МАЛЕНЬКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАПРИЗОВ
материал
Упрямство и капризы у детей нередкое явление.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МАЛЕНЬКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАПРИЗОВ
Упрямство и капризы у детей нередкое явление.
Первые проявления упрямства не случайно обнаруживаются у совсем маленьких детей – в возрасте 2-3 лет. Именно в этот период у ребенка резко возрастает активность, самостоятельность, настойчивость в достижении своих, пусть даже самых незамысловатых желаний. В это время малыш уже может иметь собственное мнение, несовпадающее с мнением взрослого и пытается его отстаивать. Упрямство. Это первая попытка самоутверждения.
Тактика взрослых в этот период должна сводиться к терпеливому и настойчивому, но мягкому по форме приобщению ребенка к правилам и нормам, принятым в человеческом обществе.
Если упрямство свойственно, как правило, сильным, активным и энергичным детям, упорно отстаивающим свое мнение в открытой борьбе с энергичными родителями, то несколько иначе обстоит дело с капризами. Капризы вызываются, в общем, теми же причинами, что и упрямство. Однако, свойственны чаще детям более слабым, более зависимым от родителей, более нуждающихся в эмоциональном контакте с мамой. Обычно они менее уверены в себе и не могут отстоять свою точку зрения. Это более изнеженные, более беспомощные дети, которые не овладели необходимыми умениями, чтобы достичь своей цели иначе, чем капризами и нытьем.
Иногда это физически слабые малыши, часто болеющие, легко утомляющиеся, а иногда такие, которые без особых оснований оцениваются как «слабенькие» взрослыми, находятся в семье на положении самого маленького и слабого ее члена. Излюбленное выражение для упрямца: «Я хочу!». У капризного ребенка: «Я не хочу!». Если для упрямца самое главное – не уступить взрослому, настоять на своем. И если взрослый отстанет и махнет рукой, он будет только рад. То «капризуля», наоборот, стремится добиться еще большего внимания к себе, к своей особе. Он предпочитает последовательно отказываться от всего, что ему предлагает взрослый. Ему нравится быть в центре внимания, поэтому, отказываясь от чего-то, малыш практически, никогда не предлагает своего варианта.
Если упрямство – результат избытка у ребенка некоторых качеств личности: излишнее самоуважение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, мешающие ребенку подчиняться огромному количеству требований и ограничений.
То капризные дети страдают от недостатка развития ряда важных личностных качеств. Фактически не владея никакими формами достижения своих целей, зачастую вообще не имея этих целей, они ждут, что все им будет предоставлено взрослыми.
Умелое поведение взрослых помогает малышу научиться вести себя как положено в разных ситуациях (дома, на прогулке, в поликлинике на приеме у врача). Дает ему возможность овладеть необходимыми навыками: самостоятельно есть, одеваться, проситься на горшок и т. д.
Правильная организация жизни ребенка уменьшает вероятность появления упрямства. Одной из частых причин появления упрямства и капризов у малышей является отступление от привычного уклада жизни – нарушение режима, резкая смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие во время болезни. Как только нормализуется обстановка, исчезает и упрямство. Поэтому в первую очередь необходимо отыскать, что мешает ребенку, что вызывает его протест. Для этого надо хорошо себе представлять привычки, потребности и желания малыша, разумно их оценивать.
Позиция родителей должна стать более твердой. Малыш, хоть и с запозданием, усвоит, что нельзя – нельзя, а надо – это надо и что отказ отчего-то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен. Одновременно взрослые должны сделать еще одно, более сложное дело – сформировать поведение, научить преодолевать трудности, выработать настойчивость в достижении поставленной цели, развить активность и самостоятельность. И сделать это так, чтобы ребенок воспринял принятые меры не как наказание, а как радость.
Причин капризности и упрямства у детей раннего возраста предостаточно порекомендуем некоторые способы их разрешения.
Действия взрослых:
- Вовремя накормить, напоить, уложить спать, одеть в удобную одежду, оказать медицинскую помощь, а иной раз просто проветрить помещение.
- Стараться соблюдать режим дня, и лучше приближенный к режиму детского сада.
- Попытаться разобраться, что же хочет сказать своими капризами ребенок, реагировать не на капризы, а на их причины.
- Принять как должное возрастной негативизм малыша, понять, что ребенок уже не младенец, признать его право на самостоятельность.
- Не допускать превращения капризов в капризность, игнорировать попытки ребенка манипулировать вами, уважать себя – особенно в глазах ребенка.
- Помнить, что и безграничное потакание, и постоянные ограничения ведут к одному и тому же (капризам и упрямству).
- Вносить в привычные формы общения с ребенком что-то новое и неожиданное.
- Поощрять позитивные проявления детской самостоятельности, положительной оценкой закреплять каждое достижение ребенка.
- Строить деловое сотрудничество с ребенком, когда он выполняет те или иные самостоятельные действия.
- Избегать навязывания помощи, предлагать и оказывать ее деликатно или в ответ на запрос ребенка, рассматривать его сопротивление не как упрямство, а как начало самостоятельности.
- Запрещать только то, что несет угрозу для жизни и здоровья ребенка и окружающих, противоречит общественным нормам или выходит за рамки возможного. Обязательно объяснять причины запретов.
- Полностью исключить оскорбление достоинства ребенка, которое в любом критическом возрасте переживается особенно болезненно и нередко оборачивается еще большей неуправляемостью, капризностью, агрессивностью.
- Не забывать, что ирония и самоирония – хорошие, хотя и явно недооцененные, методы воспитания.
- Учитывать, что «выяснение отношений» с близким взрослым является естественной потребностью ребенка.
- Поддерживать детскую потребность в общении с взрослым.
- Стремиться превратить любое детское занятие в повод для общения с ребенком.
- Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей.
- Чем умнее и гибче ведут себя родители, тем реже жалуются на своих детей.
- Чем выше интеллект родителей, тем реже дети упрямятся и капризничают.
Не все негативные формы поведения ребенка можно отнести к капризам, хотя они и напоминают их. Вот некоторые из форм: детский консерватизм, «капризы» на публике, нежелание посещать детский сад.
Про ребенка часто говорят: «великий исследователь», «великий экспериментатор» (груды разломанных игрушек – яркое свидетельство тому).
Однако с не меньшим основанием про него можно сказать: «великий консерватор». Маленькие дети очень не любят и раздражаются, когда что-то нарушает сложившийся порядок, часто установленный ими самими.
«Капризы» на публике. Весьма распространенное явление. Связано с вхождением ребенка в наш мир взрослых. Как эти люди не похожи на домочадцев, которые разговаривают шепотом и ходят на цыпочках, предугадывают каждое желание и нежат его. А на улице… Мама рядом, а что толку, она так похожа на этих людей. Тоже торопится, тоже разговаривает громко. А если и пытается успокоить, то в ее голосе все равно чувствуется напряжение и тревога. Еще хуже, если мама начинает осуждать, кричать.
Но тут есть решение проблемы: взять с собой на прогулку (да и в детский сад) любимую игрушку. Ведь для ребенка она фрагмент надежного домашнего миропорядка, который гарантирует защиту и спокойствие. В отличие от людей, игрушка никуда не спешит и ни на кого не кричит.
Нежелание посещать детский сад. Это особая тема. Мы часто говорим о психологической готовности детей к обучению в школе. Но совершенно очевидно, существует не менее острая проблема психологической готовности к посещению детского сада. Нужно иметь в виду, что даже при благоприятных условиях посещение детского сада для многих детей стрессовый фактор. И это нормально, поскольку предполагается временный отрыв от семьи, которая для ребенка главный жизненный мир. Что можно посоветовать в этом случае?
Создать позитивный образ детского сада с самого начала. Можно, конечно, не отдавать ребенка в ДОУ. Но, тогда родителям придется самим до самого поступления в школу, создавать условия «социальной жизни», которую дети получают в стенах сада. Придется стать полноценными и повседневными партнерами ребенка, равнозначными сверстникам.
В целом же для искоренения и упрямства и капризов необходимо осознание поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребенке, а в родителях. Искать же источник упрямства и капризов только в ребенке бесполезно.
МАЛЕНЬКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАПРИЗОВ
Причин капризничать и упрямствовать у детей предостаточно. Назовем наиболее типичные из них, а также порекомендуем некоторые способы разрешения и предупреждения ситуаций, ими вызываемых.
А.Л. Венгера дает определение данному понятию: Детские капризы- это особенность поведения маленького ребенка, выражающаяся в нецелесообразности и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требованиям, стремлении настоять на своем, иногда небезопасным или абсурдным требованиям. Внешними проявлениями детских капризов чаще выступают плач, в тяжелых случаях истерики. Неудовлетворённость повседневных нужд и потребностей
Накормить, напоить, уложить спать ребенка, переодеть его в удобную одежду, оказать ему медицинскую помощь, просто проветрить помещение.
Стараться соблюдать режим дня.
Манипулирование взрослым
В режиме манипулирования взрослым он привык жить с первых месяцев жизни. Своим криком и плачем младенец стихийно управляет поведением мамы, заставляя ее вовремя покормить себя, переодеть, убаюкать и т.п. И это по-своему очень важно, не только потому, что ребенок «помогает» взрослому в оперативном уходе за собой. Неосознанно управляя поведением другого человека, он со временем научаете управлять и собственным поведением. Однако такое «манипулирование» уместно примерно до наступления 1 года, после чего его место призваны занять иные формы я ведения. Попытаться разобраться, что же хочет сказать своими капризами ребенок; относиться к ним избирательно - в зависимости от значимости причин, которые вызывают их; реагировать не на капризы, а на их причины.
Не допускать превращения капризов в капризность; игнорировать попытки манипулирования собой; уважать себя - особенно в глазах ребенка: заменой раздражению и гневу должна стать хладнокровная демонстрация позиции.
Помнить, что и безграничное потакание, и постоянные ограничения ведут к одному и тому же - капризам и упрямству.
Вносить в привычные формы контакта с ребенком элементы новизны и неожиданности.
«Выяснение отношений» и потребность в общении
Очень часто дети капризничают, чтобы завоевать внимание взрослых. Каприз - это своего рода проверка на прочность родительского отношения к ребёнку, средство получения новых подтверждений родительской любви. «Вы любите меня «беленьким», ну... а «черненьким»? И я «чернею» - начинаю капризничать». Ребенок, конечно, по-своему уверен, что родители его любят. Новые доказательства любви нужны ему лишь для того, чтобы распознать: есть ли у нее граница? Учитывать, что «выяснение отношений» с близким взрослым является естественной потребностью ребенка, для удовлетворения которой мало одних слов, - необходимо содержательно насыщенное деловое общение, где старший поможет ребенку «удостовериться» в своей значимости не только для него, взрослого, но и для самого себя. Стремиться превратить любое детское занятие в повод для общения с ребенком, постоянно удерживая главную цель - воспитание у ребенка самостоятельности, которой он впервые по-настоящему заявляет о себе как о личности.
С огромной проблемой сталкиваются наши родители, в период когда детям 2-7 лет. Это самый трудный «пик капризов». Но правильно ли ведут себя родители в этот момент? Как можно выйти из этого с минимальными потерями, особенно для ребенка?
В возрасте 2-7 лет ребенок приобретает новый опыт под названием «я сам», начинает больше понимать, переживать эмоциональные конфликты. В это самое время и начинает появляться первые настоящие капризы, которые очень пугают родителей.
Родители с нетерпением ждут момента, когда ребенок подрастет и войдет в этот мир, мир познания себя и окружающих, где он приобретет важные навыки и знания, так необходимые ему в дальнейшем. Но, попав в детский сад, до этого такой покладистый ребенок словно забывает все другие слова, кроме «нет» и «не хочу». Ведет он себя при этом, крайне «некрасиво»: кричит, визжит, топает ногами, плачет, швыряет все и бросается на пол. Причем происходить это может не только дома, но и на улице.
Существует несколько основных причин детских капризов:
Во-первых, ребенок может капризничать, если его что-то беспокоит или у него что-то болит, но он сам этого не понимает, просто ощущает дискомфорт.
Во-вторых, капризничая, малыш, возможно, просто хочет привлечь ваше внимание. Он выбирает такой способ общения с вами, потому что ему не хватает вашего внимания и любви.
В-третьих, ваш ребенок просто понял, что слезами и истериками от вас всего добиться, чего захочет. И он начинает эти пользоваться. Необходимо спокойно, без криков и наказания объяснить ребенку, что в жизни существуют определенные правила. Малыш в этом возрасте вполне способен понять, что не все и не всегда может подчиняться его капризам.
И, наконец, вариант четвертый, очень часто капризами ребенок выражает желание быть самостоятельным. В этот момент лучше спокойно объяснить ребенку, почему вы этого хотите, чем требовать послушания.
Не менее серьезная причина возникновения детских капризов – нерегулярность посещения детского сада, то есть процесс адаптации прерывается, и малышу каждый раз заново приходится переживать расставание с мамой как в первые дни.
И все таки, как же справиться с детскими капризами?
1. Не оставляйте малыша одного, не следует его уговаривать, утешать. Ребенок должен понять, что родители непреклонны.
2. Отвлеките его внимание чем-нибудь, на что нибудь.
3. Старайтесь не срываться в ответ.
И помните, что, только научившись чувствовать состояние ребенка, вы сможете управлять его настроением. Важно обращать внимание на периодичность и на характер капризов. В крайнем случае, вам необходимо будет обратиться к специалисту. Постарайтесь как можно реже раздражаться, проявляйте терпение, любовь и твердую позицию на его поступки. Только тогда Вы сможете избежать капризов и истерик, найти полное взаимопонимание с вашим ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей. Ранний возраст: маленькая энциклопедия капризов.
Ранний возраст: маленькая энциклопедия капризов...

консультация для родителей "Я сам: энциклопедия капризов"
Трёхлетние дети не только забавные и смышлёные карапузы, но и вполне самостоятельные личности. Кризис трёх лет считается самым ярко выраженным. В это время поведение взрослых во многом определяет путь...

Консультация для родителей «Маленькая энциклопедия капризов»
Причин капризничать и упрямствовать у детей раннего возраста предостаточно. Наиболее распространенными являются следующие: -неудовлетворенность повседневных жизненных потребностей-это самая...

Проект "Энциклопедия здоровья для маленьких почемучек"
Одной из главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дв...

Консультация для родителей " Ранний возраст: маленькая энциклопедия капризов".
Ранний возраст: маленькая энциклопедия капризовПричин капризничать и упрямствовать у детей раннего возраста предостаточно. ...

Консультация для родителей "Ранний возраст: маленькая энциклопедия капризов"
Консультация для родителей Ранний возраст: маленькая энциклопедия капризов....

