Консультация
консультация (младшая группа)
"Мамы разные нужны, мамы всякие важны"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 103.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Мамы разные нужны, мамы всякие важны»
Слово «мама» самое первое, самое родное и близкое для любого человека. Мама подарила каждому из нас жизнь. И дороже жизни и матери ничего на земле нет. В известном стихотворении С.В. Михалкова «А что у вас?» есть такие строчки: «Мамы разные важны, мамы всякие нужны». Какой бы профессии женщина не принадлежала, чем бы ни занималась, главное её предназначение –
быть мамой. Безусловно, все матери разные, но есть всё - же то, что делает их похожими – это любовь, которую они отдают детям.
Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Поэтому очень важно сформировать в ребенке такие качества как заботливость, отзывчивость, уважение и внимание.
Типы матерей
Холодная мама. В общении с ребенком такая мама проявляет совсем мало эмоций – не только положительных, но и отрицательных. Она редко целует, обнимает ребенка или улыбается ему. В то же время, если ей что-то не понравится в его поведении, она не будет повышать голоса, а замолчит и уйдет в себя, оставив ребенка с ощущением одиночества. Все это не значит, что мама ничего не чувствует, просто она не выражает эти чувства Постепенно у ребенка формируется убежденность в своей ненужности и беззащитности, ощущение изоляции, отгороженности от других людей. Рядом с такой мамой малыш будет учиться быть тихим, не проявлять сильных эмоций и не просить о помощи. Он вырастет неконфликтным, никому не мешающим человеком, и ему
будет сложно поверить в то, что он такой, какой есть, и достоин любви.
Хаотичная мама. Эта мама отличается непоследовательностью – и в своих эмоциях, и в поведении. За один и тот же поступок ребенка могут либо наказать, либо пожалеть – в зависимости от маминого настроения. Дома нет четких правил, жесткого распорядка дня.
Сегодня мама что-то запрещает, а завтра – разрешает, потому - что
ей не очень нравится долго оставаться строгой (для нее это все равно, что быть плохой). У нее не хватает терпения соблюдать правила, которые она сама же и придумала, и из любви к своему ребенку она многое ему позволяет (до тех пор, пока ее что-то не выведет из себя, и она не начнет запрещать все подряд). Чтобы адаптироваться к маме, которая все время меняется, ребенок учится быть разным, пробовать разные роли с целью получить от мамы то, что ему нужно, то есть манипулировать. Он придет к выводу: «Я всегда смогу добиться чего захочу, пусть и не сразу и другим способом» и станет крайне уверенным в себе. Вырастая, такие люди проявляют сверхгибкость в общении, но при этом эгоцентричны и мало ориентируются на критерии общественной морали и справедливости.
Слишком занятая (ускользающая) мама. Такая мама может быть прекрасной во всех отношениях – теплой, доброй, веселой... Но, к сожалению, у нее вечно не хватает времени на общение с ребенком. Она либо очень рано родила, и проводит время на учебе или в ночных клубах, либо пропадает на работе, стремясь построить успешную карьеру. Ребенок снова и снова переживает ситуацию, когда мама нужна, а ее нет рядом. И даже когда она только что была здесь, то может исчезнуть, и ее сложно удержать. Постепенно ребенок учится недоверию и подозрительности, тому, что даже на близких людей нельзя положиться. Во взрослом возрасте такой человек будет всегда рассчитывать только на себя
и свои силы (что позволит ему быть опорой для других), но при этом, людей вокруг себя он будет постоянно подозревать в предательстве и проверять их на надежность. Ему будет очень важно, чтобы другие люди находились под его контролем - ведь, пока он управляет ситуацией, он находится в безопасности.
Авторитарная мама. Для такой мамы во всем важен порядок, который она сама устанавливает. Семейный быт в ее доме отлажен и функционирует, как хорошо смазанные часы. Четко соблюдается режим дня, ребенок накормлен, одет и
обут, посещает развивающие занятия или внешкольные секции – и все это под строгим материнским контролем. «Проблема» таких мам в том, что они всегда должны чувствовать себя правыми. В ответ на свою просьбу (не ходить больше в секцию фехтования или снять водолазку, которая сильно давит на горло) ребенок чаще всего получает отказ. При этом открыто выражать свой гнев ему строго запрещено – в ответ получишь проповедь на тему «ты еще
маленький, ничего не понимаешь и сам же потом мне скажешь спасибо».Ребенка в такой семье ждет два варианта развития событий. Первый – инфантилизм: надолго оставаться
«маленьким» и позволять все за себя решать. Второй – развитие борцовских качеств, отстаивание своих прав. И поскольку открыто противостоять маме нельзя, способом борьбы становится пассивная агрессия – обещать и не делать. Даже во взрослом возрасте принципом «Не дождетесь», будет часто регулировать поведение, и человек, вместо того, чтобы прямо отказать кому-то в просьбе, станет без видимой причины опаздывать на встречи, забывать позвонить и затягивать принятие каких-либо решений.
Недовольная мама. Эти мамы отличаются тем, что много критикуют, и от них очень сложно получить одобрение или похвалу. Они воспитывают своего ребенка под девизом
«Неплохо, но я знаю, что ты можешь и лучше». Акцентируя свое внимание на том, что у ребенка не получилось (криво нарисовал рисунок, сделал помарки
при письме), они заставляют его переделывать результат снова и снова, доводя его до совершенства. Понятно, что ребенок в такой ситуации учится быть старательным, аккуратным, ответственным –
«если я что-то делаю, то должен сделать это хорошо». Но при этом он никогда не уверен, на самом ли деле сделал так хорошо, как мог. Таким образом, вместе со старательностью он учится сомневаться, быть неуверенным, и ему сложно самому оценивать результаты
своего труда. Стремление все делать идеально (иначе – перфекционизм) остается свойственным действием для такого человека на всю жизнь. В крайних случаях, например, при отказе от отдыха, это приводит к физическому и психическому истощению. Кроме того, при построении отношений такие люди не верят в то, что их могут любить просто так, для них любовь – это то, что дается за твои заслуги.
"Эксклюзивная" мама. Такая мама гордится своим ребенком с момента его рождения. У него дорогая коляска, модная одежда, большое количество игрушек. Мама приходит в восхищение от его успехов (раньше всех сел, пошел, начал говорить, выучил буквы) и спешит поделиться этой радостью со всеми своими знакомыми. Чтобы не разочаровывать маму, которая так им гордится, ребенок учится быть с ней заодно и «выбивать» из окружающих его людей яркие эмоции. Он порадует маму, прочитав стихотворение, стоя на табуретке перед гостями, сыграет сложную пьесу, выученную в музыкальной школе. Все детство он будет учиться радовать других людей, а если этого не удастся, начнет сильно переживать. Ему будет важнее делать то, что от него хотят, нежели разбираться, а чего же хочет он сам. Он научится хорошо чувствовать настроение других людей, и поэтому в компании он будет часто оказываться в центре внимания, развлекая собеседников
интересными историями. Но если другие люди будут проявлять к нему недостаточно внимания или даже равнодушие, это будет ощущаться как непереносимая ситуация.
Теоретически, о принципах «правильного» воспитания имеет интуитивное представление каждая мама: нужно быть теплой, любящей, проявлять внимание к потребностям ребенка, определять его границы, учить тому, что можно и что нельзя, быть последовательной, надежной... В реальности же соблюсти все эти принципы невозможно
– как невозможно жить, не совершая ошибок. Индивидуальность каждой мам, чьи типы здесь были описаны, проявляется даже в их страхах – одна боится быть слишком строгой, а другая, наоборот, боится избаловать своего ребенка. Понимать, за что именно в развитии ребенка несет ответственность родитель – это возможность скорректировать свое поведение. Как видите, любой стиль материнского поведения одновременно формирует у ребенка и те
качества, которые позволяют выживать, и те, что затрудняют построение отношений с другими людьми.
Эти психологические портреты конечно условны. Давайте попробуем посмотреть на себя со стороны и сделать выводы.
Составитель: Ивлева Инна Владимировна, воспитатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...





