Мастер-класс для родителей "Что такое ТРИЗ в детском саду"
консультация

Орехова Светлана Ивановна

Цель мастер-класса: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Что такое ТРИЗ в детском саду»

 Цель мастер-класса: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх.

План проведения:

  1. Показ презентации «ТРИЗ- игры и методические пособия, используемые в ДОУ»
  2. Игры ТРИЗ в детском саду.
  3. Памятка для родителей использование приемов ТРИЗ в играх.

1 слайд: Добрый день, уважаемые родители!

2 слайд: В наше время дети с ранних лет проводят много времени с различными устройствами, и, к сожалению, это взаимодействие чаще приносит развлечение, чем обучение. Такое времяпрепровождение передает детям сообщение о том, что не нужно прилагать усилий или проявлять креативность. Однако, когда они вырастают, им предстоит столкнуться с множеством задач, для которых нет готовых решений, и для нахождения ответов требуется логическое и творческое мышление.

Сегодня у нас необычная встреча — мы отправимся в интересное и захватывающее место, называемое ТРИЗ. Прежде чем мы начнем наше путешествие в эту удивительную страну, я бы хотел предложить вам немного поиграть.

3 слайд: Помните сказку «Теремок», предлагаю сыграть в нее только немного изменим её. Каждый игрок получает свою карточку и играет за изображенный на своей карточке объект. Один из игроков – хозяин теремка, а остальные гости по очереди подходят к теремку и проводит с хозяином следующий диалог:

-Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, виноград. А ты кто?

-А я смородина. Пустишь меня в теремок?

- Пущу, но если ты скажешь, чем ты на меня похожа.

Гость должен найти общие признаки и назвать их.

Скажите, испытали ли вы трудности, выделяя общие признаки путем сравнения?

4 слайд: ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель - фантаст Генрих Самуилович Альтшуллер. Начал он придумывать и составлять свою систему еще в 1945 году. Но вначале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику. С 1987 года ТРИЗ пришел в детский сад. Многие педагоги разрабатывали эту теорию, внедряли ее приемы в соответствии с возрастными особенностями детей.

5 слайд: Почему ТРИЗ будет полезен детям?

ТРИЗ развивает:

- системное мышление

- мышление, нацеленное на результат и успех

- творческое мышление

Дети, занимающиеся ТРИЗ, проявляют сообразительность, способны рассуждать и анализировать происходящее, осознают противоречия окружающего мира, обладают нравственными качествами, изобретательностью и независимостью
6 слайд: Почему дети любят занятия по ТРИЗ?
- здесь не существует готовых ответов;

- предлагаемые задачи максимально приближенны к опыту детей, и могут встретиться в повседневной практике;

- детям нравится придумывать, творить, выкручиваться из сложных ситуаций;

- здесь можно нарушать правила обычного урока, не нарушая при этом занятия по ТРИЗ: разрешено ходить, разговаривать, ошибаться.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!» «Творчество во всём!»   И, наконец, дети чувствуют, что их учат тому, что может пригодиться в жизни.  Уважаемые родители, предлагаем вам познакомиться с развивающими играми ТРИЗ. Играя в эти игры с детьми, вы сможете расширить познавательные способности детей, обогатить и развить их речь.

7 слайд: Прием ТРИЗ «ВХОЖДЕНИЕ В КАРТИНУ». 

Посмотрите на картину. Представьте, что вы находитесь в ней. Нам в этом помогут схемы-помощники «Я-вижу», «Я- слышу», «Я ощущаю носом», «Я ощущаю руками».

 Продолжите предложения:

Я ощущаю руками…. ( молодые листья,…)

Я слушаю…. (крики птиц,шелест листвы,...)

Я чувствую запах…. (свежести,…)

Я вижу (Наступила весна, признаки весны).

8 слайд: Игра ТРИЗ по схеме «Черное-белое» мозговой штурм для совершенствования умения выделять противоречия в предметах. Помогает рассказать об отношении с окружающим миром и проблемы (положительные и отрицательные стороны).

Я предлагаю оживить картинки. Вы –герои.

Превратитесь во что–нибудь и опишите свое настроение и свое отношение к окружающим вас предметам” -прим эмпатии. Рассказ от первого лица. Выбирают картинки: лужа, ручей, солнце по 2 чел. На одну картинку, один рассказывает по схеме белое, другой – схема черное.

Солнце (луч) –Я –доброе, яркое, лучистое, ослепительное, теплое, желтое, круглое. Мне нравится дарить тепло, согревать землю. Мне не нравиться, что деревья скрывают от меня цветы и я не могу их согреть.

Ручей –Я чистый, лесной, быстрый, стремительный, шумный, звенящий. Я люблю петь песни, когда бегу, их напеваю. Мою воду ждут цветы и птицы. Я несу воду в большую реку.

Лужа –Я грязная, большая, темная. Я ничего не делаю, меня никто не беспокоит, все забыли обо мне.

9 слайд: Игра –ТРИЗ Дидактическая игра на основе кругов Луллия. Игра «Расскажи сказку»

Задачи: совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания; развитие речевого творчества; формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности

Ход игры: организация и условия проведения игр те же. На 1 круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2 круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку. Можно свободно раскрутить оба круга. Далее обсуждается несовместимая, на первый взгляд, комбинация.

Например: Золушке достается «волшебная палочка». Как поступит Золушка с палочкой?

10 слайд: Игра- ТРИЗ Системный оператор с «Волшебным экраном»

Цель: формирование у детей системно мыслить.

Как же работает системный оператор?

По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:

• Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.

• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.

• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.

• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?

• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?

• Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?

Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором». Состоит, как минимум, из 9 экранов.

Раздаются листы где написаны различные объектыРодители разбирают объекты в системе, последовательно, соблюдая алгоритм, записывают варианты и зачитывают друг другу.

11 слайд: Игра ТРИЗ «А что потом?»
Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.
• Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
• Сначала вторник, а потом? — Среда.
• Сначала вечер, а потом? — Ночь.
• Сначала завтрак, а потом? — Обед.

С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:
• Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
• Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.
• Сначала молоко, а потом? — Каша, какао, масло, сметана.
• Сначала ягоды, а потом? — Компот, варенье, джем, кисель.

12 слайд: Игра «Оживите круги». Уважаемые родители, превратите, пожалуйста, круги, которые нарисованы на листочках в предметы.

13 слайд: Используйте игры ТРИЗ-технологии, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.   Наше путешествие в мир ТРИЗ подошло к концу. Мы надеемся, что вы начнете применять различные методы ТРИЗ и сможете в полной мере открыть для себя безграничный источник детской креативности. В завершение хочу отметить, что нам было приятно работать с вами сегодня.  Пожалуйста, отразите свое мнение, выбрав понравившийся конверт, в котором написаны незаконченные фразы.  (Мне было интересно…, Я бы хотела использовать..., Важным для меня…)    

Памятка для родителей использование приемов ТРИЗ в играх

       

ТРИЗ — НАУКА О ТВОРЧЕСТВЕ

« ТРИЗ – это управляемый процесс

создания нового, соединяющий в себе

точный расчёт, логику, интуицию».

Г.С.Альтшуллер.

Вы когда-нибудь слышали о методике

ТРИЗ?

Этот одна из эффективных педагогических

технологий, цель которойсформировать

нестандартное мышление и воспитать творческую личность.

Технология была создана писателемфантастом и изобретателем Генрихом Сауловичем

Альтшуллером.

ТРИЗ — это наука о творчестве,

которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и максимально эффективное решение.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в

80-х годах. Адаптированная к дошкольному

возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Исходным положением концепции ТРИЗ по

отношению к дошкольнику является принцип

природосообразности обучения. А также

положение Л.С.Выготского о том, что

дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Цель ТРИЗ:

 развитие мышления,

гибкости, подвижности,

системности, диалектичности;

 развитие поисковой

активности, стремления к новизне;

 развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

 это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

 позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.

подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

 учит мыслить широко, с пониманием

происходящих процессов и находить своё решение проблемы.

Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности .

 в обучении дошкольников позволяет вырастить

из детей настоящих выдумщиков, которые во

взрослой жизни становятся изобретателями,

генераторами новых идей.

 развивает такие нравственные качества, как

умение радоваться успехам других, желание

помочь, стремление найти выход из

затруднительного положения.

 - можно использовать практически во всех

видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах).

-позволяет создать ситуацию успеха, идёт

взаимообмен результатами решения, решение

одного ребёнка активизирует мысль другого,

расширяет диапазон воображения, стимулируетего развитие.

-даёт возможность каждому ребёнку проявить

свою индивидуальность, учит дошкольников

нестандартному мышлению.

Picture background

«Волшебная палочка»

 В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают

фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. А для этого можно придумать волшебную палочку! Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай

представим, что он превратился в волшебную

палочку. Теперь он может увеличить или

уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел

увеличить или уменьшить?»

Возможные варианты ответов:

 Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.

 Хочу увеличить выходные.

Хочу увеличить капли дождя до размеров

арбуза.

А теперь усложним эту игру дополнительными

вопросами: «Зачем это увеличивать или

уменьшать?»

 Хочу увеличить конфету до размера

холодильника, чтобы можно было отрезать куски

ножом.

Пусть руки на время станут такими длинными,

что можно будет достать с ветки яблоко,

поздороваться с другом через форточку или

достать с крыши мячик.

Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего

и удобного, а что плохого. Вместо карандаша

вы можете использовать любую палочку, пусть

она у вас станет волшебной!

 «Мешочек с сокровищами»

Эта игра научит понимать предметы в настоящем,

осознавать, для чего они созданы, из чего состоят,

к какому виду принадлежат. В мешочек из непрозрачного материала сложите некоторое количество предметов или игрушек. Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения. Желательно брать одновременно не более 5−6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, бывает, что вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным. После того, как свойства определены и перечислены, предложите подумать, что похоже на этот предмет. Например, у вас в мешочке лежит мыло, оно скользкое и холодное. Что еще бывает таким же? Можно придумывать свои сочетания, а чтобы оживить игру, можно попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством (мокрое, тяжелое, шершавое и так далее).Picture background

«Не да, а нет!»Picture background

В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ,

отрицательно:

 Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко

обгонит!

 Днем всегда светло? Нет, если погода плохая

и на небе тучи, то даже днём будут сумерки

У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки —

иголки. Попробуйте задать такие вопросы ребёнку

и порассуждать вместе с ним, расскажите ему, как

по-разному устроен окружающий мир и обратите

внимание на интересные вещи.

 «Составь загадку»Мужчина в голубой рубашке с большим ключом. Стоковая иллюстрация № 2891182, иллюстратор Алексей Зайцев / Фотобанк Лори

Выберите любой объект, про который вы хотите

сочинить загадку, определите, какой этот объект

и что есть на свете, на него похожее. Например,

если в качестве объекта вы выбрали «иглу»,

то на вопросы: «Объект какой? На что это

похоже?», вы ответите: «Острая, похожа

на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную

игрушку, скользкая, похожа на рыбку».

Теперь соединяем все слова с выражением «но не»

и получаем загадку: «Острая, но не стрела,

блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая,

но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте

и вы сочинить с ребенком такую загадку!

                           

Изобретатель создает будущее, именно

придумывая новое, мы двигаемся вперёд. Кто

знает, если бы не изобретения и творчество

человека, может мы и жили бы до сих пор

в каменном веке? Поэтому, почаще представляйте

вместе с ребёнком будущее, рисуйте автомобили

и города будущего, обсуждайте, как может

измениться та или иная техника, стройте свои

прогнозы на то, что может произойти

с социальными системами: какие будут больницы

будущего, а школы будущего? Создавайте,

формулируйте и обсуждайте своё видение того,

как будет устроен наш мир.

Желаем творческих успехов!   

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Лознянский детский сад Ровеньского района Белгородской областия»

Наш адрес 309747 Белгородская обл, Ровеньский р-он, с. Лозная, ул. Центральная, 60.

Эл.почта lozsad@yandex.ru 

Ссылка на сайт https://nsportal.ru/node/6781677

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Лознянский детский сад Ровеньского района Белгородской областия»

ТРИЗ — НАУКА О ТВОРЧЕСТВЕ

Picture background

Подготовила:

Воспитатель

С. И. Орехова 

п. Ровеньки 2025


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей «Цветные числа» Кюизенера в детском саду

Знакомстов педагогов с приемами работы с дидактическим материалом - счетные палочки Кюизенера....

Что такое ТРИЗ в детском саду

Триз - это Теория Решения Изобретательских Задач...

Мастер - класс использование комплекта "Мате: плюс.Математика в детском саду " в образовательной деятельности как иснструмент повышения качества образования в детском саду

МАСТЕР - КЛАСС  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....

Мастер – класс для педагогов Тема: «Элементы ТРИЗ в детском саду: применяем грамотно, работаем творчески»

Задачи  мастер –класса: 1.Познакомить педагогов с элементами методов технологии ТРИЗ.2. Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.3. Cформи...

Консультация для родителей "Что такое ТРИЗ в детском саду"

Для того чтобы успешно развивать творческие способности дошколят, родители должны знать, чем интересуется их ребёнок, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов в практическ...