Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».
консультация (младшая группа)

Курманбаева Айган Аяпергиновна

Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей рук и мелких мышц пальцев. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razviteie_melkoy_motoriki.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».

         Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей рук и мелких мышц пальцев. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо не только для выполнения каких-то повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность мозга ребенка, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают, что речевое развитие происходит под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев.

 Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация движений. Именно мелкая моторика на раннем этапе жизни отражает развитие ребенка и его интеллектуальные способности. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни. Вследствие этого очень важно развивать у ребенка мелкую моторику с раннего возраста. Просто выполнять упражнения ребенку будет скучно – нужно обратить их в полезные и интересные игры. 

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать,  гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление ,  предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки ,  предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

 Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма.

        Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.  

       Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным    текстом . Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры  и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», « Вот  здорово!», « Давай помогу! », « Красота! », « Какой молодец! », « Как здорово !  », « Как красиво! », « Давай, вместе!» и т.д.

Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении .

Несколько игр,  в которые можно поиграть:

 Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.  В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. 
 
  Игры с пуговицами                                               

     Подберите   пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок. Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание,  предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.  

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Копилка

Возьмите банку из-под кофе или чипсов, прорежьте в крышке отверстие и предложите малышу кидать в него плоские пуговицы или шашки.

                                              Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

                                  "Месим, месим тесто,

                                     Есть в печи место.

                                     Будут-будут из печи

                                     Булочки и калачи.»

2. Перекладываем  в кружки  горох, фасоль ,гречку  по отдельности.  

Рисование по крупе или песку.

На  поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу( манную). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько простых линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, круг, точки и т.д. ).

                    Игры с пробками от бутылок, пальчиковым театром.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах. Разыгрывание  элементарных персонажей из сказок с помощью пальчикового театра.

                                     Игры с бусинами, макаронами.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,  что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

                                                     Игры – шнуровки.

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют  навыки шнуровки, развивают умственные и  творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий, развивают пальцы и кисти рук , тем самим подготавливает их к письму. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

                                             

Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки

 различной толщины и длины для завязывания и развязыван

Прекрасное оздоровительное и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.

                                                   Различные мозаики

  Как с  крупными , так и с  мелкими деталями, с замочками.

                                                             Дорожка

Покажите малышу игрушку животного (например, зайчика) от киндер-сюрприз.                                               Предложите выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная.

                                                 

 Можно предложить детям  выложить разноцветные дорожки,рамки,дождик.

Аппликация.

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из  всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

                        Работа с глиной, пластилином и солённым тестом.

Лепить из глины, пластилина или солённого теста можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем колбаску пластмассовым ножом или стекой  на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

        Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

      Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.              Рисование.

         Рисование  - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет  в школе выводить первые буквы и слова.  Предлагайте детям книжки –раскраски, рисование  пальцами но запотевшему зеркалу в ванной комнате. Используйте  штриховки, игры – обводки, дорисовки, трафареты.  Обводить можно все, что попадется под руку.

        Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами, рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью,«печатки».

        Очень надеюсь, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем  нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших  психических функций, развитию пространственных ориентировок.

         Для того  чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

                                           

Памятка для родителей

           Дорогие Родители!   Вызывайте положительные эмоции у ребенка!  

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
       • Различные виды мозаик.
      • Разнообразные конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые).
      • Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые     эспандеры.
     • Цветные клубочки ниток для перематывания.
     • Набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов.
    • Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»).
    • Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу.
    • Спички с обрезанными головками.
    • Материалы для занятия ниткографией (выкладыванием узоров цветными нитками на бархатной бумаге).
    • Семена, мелкие орешки, крупа.
    • Бусы, бисер, пуговицы, разноцветные кнопки.
    • Пластилин.
    • Бумага для плетения, складывания.
    • Разнообразный природный материал.
    • Ручки, фломастеры, карандаши.

Внимание! С мелкими и острыми предметами дети должны играть только в присутствии взрослых.

Литература:

  1.  И.Панькова. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка. // Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001-2002 года. - М.: « ЛИНКА-ПРЕСС».

  2.  Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2001

   3.  Е. Данилова «Пальчиковые игры»

             4.   Т.А.Ткаченко Развитие интеллекта, речевых навыков, памяти, внимания,      

        пластики у        детей 3-6 лет Развиваем мелкую моторику.

5.  Рогожина Е. Упражнения на развитие мелкой моторики // Дошкольное воспитание. 1998. № 9. – С. 41


6.   Рузина М.С., Афонькина С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб: КРИСТАЛЛ, 1998.


7.  Савина Л.Д. Играем пальчиками. М., 2001.

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

   Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика рук....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».      ...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста".

Чтобы стимулировать развитие речи у ребёнка, необходимо развивать мелкую моторику рук(движения пальцев). Ребёнок постоянно изучает окружающий мир и основным методом накопления информации идёт через пр...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях"

Зачем нужно развивать мелкую моторику?Польза очевидна:•точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двига...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"...