родительское собрание. Тема "В семье будущий первоклассник"
материал (подготовительная группа)

Проскурина Татьяна Николаевна

Безусловно, все родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу,  И неслучайно все родители  волнуются, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни станет учеба, образовательная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie4.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Забитуйский детский сад»

(МБДОУ Забитуйский д/с)

Родительское собрание в подготовительной группе.

Тема

«В семье будущий первоклассник»

Форма проведения: круглый стол

Дата проведения:14.03.2025г.

Подготовил: Проскурина Т.Н.                                                                                                   воспитатель,                                                                                                                                   высшая квалификационная категория

Тема: « В семье будущий первоклассник»

Форма проведения: круглый стол

Аудитория родители, воспитатели, педагог - психолог

Количество участников: родители подготовительной к школе группе (16 человек)

Задачи:

1. Обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

2.Проинформировать родителей о целевых ориентирах ФГОС Д О.

3.Определить факторы успешной подготовки и адаптации к школе.

Ожидаемые результаты:

1.Повышена педагогическая компетентность родителей по проблеме подготовки детей к школе.

2. Привлекли внимание родителей к социально - нормативным характеристикам возможных достижений ребенка.

3. Определены факторы успешной подготовки и адаптации к школе. Вручены буклеты, памятки родителям дошкольников.

Информационно-техническое обеспечение:

1.Приветствие.

2. Задание: « Определите степень вашего беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением» (для родителей)

3. Видеоролик: «Зачем мне учиться в школе?»

4. Сообщение педагога – психолога: «Компоненты готовности к школе»

5.Буклеты: « Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе» (на каждого родителя).

6.Копилка вопросов от родителей на данную тему.

7. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (на каждого родителя).

8. Анкеты для родителей.

9. Памятки для родителей

Материал и оборудование: ноутбук, проектор, экран, мольберт, полоски красного, синего, черного цвета.

 Логика проведения:

1.Вступительное слово воспитателя.

В-ль: Для того, чтобы обозначить тему нашего собрания, я прошу вас разгадать загадки-синквейны(маленькое стихотворение,японское стих-е)

1.?

2.начальная, средняя

3.обучает,развивает,воспитывает.

4.Стоит дом,кто в него войдет, тот ума наберет.

5.Образовательное учреждение./школа/

1.?

2Дошкольная, боевая

3.проходит, заканчивается, идет.

4.Запас знаний и навыков

5.Тренировка/подготовка/

1,?

2.шустрый,ловкий и послушный

3.играет,плачет,растет.

4.они- будущие ученики

5.воспитанники/дети,ребенок/

Как бы вы сформулировали тему нашего  собрания(школа,готовность, ребенок/

Да, уважаемые родители, тема нашего собрания

«Готовность ребенка к школе»

Уважаемые родители! Все мы – и педагоги дошкольного учреждения, и вы, родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное детство и начнётся новый важный этап формирования личности со строгим, планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов и рабочей неделей в пять дней. Подготовка ребенка к школе – проблема актуальная как для педагогов, так и для семьи. Огромное значение в её реализации имеет ваша позиция - уважаемые родители наших воспитанников!

Безусловно, вы родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. И неслучайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни станет учеба, образовательная деятельность.

Сегодня мы вместе попробуем найти ответы на интересующие Вас вопросы. Попробуем выяснить, что же необходимо для того, чтобы безболезненно пройти период начало обучения ребёнка в школе, как  обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.

2.Задание: «Определите степень вашего беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением»

Давайте определим с вами степень вашего беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением. На ваших столах лежат цветные полоски:

Черная полоска – сильное беспокойство

Синяя полоска - умеренное беспокойство

Красная полоска- ощущение радости, чувство уверенности

Выберите полоску соответствующего цвета и обоснуйте свой выбор. От кого и от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя увереннее?

Высказывания родителей.

Игра «Корзина идей и пожеланий»

3.Мы определили степень нашего с вами беспокойства, а что думают и рассказывают ваши дети о школе. Ответы воспитанников подготовительной к школе группе на некоторые вопросы предлагаем послушать и посмотреть в рубрике «Говорят дети», если вы конечно не против ?

Видеоролик «Зачем мне учиться в школе?».

Обсуждение родителями мнений детей о переходе в школу и комментирование педагога – психолога.

4.Сообщение педагога – психолога «Компоненты готовности к школе»

.Интеллектуальная готовность

Данный компонент школьной готовности заключается в приобретении определенного кругозора, запаса знаний в развитии памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие умозаключения и обобщения и др. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15–20 минут).

Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация).

Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.

Коммуникативная готовность

Коммуникация – общение.

1.Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции. В общении с взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам.

2.Умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т.к зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым “тихоням”. Порой и активным “шустрикам” приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив. Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во – первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другим детьми. Во – вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь – это соревнование.

Важным компонентом школьной готовности считаютмотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:

к школе;

учителю;

к учебной деятельности;

к самому себе.

Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит “хочу”. Но это “хочу” будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, “хочу портфель как у брата” или “хочу красивый пенал”. Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания.

Эмоционально-волевая готовность

Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

Важная задача перед родителями – научить доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определенные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит т того, как дети подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующей листок... В результате, ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время в пустую, а то и оставляет дело незавершенным.

А также:

- развитие мелкой моторики (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами, для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц);

- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять “выше-ниже”, “вперед-назад”, “слева-справа”);

- координация в системе “глаз-рука” (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, т.к. ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств не достает нашим первоклассникам. В помощь вам, уважаемые родители мы приготовили для вас памятки.

5. Психологи выделяют разные виды готовности к школе:

Физиологическая готовность к школе

Физическое созревание организма.

Устойчивость к нагрузкам.

Гибкость в адаптации к новому режиму.

 Интеллектуальная готовность к школе

У ребенка должен быть запас определенных знаний.

 Он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее.

Ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен. 

Психологическая готовность к школе

Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Развитие руки и развитие речи.

Созревание эмоционально-волевых процессов

Уважаемые родители, перед Вами перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе.  

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

Физическое здоровье.

Развитый интеллект.

Умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Выносливость и работоспособность.

Умение считать и читать.

Аккуратность и дисциплинированность.

Хорошая память и внимание.

Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Предлагаю вам высказаться, выразив своё согласие или несогласие с данной точкой зрения. ( Высказывания родителей).

6.Сейчас мы откроем «Копилку вопросов», которые вы приготовили и ответим на них.

 Ответы на вопросы

 Какие пособия лучше выбирать для подготовки к школе?

Ответ: мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, головоломками, весёлыми задачками. На выполнение задания давайте ребёнку определённое время, научите его контролировать время с помощью песочных часов.

 Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?

Ответ: не более 20-30 минут. Если вы видите, что ребёнок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребёнку заниматься самостоятельно.

 Если ребёнок категорически отказывается заниматься дома?

Ответ: давайте ребёнку небольшой объём занятий, не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме. Отвечайте на вопросы печатными буквами

Если ребёнок постоянно требует новых заданий и готов заниматься долго?

Ответ: если ребёнок не чувствует усталость, не расстраивается от того, что что-то не получается. Воспринимает учёбу, как привлекательное задание – строгих границ для занятий ставить не следует.

7.Уважаемые родители! Сегодня мы  с вами  поговорим о  программе внедрение ФГОС в ДОУ. Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. До сегодняшнего дня действовали Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые состояли из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям её реализации. В стандарте появятся требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем работать дальше. Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому что дошкольное детство - это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему максимальный интерес. Предлагаем вам ознакомиться с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования и на следующем заседании мы разберем пункты целевых ориентиров.

 Мы подошли к заключительной части нашего круглого стола.

Такие встречи традиционные в нашем дошкольном учреждении и для нас очень важно узнать Ваше мнение. И об услышанном сегодня мы предлагаем заполнить анкеты для эффективного взаимодействия с родителями в вопросах успешной подготовки ребёнка к школе.

Нам хочется верить, что встречая наших выпускников на пороге новой жизни, учителя с улыбкой скажут: «Добро пожаловать, дети! Школа ждет вас!». В заключении хотим пожелать Вам - родителям и, конечно же, нашим воспитанникам,  успехов и радости на трудной и увлекательной дороге к знаниям!

Спасибо за внимание, до новых встреч!

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть положительные и отрицательные стороны

проведённого круглого стола.  

1.ЧТО ПОБУДИЛО ВАС ПРИЙТИ НА МЕРОПРИЯТИЕ?

Дисциплинированность

Интерес к поднятой теме

Уважение к воспитателям

Любопытство

Возможное душевное успокоение

Настойчивые просьбы воспитателей

Не знаю

2. ПОЖАЛУЙСТА, ОЦЕНИТЕ, НАСКОЛЬКО ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ТА ИЛИ ИНАЯ ЧАСТЬ МЕРОПРИЯТИЯ В БАЛЛАХ: 3 – довольны, 2 – частично довольны, 1- не довольны.

Дискуссия

Обсуждение волнующих тем

Практические задания

Спасибо за сотрудничество!

Памятка для родителей, будущих первоклассников.

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка  способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

-ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других людей, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены;

-проявляет ответственность за начатое дело;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п., способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

-эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.);

- имеет начальные представления о здоровом образе жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание с родителями будущих первоклассников

Родительское собрание с родителями будущих первоклассников....

Родительское собрание "Ваш ребенок-будущий первоклассник"

вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; помочь родителям определить уровень готовности к обучению в школе, дать представление о психологической готовност...

Родительское собрание «Ваш ребёнок будущий первоклассник»

Собрание для родителей подготовительной группы. Цели: -формирование активной педагогической позиции родителей;-вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопрос...

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Родительское собрание дляродителей будущих первоклассников...

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Консультации в помощь родителям, как правильно подвести ребенка к обучению в школе, чтобы ребенок не боялся школы, а с удовольствием ходил учиться....

Сценарий родительского собрания «В семье будущий первоклассник».

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....