрадиционная техника рисования.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
В процессе развития мелкой моторики важно удерживать и подкреплять интерес ребенка, поэтому использование нетрадиционных техник рисования сможет помочь каждому взрослому проводить такие занятия без лишних уговоров. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто мы привлекаем родителей к этому виду деятельности: конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т.д. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку ребёнка умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль за движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе. При совершенствовании у детей ручной умелости, развивался интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствовала формированию всех этих качеств, но и постепенно готовилась к успешному школьному обучению (к письму).
- Технология опыта
Работа по изучению нетрадиционных техник рисования проводится в соответствии с разработанным нами определенным перспективным планом в зависимости от возраста детей.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования мы проводим в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию несколько нетрадиционных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.
Свою работу строим на следующих принципах:
от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
В работе с детьми по рисованию в нетрадиционных техниках реализовывали следующие педагогические условия:
обеспечение предметно-развивающей среды играми, наглядными и дидактическими пособиями, вспомогательными устройствами, материалами и инструментами, способствующими проявлению и развитию детского творчества в процессе рисования нетрадиционными техниками.
При организации предметно - развивающей творческой среды в изобразительной деятельности учитывали потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе.
При выборе техник по нетрадиционному рисованию учитываю возрастные особенности детей. Сначала с детьми использовала техники, которыми овладели дети ранее, в младшей группе: рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта. Постепенно расширяла содержание работы, усложняла формируемые умения и навыки, элементы, выделяла новые средства выразительности.
В средней группе проводили овладение следующими техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном - нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок, печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; оттиск печатками из картофеля; рисование ватными палочками; волшебные веревочки, монотипия предметная.
В старшем дошкольном возрасте планирую овладение детьми более трудными методами и техниками: обводка плоских фигур: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку, формочки для приготовления печений или кексов и т д. ; рисование по опорным точкам; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная и предметная; печать по трафарету; расчёсывание краски; рисование нитками; рисование солью, песком, манкой; батик (рисование по ткани) ; набрызг; кляксография обычная; пластилинография; граттаж.
Каждая из этих техник - это маленькая игра, которая доставляет детям радость и положительные эмоции. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации.
- Теоретическая база опыта
На подготовительном этапе познакомились с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И. А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т. Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», Ю. В. Рузановой «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности», Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 5-6 лет».
- Результативность опыта работы
Мы решили применить в своей работе многообразие нетрадиционных художественных техник рисования с применением на занятиях и в свободной деятельности детей разнообразных пальчиковых игр и упражнений.
Дети знакомились с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учились на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Работу проводили поэтапно:
на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности;
на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
На этом этапе работа делилась на: совместную деятельность воспитателя с детьми, когда проводилось закрепление знаний, умений, навыков. В совместную деятельность воспитателя с детьми я включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий;
самостоятельную деятельность детей, когда полученные знания, умения и навыки дети используют в свободное время. Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
За короткое время мы достигли следующих результатов:
улучшилась мелкая моторика рук; повысился уровень развития зрительно - моторной координации, мышления, внимания, усидчивости; развивается фантазия и воображение; снизилась утомляемость и сохраняется высокая активность и работоспособность; улучшилась речь детей.
Ожидаемый результат: предполагаю, что к выпуску в школу у детей:
повысится уровень развития мелкой моторики, будут способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук;
изучат и освоят техники работы с нетрадиционными материалами, будут применять изученные техники, приёмы и материалы в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности; будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности.
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Многие виды нетрадиционного рисования, которые я применяю, способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца. Исходя из этого, я сделала вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат меня, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.
Подводя итоги всей нашей проделанной работы, нужно отметить эмоциональный подъем у детей, проявление самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нетрадиционного рисования доступного материала. У меня появляются новые идеи и желания пополнить мир детей чем - то интересным и увлекательным.
А сейчас я хочу провести небольшой мастер- класс по нетрадиционной технике рисования. Прошу присесть за столы. Я хочу научить вас, как с детьми использовать нетрадиционные техники рисования.
Первая техника у нас будет нетрадиционная техника рисования «метод тычка»
Необходимые материалы: бумага, кисти, краски.
Этап работы:
На листе бумаги рисуем простым карандашом пейзаж. Например реку, полянка, небо и солнышко. Затем берём жёсткую кисть немного смочим водой и набираем на кисть нужною краску и методом тычка прорисовываем детали.
Следующий наш этап будет рисование-мятой бумагой. Мы с детьми рисовали осень, но можно рисовать любое время года, животных, цветы и т. д. В чем плюс этого метода, так это то, что бумагу для рисования можно брать уже использованную (старые исписанные листы) Мелкие детали прорисовываются кисточкой. Попробуйте и вам понравится. Для рисования нам потребуется обычная бумага. Чтобы начать творить надо смять лист в комок.
1.Набираем в палитру белой гуаши (не жалейте краски - это важно)
2.Теперь этот комок обмакиваем в краску.
3.И начинаем рисовать облака.
4.Таким же способом рисуем дерево, только мнём бумагу (вытягиваем её) в виде палочки. И рисовать нужно в том направлении в каком растёт дерево.
5.Аккуратно прорисовываем ветки. Дети могут нарисовать ствол кисточкой.
6. Теперь можно нарисовать траву. Не забывайте о направлении роста травы.
7. Надо добавлять различные оттенки, смешивать краски, чтобы работы выглядели более объёмными.
8. Теперь рисуем листву на дереве. Добавляем оттенки.
9. Рисуем красные, синие цветы.
10. Можно кисточкой прорисовать мелкие детали: серединку у цветов, стебельки.
Рисование пальцами рук: можно использовать либо специальные пальчиковые краски, либо гуашь, пусть ребенок окунает пальцы в краску и рисует ими на бумаге. Можно использовать не только традиционные альбом, но и большой лист ватмана или кусок обоев и рисовать, сидя на полу. Обычно деткам очень нравится этот вид рисования, можно рисовать даже на старой белой простыне, затем стирать и снова на ней рисовать.
Рисование ладошкой — аналогично с предыдущим видом, только рисовать нужно всей ладошкой сразу. Можно окунуть пальцы в разную краску и получить радужные рисунки.
Рисунок точками — ребенок окунает палец в краску и ставит его перпендикулярно к листу, изображая рисунки.
Рисование отпечатками предметов — для этих целей сойдет и пробка от бутылки, и небольшая тарелка и вообще все, что попадется вызывает неописуемый восторг у детей. При помощи ложки на бумагу наносится краска, затем нужно взять трубочку и дуть на краску, не касаясь ее соломинкой. Можно на рисунок сверху наложить лист бумаги и сравнить отпечаток с оригиналом, затем можно пофантазировать на тему того, на что похожа клякса.
Рисование с помощью трафаретов — известный нам с детства вид изодеятельности.
Набрызги — этот метод заключается в том, что ребенок берет краску на кисть и разбрызгивает ее на бумагу в произвольном порядке. Можно повторять разными цветами.
Отпечатки листьев — набираете во время прогулки листьев с разных деревьев и кустарников, красите их и переносите отпечатки на бумагу. Можно создать целую композицию из разных листьев.
Рисование свечой Для начала необходимо на чистом листе бумаге нарисовать рисунок свечой, предупредив ребенка, что в этот момент ничего не будет видно. Чтобы изображение проявилось, необходимо широкую кисть или губку обмакнуть в краску или тушь и покрыть лист крупными мазками. Рисунок появится как по волшебству! После высыхания его можно дополнить, воспользовавшись фломастерами или маркерами.
Мятой бумагой это весьма занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию.
Пластмассовой вилкой. Вилкой можно нарисовать травку, лучики солнца, дождик, снежинки, раскрасить животных и птиц и т.д. Вариантов много. Самое главное, что детям нравятся такие необычные способы рисования. Они наслаждаются процессом рисования и всегда радуются результату. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками: ладошкой, пальцами. Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Уважаемые родители! Наш мастер- класс подошел к концу. У всех получились очень красивые работы. Благодарю всех за внимание.
- Рефлексия. "Шляпа пожеланий"
Всем участникам раздаются небольшие листы бумаги, предлагается написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим, при этом ни к кому конкретно не обращаясь и опустить листок в «Шляпу пожеланий» Затем воспитатель перемешивает в шляпе все пожелания, и родители вытаскивают из нее пожелания для себя.
8. Обратная связь
- Большое спасибо всем. Благодарю вас за участие.
-Сегодня вы были настоящими художниками, и наступил самый ответственный момент – награждение. Союз художников принимает Вас в свои ряды, вручает Вам медали .И в заключении, уважаемые родители, нам бы хотелось, чтобы каждый из вас ответил на некоторые вопросы.
1 Понравилась ли Вам наше путешествие?
2. Чему новому сегодня научились?
3. Будите ли Вы использовать эти нетрадиционные техники с вашими детьми дома?
Использование нетрадиционных методов рисования может привить детям желание рисовать, расширит возможности в овладении различными материалами и работы с ними. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
9.Заключение. Эффективность применения нетрадиционных техник рисования.
Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях имеет важное значение. Нетрадиционное рисование способствует развитию мелкой моторики рук, позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, способствует развитию психических процессов. Таким образом, занятия с использованием нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.
Практическая значимость опыта работы состоит в том, что любой творческий педагог может использовать в своей работе, адаптировав содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. По наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Рекомендуется шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук . Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Родители, должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Помните! Любые игры и упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей
Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).
Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

собрание для родителей КВН с родителями "Взаимодействие ДОУ с родителями по патриотическому воспитанию через проведение совместных мероприятий
Родительсое собрание нетрадиционной формы ...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

