«Обучение алгоритмике дошкольников с помощью роботов-игрушек»
консультация
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
на тему
«Обучение алгоритмике дошкольников с помощью роботов-игрушек»
Подготовила:
Прохода Вера Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории.
Рубцовск, 2023
Цель: ознакомление родителей (законных представителей) с опытом работы по формированию азов алгоритмической грамотности, овладению основами программирования в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» в старшем дошкольном возрасте.
Наш детский сад начал работу в составе сетевой инновационной площадки ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН по теме «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир».
В сентябре 2022 года мы начали работу с детьми среднего дошкольного возраста (4-5) лет.
Первый год обучения – это допланшетный период. Детей на этом этапе только готовят к дальнейшему обучению в цифровой образовательной среде ПиктоМир.
С дошкольниками проводятся специально организованные образовательные ситуации (игры-занятия) в клубе для начинающих программистов «Кроха Софт», которые включают в себя дидактические, интеллектуальные и имитационно-ролевые игры с использованием робототехнического набора ПиктоМир.
В играх с правилами, имитационных играх в реальной среде дети знакомятся с основными понятиями: «робот», «команда», «программа», «программист», «исполнитель» и др.
Главной задачей взрослого является правильное представление детям достаточно сложных и специфических терминов, которые раскрывают одну из больших идей нашей цивилизации — принцип программного управления.
Несколько увлекательных занятий посвящено обучению детей на тренировочной площадке робота Двунога. Дети с удовольствием превращаются в роботов Двуногов и Командиров. В такой игровой форме мы закрепляем с детьми пространственную ориентировку детей с помощью словесных команд «шаг вперёд», «шаг назад», «повернуться налево», «повернуться направо», «поднять левую ногу», «поднять правую ногу», «опустить ногу». При этом дети учатся видению проблемы в целом и приобретают умение решать поставленные задачи в строго определенной последовательности действий, точное выполнение которых обеспечивает достижение планируемого результата.
В процессе игр дошкольники учатся с помощью пульта управлять реальным роботом Ползуном, осваивают роль «Программиста». Они знакомятся с порядком выкладывания линейных программ из кубиков и карточек с пиктограммами на столе, учатся выполнять готовые про-граммы и составлять простейшие программы для управления роботом.
В допланшетный период дети узнают легенды и знакомятся с аналогами виртуальных роботов «ПиктоИира». Они представлены мяг-кими игрушками из робототехнического набора и мягкими фигурками Вертуна, Двигуна, Зажигуна, Тягуна.
Детям очень нравятся имитационные игры в роли жителей «ПиктоМира», в ходе которых дошкольники овладевают системами команд, выполняемыми роботами.
В роли роботов-исполнителей они выполняют команды на игровом поле из сочленяемых ковриков и подтверждают их исполнение или сообщают об ошибке. В роли «Командира» дети отдают команды роботам-исполнителям.
В ходе игр с карточками, настольных игр, игровых заданий и игровых ситуаций мы учим детей программировать, составлять алгоритм действий, выполнять определенную последовательность действий и при этом развиваем ориентировку в пространстве, логическое мышление, воображение, память и учимся работать в команде.
Дети активны на занятиях, отмечается их интерес к деятельности. Интерактивные задания с опорой на наглядность позволяют воспитанникам осваивать сложный материал в практических действиях, предотвращают утомляемость. Для «вживания» в систему научных понятий программирования используются различные методы и приёмы: традиционные раскраски, собирание поля из ковриков, рисование маршрута, пультовое управление Ползуном для движения по заданному маршруту и, наконец, «взрослая» работа - составление программ.
Наш опыт показывает, что благодаря программе «ПиктоМир» через игровые действия в реальной среде (найти, определить направление, пройти по маршруту в реальном пространстве, помочь другому дойти до финиша и т.п.) детьми достигнуты познавательные результаты (формирование азов алгоритмической грамотности, овладение основами программирования). Все это облегчит дальнейший переход на обучение алгоритмике и программированию в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» в старшем дошкольном возрасте.
По результатам работы можно уверенно сказать, что занятия с использованием робототехнического набора ПиктоМир пользуются успехом у детей, родителей и способствуют познавательному, речевому и коммуникативному развитию дошкольников. Это способствует также развитию критического и логического мышления, что посодействует повышению общего IQ ребенка.
Источник:
Бастрыкина А.Ю. Ребёнок – дошкольник в мире цифровых технологий / А.Ю.Бастрыкина - URL: https://clck.ru/scgQh (дата обращения: 28.06.2023) – Текст: электронный.
Петрова Ф.Ф. Внедрение цифровых технологий в ДОО/ Петрова Ф.Ф., Петрова Т.Г., Белова О.В., Леонова А.С.- URL: http://smi.kazanobr.ru/30/61.html (дата обращения: 26.06.2023) – Текст: электронный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков обучения простейшим измерениям у дошкольников с помощью условной мерки и линейки
Статья рассказывает об опыте работы с детьми по обучению измерениям с помощью линейки....

Доклад "Развитие музыкально - ритмических способностей дошкольников при помощи обучения игре на шумовых и ударных музыкальных инструментах"
Игра на детских музыкальных инструментах – один из любимейших детьми видов музыкальной деятельности. В современных условиях, когда возрастает роль художественной культуры в формировании современ...

Доклад "Развитие музыкально - ритмических способностей дошкольников при помощи обучения игре на шумовых и ударных музыкальных инструментах"
Педагоги и музыканты всех времен и народов, подчёркивают значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития музыкальности ...

Инновационная игровая форма обучения дошкольников с помощью адвент-календаря
Адвент-календарь (или календарь ожидания праздника) был изобретён в Германии в 1903 году Герхардом Лангом. Когда он был ребёнком, его мама в преддверии Рождества пекла 24 безе и прикрепляла их к карто...

Обучение рисованию дошкольников с помощью алгоритмов
Обучение рисованию дошкольников с помощью алгоритмов Перед детьми висит на стенде наглядная таблица, изображающая последовательность рисования определенного предмета. Педагог пошагово объясняет д...

Выступление на семинаре для педагогических работников ДОО БГО с темой: «Развитие логического мышления старших дошкольников с помощью элементов инновационных технологий обучения»
Цель: знакомство с опытом работы по развитию логического мышления старших дошкольников, используя инновационные технологии обучения. Способствовать повышению интереса педагогов к п...
Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделирования
Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделированияОбразная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь—у дошкольников явление очень ред...