Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж]
учебно-методический материал

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

       Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

      К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochka_14.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка 14

Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж]

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнения «Жук» и «Змея»: чередование изолированных звуков (тактильный контроль за работой голосовых связок — ладонь на передней части шеи, акустический — прикрыть уши ладонями). Повторять по 30 секунд слоговые цепочки:

Ж-Ш-Ж-Ш-Ж-Ш;

ЖЖ - Ш - ЖЖ - Ш - ЖЖ - Ш;

ШШ - Ж - ШШ - Ж - ШШ - Ж.

3. Слоговая отработка. Повторять слоговые ряды, по 3—5 раз каждую пару:

       — слоги ЖА - ША (то же самое со звуками [О], [У], [Э], [Ы]):

ЖА - ЖА - ША;                      ША - ША - ЖА;

ША - ЖА - ЖА;                      ЖА - ША - ША;

ЖА - ША - ЖА;                     ША - ЖА - ША;

 с гласными звуками [О], [У], [Э], [Ы], [Я], [Ё], [ И],[Ю],  [Е] по 3 - 5 раз каждую пару:

АЖМА - АШ;

ЖАШ - ЖОШ - ЖУШ - ЖЕШ - ЖИШ - повторять в течение 1 минуты.

4. Повторить слова. Обратить внимание на то, что первая группа слов — предметы, вторая — действия, третья — признаки:

       1) пиджак, шапка, шуба, рубашка,  джинсы, штаны, пижама, джемпер, жакет, тужурка.

       Валерик сказал, что всё это — обувь. Правильно? А что это?

       2) Жмёт, решает, крошит, бережёт, стрижёт, шуршит, режет, шьёт, живёт, кашляет, бежит,        ожидает, шалит, шлепает, ждёт.

— изменить прилагательные (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ):

       3) бережливый, широкий, страшный, жареный, хороший, шустрый, осторожный, чужой, шерстяной, вежливый, шумный, живой, большой, ужасный, вишневый, жёлтый.

5. Повторить пару слов и слово со звуком [Ж]:

жаба — шапка;                 петушок — дружок;

ежата — мышата;                    жутко — шутка;

лужок — пушок;                     кошечка — ложечка;

ближе — дальше;                     нужно — душно;
пушинка — пружинка;        башня — важный.

Повторить пары слов и слова со звуком [Ш]:

лежать — мешать;                    выше — ниже;

лошадка — вожатый;        лыжи — мыши;

каждый — кашка;                    жёлтый — шёлк;

должок — мешок;                    нижний — лишний;

дышу — дрожу;                    уши — ужин.

6. Повторить слова парой, заменив звук [Ш] на звук [Ж],  [Ж] на [Ш]. Обратить внимание на смыслоразличительную роль звуков:

шаль, Луша, жар, машут, лёжа, наживка, шить.

7. Спроси у Маши, что она делает (Маша, ты бежишь?):

бежать, мочь, вязать, сказать, служить, положить, помочь, жалеть, дежурить, уважать, ужинать, обижать, дружить, дрожать, сторожить, намазывать, жить, показать.

8. Игры с картинками

Группа I

Мышонок, журавль, лошадь, жёлудь, жираф, шарф,  жаворонок, груша, шляпа, подушка, джемпер, кувшин, жасмин, вишня, шкаф, шуба, пиджак, шапка, машина, медвежонок, кукушка, шишка, кожух.

Задания:

— назвать все картинки;

— назвать одежду, животных, птиц, мебель, цветок, посуду, головной убор, плоды, транспорт, постельную принадлежность;

—  помоги Валерику отыскать картинку (называете слова без звуков [Ж] — [Ш]), повтори правильно:

— распределить картинки между Шурой и Жанной (по наличию звуков [Ш] и [Ж], сопровождая фразами:

...должен быть у...

— игра «У кого чего нет?», используются фразы у Шуры нет ... (слова со звуком [Ж]); у Жанны нет (слова со звуком [Ш]).

— назвать по 5 картинок со звуками [Ш], [Ж] по памяти.

Группа II

Стриж, морж, ёрш, уж, гараж, корж.

Задания:

—  назвать картинку в единственном и множественном числе;

Группа III

Ложка, пирожки, книжка, стружка, ёж, нож.

Задания:

— назвать картинки;

— назвать уменьшительно - ласкательно.

КАРТИНКИ II и III группы:

— произнесение фразы с наращиванием предметного ряда:      Я вижу...

9. Помоги мышонку Валерику правильно сказав слово, закончив его слогами -ШИ или -ЖИ:

Лы-,  малы-,  ланды-,  лу-,  е-,  мор-,  гара-,   пока-, каранда-,  у-, камы-,  детёны-,  пома-,  пока-.        

10. Составить по сюжетным картинкам предложения:

Женя вешает на нижнюю ветку кормушку с крошками. Рыжая лошадь и жеребёнок вышли на лужок пожевать свежей травки.

—используйте подчеркнутые исходные фразы, далее распространяйте вместе с ребенком, задавая наводящие вопросы.

11 . Повторить предложение. Назвать слова со звуками [Ж], [Ш]:

Жанна вяжет лыжную шапку и шарф. Луша бежит на лыжах между флажками. У Жени жилет из жёлтого  шёлка. Медвежонок нашел в дупле свежий душистый мёд.

12. Ответить на вопросы, пересказать сказку:

МЫШИ

       Не стало мышам от кошки житья. Сошлись мышки однажды и стали обсуждать, что их убережёт. Обсуждали, обсуждали — ответа не нашли. Вот одна мышка предложила:

— Я вам скажу, что нас от кошки убережёт. Нужно кошке на шее звонок повесить, чтобы он звенел при каждом кошкином шаге. Тогда каждый раз, когда он; будет к нам ближе, чем нужно, мы услышим и убежим

— Это бы хорошо было,— сказала пожилая мышь, - да нужно же, чтобы кто-то звонок надел. Придумала ты хорошо, а вот привяжешь звонок кошке на шее, тогда мы тебе спасибо и скажем.

                                                                                                                        (По Л. Толстому)

13. Выучите чистоговорки:

       Испугались медвежонка

       Ёж с ежихой и ежонком,

       чиж с чижихой и чижонком,

       Стриж с стрижихой и стрижонком.

       Там, где во ржи межа рыжа,

       Я сел однажды на ежа.

       И я подумал: Ёж похож

       на свежескошенную рожь.

       И сел нарочно я на рожь,

       И понял: ёж на рожь похож.

       Вот от ножек и до ушек

       Моет Женю тёплый душик.

       И макушку и живот

       Жене душ водой польёт.

       Моет Женю тёплый дождик

       От макушки и до ножек.

       Моет шею, моет уши,

       Как же хорошо под душем!

       Мышка в кружечке зелёной

       наварила каши пшённой.

       Ребятишек дюжина

       Ожидает ужина.

       Всем по ложечке досталось,

       Даже крошек не осталось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизация и дифференциация звуков [л], [л`].

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи направлено на автаматизацию звуков "Л" и "ЛЬ" в игровой форме....

Методическая разработка автоматизации и дифференциации звуков "ж" и "ш"

Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи, Звук и буква «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речиДифференциация звука «Ж» «Ш» у дошкольников с общ...

Автоматизация и дифференциация звуков в слове, предложении, стихотворении. Сборник речевого материала

Сборник речевого материала для отработки основных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, африкатов) может быть использован для работы логопеда на логопункте, в детском саду комбинированного вида, ...

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...

Авторское пособие "Звуковые дорожки", для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с\'].

quot;Звуковые дорожки" - авторское пособие для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с'], поможет в игровой форме отработать изучаемые звуки....

Егорова О.В. "Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет"

Егорова О.В. Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет....

Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. —— М. «Издательство «Гном и Д», 2005. — 32 с.

Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков М, МЬ, Н, НЬ. В пособии предлагается ...