Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с ЗПР
учебно-методический материал
Пространственный гнозис – это узнавание предметов и явлений на основе когда-то усвоенной о них информации. Зрительно-пространственный гнозис говорит о том, как ребенок может узнавать предметы в окружающей обстановке на основе работы зрительного анализатора (цвет, форма, величина, расположение в пространстве, временные соотношения). С раннего детства у ребенка формируется трехмерное ощущение этого мира, если так можно выразиться.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 471.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с ЗПР
Подготовила учитель-логопед
МБДОУ «ДС №153 г. Челябинска»
Сотникова Елена Анатольевна
Пространственный гнозис – это узнавание предметов и явлений на основе когда-то усвоенной о них информации. Зрительно-пространственный гнозис говорит о том, как ребенок может узнавать предметы в окружающей обстановке на основе работы зрительного анализатора (цвет, форма, величина, расположение в пространстве, временные соотношения). С раннего детства у ребенка формируется трехмерное ощущение этого мира, если так можно выразиться. Смысл в том, что в первые годы жизни он учится понимать реальную пространственную организацию мира через собственное тело и его локализацию в пространстве, постепенно соотнося внешний мир с внутренним планом и после усваивая уже более сложную систему пространства, которую, по сути, создал сам человек – это буквенно-символьная и вообще знаково-кодовая упорядоченность знаний о мире и его явлениях, что передается из поколения в поколение и облегчает жизнь в обществе.
Формированию всей этой трехмерной (трехэтапной) пространственной системы способствует активная деятельность малыша, которая затрагивает сенсорную составляющую (все чувственные анализаторы), в том числе зрительный, вестибулярный, слуховой и тактильный компоненты. Основной опорой при этом является собственное тело! Если ребенок не может переработать информацию, полученную от зрительных, слуховых и тактильных анализаторов, то пространственная ориентировка (гнозис) нарушается, вследствие чего и выполнение комплекса действий (праксис) становится проблемным.
В итоге, малыш не овладевает:
- пространством собственного тела (не ориентируется, где право-лево, какая часть в каком месте расположена, где грани собственного тела, а где – окружающего мира, плохо дифференцирует позывы тела, такие как голод, выведение продуктов жизнедеятельности и т.д.);
- окружающим пространством и расположением объектов в нем (расстояние до предмета, его цвет, величина, форма, положение верх/низ, право/лево);
- вербализацией имеющейся информации;
- пространством речи и языка (всеми его компонентами).
Какие приемы можно применить, чтобы узнать, сформирован ли пространственный гнозис у ребенка дошкольного возраста
- Назвать контурное изображение предметов.
- Подобрать пару предмету.
- Назвать и дорисовать незавершенное контурное изображение.
- Назвать перечеркнутое, зашумленное изображение или определить и назвать все объекты, заключенные в наложенные друг на друга контуры, раскрасить их по образцу (например, чтобы один предмет выступал над другим).
- Определить, что художник нарисовал неправильно.
- Распределить предложенные предметы по величине, форме, цвету.
- Распределить предметы относительно цветового фона.
- Сказать, на что похож предмет по форме (лимон – на овал, апельсин – на круг, часы – на квадрат).
- Подобрать пару по цвету, форме, величине, расположению в пространстве (в, на, под).
- Нахождение одинаковых предметов по форме, но разных по цвету и наоборот.
- Определение правого и левого расположения предметов на картинке относительно друг друга.
- Хождение пальчиком по лабиринтам.
- Складывание картинки из палочек и спичек по шаблону (например, буквы, цифры, грибочка, геометрической фигуры).
- Вычеркнуть из множества только определенный элемент (только кружочки, флажочки, букву «А» и т.д.).
- Определение правой и левой руки, ноги, элементов лица.
- Нахождение предметов с определенной стороны определенного цвета (слева – желтый шарик, справа – красный).
- Определение положения предметов (сверху, снизу, впереди, сзади).
- Построение симметричных узоров (мозаика, пазлы, кубики, конструктор).
- Нахождение спрятанных букв и цифр.
- Складывание разрезных картинок из 4-8 деталей и вообще конструирование целостного изображения из деталей по образцу.
- Запоминание сочетания геометрических фигур в разной последовательности.
- Проверка состояния ручной моторики («кулак – ребро – ладонь» каждой рукой по очереди, чередование «правый кулак – левая ладонь» и наоборот, переворачивание кистей рук вверх и вниз попеременно – правая тыльной стороной, левая – ладонью, «пальчики здороваются» — все пальчики по очереди смыкаются с большим и т.д.).
Какие приемы применить к формированию зрительно-пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста?
В принципе, отталкиваться можно от того списка, какой я привела выше. Все эти упражнения дают ребенку шанс максимально восполнить пробелы в пространственной ориентировке. В первую очередь учат детей чувствовать свое тело и лицо, узнавать и уметь показывать их элементы правой и левой рукой. Уже потом переходят к исправлению восприятия окружающих объектов, их расположения в пространстве и взаимоотношений относительно друг друга и человека. На базе этого ребенок учится постигать и буквенно-символьный (искусственно созданный) мир или квазипространство.
Интересные задания на развитие пространственных представлений, примеры
- Учимся определять контуры знакомых предметов.
Ищем на зашумленных картинках предметы и показываем (обводим) их.
- Определяем положение предметов относительно своего тела: положить куклу справа от себя, мишку – слева.
- Пишем буквы и цифры справа/слева от вертикальной черты или какого-либо предмета.
- Рисуем по речевой инструкции квадратик в центре листа, справа от него – треугольник, слева – круг, сверху – крестик, снизу – поставить точку (это пример, располагать можно как угодно).
- В нижнем левом углу рисуем голубой квадрат, в верхнем левом – красный круг, в верхнем правом – зеленый треугольник, в нижнем правом – желтый ромб (тоже лишь пример).
- Постепенно вводим понятие графических диктантов (они могут быть совсем легкими для начала, например, начертание геометрических фигур).
- Дорисовываем изображениям недостающие части.
- Учимся определять, какой предмет выше/ниже.
- Формируем понимание значений предлогов на уровне импрессии (понимания, внутреннего формирования высказывания). Рассматриваем картинки и проговариваем четко их описание. Предлоги должны быть прорисованы без двусмысленных посылов. Делайте упражнения на расстановку предметов с ориентировкой на предлоги. Сначала отрабатываем простые: в, на, под, над, из, за, около. Позже берем сложные предложные конструкции: из-за, из-под и другие.
- Больше старайтесь обводить по пунктиру (предметы, цифры, буквы, узоры) – такие пособия стоят копейки и продаются на каждом углу.
При дифференциации предметов по форме, цвету, величине обязательно выделяйте их характерные признаки как можно четче и эмоциональнее.
- Складывайте фигуры из палочек и спичек по образцу или памяти.
- Реконструируйте буквы и цифры (добавить недостающий элемент). Пишите их в воздухе, на спине, лепите, вырезайте, ощупывайте (можно вырезать алфавит и цифры из плотной бархатной бумаги).
- Учитесь отличать оптически сходные изображения букв, цифр, орнаментов и узоров.
- Учитесь определять время на рисунке с часами, так как временные понятия у детей с особенностями тоже усваиваются тяжело.
Еще одним интересным и важным приемом является маркировка его левой руки с помощью цветной тряпочки, часов, браслета, резинки и т.п.; или можно прикрепить значок у сердца. Таким образом, вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава).
- Так же важны игры перед зеркалом:
«Выше — ниже».
Стоя перед зеркалом, ребенок и взрослый вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находят, показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка); что «ниже всего» (ноги, стопы); «выше, чем...»; «ниже, чем...». Затем ребенок повторяет все это без зеркала и наконец с закрытыми глазами.
Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) и других частей тела (рук — плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; собственно, тела — шея, плечи, грудь, спина, живот; ног — бедро, колено, голень, стопа) относительно друг друга.
«Спереди—сзади».
Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т.д.). Аналогично — сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.
«Дальше—ближе».
Ребенку предлагается назвать у себя (относительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе, чем...», «дальше, чем...», «ближе, чем..., но дальше, чем...».
«Право—лево».
Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что правая и рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой рукой.
Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем — с левой рукой, после этого — в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку и т.д.».
7. «Путаница».
Взрослый намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок; он показывает упражнения другим (взрослому, ребенку) и контролирует их выполнение.
Целенаправленная работа по развитию пространственного гнозиса положительно влияет на развитие речи и личности. Данными вопросами занимаются нейропсихологи, дефектологи, психологи и даже логопеды. И мамы с папами – не исключение!
Список литературы:
- А.В. Семенович, С.О. Умрихин. Пространственные представление при отклоняющемся развитии. Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике. — М., 1998. — С.50).
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте -- М.: Академия, 2002. - 232 с.
- Филатова И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи; ISBN: 978-5-4441-0064-6; Год выпуска: 2021; Год первого выпуска: 2013; Количество страниц: 48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал "Развитие пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста у детей с нарушением речи"
Как отмечает П. Ф. Лесгафт недостаточная сформированность пространственно-временных представлений сказывается у школьников на процессе формирования навыков чтения и письма. Для полноценного овла...

Комплекс игр и игровых упражнений для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией /авторская разработка/
Коррекционно-педагогический процесс строится с учетом закономерностей психического и речевого развития здоровых детей и направлен на формирование психических процессов (пространственного гнозиса) и на...

Мастер-класс "Формирование зрительно-пространственного гнозиса у дошкольников как один из факторов успешной подготовки к школьному обучению"
В мастер-классе представлены материалы по формированию зрительно-пространственного гнозиса у дошкольников как один из факторов успешной подготовки детей к школьному обучению....
Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с ЗПР
Пространственный гнозис - познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения. Целенаправленная работа по развитию пространственного гнозиса положительно влияет на развитие речи и лично...

«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»
Пространственный гнозис – это способность распознавать и манипулировать объектами и пространством вокруг себя. Он играет важную роль в развитии умственных процессов, таких как мышление, память и...
Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с ЗПР
Консультация,как развивать пространственный гнозис у детей дошкольного возраста...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С POP IT НА ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Всем известна популярная среди детей и подростков игрушка Pop it или, как ее еще называют, бесконечная «пупырка».По мнению многих, это просто очередной способ занять гиперактивные ру...













