Консультация-буклет: Для вас, родители! «Мнемотехника — искусство запоминания»
консультация

Наталья Александровна Родюкова

Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.

Ушинский К. Д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_-_iskusstvo_zapominaniya.docx485.58 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.

Ушинский К. Д.

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир. Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и принципами, вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов, как эффективное средство при обучении связной речи дошкольника и развития памяти.

Например, при обучении детей активно используют мнемотехнику для изучения последовательности в спектре цветов — «Каждый Охотник, Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.

C:\Users\pc\31a9c00d59d4cf9797ce263f287af0d7.png

С какого возраста используют?

Знакомство ребенка с мнемотехникой лучше всего проводить в несколько этапов по принципу от простого к сложному: Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно детей в трехлетнем возрасте.

На первых занятиях дети изучают на отдельной карточке несложные изображения предметов, которые обозначают одно слово, например «Чашка», «Лист», «Бежать», словосочетание или простую фразу.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-526578-1586936105.jpg

Позже, в 4-5 лет, дети знакомятся с мнемодорожками -систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить простые схемы мытья рук, процесс одевания или умывания.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-526578-1586936142.jpg

С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия:

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-526578-1586936226.jpg

Простой и эффективный метод придумать историю. Этот способ подходит для того, чтобы запомнить список слов. И тогда, казалось бы, несвязанные друг с другом понятия превращают текст в логичное повествование. Чем интереснее и необычнее история, тем лучше запоминается информация.

В результате использования, мнемотаблиц:

• Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

• Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

• Развивается мелкая моторика рук.

Особенности применения

Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.

Последовательность. 

Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами. 

Нормирование. 

Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук.

В 1-й день -2-3 повторения.

Во 2-й день 1-2 повторения.

В 4-й день и последующие по одному повторению.

Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.

Красочность. 

Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.

Как организовать игру?

Мнемотехника — самая простая и доступная методика. Любое занятие проводится в несколько этапов:

Этап 1. Информацию кодируем в определённый образ, т. е. придумываем и зарисовываем таблицы. Для этого ребёнку дают лист с ячейками. Рассуждаем по данной теме, выбираем основные моменты, придя к общему мнению, зарисовываем в таблицу символы.

Этап 2. Рассматриваем таблицы, запоминаем связь и последовательность, разбираем, что на ней изображено.

Этап 3. Мысленно повторяем информацию, чтобы мозг из абстрактных символов преобразовал информацию в образы и сформировал логическую цепочку.

Этап 4. Осуществляется воспроизведение стихотворения, сказки, рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит обработка метода запоминания.

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Задача родителей – в игровой форме помочь ребенку максимально раскрыть свои способности.

Используя описанные мнемотехники, Вы сможете развить у ребенка зрительную память, научить правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Развивать внимание и сообразительность, улучшить способность выделять главное и сравнивать.

Обязательно найдите подход к Вашему ребенку и помогите освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом, используйте уникальную систему методов и приёмов – Мнемотехника, обеспечивающую эффективное запоминание. Ведь, недаром, профессор И. М. Сеченов считал память «основным условием человеческой жизни».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска

детский сад № 41 «Росинка»

Для вас, родители!

«Мнемотехника — искусство запоминания»

C:\Users\pc\masha-sshila-psd.jpg

Составила

Родюкова Н.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Мнемотехника-искусство запоминания»

Детская память удивительно пластична. Дети действительно необычайно быстро и легко запоминают самый разнообразный материал. Искусство запоминания - мнемотехника позволяет полностью контролировать...

Консультация для родителей «Мнемотехника — искусство запоминания»

Дорогие родители! Здесь я собрала для Вас полезные статьи, которые помогут Вам в воспитании и обучении детей. Материалы будут постепенно пополняться....

Консультация для родителей «Мнемотехника – искусство запоминания»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Же...

Консультация для родителей «Мнемотехника - искусство запоминания»

Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует ул...

Консультация для родителей: «Мнемотехника - искусство запоминания».

Задачи;-развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление;-развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении....