Консультации для родителей.
консультация (младшая группа)

Павлова Лариса Ивановна

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы активизации речевой деятельности

у неговорящих детей.

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними.

 В головном мозге существуют речевые зоны: задние отделы нижней лобной извилины; височные извилины; нижняя теменная область; а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого, доминантного по речи полушария (В. М. Шкловский, Т. Г. Визель). Без связи между речевыми областями мозга речь развиваться не будет.

 Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью,  детским церебральным параличом,  нарушением слуха. Однако,  для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности,  недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности,  несформированность коммуникативной,  регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи её будут сходными, не зависимо от  механизмов речевого нарушения.

Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона .

 Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.

 Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе:

1. Стимуляция речевой и психической активности.

 2. Развитие эмоционального общения со взрослым. Экспрессия педагога на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство.

3. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников и речевому подражанию .

4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.

 5.Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

 6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение. 7.  Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

 8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

9. Развитие мелкой моторики.

Реализация задач логопедической работы с безречевыми детьми происходит в процессе использования следующих средств:

 -   Игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции;

 -   Игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус детей, позволяющих корректировать поведение детей, воздействовать на эмоционально-личностную сферу;

 -  Игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех уровнях (от мотивационно-побудительного до исполнительного);

 - Развития мелкой моторики;

 -   Использование психосоматической гимнастики и ритмики в логопедической работе с неговорящими детьми.

 Большинство неговорящих детей имеют особенности эмоционально-личностной сферы: чрезмерную утомляемость, сочетающуюся с повышенной возбудимостью; непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, склонность к неврозам. Одним из методов коррекционной работы с целью психофизической разрядки является психосоматическая гимнастика, которая опосредованно способствует речевому развитию ребёнка. Психогимнастические упражнения способствуют развитию психических функций (внимания, памяти, воображения), нормализации мышечного тонуса. Чередование мышечного расслабления и напряжения в упражнениях влияет на нормализацию процессов корковой нейродинамики.

  Игра «Часы» Задачи: стимуляция звуковых жестов «бом-бом», «тик-так»; чередование мышечного расслабления и напряжения; накопление пассивного словаря.

Ход игры. Взрослый, покачиваясь из стороны в сторону, произносит: «бом-бом: вот как бьют волшебные часы. Сейчас давайте превратимся в большие волшебные часы. Дети стараются повторить. Взрослый: «А теперь покажем, как ходят стрелки волшебных часов: тик-так, тик-так». Руки детей, согнутые в локтях, движутся попеременно в разные стороны. Основная цель — частое воспроизведение звукового жеста детьми.

 Упражнение «Звуки и движения»

 Задачи: активизация речевого подражания, формирование умения выстраивать ритмический ряд на основе координации движений и фонации. Ход упражнения. Взрослый демонстрирует ребёнку движения руками, побуждая к совместным действиям и произнесению. Руки в стороны- «А», приставление ладоней к углам рта — «У», ноги в стороны — «И», руки «в замок» над головой — «О»

. Игра «Мыльные пузыри».

 Задачи: формирование артикуляционных навыков, преодоление явлений артикуляционной апраксии.

 Ход игры. Ребёнок лопает мыльные пузыри, пускаемые над столом, сопровождая действие произнесением звуков: «б», «п». На физическом уровне речь — это разновидность движения, и осуществляется по тем же законам, что и любое другое движение. При несоблюдении этих законов речевое движение, как и всякое иное, нарушается. Движения совершаются не какой-то одной частью тела, а всегда — почти всем телом. В произношении участвуют не только мышцы органов речи, но и другие мышцы тела. В речи участвуют мышцы груди, плечевого пояса, шеи. С их помощью повышается и понижается, усиливается и ослабляется голос, возникают различные способы резонирования. В речи участвуют мимические мышцы лица, и наконец,- органы артикуляции, которые завершают общую работу. Попробуйте застыть неподвижно и говорить одним ртом (скорее всего, вы при этом утратите способность связно мыслить).

 Помочь ребёнку заговорить может игра с маленьким мячом, умещающимся в ладошку. Перекладывая мяч, из одной ладони в другую при этом проговаривая сначала звуки М-----А и др. Затем слоги ВО- ДА, СО-ВА и др.

 К числу инновационных технологий можно отнести и приёмы танцевальной терапии. Например, в упражнении «Огонь-лёд».

 Задачи: развитие слухового внимания, активизация слов.

 Ход упражнения. По команде взрослого: «Огонь!»- стоящие в кругу дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде: «Лёд!» — дети застывают в позе, в которой их застала команда.

Арттерапевтические технологии в работе с безречевыми детьми. Арттерапия — совокупность методик, построенных на применении различных видов искусства в своеобразной символической форме. Одним из направлений арттерапии является куклотерапия. Перчаточные куклы помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке логопеда помогает преодолению коммуникативных зажимов, речевого негативизма, стимулирует речевую активность неговорящего ребёнка. Целесообразно включать в коррекционно- развивающие занятия с детьми упражнения, основанные на изобразительной деятельности ребёнка, которая занимает в жизни ребёнка второе место после игровой.

Упражнение «Волшебные нитки»

 Задачи: активизация лексикона по выбранной теме, формирование подражания, воображения, развитие мелкой моторики.

Ход упражнения. Взрослый показывает ребёнку шерстяные нити разных цветов, предлагая выложить контуры нитью на шероховатой поверхности. Упражнение ребёнок может выполнять совместно с взрослым или самостоятельно.

 Сенсомоторное воспитание в коррекционно-логопедической работе с неговорящими детьми.

 Сенсорными считаются игры, которые помогают детям получать чувственные ощущения. Сенсорный опыт, приобретённый при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует её спонтанному формированию. Сенсорное воспитание — основа лексической работы и личностного развития; включения максимального количества сохранных анализаторов способствует появлению слова в активной речи.

 Для развития тактильной чувствительности «Разные животные»

 Взрослый касается различных частей тела ребёнка игрушками: мягкой кошкой, колючим ежом, мокрым китом. Ребёнок отгадывает, кто к нему прикоснулся.

 Кинестетическое восприятие «Сухой бассейн»

 Взрослый демонстрирует ребёнку игрушки. «Игрушки решили поиграть с тобой в прятки, найди их». Ребёнок, опуская руку в «бассейн», пытается на ощупь угадать игрушку и назвать её.

 Зрительное восприятие «Цвета»

 Ребёнку выдаётся набор цветных прямоугольников и картинок. Ребёнок раскладывает картинки, соотнося их по цвету

 Слуховое восприятие «Шумящие коробочки»

 Взрослый предлагает по звуку угадать, чем заполнены коробочки: кофе, монеты, камни, бобы и т. д.

«Покричи в банку»

Взрослый продуцирует в стеклянные банки гласные звуки, стимулируя ребёнка к повторению этого действия. Варианты: пузырьки и бутылочки с горлышками разного диаметра.

Активизация речевой активности, речевого подражания, приёмы стимуляции появления первых слов

 Игра «Выжимаем губки»

 Проводится с целью сформировать навык речевого подражания, стимулировать звукоподражания «кап-кап». Взрослый ставит на стол две тарелки в одной вода, а в другой нет. Раскладывает губки разных цветов и опускает губку в воду, выжимает в пустую тарелку, произнося при этом «кап-кап».

 Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки»

 Взрослый предлагает ребёнку изготовить крупные бусы для бабы, мелкие для мамы. Ребёнку задаются вопросы, стимулируя его к сопряжённому или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» — «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» — «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» — «Мама». «Кто подарит бусы?» — «Я».

 Игра «Волшебный шкафчик»

 Для игры понадобиться маленький шкафчик с большим количеством ящиков. На глазах ребёнка взрослый прячет в один из ящиков маленькую игрушку или предмет. Ребёнку предлагается вспомнить, в какой ящик спрятан предмет, достать его и назвать

 При формировании лексикона у неговорящих детей следует учитывать следующие принципы:

- Словарь ребёнка развивается параллельно с развитием мыслительных операций, на их основе.

 - Многократное повторение нового слова  

- Формирование лексического строя происходит на каждом занятии и в свободной деятельности.

Формирование предпосылок развития слоговой структуры слов.

 Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова является сопряжённое, отражённое или самостоятельное называние предметных картинок. Интересны упражнения для неговорящих детей с использованием двигательных опор.

 1. Называние картинок с одновременным сдавливанием пальцев прищепкой. 2.  Проговаривание слов по слогам с одновременным хлопком на каждый слог.

 3. Произнесение слов по слогам с одновременным выкладыванием  дорожек из мелких предметов (камешки).

 4. Игра «Пальчики здороваются».  Произнесение слогов на соприкосновение пальцев.  

Консультация для  родителей

«Значение речи в психологическом развитии ребенка»

  Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. Речь различают двух видов: внутренняя и внешняя. Внутренняя речь - то, что мы произносим в своих мыслях. Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.

 Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.

  Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.

  Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.

 Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, знакомить с художественной литературой и разучивать стихи, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.

 В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие».    Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные формы и виды. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия, которые включают:

  • - потешки, хороводы, игры сюжетными игрушками, игры – инсценировки звукоподражательные и др. ;
  • - чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;
  • - рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;
  • - игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;
  • - разгадывание простых загадок;
  • - игры направленные на развитие мелкой моторики.

21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.

 Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей - явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

 

К моменту поступления в школу речь ребенка должна быть:

  • Грамотной
  • Понятной
  • Выразительной
  • Осмысленной
  • Богатой

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия - это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

В детском саду надо приложить максимум усилий, что бы речь наших детей развивалась в норме.

В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:

  • Составлению творческих рассказов.
  • Составлению рассказов по картине, по серии картин.
  • Пересказам.

Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память.

Для улучшения звукопроизношения используем:

  • скороговорки;
  • чистоговорки.

Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»

И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.

Кроме работы над речевым развитием в детском саду, необходимо проводить работу и дома:

В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной.

  • Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
  • Во - вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам(логопеду, психологу, дефектологу)
  • Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста.

Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение ребёнка с взрослым!

Для развитие коммуникативных навыков:

  • - чтение (пересказывание) сказок, рассказов;
  • - разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;
  • - беседы о различных явлениях окружающего мира  (животных, насекомых, растениях и т.д.);
  • - наблюдения за погодными изменениями;
  • - совместное придумывание рассказов, сказок.

Не оставляйте без внимания вопросы детей, отвечайте в доступной для ребёнка форме и чаще сами задавайте вопросы, добиваясь ответов.

Для развитие речевой моторики:

Для чёткой артикуляции звуков (звукопроизношения) нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов речевого аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Статические подготовительные упражнения.

«Блинчик».

 Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек. (рот широко открыт).

«Иголочка».

Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь, и сделать его узким, удерживать 15 сек.

«Чашечка».

Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху (передний широкий край языка, боковые части), приняв форму «чашечки» - «кружечки».

«Грибок».

Рот открыт. Широкий язык всей плоскостью «присасывается» к нёбу, напоминая «шляпку» гриба, а подъязычная связка – «ножку» гриба, удерживать 15 сек.

Динамические подготовительные упражнения.

«Часики».

Высунуть узкий язык, двигая им вправо – влево (из угла в угол) под счёт, проделать движения до 15 раз.

«Качели».

Рот открыт. Широкий язык  поднимается (тянется к носу) опускается (к подбородку); следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторять движения вверх – вниз до 10 раз.

«Лошадка».

Рот открыт. Широкий язык «присасывается» к нёбу и со щелчком отрывается; проделать движения до 15 раз.

«Гармошка».

Рот открыт. Широкий язык прижать (присосать) к нёбу, и не отпуская языка,  раскрывать и закрывать рот. Проделать движения до 10 раз.

Гимнастика проводится 3-4 раза в день по 10-15 минут.

Для развитие мелкой моторики:

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно называют руку – «вторым» органом речи. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей, путём тренировки движений кистей и пальцев рук:

  • - Массаж руки: растирание, разминание и т.п.
  • - Игры с игрушками и предметами:  перебирание мелких предметов (бусинки, пуговицы, крупа); застёгивание – расстегивание, нанизывание, завязывание, шнуровка; складывание (матрёшки, пирамидки), игры с мозаикой, конструктором и т.п.
  • - Изобразительная деятельность: раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки из природного материала.
  • - Графические упражнения: обведение трафаретов по контуру, по точкам; штрихование; дорисовка картинок и т. д.

Для развитие фонематического слуха и восприятия:

  • - Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па,  ка-га-ка,  та-да-та,  ра-ла-ра,  са-ша-са  и т.д.
  • - Назвать предметы (игрушки) с заданным звуком: «с» - санки, самокат, сапоги и т.п.
  • - Повторить пары слов и сказать, чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска, рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т.д.

Для развитие навыков словообразования, словоизменения, развитие словарного запаса.

  • игры, упражнения, задания;
  • д/и «Один – много». Окно – окна, ухо – уши и т.п;
  • д/и «Подбери к слову рифму»: кора – нора и т.п;
  • д/и «Скажи одним словом»:  голубые  глаза – голубоглазый …;
  • д/и «Назови листья»: берёзы – берёзовые листья, клёна – кленовый лист и т. д.;
  • д/и «Назови деревья (овощи, фрукты  и т. д. все логические группы)»;
  • задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх: «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово».

         В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. Большие возможности открываются в старшей и подготовительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Мы выделяем такие приемы работы с синонимами:

  • подбор синонимов к изолированному слову;
  • объяснение выбора слов в синонимическом ряду;
  • замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений: «Растужился,    расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы»;
  • составление предложений со словами синонимического ряда;
  • составление рассказа со словами синонимического ряда.

Заключение

Таким образом, при систематических занятиях по развитию речи, к концу седьмого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

Консультация для родителей "Ваш ребенок будущий первоклассник", консультация для родителей " Ошибки родителей , которые приводят к детским истерикам"

Консультация для родителей подготовительной группы «Ваш ребенок -  будущий первоклассник».Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И каждый из...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Здоровые родители — здоровые дети!»

Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи: сформировать у родителей о необходимости соблюдать ЗОЖ.Об...