Консультация для родителей "Сказкотерапия"
консультация (средняя группа)

Сказкотерапия - развитие и умения преодолевать трудности и страхи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сказкотерапия18.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказкотерапия в коррекции поведения детей»

Для того, чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими психологические проблемы, педагог должен уметь сочетать различные методы, техники и приемы, - как традиционные, так и инновационные. Эффективным является использование психокоррекционных авторских сказок, направленных на решение или профилактику конкретных проблем данного ребенка. Сказка помогает ребенку сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. А между тем, психокоррекционная сказка помогает проработать определенную проблему конкретного ребенка или провести профилактику проблемы.

Немаловажно, что сказка содержит простые образы животных, предметов, с которыми ребенку проще идентифицировать себя. С помощью сказки можно помочь каждому ребенку прожить ситуации, с аналогами которых он столкнется в жизни, значительно расширить его мировосприятие.

Осипова А.А. в своей книге «Общая психокоррекция» даёт следующее определение: «Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром». Для того чтобы ребёнок не боялся окружающего его мира, а мог войти в него без страха, необходимо вооружить его социальными знаниями, умениями и навыками, научить его управлять своим поведением, адекватно вести себя в кругу окружающих его людей. Педагог должен научить его понимать другого человека, развивать у него способность поставить себя на место другого.

И сказка — это один из способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга. Она даёт им гамму необходимых переживаний, создаёт особенное, не с чем несравнимое настроение, учит добру и справедливости. Конечно, коррекцию эмоциональных нарушений можно лечить и другими методами и средствами: музыкой, игрой, театром, игрушками, изобразительной деятельностью. Но коррекция эмоциональных нарушений поведения и является частью сказкотерапии.

Корней Иванович Чуковский писал так: «По – моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценой воспитывать в ребёнке человечность — это дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Через образы сказок ребёнок соприкасается с опытом многих поколений. Сказка учит жить. А зачем бы иначе наши предки тратили драгоценное время на них. Зачем посвящали вечерние часы, да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями сказок? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир сказок и чудес взрослые члены семьи!

Сказка заставляет ребёнка сопереживать и откладывать в памяти варианты, способы решения трудных жизненных ситуаций, учит сопереживать. Победа добра в сказках обеспечивает ребёнку психологическую защищённость. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, сильнее, мудрее, добрее. Таким образом, ребёнок усваивает, что всё, что происходит с ним в жизни, способствует его внутреннему росту.

Сказка способна перед каждым открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Отчего порой у ребёнка текут слёзы, если ему самому ничего не угрожает, никто его не обижает? Сказка позволяет смягчить поведенческий негативизм у ребёнка. Через сказку он может понять законы мира, в котором живёт.

Т.Д. Зенкевич – Евстигнеева предложила систему

«Сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается - как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребёнка, расширения поля сознания и поведения, поиск нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребёнка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой. Использование сказкотерапии включает в себя множество приёмов и форм работы со сказкой, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание, память, координацию движений, адекватную самооценку. Перевоплощаясь в сказочных героев: птиц, животных, растения, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания, чем будучи Женей, Ирой, Настей, Колей и т.д.

Сказка снимает эмоциональное и телесное напряжение, формируются способности регуляции процессов возбуждения и торможения, расширяют представления об эмоциях и связанных с ними физических состояний. Частая смена деятельности во время проведения такого занятия, их игровой характер, расширяет объём внимания, оно становится более устойчивым. Использование музыкального сопровождения позволяет создать особый эмоциональный эффект.

Концепция комплексной Сказкотерапии базируется на пяти видах сказок.

  • художественные – созданные многовековой мудростью народа и авторские;
  • народные – самые древние народные сказки в литературе называют мифами;
  • дидактические - создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, звуки, действия, слова) одушевляются, создаётся сказочный образ, в котором они живут. Они помогают раскрыть смысл того или иного понятия, определённых знаний.
  • психокоррекционные – создаются для мягкого воздействия на поведение ребёнка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный. Применение таких сказок ограничено по возрасту. Психотерапевтические сказки- врачуют душу ребёнка. Они не всегда однозначны, не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубокий и проникновенный.
  • медитационные сказки – для накопления жизненного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений. Любая из сказок ориентирована на социально – педагогический эффект: обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказки компенсируют дефицит родительского внимания.

Многое зависит от таланта педагога, который сам должен обладать творческой фантазией, способностью к экспромтам, артистизмом. При работе со сказкой от педагога требуется выражение подлинных чувств, переживаний, ведь дети, особенно с нарушением интеллекта, очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Во время чтения сказки или её рассказывания, сидеть так, чтобы дети могли видеть его лицо, наблюдать за его мимикой, выражением глаз, жестами, всё это дополняет и усиливает впечатления от прочтения

Работа со сказкой начинается с анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы проработаны и связаны с реальной жизненной ситуацией, можно использовать и другие формы работы со сказкой: драматизация, рисование по мотивам сказки, сочинение сказок и другие формы.

Таким образом, Сказкотерапия в коррекционной работе является методом для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...