Консультация для родителей "Как организовать экологическое воспитание детей дома"
консультация

Орехова Светлана Ивановна

В консультации раскрываются основные задачи экологического воспитания дошкольников.Указаны  некоторые рекомендации по огранизации экологического воспитания детей дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как организовать экологическое воспитание детей дома»

        В современном мире, переживающем беспрецедентный экологический кризис, вопрос экологического воспитания детей приобретает поистине первостепенное значение. Взаимосвязь человека и природы – это не просто метафора, а фундаментальная истина, определяющая наше существование. Природа – это не просто декорация нашей жизни, а сложнейшая система, оказывающая колоссальное влияние на все аспекты нашего бытия: от качества воздуха, которым мы дышим, до климата, определяющего условия нашего существования. Игнорирование этой взаимосвязи, недостаточное понимание законов природы и её хрупкого баланса, неизбежно ведут к катастрофическим последствиям, угрожающим не только будущему поколению, но и самому существованию человечества. Мы уже сталкиваемся с последствиями бездумного отношения к окружающей среде: глобальное потепление, загрязнение океанов, исчезновение видов – это лишь малая часть тревожных симптомов. Преступления против природы, в конечном итоге, становятся преступлениями против человечества. Поэтому экологическое образование – это не просто желательная, а жизненно необходимая составляющая процесса воспитания. Этот процесс должен быть непрерывным и охватывать все этапы жизни человека, начиная с семьи, продолжаясь в детском саду, школе, вузе и далеко за их пределами.    

        Невозможно воспитать бережное отношение к природе, не прививая любовь к ней, а любовь к природе, в свою очередь, невозможна без глубокого понимания её многообразия, сложности и хрупкости. Чем больше знаний ребёнок получает о природных процессах, о взаимосвязях в экосистемах, о влиянии человека на окружающую среду, тем сильнее будет его стремление к её сохранению.

        Дошкольный возраст – это особенно важный период, закладывающий фундамент будущих ценностных ориентаций. Именно в этот период формируется основное отношение ребёнка к миру, к природе, к самому себе и к другим людям. Позитивное отношение к природе, основанное на непосредственном общении с ней, наблюдениях за её красотой и многообразием, на участии в простых, но значимых экологических действиях – это залог того, что ребёнок вырастет с осознанием своей ответственности за окружающую среду. Задача взрослых – воспитать в детях чувство экологической грамотности, научить их видеть природу не как бесконечный источник ресурсов, а как ценнейшее наследие, которое нужно беречь и защищать. В будущем именно наши дети будут нести ответственность за сохранение планеты Земля. От нас, взрослых, зависит, каким будет их отношение к природе, будут ли они способны предвидеть экологические последствия своих действий и принимать ответственные решения. Мы должны воспитывать в них не только любовь к природе, но и глубокое понимание той громадной ответственности, которая лежит на плечах каждого человека перед будущим нашей планеты. Только так мы сможем обеспечить устойчивое развитие и сохранить нашу Землю для будущих поколений.

        «Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам,

людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой

– равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В. А. Алексеев).

        Современное воспитание, к сожалению, часто фокусируется на узко прагматичных целях. С самого раннего возраста детям навязывают идею престижной профессии и финансового успеха, прививая при этом агрессивную модель поведения в решении жизненных трудностей. Конечно, обучение элементарным правилам гигиены, таким как правильная утилизация мусора и бережное отношение к деревьям, несомненно, важно.        Однако, это лишь минимальный набор, совершенно недостаточный для формирования глубокого понимания ответственности за окружающую среду.

         Экологическое воспитание – это куда более масштабная задача, и начинаться она должна с фундаментальных морально-этических основ. Речь идет не только о выбрасывании мусора в предназначенные для этого контейнеры, но и о воспитании чувства глубокого уважения ко всему живому. Это осторожное обращение с огнем, активное участие в очистке водоемов, забота о растениях и животных – во всех этих действиях заложен потенциал для формирования экологической грамотности. И это далеко не полный список.

          Важно подчеркнуть, что такие простые действия доступны каждому, и именно с них следует начинать. Но экологическое воспитание не ограничивается только поверхностными действиями. Необходимо обеспечить ребенку постоянный, глубокий и многогранный контакт с живой природой. Это не просто прогулки в парке, а глубокое погружение в мир растений и животных, изучение их взаимосвязей и зависимостей. Семейные походы в лес, на берег реки или озера – идеальная площадка для такого взаимодействия. Собирание грибов и ягод может стать увлекательным учебным процессом, где главное – не количество собранного урожая, а возможность увидеть и изучить нечто новое, уникальное. В таких экспедициях ключевую роль играет общение родителей с ребенком.

         Необходимо постоянно обращать его внимание на мелкие детали: на изменения в поведении животных в зависимости от времени года, на сезонные преобразования в растительном мире, на взаимосвязи между различными экологическими нишами. Объяснять причины тех или иных природных явлений, рассказывать о жизни различных видов растений и животных, показывать их место в сложной экосистеме – вот задача родителей. Важно выходить за рамки простого наблюдения и поощрять детей к исследовательской деятельности, к постановке своих собственных вопросов и поиску ответов на них. Только такой целостный подход сможет сформировать истинное понимание важности экологической ответственности и способствовать формированию у ребенка глубокого уважения к природе и желания сохранять ее красоту и разнообразие для будущих поколений. Это не просто знания, это целостная система ценностей, закладываемая с детства.

         Это осознание будет только способствовать воспитанию моральных и этических качеств у ребенка.

         Чтобы ребёнок полюбил природу и научился к ней относиться с уважением и заботой, не требуется много усилий, так как он сам является её частью. Все необходимые качества уже заложены в каждом человеке с самого рождения. Важно, чтобы мы, взрослые, сохранили это чувство внутри себя и передали его нашим детям.
       Таким образом, мы сможем вырастить достойное поколение, которое сохранит окружающий мир во всей его красоте и богатстве.
      Земля – это наш общий дом, в котором мы все живём. В этой большой семье главной фигурой является хозяин, который должен быть добрым и заботливым по отношению ко всем её членам. Он обязан создавать комфортные условия для жизни и развития каждого, а также заботиться о счастье и благополучии всех. Хозяин несёт ответственность за гармонию и процветание в этом большом доме, который мы называем Землёй
    Главная цель экологического воспитания в современной семье - воспитание у детей культуры поведения и социальной ответственности за природу. Природа, являясь неиссякаемым источником воспитания, через свое многообразие и красоту, воспитывает у детей чувство любви к Родине, своему дому, матери и людям, в любом уголке нашей планеты, где они живут                   “…Я никому не поверю, - говорил К. Паустовский, - что есть на нашей Земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только … исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги”.

           Природная красота гармонично переплетает в себе экологическое и эстетическое воспитание. Одно из чудес природы – цветы. Народная пословица гласит: “Кто любит цветы, тот не может быть злым”. Тысячи цветов украшают землю и всегда дарят людям радость. Вот почему в разных странах в честь цветов устраиваются праздники. Древние греки и римляне преклонялись перед гиацинтами и лилиями, у славян был праздник Ивана Купалы, когда искали цветок папоротника, англичане справляли праздник незабудок и анютиных глазок. А если цветы собраны в красиво оформленные композиции, то это уже искусство и зародилось оно в Японии, получив название – икебана. Каждому человеку доступно развести цветущий сад в своей комнате на подоконнике или в особых подставках. Это – уют в доме. Цветы создают особую атмосферу умиротворения и праздника. А это та благодатная среда, которая воспитывает детей и стоит на страже их здоровья. Красота окружающего мира помогает развивать у ребенка эстетический вкус, воспитывает любовь и уважение к природе. Такие люди будут создавать города-сады, озеленять дворы, улицы. У них не поднимется рука сломать зеленую ветку или вырвать с корнем молодое деревце. Они остановят тех, кто попытается из рогатки подбить птицу, будут оберегать природу и самого человека. Но чтобы таких людей на нашей Земле было большинство, необходимо с первых шагов своим действием закладывать в сознание ребенка понятие, что духовная и физическая жизнь человека на всех ее этапах развития неразрывно связана с природой.

       Эколого-развивающая среда в домашних условиях:

— уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения и растения, выращенные ребенком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т. д.);

— уголок "выращивания", оснащенный необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско-природоведческой деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием) инструменты для работы с землей, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т. д.;

— уголок природного материала;

— фотографии на тему "природа", журналы и книги о родной природе: сказки и эпосы, пословицы, загадки и поговорки, предания и былины.

Правильно поступают те родители, которые с первых лет жизни приобщают детей к природе. Походы за грибами, ягодами, на рыбную ловлю и просто прогулки в природу, благотворно влияют на ребенка, вызывают ощущение радости общения с природой.

Подготовка к прогулке:

- определить маршрут и задачу (что увидим, куда пойдем);

- подготовить игры для отдыха, обсудить их с ребенком;

- подготовить предметы для сбора коллекций (банки, сачок, коробки, пакеты).

Поездка в лес:

- обратить внимание ребенка на погоду, описать ее (небо, свет, настроение, растения);

- понаблюдать за изменением местности (что видим вокруг, характер дороги, повороты, смена пейзажей, рельефа).

Прогулка в лесу:

- на опушке леса обратить внимание на настроение и чувства, запахи, общий вид леса: какие видим деревья, траву, цветы, тропинки, оттенки зелени, окружающую местность;

- в лесу послушать шум, пение птиц, наблюдать изменение картины в разных участках леса. Останавливаться у интересных деревьев, пеньков, растений; наблюдать за птичками, бабочками, муравьями, рассматривать их; сравнивать, видеть красоту в окружающих явлениях.

Отдых на полянке:

- найти красивую полянку и организовать место для отдыха;

- рассмотреть полянку, кустарники и деревья с разных мест;

- организовать сбор коллекций;

- организовать игры,

Путь из леса:

        Для возвращения выбрать другую дорогу, желательно с водоемом или рекой, где можно купаться или наблюдать за водными растениями, берегом, течением воды, ее цветом, красотой, запахами.

Беседа о прогулке:

             По дороге домой, пока впечатления еще сильные и чувства переполняют ребенка, организовать беседу: Что понравилось? Почему? Что больше запомнил? Что удивило? Что нового увидел? Какая погода? Животные? Растения? Воздух? Где было красивее? Что делали? Что собрали? Как менялось настроение? Как шумит лес? Какие запахи?

        Занятия дома:

• обработка коллекции: прогладить листья, засушить цветы, сложить камни, оформить букет. Выполняя работу, обучайте ребенка рассматривать предметы коллекции, любоваться ими, отмечайте особенности, сравнивайте с другими предметами или явлениями, называйте форму, цвет, величину, пространственное расположение деталей и особенностей поверхности;

• поделки из природного материала, собранного на прогулке игрушки, макеты, икебаны, аппликации;

• подбор книг о природе, чтение, рассматривание картинок;

• рисование и лепка на природную тему.

            Но экскурсия в природу – это не только восстановление физических сил, это еще и познание окружающего мира, умение видеть красоту.

Человек стоит на самой высокой ступени развития жизни на земле, однако это еще не означает, что вся природа принадлежит ему. Человек принадлежит природе. Он должен это понять, научиться рационально использовать ее богатства и беречь ее несравненную красоту.

                 Язык природы представляет собой музыку звуков. Это и журчание ручейка в лесу, и гул бушующего моря, и нежный шёпот листвы, и мелодии певчих птиц, и жужжание насекомых, и ритмичный стук дятла. Трудно представить, что все эти звуки могут исчезнуть, оставив лишь абсолютную тишину, которая может вызвать страх одиночества в душе человека. Поэтому наши сердца наполняются радостью с приходом весны, когда мы вновь слышим голос природы – этот живительный симфонический оркестр лесов, полей, лугов, рек, морей и гор. Русский композитор Н. А. Римский-Корсаков записывал птичьи голоса и успешно использовал их в своих музыкальных произведениях. Ученые утверждают, что растения растут быстрее под звуки музыки. Также считается, что общение с животными – кошками, собаками, хомячками, черепахами и другими – приносит людям успокоение и радость.
    К сожалению, в настоящее время значительную часть свободного времени семей занимает телевизор. Однако телевидение обладает огромными возможностями. С его помощью можно познакомиться с историей, наукой, искусством и экологией. Важно настроить ребенка на восприятие различных передач и после просмотра обсудить с ним увиденное и понятое. В процессе обсуждения взрослые и дети начинают размышлять вместе, что способствует сближению и раскрытию новых сторон характера
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Воспитание любви к природе"

Данный материал содержит информацию для родителей по формированию у детей бережного отношения к природе, рекомендации по воспитанию экологической культуры....

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Воспитание любви к природе»

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему "Воспитание любви к природе"...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста: «Воспитание любви к природе»

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Воспитание любви к природе"...