Консультация для родителей "Ценность игрушек у современных детей"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Многие родители жалуются на то, что их ребенок совершенно не играет в игрушки, несмотря на их изобилие дома. Что делать? Разбираемся вместе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Ценность игрушек у современных детей»
Подготовила воспитатель: Михайлова Н.А.
Игрушки для ребенка – это не забава. Точнее не так. Это забава, но с большим смыслом. То, как и с чем играет ребенок, имеет большое значение для его умственного, эмоционального и творческого развития. С помощью игрушек можно как ускорить или расширить познание мира ребенком, так и сделать это познание медленным и ограниченным.
Что главное в игрушке? Это ее способность будоражить воображение ребенка. Поэтому игрушка не должна выглядеть как законченная творческая композиция (что, кстати, является важным фактором для взрослого человека). Ребенка часто интересует не мелкие достоверные детали игрушки, а то, что с ней можно сделать. И чем больше возможностей трансформации заложено в игрушке, чем больше функций она может выполнять, тем более ценна она для ребенка.
Современного ребенка сложно чем-то удивить. Новомодные гаджеты, роботы, интерактивные куклы – чего только нет у детей XXI века. Огромный ассортимент игрушек поражает покупателей яркими упаковками, завлекательной рекламой и модными брендами.
Раньше у девочек было несколько кукол. Каждая кукла прожила с ней её детство. У каждой было своё имя, которое девочка может вспомнить даже спустя 40 лет. Куклы были её дочками. Она общалась с ними как с живыми. Детям вообще свойственно одушевлять свои игрушки. Девочка кормила кукол по утрам, а вечером укладывала спать. У каждой куклы был свой характер. Каждую она по-своему любила. И даже когда у куклы Кати оторвалась резиновая рука, она прибинтовала её к туловищу и продолжала играть. Это не повод расставаться с ней. Это повод относиться к ней ещё бережней. Периодически нужно было стирать куклам одежду. А на зиму шить пальтишки.
У девочек из нашего времени кукол в 4 раза больше. Больше тридцати кукол. Они не помнят всех имен. Они забывают про существование некоторых. Потом случайно находят в куче других игрушек: «О! Так у меня ещё и такая есть!» Нет идеи, что надо шить кукле теплую одежду. Если захочется поиграть куклой в теплой куртке, она попросит купить куклу в теплой куртке. А грязное платье или сломанная рука – это повод купить новую куклу. Хотя, новую куклу можно покупать и без повода. Все чаще, когда мама покупает девочке 3-4 лет дорогую куклу, то она и тщательно следит, чтобы дочка не раздевала куклу, не делала ей причесок, не клала ее на «грязную» траву и так далее. То есть в корне душила исследовательскую потребность в ребенке. А спустя год-два будет удивляться, что дочка не проявляет заинтересованности к обучению, не любит рисовать и «вообще какая-то заторможенная».
Или, например, бабушка, в гости с пустыми руками не ходит. Она каждый раз что-нибудь с собой приносит. Какую-нибудь недорогую игрушку. Развлечение на день. Поиграть и забыть. Настолько закрепившаяся традиция, что ребенок уже не представляет, что бабушка может прийти без игрушки. Поэтому при встрече говорит не «Как дела?», а «Что ты мне принесла?» Ценность с общения сместилась в сторону потребления.
Казалось бы, что в этом плохого? Чем больше, тем лучше. Разве не так? А помните сказку «Цветик - семицветик»? Эпизод, когда девочка загадала, чтобы все игрушки мира были у неё. Она очень быстро пожалела о своём желании. По факту это оказалось больше проблема, чем радость.
Игрушка, которую нельзя исследовать (в том числе и ломать) – это не игрушка, это инвалидная коляска для воображения ребенка. Хотя именно такие игрушки в первую очередь притягивают взгляд взрослых. Но, у взрослых и детей разный интерес к игрушке. И все, что возбуждает желание приобрести игрушку у взрослого, скорей всего не будет иметь никакого значения для маленького исследователя. Поэтому, приобретая игрушку для своего ребенка, забудьте о собственных амбициях. Вроде тех, что «я могу позволить себе купить это для своего ребенка». Для развития вашего ребенка не важно, сколько стоит то, что поможет ему развиваться. Часто динамичный набор коробочек разного размера, камешков и шишек может увлечь ребенка намного дольше, чем дорогая, но статичная игрушка. Да и пользы от такого набора намного больше.
Поэтому есть несколько простых правил, которые касаются игрушек, чтобы ваш ребенок получил полноценное раннее развитие.
Вот некоторые из них:
1. Чем меньше ребенок, тем у игрушки должно быть меньше подробных деталей. Да, родителей умиляют игрушки, наиболее реально имитирующие настоящие предметы. Но увы, такие игрушки не несут пользу ребенку, ограничивая его фантазию.
2. Не давайте ребенку сразу много игрушек. Вместо того чтобы будоражить воображение, они рассеют внимание ребенка и будут действовать на него угнетающе. Лучше всего, если часть старых игрушек вы будете прятать в тайную коробку и доставлять их спустя какое-то время. Это и доставит ребенку радость узнавания, и подстегнет его воображение, и сэкономит ваш бюджет.
3. Давайте возможность искать ребенку игрушки среди окружающих его предметов. Пусть перевернутый стул становится лодкой, а стол – вигвамом индейца. Пусть коробка из-под обуви служит сегодня кроватью для куклы, а завтра машиной для медведя. Не выбрасывайте обломки старых игрушек (если это не очень мелкие детали) – они тоже найдут свое применение в игре.
4. Покупайте детям наборы деталей (например, Лего), которые легко трансформируются для любой игры. Чем больше разнообразных деталей у такого конструктора и чем больше вариантов соединения деталей между собой – тем более такая игрушка будет полезна для развития ребенка. Кстати, если вы подарили ребенку набор по типу Лего слишком рано – он не будет из него строить замки, зато найдет ему другое применение, каждый раз придумывая для каждой детали новое предназначение.
Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. Выбор игрушек становится чрезвычайно хаотичным. Если ребенок прожужжал все уши о том, что у Пети и Вани по четыре бакугана, а у него только три, то мы немедля восполняем недостающего – пусть и бесполезного – мультяшного героя. Наш ребенок не хуже других, хоть и непонятно совершенно, зачем ему эта игрушка нужна. Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые чаще вовсе не учитывают.
Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки — «ребенок хочет именно ее». Или — «я ему обещал, если он (не будет больше драться и т. д.)». Еще один вариант — «куплю, только замолчи!» или «у меня в детстве такой игрушки не было, пусть хоть у моего ребенка будет». А может, это ваше счастье, что у вас такого не было?
Недостатки изобилия игрушек:
Отсутствие бережливости и аккуратности.
Нет смысла беречь игрушки, если это легко восполняемый расходный материал. Быстрей сломаю — быстрей новая появится.
Отсутствие привязанности.
Все чаще на популярный совет: «Для облегчения адаптации возьмите с собой любимую игрушку» - психологи слышат от родителей: «У нашего ребенка нет любимой игрушки». Сложно иметь любимую игрушку, если почти каждый день появляется новая. Между тем, заботясь о любимой игрушке, ребенок учится заботиться о себе в отсутствии родителей. Через отношения с игрушками закладывается модель отношений с людьми. Если игрушки не ценятся, если быстро заменяются на новые, то ценность отношений тоже может быть невысокой. Устойчивые связи заменяются многочисленными новыми знакомыми.
Сложно приучать к порядку.
Игрушек должно быть столько, чтобы их легко было прибрать. Несколько игрушек легко поднять и расставить по местам. Полсотни игрушек ребенку сложно прибрать. Физически тяжело.
Сложно обрадовать ребенка.
Меньше поводов радости. Всем же понятно, что мороженое раз в месяц вкуснее, чем это же мороженое два раза в день на протяжении всего месяца. Наступает пресыщение. С игрушками так же. Это кажется парадоксальным: чем больше игрушек, тем меньше радости. Эмоции на очередную игрушку уже не такие сильные. Сильнее – на её отсутствие.
Отсутствие ценности.
Часто новая игрушка приобретается спокойствия ради. Проще купить, чем выслушивать истерику. Тем более это не такая большая сумма, нервы дороже. Так появляется десятый робот или пятнадцатая лошадка-пони. Когда мы абсолютно ни в чем не отказываем ребенку, мы не учим его выдерживать отказ, и не учим мечтать. Игрушка, которую ребенок долго ждал, на которую копил и, может быть, в чем-то другом себе отказывал ради этой игрушки, она, при равной стоимости, более ценная, чем та, которую он заполучил по первому требованию. Ценная и в воспитательном плане тоже. Он учился ждать, учился расставлять приоритеты, планировать покупку.
Отсутствие пространства для развития фантазии.
«Голь на выдумку хитра» Когда что-то нужно, а этого нет, в ход идут подручные средства. Для игры в магазин нам в своё время было достаточно выйти на улицу и найти подружку. Все, что нашли под ногами – листья, трава, пробки, стеклышки – становилось товаром. Фантики насобирали – это деньги. Сейчас же есть игрушечные овощи, фрукты, прочие продукты. И деньги игрушечные напечатали. Все есть – игры нет! «Маша, почему ты не играешь?» Нет игрушечного кассового аппарата. Надо купить.
Ах, у ребенка нет фантазии. Надо купить вместе с кассовым аппаратом дидактические игры для развития фантазии... Нет. Не надо. Лучше всего развивает фантазию пустая коробка. Из нее можно сделать и кассу, и кукольный дом, и ширму для кукольного театра, и кроватку для мишки, и кузов грузовика, и даже слона, если приклеить уши из картона.
Появление новых проблем и дополнительных трат.
Приобретая игрушку – вы приобретаете необходимость где-то ее хранить. Накупили игрушек – надо купить комод для игрушек, а потом докупить квадратные метры жилья, потому что в детской уже комоды ставить некуда. А потом нужно тратить дополнительные силы на уборку дополнительных метров жилья от игрушек. Или купить услугу по наведению порядка. Можно, конечно, не хранить игрушки в большом количестве, а периодически проводить «зачистку», выкидывая то, чем давно не играли. Но как же экология? В современном мире остро стоит проблема мусора. Насколько разумно решать вопрос заваленной детской, заваливая мусором планету?
Игрушки – не просто забавы. Они дают детям яркие, запоминающиеся образы, и от того, сколько их будет, и какими они будут, во многом зависит формирование у детей морально-нравственных представлений, картины мира.
Родителям важно помнить, что какими бы замечательными ни были детские развивающие игрушки, их не должно быть слишком много. Иначе ребенку сложно будет выбрать, чем поиграть. И еще один существенный момент: роль игрушек в развитии ребенка, конечно, очень велика, но гораздо больше для малыша значит внимание близких людей. Играя вместе с ребенком, вы можете легко научить его многим вещам, справиться с некоторыми капризами.
А самое главное – не навязывайте ребенку «свою игру». Если вы играете с ребенком, то побудьте, пожалуйста, ведомым, подчиняясь течению мысли маленького исследователя. Поддержите самую невероятную его фантазию. И вы быстро заметите, что такой подход будет способствовать быстрому развитию ребенка в отличие от правильных, по мнению взрослых, игр.
Воспитание ребенка – это большой труд, но вместе со своим малышом растете и вы, приобретая новый опыт, делая для себя новые открытия.
Принимая участие в играх малыша, находясь рядом с ним, научите его быть человеком среди игрушек, и тогда он станет настоящим Человеком среди людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ценность игрушек для современных детей"
Консультация для родителей "Ценность игрушек для современных детей"...

Консультация для родителей дошкольников "Ценность игрушек у современных детей"
Материал расскажет об отношении современных детей к игрушкам....

Статья-консультация для родителей "Ценность игрушек у современных детей"
Игрушки для ребенка – это не забава. Точнее не так. Это забава, но с большим смыслом. То, как и с чем играет ребенок, имеет большое значение для его умственного, эмоционального и творческого раз...

Консультация для родителей "Ценность игрушек для современных детей"
В консультации раскрывается тема ценности игрушек для детей....

Консультация для родителей дошкольников «Ценность игрушек у современных детей»
Консультация для родителей дошкольников «Ценность игрушек у современных детей»...

Консультация для родителей "Ценность игрушек у современных детей"
консультациядля родителей дошкольников...

Консультация для родителей дошкольников «Ценность игрушек у современных детей»
Раньше у девочек было 8 кукол. Или 5. Каждая кукла прожила с ней её детство. У каждой было своё имя, которое девочка может вспомнить даже спустя 40 лет. Куклы были её дочками. Она общалась с ними как ...
