«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»
статья по логопедии (старшая группа)

Спиридонова Ольга Владимировна

Пространственный гнозис – это способность распознавать и манипулировать объектами и пространством вокруг себя. Он играет важную роль в развитии умственных процессов, таких как мышление, память и воображение. У детей с дизартрией, или нарушением артикуляции речи, часто наблюдаются трудности с пространственным гнозисом. Это может затруднять их обучение и повседневные жизненные задачи.

Однако, с помощью игр и упражнений возможно эффективно развивать пространственный гнозис у старших дошкольников с дизартрией. Игры могут быть интересными и занимательными способами для детей изучать окружающий мир и развивать свое пространственное мышление. В этой статье мы рассмотрим несколько игр и упражнений, которые помогут старшим дошкольникам с дизартрией развить свой пространственный гнозис.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»

Спиридонова Ольга Владимировна

Учитель-логопед МБДОУ ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 8»

E-mail: s_k_olga@mail.ru

Пространственный гнозис – это способность распознавать и манипулировать объектами и пространством вокруг себя. Он играет важную роль в развитии умственных процессов, таких как мышление, память и воображение. У детей с дизартрией, или нарушением артикуляции речи, часто наблюдаются трудности с пространственным гнозисом. Это может затруднять их обучение и повседневные жизненные задачи.

Однако, с помощью игр и упражнений возможно эффективно развивать пространственный гнозис у старших дошкольников с дизартрией. Игры могут быть интересными и занимательными способами для детей изучать окружающий мир и развивать свое пространственное мышление. В этой статье мы рассмотрим несколько игр и упражнений, которые помогут старшим дошкольникам с дизартрией развить свой пространственный гнозис.

Введение: Дизартрия и ее влияние на развитие пространственного гнозиса у старших дошкольников

Дизартрия – это расстройство речи, которое характеризуется нарушениями артикуляции звуков и сложностями в контроле движений речевых органов. У старших дошкольников дизартрия может серьезно влиять на развитие различных когнитивных функций, включая пространственный гнозис.

Пространственный гнозис – это способность осознавать и понимать пространственные отношения между объектами. Он играет важную роль в различных аспектах нашей жизни, включая ориентацию в пространстве, понимание геометрии, чтение карт и картографию.

У детей с дизартрией может быть затруднение в развитии пространственного гнозиса. Это связано с тем, что наличие нарушений в артикуляции звуков может привести к недостаточной отработке навыков пространственного восприятия. Дети с дизартрией часто имеют слабость в передвижении объектов в пространстве, понимании геометрических форм и ориентировании себя в окружающем мире.

Однако, с помощью игр и упражнений, можно способствовать развитию пространственного гнозиса у старших дошкольников с дизартрией. Специально разработанные игры и упражнения могут помочь детям с дизартрией справиться с трудностями в пространственном восприятии и улучшить свои навыки в этой области.

Одна из игр, которая может быть полезной для развития пространственного гнозиса у детей с дизартрией, - игра "Создай форму". Детям предлагается выбрать набор геометрических фигур и использовать их для создания различных форм. Это помогает детям улучшить свои навыки в распознавании геометрических форм и развитии пространственного воображения.

Еще одной полезной игрой может быть "Карта моего дома". Детям предлагается нарисовать карту своего дома, используя различные символы и обозначения. Эта игра помогает детям улучшить свои навыки в чтении карт и понимании пространственных отношений в своей окружающей среде.

Также, для развития пространственного гнозиса у детей с дизартрией, можно использовать упражнения с конструированием. Например, строить различные формы и фигуры с помощью конструктора или рисунки с использованием пластелина. Эти упражнения помогут детям развить моторику и координацию движений, а также улучшить навыки в пространственном восприятии.

Важно отметить, что игры и упражнения для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников с дизартрией должны быть адаптированы к их особенностям и потребностям. Игры должны быть интересными, мотивирующими и приятными для детей, чтобы они были готовы активно участвовать и развиваться.

В заключение, игры и упражнения могут быть эффективным инструментом для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников с дизартрией. Специально разработанные игры и упражнения помогут детям справиться с трудностями в пространственном восприятии, улучшить навыки в данной области и стимулировать их к развитию пространственного гнозиса. Они также позволят детям с дизартрией лучше ориентироваться в окружающем мире и полноценно участвовать в активностях, требующих пространственного мышления.

Роль игр и упражнений в развитии пространственного гнозиса у детей с дизартрией

Развитие пространственного гнозиса является важной задачей для всех детей, но особенно для старших дошкольников с дизартрией. Дизартрия - это расстройство речи, которое влияет на произношение звуков и слов. Дети с дизартрией часто испытывают трудности в ориентации в пространстве и восприятии форм, размеров и расположения объектов. Игры и упражнения могут помочь им развить навыки пространственного гнозиса и преодолеть эти трудности.

Одной из основных целей игр и упражнений в развитии пространственного гнозиса является тренировка восприятия форм, размеров и расположения объектов. Для детей с дизартрией это особенно важно, так как точное восприятие этих характеристик помогает им различать звуки и слоги при произношении слов. Различные игры, такие как "Найди пару", "Собери пазл" или "Угадай объем", помогают детям обучаться различать формы, размеры и расстояния между объектами, а также понимать их пространственное расположение.

Кроме того, игры и упражнения также помогают детям с дизартрией развивать навыки ориентации в пространстве. Например, игры "Следуй за мной" или "Найди выход" требуют от детей ориентироваться в пространстве, запомнить и повторить определенный маршрут или найти выход из лабиринта. Эти игры помогают детям развивать навыки пространственной ориентации и понимать, как двигаться и перемещаться в окружающей их среде.

Для старших дошкольников с дизартрией также важно развивать навыки манипуляции объектами. Игры, которые требуют от детей использовать руки для перемещения, сборки или разборки объектов, такие как "Создай свою игрушку" или "Собери конструкцию по инструкции", помогают детям улучшить свои моторные навыки и развить понимание пространства. С помощью таких игр дети учатся точно манипулировать объектами, оценивать их размеры и расстояния, а также разбирать и собирать объекты по инструкции.

Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с дизартрией при выборе игр и упражнений. Некоторые дети могут испытывать трудности в ориентации в пространстве или восприятии форм и размеров, поэтому необходимо предложить им игры и упражнения, которые будут соответствовать их специфическим потребностям. Вместе с тем, необходимо учитывать и прогресс ребенка, поэтому важно постепенно усложнять задания и давать ему возможность развиваться.

Игры и упражнения играют значительную роль в развитии пространственного гнозиса у старших дошкольников с дизартрией. Они помогают детям развить навыки восприятия форм, размеров и расположений объектов, а также улучшить навыки ориентации в пространстве и манипуляции объектами. Помимо этого, игры и упражнения способствуют развитию моторных навыков и оценке пространства. Подберите игры и упражнения, учитывая специфические потребности каждого ребенка с дизартрией, и постепенно усложняйте задания, чтобы дети могли постепенно преодолевать свои трудности и развиваться.

Игры и упражнения для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников с дизартрией

Выражение и устное понимание речи являются важными навыками, которые необходимы для успешного общения и академической деятельности у старших дошкольников. Однако у детей с дизартрией, расстройством, связанным с произношением и артикуляцией, может возникнуть проблема с развитием пространственного гнозиса - способности воспринимать и понимать информацию, связанную с пространственными отношениями.

Важно развивать пространственный гнозис у старших дошкольников с дизартрией, чтобы помочь им освоить способы эффективной коммуникации и улучшить свои навыки восприятия речи. Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию пространственного гнозиса у этих детей.

Одним из вариантов игр для развития пространственного гнозиса может быть игра "Собери картинку". Для этой игры нужно подготовить набор картинок или пазлов, которые изображают различные объекты или сцены. Детям необходимо собрать картинку или пазл, следуя инструкциям, например: "Поставь машинку на дорогу" или "Помести котенка в карман". Эта игра помогает детям понять и использовать пространственные понятия, такие как "на", "в", "под", "над" и др.

Еще одним упражнением для развития пространственного гнозиса является "Найди предмет". Для данного упражнения нужно подготовить набор предметов различных форм и размеров. Детям дается инструкция найти предмет с определенными характеристиками, например: "Найди кубик с ребрами одинаковой длины" или "Найди предмет, который можно положить в коробку". Это упражнение поможет детям улучшить свое восприятие пространственных отношений и развить логическое мышление.

Также полезным упражнением для развития пространственного гнозиса может быть игра "Описание истории". В этой игре требуется предложить детям иллюстрацию, на которой изображены различные детали или сцены. Детям нужно описать, что они видят на картинке с использованием пространственных понятий, таких как "слева от", "справа от", "перед", "за" и т. д. Это упражнение помогает развивать у детей навыки описания и понимания пространственных отношений.

Важно проводить эти игры и упражнения регулярно, чтобы помочь детям с дизартрией улучшить свои навыки восприятия пространственных отношений. Развитие пространственного гнозиса поможет им не только в освоении умений передвигаться в пространстве, но и в улучшении способности воспринимать и использовать пространственные понятия в речи.

Игры и упражнения для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников с дизартрией играют важную роль в их обучении и развитии. Они помогают детям справиться с трудностями в развитии речи и артикуляции, а также улучшить навыки восприятия и понимания пространственных отношений. Регулярное проведение этих игр и упражнений поможет старшим дошкольникам с дизартрией улучшить свои коммуникативные навыки и успешно взаимодействовать с окружающим миром.

Практические советы по использованию игр и упражнений для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников с дизартрией

Практические советы по использованию игр и упражнений для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников с дизартрией.

1. Используйте игры с конструкционными элементами. Конструкторы, пазлы и различные игрушки-головоломки помогают развивать пространственную мысль у детей с дизартрией. При игре с конструкторами, ребенок должен собирать модели, следуя инструкциям или по своему воображению. Это развивает его способность представлять и визуализировать объекты в трехмерном пространстве.

2. Включите в игры элементы ориентирования в пространстве. Игры с понятиями вверх-вниз, лево-право, перед-за и т.д. помогут детям с дизартрией развить понимание и использование этих понятий в реальном пространстве. Это можно делать с помощью игр на мяче, настольных игр, притворных игр и других развлечений.

3. Используйте упражнения на восприятие и описание окружающего пространства. Детям с дизартрией может быть сложно описывать предметы и местоположение вокруг них. Постепенно помогайте ребенку описывать их формы, цвета, размеры и другие характеристики. Вы можете использовать картинки или реальные предметы, чтобы практиковать эти навыки.

4. Предложите игры-перестановки. Возьмите несколько предметов и попросите ребенка поменять их местами или расположить в определенном порядке. Например, можете попросить ребенка переместить мяч из одной корзины в другую, или уложить игрушки в ряд по возрастанию размеров. Это поможет развить навыки пространственной ориентации и восприятия.

5. Играйте в "требуется-отсутствует". Возьмите несколько предметов и попросите ребенка назвать, какие предметы присутствуют, а какие отсутствуют на картинке или в определенном месте. Например, вы можете показать картину с животными и попросить ребенка указать, какие из них присутствуют, а какие отсутствуют. Это развивает навыки сравнения и дифференциации объектов в пространстве.

6. Позвольте ребенку манипулировать объектами и предметами. Манипулирование объектами помогает детям с дизартрией развить тактильные и кинестетические навыки, а также улучшает способность понимания и восприятия пространства. Разрешите ребенку взять предметы в руки, исследовать их форму, текстуру и размеры.

Использование игр и упражнений для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников с дизартрией очень важно для их полноценного развития. Помните, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому важно адаптировать игры и упражнения под его возможности и потребности. Стимулируйте его любознательность и воображение, создавайте игровые ситуации, которые способствуют развитию пространственной ориентации и восприятию окружающего мира.

Заключение: Важность игр и упражнений в развитии пространственного гнозиса у детей с дизартрией и дальнейшие направления исследований

В заключение, следует отметить, что игры и упражнения являются неотъемлемой частью комплексного подхода к развитию пространственного гнозиса у старших дошкольников с дизартрией. Они позволяют не только развивать навыки ориентирования в пространстве, но и улучшать общую координацию движений, внимание, моторику и когнитивные процессы.

Игровая форма обучения стимулирует интерес и мотивацию ребенка, создает положительную эмоциональную обстановку, что особенно важно для детей с дизартрией, которые могут испытывать затруднения в усвоении материала. Благодаря играм и упражнениям, дети с дизартрией могут чувствовать себя равными другим детям и успешно развиваться.

Однако, необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейших исследованиях в этой области. Помимо пространственного гнозиса, необходимо изучить влияние игр и упражнений на другие аспекты развития детей с дизартрией, такие как речь и социализация. Также, стоит провести более длительные исследования, чтобы установить долгосрочные эффекты регулярного занятия играми и упражнениями на развитие пространственного гнозиса у детей с дизартрией.

Кроме того, важно разработать и адаптировать игры и упражнения для развития пространственного гнозиса, учитывая особенности детей с дизартрией. Необходимо учитывать их возраст, уровень развития и специфические особенности и потребности. Разработка специальных программ и методик обучения может значительно улучшить эффективность игр и упражнений и способствовать более успешному развитию пространственного гнозиса у детей с дизартрией.

В целом, игры и упражнения играют важную роль в развитии пространственного гнозиса у старших дошкольников с дизартрией. Они способствуют не только улучшению навыков ориентирования в пространстве, но и развитию других когнитивных и моторных навыков. Однако, для более эффективного применения игр и упражнений необходимо провести дальнейшие исследования, а также разработать специальные программы и методики, подходящие для детей с дизартрией. Только в таком случае можно достичь наилучших результатов в развитии пространственного гнозиса у этих детей и помочь им успешно справиться с трудностями, с которыми они сталкиваются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников со стертой дизартрией

В методической разработке для педагогов, я руководствовалась насколько произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Достаточная сформированность произво...

Комплекс игр и игровых упражнений для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией /авторская разработка/

Коррекционно-педагогический процесс строится с учетом закономерностей психического и речевого развития здоровых детей и направлен на формирование психических процессов (пространственного гнозиса) и на...

Игры и упражнения для развития пространственной ориентировки дошкольников

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. с её помощью можно развивать внимание, память, мышление, речь, воображение малыша, т.е. те качества, которые необ...

игры и упражнения для развития эмоционально-личностной сферы старших дошкольников

игры и упражнения для развития эмоционально-личностной сферы старших дошкольников...

Развитие пространственного гнозиса воспитанников старших логопедических групп средствами дидактических игр

Дидактическая игра – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий органическим единством функций: образовательной, развивающей, воспитывающей. Она помогает в реализации...