Мастер - класс для родителей "Об играх и игрушках, вредных и полезных"
учебно-методический материал

Всем известно, что ребенок любит играть. Игра сама по себе играет огромную роль в развитии ребенка. О значении игры в развитии ребенка можно говорить очень много, но игра – это потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС «ОБ ИГРАХ И ИГРУШКАХ, ПОЛЕЗНЫХ И ВРЕДНЫХ»

Цель: приобщить к игре ребенка в условиях семьи, настроить родителей на наблюдение за детьми.

Задачи:

  1. Показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребенка.
  2. Рассмотреть организацию игровой среды в условиях семьи.
  3. Развивать навыки общения со своим ребенком в процессе игры.

Оборудование: набор игрушек, матрешка, Барби, набор животных, Телепузик, куклы, посуда, доктор, парикмахерская, кубики, конструктор, пряжа разного цвета, ножницы, бусинки, листы бумаги, карандаши.

Ход мастер – класса:

Вступительное слово воспитателя.

Всем известно, что ребенок любит играть. Игра сама по себе играет огромную роль в развитии ребенка. О значении игры в развитии ребенка можно говорить очень много, но игра – это потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

Играя, дети познают мир. Поэтому при покупке очередной игрушки важно оценивать не только красивый внешний вид и безопасность, но и то, насколько и как она может повлиять на психологическое и эмоциональное состояние ребенка.

Формирование личности ребенка, его развитие, освоение полезных бытовых и коммуникационных навыков невозможно без игр и игрушек. Если раньше куколок и лошадок делали из подручных материалов, то сегодня при производстве игрушек используются самые современные технологии. Психологи и педагоги относятся к этому двояко. Одни утверждают, что высокотехнологичные игрушки позволяют детям легко осваивать мир гаджетов, без которых немыслима жизнь современного человека. Другие бьют тревогу – по их мнению, чересчур реалистичные игрушки не дают развиваться детской фантазии и мешают развитию коммуникативных навыков. Насколько оправданы эти опасения? Давайте разберемся.

Многим родителям знакома картина: ребенок выпросил очередную интерактивную игрушку, день – другой не выпускал ее из рук, а потом забросил и уже просит новую. Взрослые удивляются, а детям – скучно.

Не спешите обвинять детей в избалованности. Психологи утверждают – такие игрушки и в самом деле скучны! Поначалу их яркий внешний вид привлекает ребенка, но быстро выясняется, что в эту игрушку нельзя по – настоящему играть. Куклы все делают сами: поют, танцуют, говорят, плачут, кушают и даже ходят в туалет. Машинки ездят, вертолеты летают, интерактивные мягкие игрушки почти не отличаются от реальных домашних животных. Что же остается ребенку? Только нажимать на кнопки. Разве это – игра?

Ребенку интересен сам процесс игры, интересно активно участвовать в ней. Что – то придумывать. Катать машинку по полу. Говорить от имени куклы или плюшевого мишки. Игрушка, обладающая собственной активностью, превращает детей из участников игры в сторонних наблюдателей, и быстро становится неинтересной детям.

Первоначальная цель игрушек – развивать фантазию, творческий потенциал, воображение ребенка. Суть игры – в создании воображаемых миров и ситуаций. Современные технологии, которые используются при производстве игрушек, не позволяют это сделать. На помощь придут игры с предметами заместителями.

Страшилки и монстры.

Прекрасные принцы и принцессы появляются в мультфильмах все реже. В моде – монстры, мутанты, нечисть, куклы с утрированными и неестественными чертами лица. По мотивам этих мультиков делают игрушки.

Беда в том, что ребенок всегда идентифицирует себя с той игрушкой, в которую в данный момент играет. Он говорит от ее имени, принимает за нее решения, оценивает мир с точки зрения игрушечного персонажа – и незаметно перенимает его качества. Игры в Иванацаревича, Маугли, благородного рыцаря и удалого гусара помогают детям проявлять благородство, великодушие, смекалку, отвагу, находчивость. А чему научат ребенка кукольные монстры?

Еще одна беда всевозможных игрушечных страшилок – возможные нарушения коммуникативной функции. Монстры не дружат, не спасают мир и не создают семьи. Единственный сюжет, в который с ними можно играть – это бесконечная битва. Причем не за правое дело – а просто по принципу «кто сильнее». Стоит ли удивляться, что дети, играющие в такие игрушки, не понимают ценности дружбы, становятся агрессивными и раздражительными?

Барби и компания.

Изначально на куклах девочки отрабатывали модель будущего материнства. Купали, кормили, укладывали спать. Барби и ей подобные – шикарные светские тусовщицы с умопомрачительными формами и всеми атрибутами роскошной жизни. Они вызывают у маленьких девочек интерес к тем сферам жизни, к которым те в силу возраста еще не готовы: флирту, романам, шопингу, красивой жизни.

Кроме того, красивые и богатые куклы, по мнению психологов, зачастую приводят к формированию у своих маленьких хозяек большого комплекса неполноценности – ведь их внешность не так идеальна, а таких красивых нарядов, машин и яхт в реальной жизни, скорее всего не будет. Уже известно немало случаев, когда подросшие хозяйки Барби начинают перекраивать себя с помощью пластической хирургии, чтоб стать похожими на своих кукол.

Опасные игрушки.

1.Гигантские мягкие игрушки представляют для маленьких детей реальную опасность. Во – первых, за ними трудно ухаживать, их не засунешь в стиральную машину. Будучи форменными «пылесборниками», эти игрушки могут стать причиной развития аллергии.

Во – вторых, особо огромный мишка или заяц может запросто придавить ребенка. А при попытке поднять такое чудище малыш может потерять равновесие и упасть. И, наконец, самые маленькие дети могут попросту испугаться таких гигантов. Поэтому безопасная игрушка должна быть минимум вдвое меньше по размеру, чем сам ребенок.

2.Фантастическое оружие с обильными световыми и шумовыми эффектами излишне возбуждает нервную систему ребенка и может вызвать агрессию.

3.Излишне яркие игрушки, окрашенные более, чем в три цвета, не годятся для младенцев – они их раздражают и пугают.

Замечали ли вы, когда ребенок начинает играть? Когда возникают в его жизни игры? Во что играет ребенок? Какие для этого использует предметы?

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры. В процессе игры ребенок увлекается происходящими событиями. В игре развивается воображение, появляются предметы заместители, оживают игрушки, ребенок может быть настоящим капитаном, летчиком, принцессой и т. д. Поэтому ребенку необходимо создавать условия для игры, поддерживать его замысел и самому принимать участие в его игровой деятельность, тем самым наладить общение со своим ребенком, дружеские отношения, доверие ребенка и т. д.

Дискуссия о пользе и вреде игрушек.

 Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные игрушки?

Дискуссия о пользе и вреде старых и современных игрушек.

Родителям предлагаются различные игрушки (матрешка, Барби, набор животных, Телепузик, пирамидка, конструктор и др.).

Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть «плюсы» и «минусы» любой игрушки по выбору. Затем коллегиально выяснить полезность, бесполезность или вред данной игрушки.

  Игра приносит ребенку наибольшую пользу, когда начинается по его инициативе, а не с подачи взрослого. Поэтому развивающие игры, игровой уголок, спортивный инвентарь стоит класть так, чтобы они постоянно находились в поле зрения малыша, чтобы он не забыл об их существовании и мог в любой момент попросить взрослого поиграть с ним.

Сейчас существует большой выбор разнообразных настольных игр и игрушек.  

Выбирая игрушку желательно, чтобы ребенку было приятно, и она стала для ребенка любимой. Важно, чтобы она символизировала нечто живое. Пусть это будет кукла или мишка, Буратино или крокодил, которые станут членами вашей семьи.

Однако для очередного занятия с ребенком необязательно бежать в магазин за новой игрой или игрушкой.  

Воспитатель показывает куклу, которую можно сшить самодельную куклу вместе  с ребенком дома.

В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека написано в словаре русского языка С.И. Ожегова.  Куклы бывают разные: разными по размеру и по изготовленному материалу. У девочек – это ряженные принцессы – красавицы. У мальчиков – тоже есть свои куклы хотя ни одному мальчику не приходит в голову, что это тоже куклы. Это солдатики, Человечки от конструкторов (водители, пилоты, пираты…)

-Кукла – первая среди игрушек. В них играли сотни лет назад, играют и сейчас. Возраст древней шей куклы более 4 тысяч лет. Куклы изготавливали из различных материалов: из дерева, из соломы, из цветов, из стеблей крапивы, из ткани.  

-Куклы в старину играли важную роль в жизни ребенка. Существовала такая примета:

когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же обращались небрежно быть в доме беде. В старину верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом и в играх и во сне.

Ход изготовления куклы:

Воспитатель объяснение сопровождает показом иллюстраций. 

  1. Перед вами приготовлены поролоновые губки и толстые нарезанные заранее нитки, возьмите их и сложите аккуратно и ровно в небольшую часть поролоновой губки – это голова куклы.
  2. Сложите нитки пополам постарайтесь определить, на каком расстоянии вы сделаете шею своей кукле, завяжите это место цветными нитками. Смело выполняйте. замотайте отделенную середину нитками, из   ниток завязываем бантик.
  3. Сейчас нужно отделить и разделить весь пучок ниток на части: туловище, руки. Руки и ноги необходимо сделать петельку замотать цветными нитками и завязать узелки. Куклы мальчики сделают ноги в штанишках, а куклы девочки – красивые юбочки и платочки .
  4. Посмотрите внимательно, какими дополнительно элементами можно украсить вашу куклу, добавьте творчества. Кукла готова, я вас поздравляю! Для многих ребят эта первая сделанная мамой или папой кукла! Пусть она станет для вашего ребенка талисманом, оберегом, самой дорогой и бесценной игрушкой.

Дети ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, поролона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют, что дает возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки, быть более увереннее в себе, развиваются эмоции, с помощью игрушки, дети учатся знакомится, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

Рефлексия «Синтез информации».

Родителям предлагается назвать все происходящее на мастер – классе, одним словом. Все слова записываются. Затем предлагается составить название из двух слов, потом – используя целое предложение, которое раскрывает суть темы. Спасибо за участие в нашем мастер – классе. Любите своих детей!

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детские игрушки: вредные и полезные»

Работа посвящена роли игрушек в развитии ребёнка. Какие игрушки могут быть причиной агрессивности. Какие игрушки способствуют на гармоничное психическое  и физическое развитие ребёнка. А также по...

Консультация для родителей "Детские игрушки: вредные и полезные"

Консультация для родителей "Детские игрушки: вредные и полезные"...

Консультация для родителей «Детские игрушки: вредные и полезные»

Консультация для родителей «Детские игрушки: вредные и полезные»Современные дети стали мыслить слишком прямолинейно. Они перестали проявлять фантазию, при достижении результатов. Теряются,...

Консультация для родителей : "Детские игрушки: вредные и полезные"

У игрушек важная функция — с их помощью ребенок познает мир. Но не каждая игрушка полезна. Родители часто с  легкомыслием относятся к выбору игрушек для своих детей, часто в своей работе я ...

Мастер класс для родителей "Игра и игрушки"

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для...