Консультация для родителей «Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники».
консультация (старшая группа)

Павлова Наталья Александровна

 Говоря об этикете для детей, мы подразумеваем правила хорошего поведения, в первую очередь, в отношении взрослых, потому что именно они могут оценить поведение как «хорошее» или «плохое» в силу своего опыта.

 

Этикет подразделяется на разные виды – есть как общепринятые правила, так и особый этикет для отдельных случаев (например, служебный, религиозный, траурный). Обучать детей этикету следует постепенно, и для дошкольного возраста достаточно тех правил хорошего тона, которые малыши могут применить в повседневных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники».

ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?

Этикет – это свод норм и правил, регулирующих поведение людей в обществе или отдельно взятой социальной группе. Говоря об этикете для детей, мы подразумеваем правила хорошего поведения, в первую очередь, в отношении взрослых, потому что именно они могут оценить поведение как «хорошее» или «плохое» в силу своего опыта.

Этикет подразделяется на разные виды – есть как общепринятые правила, так и особый этикет для отдельных случаев (например, служебный, религиозный, траурный). Обучать детей этикету следует постепенно, и для дошкольного возраста достаточно тех правил хорошего тона, которые малыши могут применить в повседневных ситуациях.

КОГДА ПРИВИВАТЬ ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА?

Учить детей правилам поведения можно уже с младшего возраста, хотя осознание придет гораздо позже – после 5 лет. Малышей нужно знакомить с правилами поведения за столом с 2 лет. Ребенок уже вполне может кушать сам, а значит, самое время начать объяснять, как можно и как нельзя себя вести во время еды.

Дошкольников этикету обучают родители дома и педагоги в детском саду. Малыш находится в обществе взрослых и детей, ежедневно вокруг него складываются ситуации, требующие проявления вежливости, уважения к старшим, умения взаимодействовать со сверстниками.

Когда ребенок повзрослеет и пойдет в школу, уровень его свободы повысится, контроля со стороны взрослых станет меньше. Все упущения родителей в воспитании будут видны как на ладони, а исправлять поведение школьников нелегко. Именно поэтому правила этикета и этики (основы нравственности и морали) должны закладываться с малых лет.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ДОШКОЛЬНИК?

Лучшим примером для ребенка служат члены семьи, в первую очередь – родители. Подражая им, малыш учится хорошему и плохому, поэтому родители должны контролировать свое поведение при ребенке. Не стоит насильно учить малыша вежливости, если он из-за своего возраста еще не может понять, зачем ему здороваться с незнакомыми людьми. Или с теми, о ком не очень хорошо отзываются его родители. К тому же, навязывание правил может привести к обратной реакции – протесту.

Ближе к 5 годам, как раз когда подражание взрослым в полном разгаре, самое время начать обращать внимание ребенка на то, как вы общаетесь с другими людьми, особенно за пределами семьи. Вот правила, которые нужно знать дошкольнику, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и не заставлять краснеть родителей.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Соблюдать правила речевого этикета необходимо не только с членами своей семьи, но вообще со всеми детьми и взрослыми, не обязательно только со знакомыми. Взрослые должны подавать пример детям и также соблюдать правила общения:

здороваться с родными утром, желать спокойной ночи перед отходом ко сну;

здороваться со знакомыми на улице и в гостях, а после – прощаться с ними;

здороваться с соседями, даже если вы лично не знакомы;

употреблять слова «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините»;

к чужим людям обращаться на «Вы»;

не оскорблять, не дразнить других детей, не ябедничать, не провоцировать;

извиняться, если сделал пакость;

говорить «разрешите вас перебить», если нужно обратиться к одному из говорящих.

СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ

Приучать малыша к правилам поведения за столом следует с малых лет, а по мере взросления требования к ребенку будут расти. То, как ведет себя ребенок за столом, создает главное представление о его воспитанности, чистоплотности и уважении к такому семейному ритуалу, как прием пищи.

За трапезой необходимо соблюдать столовый этикет:

кушать нужно только в отведенном для этого месте (кухне или столовой);

во время семейной трапезы пользоваться столовыми приборами, это касается и маленьких детей (пресекать размазывание еды пальцами по тарелке);

кушать нужно из своей тарелки, не комментировать содержимое чужой;

не набрасываться на еду, если собрались не все члены семьи;

не болтать с набитым ртом, помнить правило «когда я ем, я глух и нем»;

жевать с закрытым ртом;

не играть с едой, не баловаться напитком (не расплескивать чай, воду, не пить громко сок через трубочку);

неприлично высказывать свое негативное мнение о еде («фу, ну и гадость», «я не буду это есть»);

неприлично класть локти на стол, толкаться;

некрасиво тянуться через весь стол, нужно попросить рядом сидящего человека передать что-то;

нельзя ковыряться во рту за столом;

нужно пользоваться салфеткой или полотенцем, уметь попросить чистую салфетку;

брать с тарелки тот кусок хлеба (кусок пирога, бутерброд, фрукт), который ближе, а не выбирать тот, что больше или красивее;

тем более неприлично взять кусок с общей тарелки, подержать и положить обратно;

перед тем как выйти из-за стола, нужно подождать, пока все члены семьи закончат трапезу, либо попросить разрешения выйти у взрослых;

нельзя взять тарелку с едой и пойти к телевизору или в другую комнату.

ГОСТЕВОЙ ЭТИКЕТ

В гостях нужно вести себя спокойно, проявлять уважение к хозяевам дома и соблюдать правила:

не приходить с пустыми руками (принести какое-то угощение, даже символическое);

не напрашиваться на чай без приглашения;

всегда здороваться с хозяевами дома;

нельзя ходить по комнатам без разрешения и трогать чужие вещи на полках, внутри шкафов;

категорически запрещается прыгать по кроватям, дивану, креслам, даже если хозяйский ребенок это делает;

не устраивать истерики, не требовать чего-то от хозяев квартиры;

соблюдать чистоту, выбрасывать за собой мусор (обертки от конфет, пачку из-под сока), собирать после себя игрушки;

спокойно собираться и уходить, когда придет время, не требовать играть еще;

обязательно сказать «спасибо» за гостеприимство и угощение, попрощаться с хозяевами дома.

СЕМЕЙНЫЙ ЭТИКЕТ

Правила поведения в каждой семье устанавливаются индивидуально, но есть общие для всех – уважение и взаимопонимание.

Общаясь с членами семьи, нужно придерживаться следующих правил:

к старшим родственникам нужно обращаться уважительно, не грубить, не дерзить, не подрывать авторитет главы семьи;

ругаться, кричать на членов семьи нельзя;

если нужно попасть в комнату к родителям (или другим родственникам), следует обязательно постучаться;

ябедничать или «докладывать» на брата или сестру как минимум некрасиво;

важно уважать труд членов семьи, будь то готовка еды, уборка по дому или совместные игры.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ

Если дома о воспитанности ребенка могут судить только члены семьи, то на улице все огрехи воспитания бросаются в глаза. Чтобы вам не пришлось неловко краснеть и смущенно уводить малыша подальше, научите его следующим правилам:

для мусора существует урна;

запрещено ходить по газонам, рвать цветы с клумб;

неприлично показывать на людей пальцем и вслух обсуждать их внешность;

нельзя перебегать дорогу, когда и где вздумается, если по ней ездят машины;

нельзя навязчиво рассказывать какие-то личные сведения незнакомым людям;

запрещено уходить с того места, где родитель оставил ребенка ждать его, или где они условились встретиться;

нельзя на прогулке убегать далеко вперед от родителей или прятаться в оживленных местах;

двигаясь по тротуару, нужно идти по правой стороне (аналогия с полосами движения для машин);

не останавливаться посреди тротуара, чтобы завязать шнурок или поболтать со знакомым, – нужно отойти в сторону.

ПОВЕДЕНИЕ В ТРАНСПОРТЕ

Рано или поздно вам с ребенком придется поехать куда-то на общественном транспорте, поэтому заранее проинструктируйте маленького пассажира о том, как вести себя в автобусе, электричке, поезде, самолете:

в автобусе уступать место пожилым людям (если ребенок еще мал, то объяснить, что сейчас ему нужно сидеть для его же безопасности, а место бабушке уступит другой человек);

предлагать место беременным женщинам (когда ребенок уже знает такое понятие);

в поезде дальнего следования нельзя бегать по вагону, стучаться в чужие купе;

не кричать, не стучать по стене купе поезда;

в самолете нельзя вставать с места, если это временно запрещено, громко кричать, толкать ногами впереди стоящее кресло;

в любом виде транспорта неприлично пачкать ногами впереди сидящего человека или толкать грязной обувью спинку кресла;

запрещается кричать, громко смеяться, петь песни.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТЕАТРЕ, ЦИРКЕ ИЛИ НА ДРУГОМ КУЛЬТУРНОМ МЕРОПРИЯТИИ

Родители имеют возможность знакомить детей с культурной жизнью уже с малых лет – театры, музеи и другие заведения сейчас доступны почти с рождения. Поэтому перед посещением подобных мест нужно объяснить ребенку, как себя вести:

не опаздывать на представление, а прибыть с запасом времени, чтобы сдать верхнюю одежду, посетить уборную, если нужно;

прийти в зал раньше, чем начнется программа, чтобы занять свое место и не беспокоить соседей;

если вы все же опоздали, продвигаться к своему месту по ряду нужно лицом, при этом извиниться за доставленное неудобство;

не хрустеть едой, не шуметь напитком во время представления или киносеанса;

не разговаривать во время сеанса, не отвечать на звонки по телефону, поставить устройство на беззвучный режим.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Есть вещи, которые недопустимы в любом месте, в любом коллективе:

чесаться, ковырять в зубах, ушах, носу на людях;

лезть впереди других при проходе через дверь, например, в магазине;

кричать, бегать, хлопать дверями;

грубить, недоброжелательно отвечать на вопросы;

кашлять, не прикрывая рот, и отрыгивать, не извиняясь;

кричать в общественном транспорте;

бегать и наступать на ноги;

шаркать ногами при ходьбе;

жевать жвачку, не прикрывая рот, громко чавкать на людях.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАРТИНКАХ

Обучать ребенка этикету можно как своим примером, так и по наглядным пособиям. Можно объяснять, как вести себе в обществе, и показывать иллюстрации. Для этого подойдет книга «Этикет для малышей» в картинках под авторством Е. В. Соколовой и Н. Н. Янковской.

Показывая малышу картинку, можно задавать наводящие вопросы: «Как думаешь, что здесь изображено? Как нужно себя вести?». Пусть ребенок пробует сам сформулировать правила поведения.

ОБУЧАЕМСЯ, ИГРАЯ

Учить ребенка правилам хорошего тона можно также в игре. Проводите домашние уроки вежливости, когда занимаетесь с ним или просто играете в детской. Обыгрывать ситуации можно с помощью кукол и любимых игрушек – сочинить сказку о ком-то невоспитанном, разыграть мини-сценку, придумать игры по этикету («чаепитие у кукол», «мишка пошел в гости» и т.п.), а после — обсудить и поспрашивать: «Кто правильно поступил? А почему? Кого мама похвалит?». Для малышей можно разыграть целое театральное представление.

Читайте книги на эту тематику и обсуждайте, кто из героев ведет себя правильно, а кто невежлив с другими. Книг на тему детского этикета множество, вот некоторые из них:

«Этикет для детей различных лет», А. Усачев;

«Правила поведения», Э. Бомон;

«Вежливые слова», О. Корнеева;

«Общительные сказки», Т. Шорыгина;

«Азбука вежливости», Л. Васильева-Гангнус;

«Школа вежливости для маленьких хозяев», Н. Иванова, Г. Шалаева;

«Правила поведения для воспитанных детей», Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазонова;

«Самые главные правила поведения для воспитанных детей», издательство «Харвест»;

«Этикет для непосед», издательство Clever;

«Как вести себя за столом. Этикет для всех в рассказах, стихах, картинках» под ред. Р. Данковой.

В дошкольных образовательных учреждениях обучение детей вежливости проводится по специально разработанным программам. Педагоги организуют занятия и учат детей правилам хорошего тона, но это не значит, что родители должны оставить эту тему и положиться только на воспитателей.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Сложно назвать точный возраст, когда нужно начать обучать ребенка хорошим манерам. Прививать малышу нормы поведения с членами семьи и общества нужно с самого рождения, даже когда ребенок не осознает всей сути. Он понимает интонации, настроение родных и видит картину происходящего.

Источник: https://razvivashka.online/vospitanie/pravila-etiketa-dlya-detey


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники».

laquo;Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники»....

Консультация для родителей "Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники"

Своим ежедневным примером, родители воспитывают у подрастающего поколения вежливость, внимательность и заботу к окружающим....

Консультация для родителей: «Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники»

Сегодня многие дети дошкольного возраста не хотят идти в детский сад, так как не умеют наладить отношения с другими детьми - не желают делиться с игрушками, отнимают их у других детей и бьют всех, кто...

Папка-передвижка «Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники»

Папка-передвижка «Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники»...

Консультация для родителей «Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники».

Консультация для родителей «Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники»....