Собрание – практикум для родителей в детском саду " Важность занятий лепкой для детей 2-3 лет."
методическая разработка (младшая группа)
Выступление перед родителями , как правильно обучать детей 2 -3 лет приемам лепки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Собрание – практикум для родителей в детском саду.
Тема: Важность занятий лепкой для детей 2-3 лет.
Составитель: Осипова О. В, воспитатель 2 группы раннего возраста, МКДОУ «детский сад» «Рябинка» г. Спас-Деменска Калужской области.
Цель: создание условий для повышения компетенции родителей по вопросу развития детей 2-3лет в процессе лепки.
Задачи:
- Познакомить родителей с влиянием лепки на развитие детей 2-3лет.
- Вызвать интерес у родителей к работе с воздушным пластилином.
- Формировать понимание необходимости совместных творческих занятий лепкой дома с ребёнком.
Форма проведения: собрание – практикум.
План:
#1042;ыступление педагога.
а) Как научит малышей лепить.
б) Основные приёмы лепки с детьми раннего возраста:
2. Практическая часть.
а) Показ приемов и способов лепки, объяснение задания.
б) Изготовление родителями поделок из воздушного пастилина.
в) Выставка поделок, обмен мнениями и впечатлениями.
Предварительная работа.
- Консультация для родителей на тему: «Роль лепки в развитии личности ребёнка».
- Папка-предвижка «Ловкие пальчики»
- Памятка для родителей «Что может научиться лепить ребёнок 2-3 лет».
Оборудование: воздушный пластилин, стеки, досточки, салфетки.
Участники собрания-практикума: педагоги ДОУ, родители.
Ход собрания — практикума:
1. Организованный момент. Приветствие:
-Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас у нас в гостях! Спасибо, что вы нашли время и пришли к нам. Пусть наша встреча подарит всем массу положительных эмоций. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем всех присутствующих аплодисментами.
Наша сегодняшняя встреча необычна. У нас сегодня не просто собрание, а собрание - практикум. Эта форма проведения собрания, которая позволяет родителям не только получить информацию, но и применить ее на практике. Тема, которую мы сегодня рассмотрим на собрании — практикуме для наших малышей очень актуальна. А поговорим мы сегодня о том, как лепка влияет на развитие ребенка 2 - 3 лет, расскажем, как правильно познакомить малыша с пластилином, покажем идеи игр и простых поделок с использованием этого материала.
Основная часть
Занятия лепкой открывают большие возможности для развития маленького ребенка.
Многие родители, заинтересованы в том, чтобы их дети творчески развивались, знают, насколько важны для детей занятия лепкой.
Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика рук, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. К тому же лепка благотворно влияет на физическое и психо-эмоциональное состояние малыша.
Занимаясь лепкой регулярно можно добиться снижения раздражительности, агрессивности, возбудимости. При этом нормализуется ночной сон и сохраняется спокойное состояние в часы бодрствования.
При помощи моделирования из пластилина ребенок передает свои эмоции, страхи, чувства. Такое невербальное выражение внутреннего состояния позволяет избавиться от чувства страха, злости, неуверенности в себе, тревоги, поделится чувством радости, почувствовать уверенность в своих силах, помогает поверить в успех собственных действий.
Однако легко сказать - заниматься лепкой! А вот как это сделать, с чего начать, как заинтересовать ребенка?
Иногда мамы просто покупают пачку пластилина, вручают ребенку, а сами уходят в другую комнату заниматься своими делами.
Как правило, подобные эксперименты кончаются весьма плачевно: весь пластилин оказывается, смешан в один комок неопределенного грязного цвета, причем комок этот обычно оказывается на полу. А если учесть, что пластилин не слишком хорошо отскребается от пола или обоев, да еще оставляет жирные пятна…
В общем, мамы решают, что пластилин - это чересчур, и ребёнок еще не дорос до подобных занятий. И многие про лепку больше не вспоминают. Некоторые считают, что вполне достаточно занятий в учреждениях, а дома можно и не лепить.
Бывает, что ребёнок не слушается и не проявляет интереса к занятиям, и вы можете выходить из себя и расстраиваться. Не переживайте! Важно! Лучше каждый день лепить по 1 колобку, чем за 1 раз слепить целую картину.
При создании своей работы ребёнок использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из пластилина дает тот же эффект, что и массаж рук.
Давайте мы вместе с вами разберем, как же научить наших малышей лепить.
Важно! Чтобы привлечь внимание ребенка, начните лепить сами.
Силой заставить лепить не получится, это вызовет отвращение от пластилина.
Когда он увидит, что мама мнет в руках что-то мягкое и цветное, он непременно заинтересуется ее действиями, и попробует сделать это сам.
Разминая материал в руках, малыш прочувствует его пластичность.
Так с чего же начинать лепку с малышами?
Прежде всего, надо учесть природу ребенка раннего возраста.
Для малыша одним из важных средств познания мира является экспериментирование, игры исследовательского характера. Дайте малышу насладиться сначала процессом исследования нового для него материала и хорошо познакомиться с ним. Иначе лепить он просто не будет, его будет манить этот новый кусочек, чего-то привлекательного, а не процесс лепки!
Познакомьте ребенка с тестом (или пластилином в зависимости от возраста малыша). Дайте возможность:
- пошлепать по нему ладошкой: «шлеп-шлеп»,
- нажать пальчиком и получить «дырочку» в кусочке материала,
- подержать кусочек в ручках и по-разному его помять,
- пальчиком вжать в кусочек массы кусочек изюма (горох, фасоль),
- смешать разные цвета и посмотреть, что получится при смешивании пластилина разного цвета.
Дайте малышам 2-3 лет самим поэкспериментировать с цветами – например, сделайте много разных шариков – «бусы» на елку или кукле. Каждый шарик получите, смешивая цвета (желтый + синий = зеленый, красный + белый = розовый).
Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять и развивать, хвалить малыша, а не запрещать его действия.
Малыш раннего возраста познает мир чувственным путем, а не через наши слова или видеопрезентации.
Когда ребенок исследует материал, познакомится с его качествами и свойствами, можно будет дать ему материал уже для другой задачи – для лепки.
Давайте вместе рассмотрим основные приёмы лепки с детьми раннего возраста:
- отщипывание кусочков
Если мы лепим поделки из пластилина с детьми 2 лет, то для начала вместе с ними отщипываем маленькие кусочки материала и присоединяем назад.
Чтобы не было скучно, зеленый комок пластилина превращается в травку, красный — в цветок, синий — в небо.
- Следующим приемом будет раскатывание кусочка теста или пластилина в палочку (колбаску), Покажите ребенку, как сделать колбаску, жгутик из куска пластилина.
Положите комок материала на стол, руку малыша на него и помогите своей рукой сделать движения вперед-назад, чтобы получился жгут.
Пусть это будет змейка, червячок или сосиська. После этого дайте ребенку возможность самостоятельно повторить действия.
- Скатывание кусочка в шар:
После того, как малыш научился раскатывать жгутики и колбаски, мы учимся лепить шарики из пластилина уже в 2 года.
Прочитайте сказку о колобке и предложите ему его
создать. По той же схеме: сначала мама направляет руку ребенка по кругу, затем дает попробовать ему сделать это самостоятельно.
После того, как он научится раскатывать пластилин на столе, покажите, как делать это между двумя ладонями.
- Следующий прием — сплющивание (шара в лепешку, колбаски в полоску), он уже интереснее, чем катание. Ребенок формирует колобок, потом сдавливает между ладонями, пальцами или на столе.
С помощью такого способа изготавливаются стены для домика, крыша, картины на картоне.
- Получение углубления в кусочке, если нажать на кусочек пластилина пальчиком. (Миска, кузовок, тарелочка)
- Прикрепление деталей к крупному кусочку пластилина.
- Чтобы пластилин держался на бумаге, лучше использовать прием размазывания. Для этого маленькие кусочки материала отщипываются, накладываются на основу (доска, картон, бумага) и размазываются.
Эти приемы малыш осваивает к трем годам (конечно, в том случае, если с ним занимаются лепкой дома или в кружке или в детском саду).
Важно! Не оставляйте малыша одного. Ни на миг. Помните, что во время занятий лепкой вам придется находиться рядом с ребенком, причем не только в качестве «надзирателя» (чтобы не съел пластилин, но и в качестве созидателя (лепить самим, вместе с ребенком).
Следите за его поведением: если ребенок, несмотря ни на какие увещевания, продолжает тянуть пластилин в рот, следует подумать о перенесении занятий, так как смысла в них пока все равно не будет.
После занятий сразу же убирайте материал в недоступное место.
В нашей группе еще не все дети хорошо справляются с заданиями по лепке. Многие на занятиях не выполняют поставленную задачу.
Обучение малышей лепкой, мы начали с общих учебно-воспитательных задач. Формированию у них интереса к лепке, знакомили их со свойствами материала (мягкий, пластичный, можно отрывать, что-то делать из него), учили правильно пользоваться пластилином (не разбрасывать его, лепить за столом), обучали простейшим техническим приемам (отщипывание, скатывание и раскатывание, соединение и расплющивание), учили лепить несложные предметы (травку, ягодки, палочки и мячики и мн. др).
Во время всех этих действий у детей возникала радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек пластилина видоизменяет свою форму. Например: был шарик, сжал его между ладонями – и получилась лепешка, раскатал ком пластилина продольными движениями – и получился столбик.
Важно!!! Возникающий интерес детей к свойствам пластилина и действию с ним нужно направлять на изображение конкретных предметов, иначе малыши будут разбрасывать его или размазывать по доске.
Практическая часть:
Предложить родителям перейти и сесть за столы. На столах приготовлены материалы для лепки.
Лепить можно из теста, пластилина, глины и даже из бумаги. Но самым удобным материалом для лепки является пластилин. Он мягок, пластичен, разнообразного цвета, его можно многократно использовать.
Перед началом работы вам необходимо запастись ровной доской для лепки, тряпочкой для рук, стаканом с водой и стеком. Стеки необходимы для надрезания заготовок, для выравнивания поверхности пластилина и для многих других операций.
Воспитатель показывает, а родители выполняют базовые элементы в лепке : шар, валик, лепёшка, конус. Затем воспитатель предлагает соединить 2 базовых элемента и сказать, что получается. Конус и шар – куколка, мороженое; валик и шар – погремушка; валик и лепёшка – грибок, тарелочка с пирожным).
Что лепить?
Ребенок 2-3 лет научился некоторым приемам, теперь лепим с ним шедевры из пластилина .
Проще всего детям вначале раскатывать колбаски, поэтому создайте что-нибудь из них. Это может быть:
а) Забор;
б) Самолет;
в) Избушка.
Чтобы получился забор, накатайте много разноцветных колбасок, затем составьте рядом друг с другом. Их можно прилепить на бумагу, рядом с нарисованным заранее домиком.
Для создания самолета понадобятся всего лишь три колбаски. Две большие из них укладываются крест-накрест, третью маленькую прикрепите к хвосту.
Чтобы слепить избушку, накатайте много колбасок. Это будут бревна для домика. Затем уложите их в виде сруба.
2. Следующая группа поделок сложнее. Они формируются из шариков:
- колобок;
- яблоко;
- снеговик;
- гусеница.
Когда ребенок научился раскатывать колобка, нужно усложнить задачу. Предложите ему сделать шляпу для героя, глаза, нос.
Из шарика делается и яблоко. С одной его стороны пусть он сделает небольшое углубление, а в него вставит веточку с листочками. Ветка скатывается жгутиком, а листочки шариками, которые потом сплющиваются.
Из нескольких шариков слепите снеговика. Затем сделайте глаза, нос морковкой, улыбку.
Части лица можно прорисовать стекой, либо с помощью мамы скатать из пластилина.
По такому же принципу формируется неваляшка. Она вся из шариков: один для туловища, второй для головы, еще четыре для рук и ног.
Гусеница собирается из многих шариков. Одну часть пусть слепит мама, другую — ребенок. Затем по очереди прикрепите колобки друг к другу.
Можно поиграть с чередованием цветов. По желанию рисуется лицо, крепятся рожки-жгутики.
Что еще слепить из пластилина с ребенком в 2 года, так это грибочки. Для этого скатайте колбаску-столбик (он будет ножкой) и шарик. Его необходимо расплющить в виде шляпки и прикрепить к ножке.
Ребенку интересно будет слепить конфеты-шарики, и завернуть их в настоящий фантик. Главное, следить, чтобы он не съел их по-настоящему.
Лепка с ребенком – процесс нелегкий, но при должном обыгрывании ситуации очень веселый и познавательный.
Вы можете читать сказки, сочинять истории самостоятельно – выбор ограничивается только вашей фантазией.
Главное – общайтесь, непрерывно и обо всем, плавно направляйте его, помогайте, поддерживайте инициативу.
Ведь занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.
Во время занятий лепкой с малышом Вы также можете использовать готовые развивающие пособия. Вот некоторые рабочие тетради для детей 1-2 лет:
- «Рисуем пластилиновыми шариками» (серия «Смотри, как я умею!», автор – Е. Ульева);
- «Учимся лепить» (серия «Это может ваш малыш», автор – Д.Н. Колдина);
- «Пластилиновые прятки» (серия «Это может ваш малыш», автор – Д.Н. Колдина);
- «Пластилиновые бусинки» и «Пластилиновый снежок» (серия «Новый ребенок», автор – Е.А. Янушко);
- «Пластилиновый снежок» (серия «Школа семи гномов»).
Обратить внимание родителей на выставку подобранной литературы по лепке с детьми. Ответить на вопросы, возникшие у родителей. Дать возможность рассмотреть книги и, по желанию, взять на время домой. Предложить, памятку по лепке для родителей «Что может научиться лепить ребёнок 2-3 лет», «Советы родителям»
Приложение
Советы родителям
Творческие занятия лепкой с малышами не должны длиться более 15 минут, иначе ребенок может переутомиться и потерять интерес к занятию.
На первых порах лучше всего использовать воздушный пластилин для лепки одного или, максимум, двух цветов.
Первые занятия лепкой.
#1047;накомство с консистенцией
Предложите малышу кусочек воздушного пластилина. Сами тоже возьмите и покажите, как его можно мять, тыкать пальчиками, прижимать ладошками, разрывать на части, отрывать мелкие кусочки, а затем прилеплять назад. Разделите ластилин на несколько крупных частей, попросите малыша слепить их вместе. Сделайте, то же самое, только используйте мелкие части. Для первого занятия этого будет вполне достаточно. Не следует чересчур перегружать ребенка.
Если для ребенка стали привычными с занятиями с пластилином одного цвета, можно предложить знакомство с несколькими цветами. Лучше брать классические сочетания (желтый — красный, зеленый — желтый, белый — с любыми цветами и др.), которые дают при смешивании красивые правильные оттенки. Раскатайте крупную лепешку из пластилина одного цвета. Затем нарвите много мелких кусочков другого цвета, сочетающегося с первым. Попросите малыша приклеить мелкие кусочки к лепешке. После смешивания обратите внимание, что цвета перемешались и стали другие.
2. Оставляем следы.
В возрасте 2-3 лет ловкость пальчиков не позволяет малышу аккуратно лепить самостоятельно, поэтому хорошо использовать различные приспособления.
Готовим для малыша пласты воздушного пластилина на которых удобно оставлять следы. Предлагаем всевозможные предметы, которые имеют рельефную поверхность из бытовых или специальные штампы. Показываем своим примером, оставляя следы на воздушном пластилине.
#1048;деи простых игр и поделок для детей 2-3 лет
- Отщипываем кусочки;
- Катаем колобок и колбаску;
- Мнем в ладошках;
- Разминаем и раскатываем;
- Смешиваем разные цвета;
- Прячем в пластилине мелкие предметы (например, фасоль, бобы, макароны ит.д);
- Ищем клад, спрятанный в пластилине;
- Пластилиновые заплатки. Заранее распечатайте картинку-шаблон и предложите ребенку заполнить пластилином пробелы на ней.
- Оставляем следы.
Таким образом, научить лепить ребенка в 2 года несложно, если соблюдать последовательность действий, и набраться терпения. Мягкий и яркий пластилин привлечет его внимание и будет стимулом для создания поделок.
Творческого вам настроения!
Приложение
Какой пластилин выбрать?
Для того чтоб ребенок получал удовольствие от лепки, очень важно правильно подобрать материал для занятий.
Полки современных магазинов переполнены разнообразными материалами для лепки. На них найдется:
- тесто;
- масса для лепки;
- домашний песок;
- пластилин(воздушый или классический)
Они упакованы в баночки, так как без них высыхают и крошатся. Это не пластилин. Для игр с детьми 1-2 лет необходимо использовать только мягкий пластилин или специальное тесто (массу) для лепки. Обратите внимание на состав продукции, важно, чтобы материал для лепки не был токсичен.
Классический пластилин изготавливают из глины, жира и воска. Некоторые производители не указывают на упаковке еще и продукты нефтепереработки.
Этот материал продается в форме брусков или колбасок, он не портится, не сохнет и не крошится, даже если хранится без коробки. Степень твердости встречается разная: от очень мягкого, до твердого.
Если мы лепим поделки из пластилина с детьми, которым 2 или 3 года, то приобретаем на первое время мягкий материал. Он не расплывется и в то же время ребенку будет легко его разминать.
С твердым пластилином начинающему скульптору будет сложно работать, ведь его пальцы еще слабы.
Если он захочет прикрепить на стебель бутон цветка, детали не соединятся, ребенок расстроится и бросит это занятие.
Важно! Материал должен быть такой, чтобы ему удалось прилепить один кусок пластилина к другому для построения образа.
Пластилин хорошего качества не будет расслаиваться, прилипать к ладоням, окрашивать их или одежду с мебелью. Ребенку интересно будет работать с ярким материалом.
Отдайте предпочтение упаковке с пластилином, на которой указано, что он не токсичен и гипоаллергенен. Хорошо, если он будет без запаха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи, как условие развития музыкальных способностей ребенка"
Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых – помочь ребенку в развитии социальных навыков, научить его ...

Круглый стол с элементами семинара-практикума на тему "Роль детского сада в сохранении психологического здоровья детей"
Круглый стол с элементами семинара-практикума...

Конспект родительского собрания "Психологическая готовность родителей к детскому саду".
Для педагогов и родителей будущих воспитанников детского сада....

Семинар-практикум для родителей в детском саду "Жить здорово" на тему "Здоровьесберегающие технологии".
Семинар-практикум познакомит родителей со здоровьесберегающими технологиями....

Семинар-практикум для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников"
Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет вы- строить работу таким образом, чтобы знания о профессиях взрослых дети получали полноценно, доступно каждому возрасту....

Семинар-практикум для родителей в детском саду «Как эффективно выстроить общение с ребенком»
Цель: повысить уровень психолого-педагогической компетенции родителей в вопросе построения эффективного взаимодействия с собственными детьми.Задачи:- сформировать навыки конструктивного общения- ...

Собрание – практикум для родителей в детском саду ,, Важность занятий лепкой для детей 2-3 лет.".
Собрание -практикум поможет родителям повысить свою компетентность по вопросу развития детей 2-3 лет в процессе занятий лепкой. Педагог познакомит, как научить малышей лепить. Покажет основные приемы ...
