Памятка для родителей "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?"
материал (подготовительная группа)

Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?»

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь

Общий кругозор

  • свое имя, фамилию и отчество;
  • свой возраст и дату рождения;
  • фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
  • имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
  • свой адрес - город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру - и номер домашнего телефона (если есть);
  • страну, в которой живет, и ее столицу;
  • основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
  • основные цвета и их оттенки;
  • части тела человека;
  • предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
  • профессии, виды спорта;
  • виды наземного, водного, воздушного транспорта;
  • известные русские народные сказки;
  • великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

  • четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
  • выделять определенный звук в слове интонацией;
  • определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
  • определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
  • произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
  • называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
  • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
  • знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка - это посуда);
  • отвечать на вопросы и уметь их задавать;
  • составлять рассказ по картинке;
  • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
  • понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
  • сказать несколько предложений о заданном предмете;
  • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
  • различать тексты по жанру - стихотворение, рассказ, сказка;
  • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;

Математика, счет

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
  • уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
  • понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
  • уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
  • уметь сравнить количество предметов в двух группах;
  • решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
  • уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
  • ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Моторика, подготовка руки к письму

  • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  • складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
  • рисовать геометрические фигуры;
  • закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
  • проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
  • писать по образцу печатные буквы;
  • аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры - квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
  • лепить из пластилина и глины;
  • клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

Окружающий мир

  • различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие - на севере;
  • называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
  • знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
  • знать названия 2-3 комнатных растений;
  • знать названия овощей, фруктов, ягод;
  • иметь представление о различных природных явлениях;
  • называть в правильной последовательности - дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна - распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

  • Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд;
  • Действовать по образцу;
  • Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок - квадрат - кружок - квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам);
  • Видеть причинно-следственные связи между явлениями;
  • Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут;
  • Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук);
  • Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут;
  • Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры;
  • Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых;
  • Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости;
  • Мальчику - пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке - правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи);
  • Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций;
  • Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком;
  • Ориентироваться во времени;
  • При необходимости обращаться за медицинской помощью.

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
                                                                                                         Венгер Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?"

Выступление на РМО  "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?"...

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?»

Консультация для родителей "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс?"...

Презентация "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы".

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройст...

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?»

Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.Чем больше ребенок может делать самостоят...

«Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?»

Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.Чем больше ребенок может делать самостоят...

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы

Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.Чем больше ребенок может делать самостоят...