Консультация для родителей "Формирование произвольной регуляции и внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством нейропсихологических занятий"
консультация (старшая группа)

Тюрина Татьяна Михайловна

"Формированиепроизвольной регуляции и внимания у детей старшего дошкольного возраста посредствам нейропсихологических занятий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

"Формирование произвольной регуляции и внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством нейропсихологических занятий"

 Л.Д. Столяренко отмечает, что “именно в дошкольном возрасте у детей развивается произвольное поведение”

Произвольность - наличие не столько цели, сколько средств и способов осуществления этой цели, что выступает как важное психологическое обеспечение личности ребенка при переходе к социальной позиции школьника.

Говоря о психологической готовности к  школьному обучению, Л.А.Венгер, выделяет следующие компоненты:

1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации, преодолевая имеющиеся трудности и препятствия.

Б.В. Зейгарник рассматривает саморегуляцию как сознательный процесс, направленный на управление своим поведением

Таким образом, произвольность и способность регуляции собственной деятельности необходимое условие успешности ребенка в период начала обучения в школе. Как же развивать произвольность? Чем может помочь ребенку родитель? Что делать, если ребенок не может долго концентрировать свое внимание, импульсивен, трудно включается в новую деятельность?

По мнению Л. С. Цветковой, раннее нейропсихологическое обследование ребенка дает возможность установить уровень сформированности его психических функций и готовности к школьному обучению, поставить точный диагноз на основе научных данных и тем самым предупредить или уменьшить трудности обучения ребенка в общеобразовательной школе. В случае, если специалистом нейропсихологом выявлена несформированность каких-либо участков головного мозга, хорошо зарекомендовала себя программа нейропсихологической коррекции А.В. Семенович и Б. А. Архипова. Программа позволяет развить у детей с помощью двигательно-моторных и когнитивных методов мышление, внимание, память, координацию, крупную и мелкую моторику, пространственные представления

Нейропсихологическая коррекция строится (по Лурия А.Р.) как переструктурирование нарушенной функции за счет опоры на сохранные звенья. Задача коррекционно-развивающего обучения – создать вместе с ребенком арсенал компенсирующих средств, способов преодоления слабого звена.

Коррекционно-развивающие занятия необходимы детям, неуспевающим в освоении дошкольной программы в детском саду из-за отставания отдельных психических функций (иногда сочетается с одаренностью в других областях), а так же общей психофизической ослабленности.

Нейропсихологическая коррекция включает в себя систему дыхательных, глазодвигательных, двигательных упражнений и растяжек, а также игры на развитие внимания, памяти, моторики, речи.

Двигательные упражнения помогают ребенку развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений, укрепить внутренние органы и улучшить общее состояние, стать более сосредоточенным в повседневной жизни (в школе, дома).

Глазодвигательные упражнения способствуют повышению концентрации внимания, формированию произвольного компонента деятельности, вектора зрительного восприятия.

 Дыхательные упражнения дают ощущение самоконтроля и душевного комфорта, помогают повысить

Особое внимание на занятиях уделяется играм, ведь игра – ведущая деятельность дошкольника, да и у младшего школьника игра сохраняется наряду с учебной деятельностью. Игра для ребенка является фактором, формирующим мотивацию к занятию. Игра должна быть интересной и рассчитанной на то кол-во, человек которое участвует в занятии. Игра должна соответствовать в среднем интеллектуальному и физическому развитию всех участников. Во время игры психолог подбадривает и хвалит всех участников в равной степени. Ряд подвижных игр, которые способствуют формированию произвольности и внимания (перечислены ниже), могут проводить с детьми старшего дошкольного возраста родители самостоятельно.

Игра“Птицы, рыбы, звери”

Цель игры: развитие переключаемости ребенка и крупной моторики, формирование общих представлений об окружающем мире.

Ход игры: Ребенок идет по комнате, в руках у него мяч. Взрослый называет любых птиц, или рыб, или животных. Если ребенок слышит название рыбы, он кидает мяч об пол и ловит, если слышит название птицы, то кидает мяч вверх и ловит. Если ребенок слышит зверя, то кидает мяч вверх, делает хлопок и ловит мяч.

Игра“Дотронься до”

Цель игры: развитие скорости и темпа реакции, произвольности, внимания.

Ход игры: Взрослый называет любой признак предмета. Ребенок должен быстро сориентироваться в комнате и дотронуться до предмета, имеющего названный признак, рукой до того, как его осалил взрослый. Например, дотронуться до черного предмета, или игрушки, или предмета мебели и т.д.

Игра “Огонь-лед-вода-дерево”

Цель игры: формирование произвольной регуляции, умения слышать инструкцию, удерживать несколько инструкций в голове.

Ход игры: Ребенок двигается по комнате. Если он слышит “огонь”, то ускоряется. Если слышит ”лед”, то должен замереть на месте. Если слышит “вода”, то должен лечь на пол и расслабить свое тело. Если он слышит “дерево”, то останавливается на месте и тянет руки вверх, растягиваясь. Взрослый поочередно называет разные команды.

Игра “Робот Повторялка”

В первом варианте ребенку взрослый показывает несколько последовательных движений (закрыл левой рукой глаз - сделал шаг вперед –присел, подпрыгнул и т.д.), и просит после окончания программы ребенка повторить в той же последовательности и побыть Роботом Повторялкой.

Во втором варианте взрослый говорит вслух несколько последовательных действий, без показа движений. Ребенок должен повторить.

Игра“Секретное слово”

Цель: формирование произвольности, внимания.

Родитель говорит ребенку секретное слово, которое тот должен запомнить и во время чтения родителем рассказа, это секретное слово ребенок “ловит” (хлопает в ладошки, например). Возможно введение нескольких секретных слов для усложнения с разыми двигательными задачами (“Слышишь первое слово – хлопаешь в ладошки, слышишь второе – топаешь ногами!”)

Подобных игр на формирование произвольности и саморегуляции у детей существует немало описанных в педагогической и психологической литературе. Эти игры также включаются в занятия с нейропсихологом, и помогают сделать коррекционно-развивающий процесс интересным, эффективным и полезным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых занятий"

Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.

Внимание - одна из основных психических функций, на которой базируется обучение. Внимание отражает функциональное состояние человеческого мозга. Основными свойствами внимания являются объем, устойчиво...

Буклет по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста тесно связано:1) с развитием речи;2) с пониманием значения предстоящей деятельности;3) осознанием её цели;4) с освоением норм и пр...

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых занятий»

Консультация для родителей  «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста  посредством игровых занятий»...

Формирование произвольной регуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст признается в психологической и педагогической науке одним из ключевых этапов формирования личности. В этот период у детей складываются системы мотивов с их иерархией, а такж...