Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 6 лет»
консультация (старшая группа)
На шестом году жизни у ребенка продолжается совершенствование всех сторон речи. Всё чище становится произношение, более развернутые фразы, точнее высказывания. Ребенок не только вычленяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно – следственные связи между ними, временные и другие отношения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 6 лет»
На шестом году жизни у ребенка продолжается совершенствование всех сторон речи. Всё чище становится произношение, более развернутые фразы, точнее высказывания. Ребенок не только вычленяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно – следственные связи между ними, временные и другие отношения. Обогащение и расширение словаря осуществляется за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действие, но и за счет называния отдельных частей, деталей предметов, за счет использования различных суффиксов, приставок, которые дети начинают широко употреблять.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем овладения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) – существительные (вход – выход, прилагательные (хороший – плохой, наречия (быстро – медленно, глаголы (говорит – молчит); подбирать наибольшее количество прилагательных к определенным существительным (Какой может быть дождь? –холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный, наречий (Как может говорить мальчик? – Быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко и т. д.); подбирать близкие по смыслу слова (синонимы, например, к слову ходить – идти, шагать, топать, вышагивать и т. д.)
Предлагая такие задания, нетрудно убедиться, что словарь ребенка еще недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами; да и слов, близких по смыслу, дети этого возраста подбирают не так много, да и не так удачно. Ошибки в употреблении слов возможны при пересказе сказок, когда ребенок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между используют слова в середине).
Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. В этом возрасте ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. Всё реже ребенок допускает ошибки в согласовании слов, падежных окончаний существительных и прилагательных, часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей). Он легко образует новые существительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит детей – учитель, строит дома – строитель, образует прилагательные от существительных (ключ из железа – железный, банка из стекла – стеклянная).
Однако в речи детей еще встречаются грамматические ошибки: правильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, употребление некоторых существительных множественного числа в родительном падеже (грушь вместо груш, изменение по падежам несклоняемых имен существительных (На пианине стояли часы)
У ребенка этого возраста совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был.
Ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы.
На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, соноров. Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах произношение свистящих и шипящих звуков («шушка» вместо «сушка», звуков л, р.
Фонематический слух у детей в этом возрасте достаточно развит. Ребенок не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с определением слогов или слов с заданным звуком, произвести подбор слов на определенные звуки. Однако некоторые дети не все звуки одинаково легко определяют на слух. Например, они не смешивают звуки к и р, ш и л., т. е., звуки, акустически и артикуляционно контрастные, то недостаточно точно различают звонкие и глухие согласные. (с - з, п - б).
Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда в речи встречаются трудные для произношения новые слова или слова, насыщенные сочетанием звуков, которые ребенок с трудом дифференцирует, например, звуки с и ш («Шла Саша по шоссе», «Саша любит сушки, а Саня – ватрушки»). Но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети с этим вполне справляются.
На седьмом году жизни речь ребенка становится всё более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях речь отличается четкостью изложения, чувствуется завершенность высказывания. В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда – в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе, употребляют падежные окончания (трудности возникают при употреблении несклоняемых существительных).
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы, говорит громко, но, в зависимости от ситуации, может говорить тихо, и даже шепотом; умеет применять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносит слова, учитывая при этом нормы литературного произношения, пользуется интонационными средствами выразительности.
Ребенок, если он посещал детский сад, имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, приобретает некоторые навыки элементарного звукового анализа слов: устанавливать последовательность звуков в словах, членить слова на слоги, предложение – на слова и т. д., что имеет большое значение в дальнейшем для усвоения грамоты в школе.
Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы звуков, чаще всего это относится к различению таких звуков как с и ц, звонких и глухих, твердых и мягких, звуков р и л, свистящих и шипящих.
Так как между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная взаимосвязь, дети с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитие фонематического восприятия, которое затрудняет усвоение звукового анализа слов, овладение которым необходимо для подготовки детей к обучению грамоте.
Итак, к моменту поступления в школу, ребенок овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе и падеже, точно спрягает употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью; способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описывать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладеть программным материалом.
В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается процесс овладения речью. Да и речь ребенка в целом не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои чувства, мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы, на протяжении всей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»...

Консультация для родителей "Речевое развитие ребенка раннего возраста".
Естественное желание любой любящей мамы - чтобы малыш как можно раньше научился говорить, четко произностить звуки. Данная консультация раскрывает особенности формирования речи ребенка, на что необход...

Консультация для родителей: «Речевое развитие ребенка 6-7 лет»
Показатели речевого развития детей 6-7 лет: ...

Консультация для родителей "Речевое развитие ребенка от двух до трех лет"
Консультация для родителей о речевом развитии детей от двух до трех лет...

Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает ...
Консультация для родителей "Речевое развитие ребенка дошкольника в домашних условиях".
Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – э...
Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает ...
