Родительское собрание "Путешествие по Стране воспитания"
консультация

Ковырдюлина Александра Викторовна

Данный материал направлен на педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_puteshestvie_po_strane_vospitaniya.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Путешествие по Стране воспитания»

Воспитатель: Ковырдюлина А.В.

Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей.

Форма проведения: путешествие.

План проведения:

1. Вступление.

2. Упражнение «Говорящие руки».

3. Введение в проблему (раскрытие темы).

4. Принципы построения общения с ребенком.

5. Видеоролик «Устами ребенка».

6. О наказании и поощрении.

7. Психологическая игра-рекомендация «Рассерженные шарики».

8. Обыгрывание педагогических ситуаций.

9. Домашняя игротека для детей и их родителей.

10. Итог встречи. Рефлексия «Светофор».

Ход мероприятия

Вступление

Ведущий: Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Именно для этого мы сегодня отправимся с вами в путешествие по Стране воспитания.

Упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

1. Поздороваться с помощью рук.

2. Побороться руками.

3. Помириться руками.

4. Выразить поддержку с помощью рук.

5. Пожалеть руками.

6. Выразить радость.

7. Пожелать удачи.

8. Попрощаться руками.

Таким образом, происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Введение в проблему

«Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети, – говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

Вы, конечно, хотите иметь хороших детей: умных, добрых, вежливых, отзывчивых, трудолюбивых. Давайте объединим наши усилия в воспитании подрастающего поколения.

Станция «Общительная»

Ведущий: Общение играет огромную роль в жизни любого человека и тем более ребенка. От самого процесса общения и его результатов между родителями и детьми во многом зависит психологическое здоровье ребенка – его настроение, его чувства и эмоции, а, следовательно, и его развитие.

Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который им можете дать только вы – их родители. Такое общение приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. При дефиците внимания, любви, ласки у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности. Уметь слушать своих детей – основной и наиболее важный принцип общения.

Слышать и слушать – различные понятия. Как вы думаете, чем они отличаются? Слышать – различать, воспринимать что-то слухом. Слушать – направлять слух на что-то.

Слушание может быть двух видов: пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное).

Безмолвное слушание – минимизация ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю»), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно. А если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

Правила беседы по способу активного слушания:

1. Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом.

2. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

3. Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопрос: «А что случилось?» Это фраза не отражает сочувствия.

4. Очень важно в беседе «держать паузу». После реплики лучше всего промолчать. Это время принадлежит ребенку, не надо заполнять его своими соображениями и замечаниями. У ребенка внутри происходит очень важная и нужная работа.

5. В вашем ответе важно повторить, как вы поняли, что случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Сын (с мрачным видом): «Не буду больше водиться с Петей!»

Родитель: «Не хочешь с ним больше дружить». (Повторение услышанного.)

Сын: «Да, не хочу».

Родитель: «Ты на него сильно обиделся». (Обозначение чувства.)

Беседа по способу активного слушания очень непривычна для нас, да и вести ее непросто. Но она дает 3 важных результата:

- исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребенка. Есть такая замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое;

- ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше;

- ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Давайте мы с вами отработаем технику «активное слушание».

Ребенку сделали укол, плачет: «Доктор плохой!».

Тебе больно, ты рассердился на доктора.

Ребенок роняет чашку, та разбивается. «Ой!!! Моя ча-а-шечка!».

Ты испугался, и чашечку очень жалко.

Ведущий: В нашей речи есть ты-сообщения и я-сообщения. Чтобы общение с детьми было эффективным, необходимо использовать я-сообщения.

На первый взгляд разница между я и ты-сообщениями невелика. Более того, вторые более привычны и более удобны. Но как показывает практика, на них ребенок отвечает отрицанием, обидой, защитой. Почему? Потому, что каждое ты-сообщение, по сути, содержит обвинение или осуждение «Ты опять подрался!», «Ты опять разбросал игрушки!», «Ты опять не вымыл руки после прогулки».

Когда родитель чувствует себя усталым, обеспокоенным, озабоченным, разочарованным – для того, чтобы ребенок узнал, что происходит внутри у родителя он должен использовать я-сообщения. Они позволяют выразить негативные эмоции в необидной для ребенка форме. В ответ на я-сообщение ребенок осознает, что взрослые тоже испытывают чувства, но эти чувства направлены не на самого ребенка, а на его поведение; ближе узнают родителей, переживают, понимают свою ответственность за свое поведение.

Давайте перефразируем ты-сообщения в я-сообщения.

Ты опять подрался!

Думаю, есть другие способы разрешения конфликтов.

Ты что не видишь, что я смотрю передачу!

Знаешь, я очень долго ждала передачу.

Ты опять не ложишься вовремя, завтра тебя не поднимешь.

Мне жалко тебя будить, я вижу, что ты не высыпаешься.

Я беспокоюсь, что ты не выспишься и будешь плохо чувствовать себя утром.

Шнурки ты завязывать не можешь, куртку застегивать не можешь. Ты сам вообще что-то можешь?

Я так устаю все время завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты научился делать это самостоятельно.

Ты отлично помогаешь мне на кухне. Думаю, что и завязать шнурки у тебя получится.

Ведущий: Бывают ситуации (конфликтные чаще всего), когда ты-сообщений не удается избежать. В этом случае необходимо избегать переходов на личность и обвинений со словами «всегда», «вечно», «никогда». Можно сказать: «Ты обманул меня». Но не говорить: «Ты – обманщик».

Станция «Наши дети»

Ведущий: Мы посмотрим видео с записью ваших детей и узнаем, что они думают о вопросах воспитания. Вашим детям задавали один и тот же каверзный вопрос: «Тебя дома воспитывают? Как?»

Видеоролик «Устами ребенка»

Ведущий: Как мы видим из видеоролика, слово «воспитание» у некоторых детей ассоциируется со словом «наказание». Поразмышляйте над этим, уважаемые родители…

Станция «Наказание и поощрение»

Ведущий: Воспитание ребенка – сложный педагогический процесс и он не возможен без наказаний и поощрений.

Каким же образом родители наказывают своих детей? Ваши ответы:

- ставят в угол;

- лишают удовольствий, таких, как поход в магазин за покупками, в гости;

- ограничивают просмотр мультипликационных фильмов и игры на компьютере;

- изменяют интонацию голоса, выражение лица;

- обсуждают проступок, беседуют «по душам».

Действительно, это приемлемые способы наказания. Следует помнить, что не допускаются телесные наказания, игнорирование ребенка на долгий срок, лишение любви и ласки.

Что такое наказание? Наказание – это вовсе не действие наказующего, а то, что происходит в душе наказываемого ребенка, то, что он испытывает при этом.

С точки зрения психологии, это всем известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно быстрее избавиться и никогда более не переживать. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия. Оно не является воспитывающим.

Наказание имеет тройное значение: ребенок должен понять, осознать свой поступок, исправиться и больше так не поступать.

А как дела обстоят с поощрениями? Они, как воспитательное средство, более действенны. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие и закрепляет их. Лучшая награда для ребенка – сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это.

Психологическая игра-рекомендация «Рассерженные шарики».

Ведущий: Мы вас научим посредством этой игры формировать способы отреагирования гнева, обучим приему саморегуляции.

Родители встают в круг. Каждому родителю предлагают надуть воздушный шарик и удерживать его в руках, чтобы он не сдувался.

Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? Он улетит. Попробуйте отпустить его и проследить за ним.

Вы видите, что шарики мечутся по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и с человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя.

Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями. Можно посчитать до десяти.

Что теперь происходит с шариком? Он понемногу сдувается.

А что происходит с гневом внутри шарика? Он потихоньку выходит из него.

Сравните, опять же – шарик, с нашим телом: «Правильно, этим гневом можно управлять».

Каждый раз, когда вас переполняют эмоции, вспоминайте это упражнение и не поддавайтесь чувствам.

Станция «Интересные ситуации»

Ведущий 1: Предлагаем вам, по желанию, обыграть различные ситуации по ролям и проанализировать их.

Ситуация 1.

Гена очень не хочет ложиться спать раньше всех. С мамой говорить бесполезно: она на страже режима. Папа тоже за порядок, но в отдельных случаях он допускает отклонения: особенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа – страстный болельщик, и сын знает, что он посочувствует тому, кто хочет разделить с ним компанию. И сын-хитрец пользуется этим.

Сын смотрим отцу в глаза и вкрадчиво говорит:

– Пап, разрешишь вместе с тобой посмотреть? (Пауза)

– Ну, папулечка-а-а, - тянет сын, - можно?

Мальчик знает, что папа еще помолчит немного, а потом скажет снисходительным тоном:

– Так и быть, разрешаю в виде исключения!

Гена знает, что такие исключения вполне узаконены. Вот и сегодня все повторяется в точности, как было до сих пор: папа молчит, затем говорит:

– Так и быть, разрешаю в виде исключения!

Сын остается смотреть телевизор. Он знает, что на следующей недели, когда будут передавать футбол, все будет как сегодня. Зато во всем другом папа строг, и если он сказал «нет», то просить бесполезно.

Вопросы для родителей: Чем можно объяснить, что некоторые дети ведут себя по-разному с каждым из членов семьи? От кого это зависит – от ребенка или от взрослых?

Вывод: Одним из важных условий воспитания является согласованность требований взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел, как строгий воспитатель, а другой – как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из них. С трудом добивается послушания тот, кто больше уступает ребенку.

Ситуация 2.

Вероника (6 лет) с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и «немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать еще чуть-чуть, а потом «еще минуточку»… Ей непременно хочется закончить начатое дело.

Возмущенная неповиновением, мать отбирает пластилин, «шлепает» дочь и заставляет ее одеваться.

– До чего же упряма! – сердится мама, насильно надевая на девочку пальто и шапку.

Вопросы для родителей: Упрямство ли это? Правильно ли поступила мама Вероники? Как маме следовало реагировать на поведение девочки?

Вывод: Настойчивость нередко принимают за упрямство. И то и другое сходно по своему выражению в поведении ребенка. Но их путать нельзя, ибо упрямство – отрицательное проявление поведения ребенка. Стремление достичь задуманной цели – хорошая черта, и родители должны стараться укреплять ее, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребенку завершить начатое, чтобы не гасить в нем целеустремленные действия.

Станция «Игровая»

Ведущий: Сегодня уже говорили о том, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре вы можете передать детям те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях и просто лучше понять друг друга, сблизится. Правильного воспитания и общения не может быть без игры! Но родители зачастую говорят: да когда нам играть с детьми! Я хочу Вам доказать, что для игры не нужно специально отведенное время, играть можно с детьми между делом, по дороге в детский сад, в ванной, на кухне, когда вы готовите ужин.

Игры по дороге в детский сад

Не выспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ еще больше хнычут… Утро испорчено, причем и для родителей, и для детей. Что же делать? Отвлечь любимое чадо играми.

*Ребенок недавно познакомился с некоторыми геометрическими фигурами? Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге.

*Накануне вы объяснили малышу, какие бывают цвета? Предложите среди окружающих предметов найти только красные. Не надо называть несколько цветов, лучше показать только один, например, красный, и несколько дней подряд искать красные предметы. Когда ребенок будут безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера.

*Желательно также отмечать изменения в природе и в окружающей обстановке.

Игры в ванной комнате

*В пластмассовое ведерко налейте воду и вместе с ребенком определите, сколько стаканов воды содержится в нем, переливая воду в другое ведерко, а потом ковшиком перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомит малыша с понятием «много – мало», «полное – пустое», «половина», «на донышке», «через край».

Игры на кухне

Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания.

Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов, но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.

*Скорлупа от вареных яиц послужит отличным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами, нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенок выложить рисунок или узор из скорлупы.

*Пусть малыш отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Предложите ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

*А еще предложите искать слова на кухне. Какие слова можно вынуть из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты. Можно предложить ребенку угостить друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и кладет его вам на ладонь, а затем вы ему, и так до тех пока, пока не «съедите» все.

*Можно поиграть в «кислые», «сладкие», «горькие» слова. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

*Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.

*Особым интересом пользуется игра «Закрой глаза – открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг малыша вам гарантирован!

Итог встречи

Ведущий: Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни, во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность — ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей. В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.

Рефлексия «Светофор»

Нам хочется узнать: оправдались ли ваши ожидания от нашей встречи. Если информация была для вас полезной, оставьте свою фишку в поле зеленого цвета; если остались какие-то вопросы – в поле желтого цвета; если же считаете, что наша сегодняшняя встреча оказалась бесполезной, оставьте фишку в поле красного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в нетрадиционной форме в детском саду «Путешествие по «Стране Воспитания».

Подготовительный этап собрания.1. Изготовление приглашений каждой семье и общее объявление в  группе.2. Анкетирование родителей.3. Запись ответов детей.4. Подготовка вопросов ...

Родительское собрание в детском саду «Путешествие по «Стране Воспитания»

Данная публикация практически значима для педагогов ДОУ. Я представляю не только конспект родительского собрания в нетрадиционной форме, но и все выступления-консультации педагогов....

Родительское собрание Путешествие по стране воспитания

Родительское собрание в средней группе на тему: " Путешествие по стране воспитания"...

Родительское собрание в детском саду "Путешествие по стране "Воспитания"

Педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей....

Сценарий организационного родительского собрания в разновозрастной группе "Путешествие в страну воспитания"

Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме "Путешествие в страну воспитания"  для родителей 2 младшей, средней, старшей группе. Поможет воспитателям интересно провести перву...

Родительское собрание во 2 младшей группе «Путешествие по «Стране Воспитания»

quot;Воспитание детей - это важная область нашей жизни". А.Макаренко...

Родительское собрание в детском саду на тему: "Путешествие по Стране воспитания"

Родительское собрание содержит не только иныформационный материал, но и игру, которая способствует пониманию родителей, как установки вляиют на детей....