Мониторинг 2023 - 2024 г.
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Музыка»
Аналитическая справка по итогам мониторинга воспитанников
МБДОУ детский сад № 33 «Светлячок»
музыкальный руководитель Белых Дарья Александровна.
2023 – 2024 г.
Музыкальное воспитание в нашем детском саду подчинено общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строится с учетом своеобразия музыкального искусства и особенностей дошкольников. Главной целью и задачей своей деятельности вижу в раскрытии внутреннего духовного мира ребенка, его эмоций, формировании художественной культуры, выявлении индивидуальных творческих способностей, приобщение к музыкальной культуре. Именно в дошкольном возрасте важно формировать основы нравственной культуры, потребность в общении с миром прекрасного. Музыкальное развитие детей осуществляется совместно со всеми педагогами МБДОУ по образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Основная форма организации воспитания, обучения, развития детей, которая базируется на обязательных программных требования, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников – музыкальные занятия. Именно они включают чередование различных видов деятельности (пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей: самостоятельную музыкальную деятельность, интеграцию с другими областями и направлениями программы. Основным приемом для дошкольников и способом практического освоения материала является игра. Это основная их деятельность, в которой могут иметь место хороводы, песни сюжетно - ролевые, подвижные и музыкально - дидактические игры.
Для анализа знаний и умений детей осуществляю диагностику в начале и в конце учебного года, используя диагностические карты программы «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой. В процессе диагностики провожу анализ развития следующих умений и навыков у детей:
- Движение;
- Чувство ритма;
- Слушание музыки;
- Пение.
Мониторинг музыкального воспитания детей осуществлялся с помощью анализа проведенной начальной и итоговой диагностики, которая проводилась путем наблюдения за детьми в процессе совместно - познавательной и свободно - игровой деятельности воспитанников. Основные методы диагностики: ➢ Наблюдение ➢ игровые задания ➢ беседа ➢ анализ продуктов деятельности.
По итогам мониторинга ставлю новые цели и задачи в музыкальном воспитании детей. Технология работы с таблицами проста. Напротив фамилии ребенка проставляется уровень (высокий, средний, низкий) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считывается итоговый показатель по каждому ребенку и итоговый показатель по группе в целом.
№ | Фамилия, имя ребенка | Движение | Чувство ритма | Слушание музыки | Пение | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||
Сентябрь | май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | ||
ДИАГНОСТИКА ПО КРИТЕРИЯМ
1.Музыкально-ритмические движения
Музыкально - ритмические упражнения направлены на то, чтобы дети научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения. В этот раздел включено два вида движении: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (полуприседания, хороводный шаг, поскоки, притопы и т. д.). Все эти движения в дальнейшем используются в играх, плясках, хороводах. Для того чтобы дети могли легко освоить то или иное движение, необходимо выполнять определенную последовательность и вариативность разучивания, которая заинтересовывает детей и помогает им справиться с заданием.
2.Развитие чувства ритма. Музицирование
Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в занятиях выделен особо. Без ритма невозможны пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений, чувство ритма, звуковысотный слух.
3.Восприятие музыки
Восприятие музыки в детском саду - очень важное, необходимое, а главное, интересное направление развития детей. Оно направлено на формирование основ музыкальной культуры. Реализовать эту цель помогает правильный, грамотный, доступный детскому восприятию отбор произведений. Учитывая, что одной из задач программы «Ладушки» является знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыки. Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. К каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Большое значение имеет использование аудиозаписей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому восприятию глубже прочувствовать характер, особенности произведения. Показательно, что одни из самых сложных разделов - «Слушание музыки» - является у детей любимым.
4. Распевание, пение
Распеванию и пению уделяется очень большое внимание. Собственное исполнение песен доставляет детям удовольствие, радость. Для того чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), им предлагаются несложные, веселые песенки - распевки; дети могут сами себе подыгрывать на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения должны быть доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, в нужном диапазоне. Текст песен не должен сухо заучиваться на занятиях. Это должно происходить непроизвольно. Для запоминания рекомендуются различные игровые приемы. Дети должны уметь петь сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без инструмента, «по ролям» (когда песня хорошо выучена), открытым и закрытым звуком. Очень эффективный прием поочередного пения: запев поет педагог, припев - дети; запев исполняют солисты (несколько детей), припев - все дети и т. д. Немаловажное значение имеет использование песен в самостоятельной деятельности детей вне занятий.
Диагностический инструментарий для определения у детей музыкальных способностей по возрасту
Ранняя группа | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
-различать высоту звуков (высокий- низкий); -узнавать знакомые мелодии; -вместе с педагогом подпевать музыкальные фразы; -двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движения одновременно с музыкой; -выполнять простейшие движения; -различать и называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен, колокольчик. Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок эмоционально вовлечен в музыкальные действия. | -слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни; -различать звуки по высоте (октава); -замечать динамические изменения (громко - тихо); -петь, не отставая друг от друга; -выполнять танцевальные движения в парах; -двигаться под музыку с предметом. Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок эмоционально вовлечен в музыкально – образовательный процесс, проявляет любознательность. | -слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; -узнавать песни, мелодии; -различать звуки по высоте (секста - септима); -петь протяжно, четко поизносить слова; -выполнять движения в соответствии с характером музыки» - инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы; -играть на металлофоне Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок проявляет любознательность, владеет основными понятиями, контролирует свои движения, обладает основными музыкальными представлениями. | -различать жанры в музыке (песня, танец, марш); -звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); -узнавать произведения по фрагменту; -петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произносить слова, петь с аккомпанементом; -ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; -самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой произведения; -самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу; -играть мелодии на металлофоне по одному и в группе. Целевые ориентиры по ФГОС ДО Ребенок знаком с музыкальными произведениями, обладает элементарными музыкально – художественными представлениями. | - узнавать гимн РФ; -определять музыкальный жанр произведения; -различать части произведения; -определять настроение, характер музыкального произведения; слышать в музыке изобразительные моменты; - воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне; - сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка); -выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа; -передавать несложный ритмический рисунок; -выполнять танцевальные движения качественно; -инсценировать игровые песни; - исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии. Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально – художественной деятельности. |
Уровень музыкального развития в каждом виде деятельности - определялся по пятибальной системе, где 2 – очень низкий уровень усвоения программы, 3 – средний уровень, 4 – ребенок хорошо усваивает программу и справляется со всеми видами музыкальной деятельности, 5 – высокий уровень.
Диагностика музыкальных способностей детей
Младшая группа № 38
Вывод: Диагностика музыкальных способностей детей в младшей группе в начале года показала совсем неплохие результаты, нужно отметить, что группа часть детей посещали детский сад не часто. В начале года диагностику проходило 16 детей, в мае 20 детей. Несмотря на то, что посещения были не частыми, дети показали неплохие результаты на конец года. В течении года единицы справлялись с поставленной задачей, но было 1-2 ребенка, которые испытывали сложности при выполнении движений несмотря на то, что движения были легкими. С ритмом немного проще так как почти все воспитанники неплохо исполняли несложные ритмические рисунки. Элементарные песенки, для детей, которые уже разговаривают не вызывали сложностей. Конечно, при разучивании применялись игры. Если была песня про зайчика, значит я брала игрушку зайчика и показывала, как он поет. Медленно, повторяя несколько раз. Стоит отметить работу родителей дома. Слушание музыки детям нравится всегда. Те дети, кто уже умеет разговаривать к концу года научились характеризовать музыку или угадывать на чем приехал «мишка» по звучанию произведений. В целом результатами конца года я довольна.
Средняя группа № 31
Вывод: Диагностика музыкальных способностей детей в средней группе в начале года показала неплохие результаты, основная масса детей которые посещали занятия, показала весьма неплохие результаты освоения программы в отдельных видах музыкальной деятельности, это музыкально ритмические движения и ритм, при разучивании танцев к осенним и зимним праздникам воспитанники еще испытывают сложности в исполнении тех или иных танцевальных движений. Единицы справлялись с поставленной задачей, примерно 8 детей испытывали сложности при выполнении движений, приходилось заменять сложные движения на более легкие, с ритмом немного проще так как почти все воспитанники неплохо исполняли несложные ритмические рисунки, прохлопывание ритма, по ритмическим картинкам или под ритмичную песенку, на осеннем празднике дети впервые исполнили шумовой оркестр. Сложности в этой группе были с запоминанием текстов песен при их разучивании, но в целом воспитанники неплохо пели песни правильно интонировали, прослеживалось некоторое отставание от музыки, что касается слушания музыки, дети внимательно слушали музыку но анализировали музыкальные произведения лишь некоторые воспитанники, в конце года наблюдаются положительные результаты, освоения воспитанниками музыкально ритмических движений, к концу года подтягиваются более слабые дети уже в марте и в мае дети показали хороший результат в исполнении праздничных танцевальных композиций что очень порадовало.
Старшая группа № 34
Вывод: Диагностика музыкальных способностей детей старшей группы в начале учебного года показала весьма неплохие результаты. Все дети освоили программу по музыкальному развитию. Дети хорошо запоминают сложные танцевальные движения, танцы исполняют самостоятельно, слаженно, эмоционально. Дети эмоционально передают образы в театральных инсценировках. Хорошо поют песни разной сложности. У нескольких детей отмечаются очень хорошие вокальные данные. По результатам диагностики была дана рекомендация родителям по дальнейшему обучению этих детей в музыкальной школе. Положительная динамика была достигнута за счет правильно построенной, систематической работы с детьми по всем направлениям, создания условий и положительного психологического микроклимата во всех видах музыкальной деятельности.
Подготовительная группа № 39
Вывод: Диагностика музыкальных способностей детей, в группе № 39 показал в начале года неплохие результаты, воспитанники с лёгкостью выполняют все музыкально - ритмические движения, легко выполняют любой несложный ритмический рисунок, на новогодний праздник дети исполняли шумовой оркестр. Касательно движений то дети довольно уверенно научились исполнять довольно сложные танцевальные элементы. К концу года дети стали более уверенно и правильно анализировать, и охарактеризовать музыкальные произведения. с песенным исполнительством у детей группы № 39 хорошо. Некоторые дети достаточно точно интонируют, и стараются помочь тем, у кого возникли трудности. Единственный минус был в том, что дети сложно запоминали тексты песен. Но и с этим мы справились достаточно хорошо. Трудностями в том или ином виде музыкальной деятельности, некоторым детям сложно давались некоторые танцевальные элементы такие как перевороты с хлопками, некоторые движения из рок - н - ролла, и др. а так как группы выпускные, с некоторыми детьми приходилось заниматься индивидуально. Стоит отметить, что в конце года показатели усвоения всех видов музыкальной деятельности намного улучшились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по результатам мониторинга 2023 - 2024 у г
Аналитическая справка по итогам мониторинга...

Мониторинг 2023-2024
Аналитическая справка«Итоги педагогического мониторинга на начало иконец учебного года (2023-2024г.) в средней группе» «Колокольчики»»...

Аналитическая справка по итогам мониторинга 2023-2024
Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы разработанной в соответствии с ФГОС и с учетом Примерной основной ...
Мониторинг 2023-2024
Мониторинг старшей группы...
Мониторинг 2023 - 2024 уч.год
МОНИТОРИНГ 2023 – 2024 учебный год «РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ФЭМП»...