"Помогаторы". Буклеты для внимательных мам и пап
консультация

Ольхова Алла Юрьевна

   Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В связи с этим перед педагогами встаёт вопрос о создании оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Буклеты - это эффективный способ сообщить родителям важную информацию в краткой наглядной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklety_dlya_roditeley_fap.docx211.62 КБ

Предварительный просмотр:

   

Буклет 1

для внимательных мам и пап

Нормы речевого развития дошкольника

   Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, день за днём, он учится правильно и чётко произносить звуки, осваивает слова, строит предложения, постепенно начинает ясно и четко излагать свои мысли. Перед многими родителями встают вопросы: как должна развиваться речь малыша?

   Речевое развитие можно условно разделить на несколько этапов, которые могут стать для родителей определёнными ориентирами для самостоятельного определения уровня развития речи своего малыша.

   Подготовительный - предречевой этап.

- крик – первая голосовая реакция новорождённого;

- гуление – стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребёнка со взрослыми – с 2 до 4 – 5 месяцев;

- лепет – с 4-х до 6-7 месяцев;

- слова – первые слова появляются к 11-12 месяцам.

 

   Преддошкольный этап

- словосочетания – появляются после усвоения двусложных - трехсложных слов – в период с 18 до 22 месяцев.

   Ребёнок к трём годам:

- выполняет словесное поручение взрослого: «Принеси красный кубик; дай бабушке мишку; посади зайку в машинку и покатай»;

- знает названия транспортных средств (машина, автобус), частей предметов (у машины кабина, колёса, руль), растений (дерево, трава, цветы), знакомых фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица и др.)  и их детёнышей;

- употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и др.);

- прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;

- наречия (далеко, высоко, темно и др.);

- умеет связно (2 – 3 фразы) рассказать об увиденном, нарисованном на картинке ;

- умеет отвечать на вопросы.

   Ребёнок к четырём годам:

- в речи возможны звуковые несовершенства;

- использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили;

- составляет связные рассказ из 3 – 4-х предложений;

- понимает содержание картинок и рассказывает об их содержании;

- правильно называет существительные в единственном и множественном числе;

- правильно употребляет предлоги под, на, перед, в, над и др.;

- пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.

Ребёнок к пяти годам:

- правильно произносит все звуки;

- говорит не торопясь, стараясь соблюдать все средства выразительности;

- употребляет в речи простые и сложные предложения;

- пользуется прямой и косвенной речью; поддерживает непринуждённую беседу со сверстниками и взрослыми;

- составляет небольшой рассказ о предмете, картине, по предложенной теме, из личного опыта.

   Ребёнок к шести годам:

- правильно произносит все звуки;

- владеет грамматическими нормами и правилами словообразования и словоизменения;

- составляет рассказы-описания по картине, из личного опыта и т.п.

   Ребёнок к семи годам:

- может пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;

- составлять по плану, образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке;

- употреблять синонимы, антонимы, сложные предложно-падежные конструкции;

- различает понятия «звук». «слог». «слово». «предложение»;

- в предложении называет в последовательности слова, звуки и слоги в словах;

- может находить слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Нормы усвоения звуков по годам

возраст

ребёнка

2 – 3 года

3 – 4 года

4 - 5 лет

5 - 6 лет

звуки

и, ы, у, ф, в, т, д. н, к, г. х, й

с, з, ц

ш, ж, ч, щ

л, р

   Речь – функция подражательная, формируется только в общении ребёнка с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на её чистоту и правильность. Безусловно, чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли.

   Ваш малыш получит более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями.

   Чем лучше в количественном и качественном плане речь ребёнка, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на интеллектуальном, психическом, эмоциональном развитии малыша.

   Уважаемые родители! Ваша речь – лучший образец для малыша. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все вопросы неторопливо, чётко, выразительно. Не подделывайтесь под детскую речь, не «сюсюкайте» от безоговорочной любви – этим вы нанесёте вред развивающейся речи малыша. Читайте книги, рассматривайте иллюстрации, вспоминайте вчерашнюю прогулку, поездку к бабушке … - так вы не только улучшите речь своего ребёнка, но и расширите его кругозор.

Успехов вам! 

Буклет 2

для внимательных мам и пап

Развитие речи детей

от 0 до 3 лет

Факторы, влияющие на развитие речи ребёнка

   Биологические:

- наследственность;

- строение и функционирование ЦНС, речевых центров в мозгу, органов слуха и речи;

- здоровая беременность и благополучные роды;

- здоровое физическое и психическое развитие после рождения.

   Социальные:

- полноценное речевое окружение с первых дней жизни;

- благополучная социально-бытовая развивающая среда.

Кто быстрее:

мальчики или девочки?

   Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами, повлиять на которые могут соматические заболевания, психические расстройства, дефицит питания и общения с окружающими взрослыми.

   По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии, созревание головного мозга у девочек происходит быстрее, Это влияет на развитие всех психических функций, в том числе и речи: к двум годам у девочек словарный запас обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Девочки по своей природе более эмоциональны, поэтому с радостью делятся своими впечатлениями. Мальчики же напротив, склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».

   Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь, тем благополучнее развитие других высших психических функций.

   Игры родителей, старших братьев и сестёр способствуют развитию речи. Стимулируйте, активизируйте малыша – он с удовольствием подхватит ваш замысел, вашу игру!

   

Примерные нормы развития речи

у детей от 0 до 3 лет

   Я родился! Крик. Крик, плач  – первая форма коммуникации ребёнка, малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно (холодно, жарко, мокро и т.п.) или он устал.

   

    1 – 2 месяца

  «Комплекс оживления». Гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребёнок учится понимать обращённую речь, управлять своими интонациями.

   5 – 6 месяцев

   Лепет. Малыш начинает лепетать сам с собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука либо замирает в ответ на внезапный громкий звук.

   

   6 – 7 месяцев

   Первые слоги. С шести месяцев можно заметить появление в речи малыша слогов «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Кроха может повторять их бесконечно – малыш радуется своим новым «умелкам».

   7 – 9 месяцев

   Комбинации слогов. Лепет «прогрессирует» до произнесения цепочек одинаковых слогов; «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».

   9 – 11 месяцев

   Звукоподражание. Малыш «пробует в работе» свой артикуляционный аппарат, имитирует звуки речи взрослых. Он уже откликается на имя, поворачивает голову  в сторону зовущего, радостно улыбается!

   12 – 15 месяцев

   Первые слова. Как же мамочка и папа ждут первое слово своего крохи! Первые осмысленные слова обычно состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа,  баба…

    Ваш сынок или дочка уже понимает и выполняет простые односложные  инструкции («садись», «дай зайку»). Машет ручкой ручкой «пока-пока», головой – «да» или «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками с яркими картинками. Любит, когда ему читают.

   Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает разные части тела и указывает на них.

   Осваивает структурно несложные слова, к двум годам их запас может колебаться от 20 до 50. Он способен отвечать на вопросы словом или жестом: «Где мишка?»…

   24 месяца

   Первые предложения. Усвоенные слова малыш уже старается соединить в предложение: «Мама, дай!, «Где киса?», «Идём гулять». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего зайку и покажи бабушке».

   Словарный запас может расшириться до 150-200 слов, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребёнком слов. Малыш начинает использовать в речи местоимения, прилагательные, предлоги. Он уже совсем как взрослый – правильно держит в руках книжку, сам «читает».

   3 года. Я сам! 

   Многословные предложения из трёх и более слов. В три года заканчивается период раннего детства. Ребёнок разливает основные цвета, определяет в сравнении размер предмета. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии. Истории. Ещё могут сохраняться трудности звукопроизношения – малыш искажает, заменяет звуки, много мягких согласных.

   Словарный запас расширяется настолько, что уже трудно с точностью назвать количество слов в активном словаре.

Малышу нравится говорить, он стремится к общению. Радуйтесь вместе !

Приятного общения с малышом!

Буклет 3

для внимательных мам и пап

Рекомендации

родителям по развитию речи детей 3 лет

                   

Развитие речи детей

раннего возраста

Особенности

речевого развития детей:

   - словарный запас достигает 1000 слов;

   - в речи появляется фраза из 3 - 4 слов;

   - укрепляется артикуляционный аппарат; повышается его подвижность;

   - трудные по артикуляции звуки заменяются простыми;

   - четко оформляется артикуляция гласных и простых согласных звуков: м, н, б, п;

   - ребёнок уже не путает слова, близкие по звучанию;

   - ребёнок слышит ритм слова, пытается сохранить его слоговую структуру;

   - в речи появляется местоимение Я;

    - дети любят слушать небольшие сказки, рассказы, рассматривать книги с яркими иллюстрациями.

   Важно! Обратите внимание на состояние фразовой речи. Если она отсутствует или малыш грубо нарушает структуру фразы, обратитесь за консультацией к специалисту (врачу, логопеду).

   Для звукопроизношения ребёнка 2 – 3-х лет характерна смягченность согласных звуков. Такое несовершенство произношения ещё не требует специальной коррекции, но для его успешного преодоления и предупреждения возможного нарушения звукопроизношения требуется активная профилактическая работа по укреплению мышц органов артикуляционного аппарата; языка, губ, щёк.

Развитие

 фонематического слуха:

   - учить различать на слух сначала три слова с опорой на картинки (мышка - мишка - мошка);

   - учить дифференцировать звукоподражания в играх «Чей голосок?», «Кто позвал маму?»;

   - учить дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания: ко-ко-ко, ку-ку-ку, тук-тук-тук…;

   - развивать слуховое восприятие (отчетливо повторять за взрослым слова, чистоговорки, стихи).

Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия:

   - читаем детям книги;

   - проводим беседы на знакомые темы;

   - учим пересказывать короткие сказки, рассказы.

Развитие

артикуляционного аппарата:

   - знакомим детей со строением артикуляционного аппарата, учим показывать на муляже, картинке органы речи: «Где язычок у котика? А у тебя где язычок? Покажи… Надуй щёчки как хомячок!»;

   - в игровой форме проводим артикуляционную гимнастику, рассказываем «Сказки о Весёлом Язычке»;

   - взрослый привлекает внимание детей к артикуляции.

   Важно! Обратите внимание на строение органов речи ребёнка, их подвижность; прикус, связки языка и губ, состояние зубов, их рост; слюнотечение. Возможно, ребёнку необходима консультация врача и лечение.

Развитие моторики:

   - организуем игры с речевым сопровождением и без, учите малыша двигаться под музыку (полезно прыгать, ползать, маршировать…);

   - разучите с малышом пальчиковую гимнастику (дополните предметами, массажными мячиками…);

   - полезно рисовать пальчиками «дождик», «дорожки», «клубочки»…; лепить;

   - вместе с малышом выполняем аппликации из круп, скорлупок, семечек…;

   - собираем «бусы» для мамы, для бабушки - учим нанизывать на проволоку бусины, пуговицы и т.п.

   Соблюдайте технику безопасности – не оставляйте малыша одного с мелкими предметами в руках!

Развитие

речевого дыхания:

   - учим ребёнка дуть на легкие предметы: пёрышки, ватные шарики, фантики;

   - играем в «Футбол» - по очереди дуем на легкий мячик из ваты;

   - просим кроху «остудить чай», «сделать морские волны» – дуем на воду;

   - Упражнение «Бабочка, лети!» - дуем на яркий бумажный фантик.

Развитие

силы и высоты голоса:

   - проговаривание звуков, звукосочетаний, звукоподражаний: мууу-мууу…, ко-ко-ко, пи-пи-пи), меняя высоту голоса;

   - проговаривание звуков, звукосочетаний, звукоподражаний с разной силой (громкостью) голоса: тихо, громко…

Словарный запас

   - активизировать, расширять словарный запас, учить называть части предметов и объектов: у кошки – голова, лапы, хвост…; у машины – руль, кабина, кузов, колёса…;

   - начинать вводить в словарь слова, которые обозначают эмоциональное состояние: плачет, грустный, злой, весёлый, добрый…;

   - учить обозначать словами свои и чужие действия, а также понимать действия, изображенные на картинке: девочка, прыгает, мальчик сидит, дедушка читает…;

   - способствовать развитию грамматического строя речи. Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на столе, под диваном, около двери…);

   - развивать произносительную сторону речи ребёнка. Учить говорить внятно, не торопясь.

   - помогать малышу освоить нормы и правила словообразования и словоизменения, учить  использовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ключ – ключик, утка – уточка…);

   - учить обращаться с просьбой с взрослым и сверстникам: «Баба, пойдём гулять!», «Катя, дай куклу».

   Важная задача – способствовать развитию словарного запаса,  диалогической формы речи, как способа коммуникации. Поощрение, стимулирование использования жестов, мимики: «Как на улице холодно?», «Как плачет Ляля?», «Радуется сынок, хлопает в ладоши!».

Буклет 4

для внимательных мам и пап

Некоторые показатели

 психического и физического развития

 детей раннего возраста   

Стимуляция доречевого и речевого развития

Возраст

Развитие в норме

Стимуляция развития

1 – 3 месяца

4 – 8 месяцев

9 – 18 месяцев

18 – 36 месяцев

Picture background

Слух: больше обращает внимание на тихий голос, чем на громкий. Реагирует на звук и голос прекращением двигательной активности. Издаёт отдельные горловые звуки при открытом рте, гулит.

Слух: поворачивает голову или глаза на звук. Больше реагирует на голос, чем на простой звук.

Голос: певучее гуление, лепет. Появление интонационной выразительности гуления и лепета.

Слух: начало восприятия ритма. Начало понимания обращённой речи. Знает название некоторых окружающих его предмтов. К концу периода некоторые из них начинает узнавать на картинке. Развивается интонация просьбы.

Слух: продолжает лучше реагировать на спокойную, чем на громкую речь.

Локализует звук в пространстве. Повторяет  слоги. К концу периода словарный запас возрастает до 200 – 250 слов, начинает пользоваться фразовой речью. Развивается   интонация утверждения, повествования. . К 2 – 3 годам начинает использовать местоимения я, ты. Использует множественное число. Фраза из 3 – 4 слов. Задаёт вопросы.

Тактильная стимуляция губ. Развитие слухового внимания. Стимуляция гуления.

Помещают яркие звучащие игрушки в центре и сбоку от ребёнка.

Гимнастика губ. Побуждение ребёнка губами тянуться к соске и пище, стимуляция движений языка, жевания. Стимуляция лепета и развитие слухового внимания. Развивают функцию захвата игрушки.

Развитие слухового внимания, определение звука в пространстве с помощью различных звучащих игрушек. Закрепление связи между словом, предметом и простейшим действием. Обучение интонации просьбы.

Привлечение внимания к правильному звучанию слов. Постоянно разговаривать с ребёнком о том, что он видит в данный момент. Не перебивать речь ребёнка. Расширять понимание речи с помощью картинок, играть в картиночное лото, стимулировать к рассказу по картинкам.

Оценка понимания речи

Возраст

Основные показатели

3 – 6 месяцев

6 – 10 месяцев

10 – 12 месяцев

12 – 14 месяцев

15 – 18 месяцев

20 – 24 месяцев

30 – 36 месяцев

3 – 4 года

Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса.

Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму, дай ручку и т.п.).

Понимает названия отдельных предметов.

Узнаёт их на картинках.

Понимает их на сюжетных картинках.

Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции, типа: Покажи, кто сидит? А кто спит?, выполняет двухступенчатую инструкцию (Пойди на кухню и принеси чашку). Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации (На чём ты сидишь?)

Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки. (С опорой на картинку, а затем и без неё).

Понимает сложноподчинённые предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации.  Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа Пойди на кухню, принеси чашку.

Буклет 5

для внимательных мам и пап

Возрастные особенности развития общей и мелкой моторики у дошкольников

Возрастные особенности

 развития общей моторики

Возраст

Навыки поведения

3 - 6 месяца

6 – 12 месяцев

1 – 2 года

2 – 3 года

3 – 4 года

4 – 5 лет

5 – 6 лет

Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.).

Сидит, опираясь на руки, ползает на животе,  поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.), встаёт, ухвативщись за опору, переступает, поддерживаемый за ручки (9 мес.).

Ходит уверенно, наклоняется, чтобы поднять предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние.

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие, стоя на одной ноге.

Бросает мяч через голову, хватает катящийся мяч. Спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу.

Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной и другой ноге.

Хорошо прыгает, бегает. Прыгает через верёвочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках.

Приподнимает голову, поворачивается на бок (4 – 5 мес.), садится (6 мес.).

Стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес.), уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встаёт (12 мес.).

При лёгкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трёхколесного велосипеда.

Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки.

Прыгает на одной ноге, стоит уверенно на одной ноге несколько минут. Сохраняет равновесие при качании на качелях.

Поднимается вверх по лестнице.

Катается на двухколёсном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей.

Возрастные особенности 

развития мелкой моторики

Возраст

Навыки поведения

1 – 2 года

2 – 3 года

3 – 4 года

4 – 5 года

Держит два предмета в одной руке. Чертит карандашом штрихи и «каракули», переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

Держит карандаш, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков. Хватает катящийся к нему мяч.

Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем один раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

Буклет 6

для внимательных мам и пап

Артикуляционная гимнастика –

 эффективное средство формирования звукопроизношения у дошкольников

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ВЫРАБОТКИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УКЛАДОВ

СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

   «УЛЫБКА».  Растягивание  разомкнутых  губ,  зубы  при  этом  сомкнуты,  хорошо  видны  и  верхние и  нижние  резцы.

   «БЛИНЧИК». Рот  открыт.  Губы  в улыбке.  Положить  широкий  передний  край  языка  на нижнюю  губу  и  удерживать  его  в  таком  положении  под  счет  от  1  до  5-10. Следить, чтобы  губы  не были  напряжены,  не  растягивались  в  широкую  улыбку,  чтобы  нижняя  губа  не  подворачивалась  и  не  натягивалась  на  нижние  зубы.  Язык  не  высовывается  далеко:  он  должен  только  накрывать  нижнюю  губу.

   «ПОЧИСТИМ  НИЖНИЕ  ЗУБКИ». Рот  открыт.  Губы  в  улыбке. Широким  кончиком  языка  погладить  нижние  зубы,  делая  движения  языком  вверх-вниз. Следить , чтобы  язык  не  сужался,  останавливался  у  верхнего  края  зубов  и  не  выходил  за  него, губы  находились  в  положении  улыбки,  нижняя  челюсть  не двигалась.

   «КАТУШКА». Рот  открыт.  Губы  в  улыбке.  Широкий  кончик  языка   упирается  в  основания  нижних  резцов.  Боковые  края  языка  прижаты  к  верхним  коренным  зубам.  Широкий  язык  «выкатывается»  вперед  и  убирается  в  глубь  рта.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  боковые  края  языка  скользили  по  коренным  зубам,  кончик  языка  не  отрывался  от  резцов,  губы  и  нижняя  челюсть  были  неподвижны.

   «ЖЕЛОБОК». Язык  свернуть  в  трубочку,  удерживать  в  таком  положении  под  счет  от  1  до  5-10. Можно  подуть  на  ватный  шарик,  на  полоску  бумаги  и т.п.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ВЫРАБОТКИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УКЛАДОВ

ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

   «ОКОШЕЧКО». Зубы  сомкнуты. Губы  округлены  и  чуть  вытянуты  вперед.     Верхние  и  нижние  резцы  видны.

   «КАЧЕЛИ».  Рот открыт . Губы в улыбке.  Широким кончиком языка дотронуться  до альвеол за нижними резцами, затем - за верхними.

   «МАЛЯР».  Рот  открыт.  Губы  в  улыбке.  Широким  кончиком  языка  погладить  нёбо , делая  движения  языком  назад - вперед.  Следить  ,  чтобы  язык  не  сужался,  доходил  до  внутренней  поверхности  верхних  резцов  и  не  высовывался  изо  рта,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась.

   «ВКУСНОЕ  ВАРЕНЬЕ». Рот  открыт.  Губы  в  улыбке.  Широким  передним  краем  языка  облизать  верхнюю  губу,  делая  движение  языком  сверху  вниз,  затем  втянуть  язык  в  рот,  к  центру  нёба.  Следить,  чтобы   язык  не  сужался, при  втягивании  его  боковые  края  скользили  по  коренным  зубам,  а  кончик  языка  был  поднят.  Нижняя  челюсть  неподвижна.

   «ЧАШЕЧКА». Рот  открыт. Губы  в улыбке.  Язык  высунут.  Боковые  края  и  кончик  языка  подняты,  средняя  часть  спинки  языка  опущена,  прогибается  книзу. В таком  положении  язык  удерживать  под  счет  от  1  до  5-10.  Следить,  чтобы  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  была  неподвижна.

   «ФОКУС». Рот  открыт.  Губы  в  улыбке. Язык  в  форме  «чашечки». Удерживая  язык  в  таком  положении,  сдувать  ватку  с  кончика  носа. Следить,  чтобы  нижняя  челюсть  была  неподвижна,  ватка  летела  строго  вверх.

   Выполняйте упражнения артикуляционной гимнастики перед зеркалом дважды в день. Не торопитесь сами и не торопите ребёнка:  добивайтесь правильности, чёткого ритма и  переключения движений.

   При  выполнении  всех  упражнений  следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  и  нижняя  челюсть  были  неподвижны,  губы  не  натягивались  на  зубы.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Будьте внимательны на дороге"

Буклет "Будьте внимательны на дороге"...

Буклет "Будьте внимательны!"

Мамы и папы, отнеситесь ответственно к нашим советам. Ведь от вашей культуры поведения на улице, в общественном транспорте, от вашего уважения правил дорожного движения зависит жизнь и здоровье вашего...

Буклет "Внимательные ушки".

В буклете даны рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста в домашних условиях....

БУКЛЕТ ДЛЯ ВНИМАТЕЛЬНЫХ И ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ «НЕУСИДЧИВЫЙ РЕБЕНОК»

В работе с гиперактивными детьми следует придерживаться некоторых рекомендаций, касающихся  поведения близких ребенку взрослых людей и организации среды и окружающей обстановки в семье....

Буклет для родителей " Ваш ребенок за компьютером? Будьте внимательны!"

В буклете  предложены альтернативные занятия для детей, а также правила пользования компьютером для дошкольников....