УМНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
УМНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ПО РАЗВИТИЮ
КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Рекомендовано
родителям и педагогам
для занятий с детьми 5-7 лет
2024
Развитие когнитивных способностей детей крайне важно для улучшения их обучаемости и школьной успеваемости в детском и подростковом возрасте.
С помощью стимулирующих мозг упражнений можно тренировать и укрепить у детей более 20 основных когнитивных способностей, связанных с такими когнитивными процессами, как: внимание, восприятие, память, координации, воображения, речи.
Методическое пособие содержит разработки занятий по развитию когнитивных функций у дошкольников - игровые упражнения, направленные на формирование мыслительных операций: выделение существенного признака, сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез и т.д.
Оно окажет существенную помощь педагогам и родителям в подготовке дошкольников с ОВЗ к обучению в школе. В сборник «Умные игры и упражнения по развитию когнитивных способностей у детей 5-7 лет» включены 14 конспектов занятий, которые рекомендуется проводить один раз в неделю. Сборник составлен с учетом ФАОП.
Занятие 1
Цель:
1. Развитие словесно-логического мышления
2. Обучение логическим способам запоминания
3. Расширение объема слуховой памяти
4. Развитие зрительного внимания и концентрации
5. Развитие скорости мышления
6. Развитие воображения
7. Развитие связной речи
1. Игровое упражнение «Превращалки»
Цель: рассказать, во что превратится
Стул без спинки
Чашка без ручки
Мороженое без холодильника
Всадник без лошади
Дерево без веток
Стол без ножек
Диван без спинки
Самолёт без крыльев
Книга без страниц
Подушка без перьев
Телевизор без электричества
Окно без стёкол
Кепка без козырька
Кофта без рукавов
2. Игровое упражнение «Будь внимателен»
Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» — стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» — остановиться и стучать одной ногой об пол.
Теперь попросите идти детей по кругу. Ведущий с разными интервалами и в различном порядке называет слова-команды, а дети их выполняют.
В дальнейшем можно набор команд расширить.
3.Игровое упражнение «Запоминай-ка»
Предложите ребенку внимательно в течение 5 секунд рассматривать рисунок. После этого ответить на вопросы:
Какая причёска у куклы?
Какого цвета волосы у куклы?
Что надето на зайчике?
4.Игровое упражнение «Фигуры»
Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на 1-2 секунды, показывает своему товарищу полученную фигуру.
Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается посчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для запоминания ещё и цвет.
5.Игровое упражнение «Запомни слова»
Детям предлагается несколько картинок... Их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.
Медведь воздух
Тележка ваза
Пчела кот
Колокольчик солнце
Ромашка вода
6.Игровое упражнение «Назови цифру и выполни движение»
Ребенку предлагают выполнить движение соответствующее определенной цифре:
1 – дотронься до носа
2 – дотронься до ушей
2 1 1 2 1 2 1 2 2 1 2
1 2 1 2 1 1 2 1 2 2 1
1 2 1 1 2 1 2 2 1 2 1
7. Игровое упражнение «Следи за своей речью»
Ведущий говорит: «Вы собираетесь в магазин. У вас 1000 рублей. Что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, черное и белое не покупайте». И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь «вырвать» у отвечающего запрещенные слова:
- Вы хотите купить чёрное платье? (Я хочу купить зелёное платье и т.д.).
- А разве зелёный цвет вам к лицу? (Мне просто нравится зелёный цвет).
- Это будет бальное платье? (Бальное).
Ваше зелёное платье должно быть длинным? (Да!)
Проигрыш. Надо было сказать: «Разумеется».
Это игра помогает вырабатывать умения задавать психологически сложные, «градом сыплющиеся» вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание сложного ответа от не использования запрещенных слов и с другой стороны, развивает внимание у отвечающего на вопросы.
Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это откровенная проверка внимания.
Например:
- Вы сегодня завтракали?
- Ваша прическа вам нравится?
- Вы сегодня не опоздали на занятия?
- Вы любите кино?
8. Рисование двумя руками.
Ребенок одновременно держит карандаши обеими руками и рисует одновременно по половине симметричного рисунка. Она рука как бы «зеркалит» другую. Со временем задачу можно усложнить и можно предложить ребенку не обводить готовый рисунок, а рисовать его «с нуля».
9.Игра «Объясни слово»
Предложите ребенку прослушать несколько простых слов (пуговица, ручка, велосипед и т. д.). Его задача — дать объяснения этим словам, не используя их названия. Например, можно предложить ребенку объяснить эти понятия иностранцу или инопланетянину, который не знаком с этим предметом.
10.Головоломка
Предложите ребенку найти и обвести на рисунке узор, аналогичный заданному.
11. Головоломка «НА КОГО ГОТОВИТСЯ НАПАСТЬ ШЕРХАН»
Отгадай, на кого готовится напасть Шерхан. Для этого найди слово, спрятанное в картинке: вычеркни все буквы, которые появляются дважды, а из оставшихся составь слово.
Занятие 2
Цели:
1. Развитие словесно-логического мышления
2. Обучение логическим приемам запоминания
3. Развитие слухового и зрительного внимания
4. Развитие зрительной памяти
5. Развитие концентрации
6. Развитие скорости мышления
7. Развитие воображения
1.Игровое упражнение «Найди предмет»
Ребенку предлагают запомнить предметы, изображённые на трёх-четырёх картинках и назвать их по памяти. Затем ребёнок должен отыскать их среди 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных.
Это же упражнение можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.
2. Игра «Поющие животные»
Педагог предлагает играющим представить себя животным, любящим петь. После этого дети должны по очереди «спеть» (промяукать, прогавкать, промычать и т. д.) какую-нибудь песню. Например, «В траве сидел кузнечик», «В лесу родилась елочка», а остальные — угадать их.
3. Игровое упражнение «Чтобы»
Цель: закончить предложение, используя союз «чтобы». К началу каждой фразы подобрать по 2-3 возможных варианта её продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.
Дети сели в лодку …
Мама надела нарядное платье …
Петя закрыл лицо руками …
Катя подняла с земли птенчика …
Вова взял собаку на поводок …
Дедушка поставил в огороде пугало …
Рабочие привезли кирпич …
Папа купил цветы …
Лена размахивала руками …
Дима нагнулся над кустом …
Водитель открыл багажник автомобиля …
Мама подошла к телефону …
Лена налила в миску суп …
Марина открыла окно …
Серёжа подошёл к ручью …
4.Игровое упражнение «Запоминание слов»
Детям предлагается для запоминания несколько логически несвязанных слов. Начните с пяти слов, например, дерево, стол, река, корзина, расчёска, мыло, ёжик, резинка, книга, солнце.
Эти слова надо связать в рассказ. Постепенно количество слов, предназначенных для запоминания, увеличивается до 10-12.
5.Игровое упражнение «Запоминание стихов»
Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника:
В огороде чучело
Шляпу нахлобучило
Рукавами машет
И как будто пляшет!
Это чучело – оно
Сторожить поставлено,
Чтобы птицы не летали
Чтоб горошек не клевали.
Вот какое чучело
Шляпу нахлобучило,
Синий шарф на палке –
Пусть боятся галки!
(И. Михайлов)
Ребенку предложите:
А) Прочитай (прослушай) внимательно первую строчку
Б) Закрой глаза и попробуй зримо представить содержание этой строки в уме. Постарайся нарисовать картину яркой, почувствовать, как ты к ней относишься: нравится тебе её содержание или нет.
В) Перейди к следующей строчке. Прочитай (прослушай) её вслух и представь в своём воображении. Продолжай то же самое со следующими строчками.
У ребенка в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении.
Прослушай (прочитай) всё стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.
Г) Теперь взрослый предлагает: «Попробуй вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закрой глаза и воспроизведи те образы, которые тебе запомнились. Опиши их своими словами».
Д) Проверь себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправь образы, слушая (перечитывая) стихотворение ещё раз внимательно. Исправь также последовательность, в которой эти образы у тебя возникают.
Е) Произнеся стихотворение, вслушайся в звучание слов. Обращай внимание на ритм и рифму. Каждый раз обсуждайте с ребенком заучиваемое стихотворение; опишите и охарактеризуйте с ним стихи, попросите его поделиться впечатлениями от самого текста.
6. Игровое упражнение «Покажи направление»
Ребенку предлагают показать пальчиком направление в соответствии со схемой.
7.Игровое упражнение «Что лишнее?»
Цель: из группы предметов выбрать один, который по какому-либо признаку отличается от всех остальных. Подробно рассказать, в чем суть отличия.
Например, три предмета всегда холодные (снег, мороженое, сосулька, а чашка чая, от которой поднимается пар — горячая. Поэтому чашка чая здесь — лишняя, она не подходит ко всем остальным предметам.
Муравейник — нора — скворечник — дупло.
Снежинка — мороженое — горячий чай — сосулька — снеговик.
Велосипед — коньки — санки — лыжи — снегокат.
Расчёска — зубная щетка — бант — мочалка — зубная паста.
Курица — сосиска — сыр — колбаса — сарделька.
8. Рисование геометрических фигур.
Задача ребенка рисовать каждой рукой свою геометрическую фигуру. Например, рисуем: правой - круги, а левой - треугольники.
Важно рисовать обеими руками одновременно примерно с одной скоростью. И количество фигур, нарисованных каждой рукой, должны совпадать.
9.Игра «Что общего?»
Есть мнение, что в этим упражнением любил развлекать себя на досуге Леонардо да Винчи. Он брал два несвязанных друг с другом предмета и пытался найти между ними взаимосвязи. Предложите ребенку тоже сыграть в такую игру. Что общего между книгой и стулом? Какая взаимосвязь между лягушкой и ракетой? Это упражнение не только развивает скорость мышления и умение нестандартно мыслить, но и отлично поднимает настроение.
10.Головоломка
В каждом ряду есть что-то лишнее. Что это?
11. Игровое упражнение «Клякса»
У детей на листах бумаги нарисованы кляксы. Они должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
Найди на картинке яйцо, которое не повторяется.
Занятие 3
Цель:
Развитие словесно-логического мышления
Обучение логическим приемам запоминания
Развитие слухового и зрительного внимания
3. Развитие зрительной памяти
4. Развитие логического мышления
5. Развитие концентрации
6. Развитие скорости мышления
8. Развитие воображения
9. Развитие гибкости ума, памяти, способности пользоваться известной информацией
1.Игровое упражнение «Зубрёжка»
Обучение методу запоминания «повторение»
Карл у Клары украл кораллы.
1.Повторить слово или фразу, которую надо запомнить, про себя.
2.Подождать одну секунду и повторить снова.
3.Подождать две секунды и повторить снова.
4.Подождать четыре секунды и повторить снова.
5.Повторить через 10 минут (необходимо для запечатления)
6.Для уверенного перевода в долговременную память повторить через 2- 3 часа.
7.При необходимости повторить через 1-2 месяца; через 1 год.
2.Игровое упражнение «Скажи наоборот»
Цель: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор.
Покупать
Помнить
Храбрость
Тупой (нож)
Высокий
Мелкий
Подниматься
Молчать
Встречать
Открывать
Ругаться
Широкий
Мягкий
Легко
Темно
Грязно
Толстый
Гладкий
Полный (стакан)
Добрый
Брать
Старый (диван)
Шершавый
Весёлый
Грубый (разговор)
Быстро
Длинный
3.Игровое упражнение «Шифровальщик»
Используя шифр, быстро найди слова, спрятанные за этими цифрами:
А | Б | В | Г | Д | Е | Е | Ж | З | И |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Й | К | Л | Ь | Н | О | П | Р | С | Т |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Э | Ю | Я |
31 | 32 | 33 |
13 16 5 12 1 ЛОДКА
12 1 25 6 13 10 КАЧЕЛИ и т.д.
12 16 18 1 2 13 30
22 21 20 2 16 13
20 18 1 12 20 16 18
19 14 6 20 1 15 1
17 1 18 16 23 16 5
4.Игровое упражнение «Земля, вода, огонь, воздух»
Дети садятся по кругу. Педагог объясняет им, что если он скажет слово «земля», все опускают руки вниз, слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, а слово огонь — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Дети повторяют слова за ведущим и выполняют соответствующие движения. Сначала можно говорить медленно, потом все быстрее и быстрее. Выигрывает тот, кто ни разу не сбился и выполнил все команды правильно.
5.Игровое упражнение «Зарисуй и запомни»
Взрослый называет словосочетания или слова, а ребенок должен попытаться их схематично зарисовать. Нельзя писать ни букв, ни слов, ни цифр. Время выполнения ограничено:
1.Весёлый праздник
2.Тяжёлая работа
3.Ласковое тепло
4.Вкусный ужин
5.Смелый поступок
6.Болезнь
7.Счастье
8. Разлука
9. Дружба
10.Тёмная ночь
Предлагаете ребенку отложить листочки с рисунками. Через 20 минут предлагаете вернуться к нему и вспомнить, какие слова и словосочетания он обозначил схематично. Проверить.
6.Игровое упражнение «Пройди по фигурным дрожкам»
Произнеси звук «А»
Произнеси звук «У»
Произнеси звук «И»
7.Раскрашивание картинки с двух сторон.
Лучше всего подойдут для раскрашивания цветные карандаши. Дайте ребенку лист с изображением геометрических фигур «кругов, квадратов, треугольников) и предложите закрашивать предметы. Начинать надо с обеих сторон фигуры одновременно и в идеале - добраться до центра сразу обеими руками.
8.Игра «Назови слова»
Попросите ребенка вспомнить и назвать предметы или понятия, которые соответствуют одной теме.
Например, скажите: «Назови все виды спорта, которые знаешь».
Обратный вариант игры - взрослый называет разные понятия, а ребенок должен объединить их одной темой.
9. «Нарисуй настроение»
Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого упражнения подходит рисование акварельными красками.
10. Головоломка
Мышонок ровно откусил от квадратного печенья один уголок. Сколько углов стало у печенья?
Занятие 4
Цель:
Развитие словесно-логического мышления
Обучение логическим приемам запоминания
2.Развитие зрительного и слухового внимания
3.Развитие зрительной памяти
5. Развитие восприятия
6. Развитие воображения
1. Игровое упражнение «Чем отличаются?»
Цель: подробно рассказать, что разного у 2-х сходных объектов. В случае затруднений использовать слова-подсказки (с тем, чтобы ребёнок при сравнении привыкал придерживаться схемы, плана).
Например: (сравнение самолёта и птицы). Подсказки взрослого: главное отличие птица живая, а самолёт — неживой, перья (птица покрыта перьями, а самолёт — нет).
Самолёт и птица
Река и озеро
Солнце и луна
Туча и облако
Книга и альбом
Трамвай и метро
Компьютер и телевизор
Кастрюля и сковородка
Зонт и крыша
Велосипед и автобус
Коляска и санки
Столб и дерево
Нож и ножницы
Ваза и банка
Платье и сарафан
Шкаф и тумбочка
Наволочка и пододеяльник
Топор и молоток
Вилка и грабли
Будка и клетка
2.Игровое упражнение «Разноцветная лесенка»
Вариант 1
Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек. Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно рассмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом. Далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек. На последующих занятиях комбинации цветов меняются.
3.Игровое упражнение «Инопланетяне»
Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.
Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».
Портреты инопланетян составляются из геометрических фигур. По аналогии вы сможете сами составить подобные фигуры для последующих занятий. Также можно раскрасить фигуры, это усложнит задание. Но не используйте при этом более трех цветов. После выполнения задания рисунок, сделанный ребенком, сравнивается с образцом. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием, то можно предложить ему нарисовать в следующий раз двоих или всех троих инопланетян. Также можно варьировать время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимости от количества допускаемых ошибок. Не забывайте, что ребенку нужно напоминать, чтобы он закрывал глаза и мысленно рисовал образ. В этом и состоит суть зрительной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.
4.Игровое упражнение «Послушай и запомни»
Педагог подбирает пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча — дождь, ночь — луна, постель — сон, солнце — день, лампа — свет. Предлагает ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача ребенка — вспомнить второе слово. Более сложный вариант - увеличить количество пар. Периодически меняйтесь ролями.
5.Игровое упражнение «Опиши картинку»
Для занятия вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов.
Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета.
7.Игра «Запомни слова»
Ребенку предоставляется несколько слов. Его задача — запомнить слова и составить из них историю. Для запоминания разрешается использовать метод ассоциаций, обобщений, но нельзя записывать или зарисовывать слова.
8.Сортировка предметов по величине, форме, цвету.
В качестве материала могут выступать любые предметы из обихода: пуговицы, кубики, детали конструктора, мозаики, карандаши, крупы и т.д.
Организовать игру можно любыми способами: предложите ребенку раскладывать предметы по кучкам, мисочкам, в мешочки по заранее заданному признаку. Например, отобрать все предметы только красного, желтого и синего цветов.
9.Игровое упражнение «На что это похоже?»
Эта игра хорошо подходит, когда у вас много свободного времени и нечем заняться. Например, ждете автобус на остановке.
Предложите ребенку посмотреть на окружающие предметы и придумать, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные
узоры на стекле, капля воска от свечи и др.
10.Развивающая игра «Что с чем?» Подбери пару каждому предмету и соедини эти пары линиями.
Занятие 5
Цель:
1. Развитие словесно-логического мышления
2. Развитие зрительного внимания и памяти
3. Развитие слухового внимания
4. Развитие осязательной памяти
5. Развитие восприятия
6. Развитие связной речи, расширение активного словарного запаса, закрепление различных способов словообразования.
7. Развитие воображения
8. Развитие умения работать в коллективе.
1. Игровое упражнение «Когда это бывает?»
Цель: закрепить знание времен года, включая в предложение их названия, подходящие по смыслу к данному понятию. Объяснить свой выбор.
Пример: (снегопад). Зимою, во время снегопада, машинам трудно ездить по улицам.
Ливень
Слякоть
Листопад
Мороз
Пасмурно
Жара
Купание
Снеговик
Пляж
Ручейки
Сосульки
Ледоход
Снежки
Куличики
Одуванчики
Почки
Вьюга
Цветение
Иней
Проталины
Урожай
Капель
Каток
Прополка
2.Игровое упражнение «Разноцветная лесенка»
Вариант 2
Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек, цветные карандаши или фломастеры тех же цветов, лист бумаги.
Карточки демонстрируются по одной с интервалом в 3 секунды и складываются последовательно, чтобы потом можно было бы проверить правильность ответа. После демонстрации всех карточек ребенок на несколько секунд закрывает глаза и мысленно представляет себе последовательность цветов. Затем он на листе бумаги должен восстановить ее при помощи карандашей или фломастеров. Проверка правильности производится путем повторной демонстрации карточек. Затем демонстрируется другая комбинация. Если занятие проводится в группе, то правильность выполнения определяется путем самоконтроля или в парах.
Для развития слуховой памяти желательно приучить ребёнка слушать аудиокниги. Просите его пересказать услышанный рассказ, помогайте ему вопросами. Ну и, конечно, учите с ним стихи.
3.Игровое упражнение «Посмотри и запомни»
Педагог ставит на столе несколько предметов и игрушек. Нужно показывать их ребенку в течение 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените, расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.
4.Игровое упражнение «Запомни и повтори»
Медленно продиктуйте ребёнку цифры, слова или фразы (от 4 до 10 и более) и попросите повторить их в том же или обратном порядке. Разрешите ему к каждому слову или фразе сделать схематичный рисунок (значок). Эти рисунки помогут ему потом вспомнить продиктованные слова. На следующий день снова попросите ребёнка повторить слова, глядя на свои записи.
5.Игровое упражнение «Один - много»
кот | коты | грот | гроты | слива | сливы |
плот | плоты | дуга | дуги | грива | гривы |
беда | беды | рука | руки | чудо | чудеса |
мука | муки | глаз | глаза | правило | правила |
Вариант 1. Взрослый: «Я буду называть тебе слово в единственном числе, а ты должен сказать его во множественном»:
Вариант 2. Вспомните слова, которые вам называли. В среднем называют около 6—7 слов. Однако необходимо обратить внимание на то, что стопроцентно запомнятся те слова, к которым трудно подобрать множественное число.
6.Игровое упражнение «Рассеянный крокодил»
Задание 1. Посмотри внимательно на этого неаккуратного Крокодила.
Затем картинку убрать и попросить ребёнка нарисовать, все что запомнил.
Задание 2. Перечисли всё, что ты рисовал:
- Какого цвета должен быть Крокодил?
- Какие у него глаза?
- Какой у Крокодила хвост?
- Если у него шкура, чешуя?
- Сколько у Крокодила ног?
- Что случилось с его обувью?
Задание 3. Сравни свой рисунок с моим рисунком. Отличаются ли эти рисунки чем-нибудь? Какие отличия ты видишь?
7. Игра «Чего не хватает».
На листе бумаги нарисуйте несколько животных или предметов и попросите ребенка дорисовать их до конца. Можно взять готовые раскраски и предложить ребенку дорисовать половинку рисунка.
8. Игра «ШКАТУЛКА СО СКАЗКАМИ»
Оборудование: шкатулка, в которой лежат бумажные круги разного цвета.
Ход игры.
Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками».
Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам «Волшебная шкатулка» и достает из шкатулки один из кружков, например, зеленый, показывает его детям и просит назвать предметы зеленого цвета. (Ответы детей). Затем взрослый говорит:
«Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета.
Внимание, начинаю сказку.
Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…»
Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад достать кружок и продолжить сказку. Следующий игрок вынимает кружок, например, голубого цвета и придумывает продолжение сказки: -…Кузнечик весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки. Как же переправится через речку?..
Игроки поочередно достают из шкатулки кружки и, в соответствии с их цветом подбирают персонажей или предметы и продолжает сказку.
Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательное и интересное продолжение.
Взрослый следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи и предметы не повторялись.
9.Игровое упражнение «Что таким бывает?»
Цель: подобрать как можно больше слов-предметов к данному слову-признаку.
Пример: «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…». Или наоборот: «Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым»
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
10.Головоломка
В огороде растёт вкусная еда. Кто из животных сможет туда пробраться, а кто останется голодным? Нарисуй перед ним вкусную еду.
Занятие 7
Цель:
1. Развитие словесно-логического и образного мышления
2. Обучение логическим способам запоминания
3. Развитие зрительного внимания и памяти
4. Развитие слухового внимания
5. Развитие осязательной памяти
6. Развитие восприятия
7. Развитие связной речи, расширение активного словарного запаса.
8. Развитие воображения
9. Развитие графических навыков
1.Игровое упражнение «Круг, треугольник и квадрат»
Круг, треугольник и квадрат разделены на несколько частей . Эти фигуры также необходимо вырезать из твердой бумаги или картона.
Задание 1.Ребёнок собирает из частей круг, треугольник и квадрат.
Задание 2.Закрой глаза и собери из частей сначала круг, затем треугольник, квадрат.
Задание 3.Расскажи, какую фигуру тебе было легче собирать.
- Как ты думаешь, почему ты быстрее собрал круг, нежели квадрат? Ты старался как-нибудь запомнить те части, из которых ты собирал фигуры?
- Расскажи, как ты запоминал эти части?
2. Игровое упражнение «Нарисуй узор»
Предложите ребенку посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.
3.Игровое упражнение «Сочинитель»
Цепь: объединить в наименьшем количестве предложений 3 далёких по смыслу понятия.
например: Каша — листья — рыба.
Объяснение: семья отправилась в поход. Папа поставил палатку на засыпанную листьями землю. Вечером все вместе варили кашу и жарили пойманную в реке рыбу.
Лодка — карандаш — муравейник
Осень — парта — бегемот
Лето – болото – царевна
Звезда – конек – море
Попугай — корабль – пальма
Ведро — помидор — дождь
Обезьяна — самолёт — лев
Каша — листья — рыба
Лиса — дом — кот
Дерево — гвоздь — озеро
Собака — колбаса — тетрадь
4.Игровое упражнение «Человечки»
Задание 1. Посмотри на эти рисунки и постарайся запомнить все об этих человечках. (Ребенок рассматривает картинки в течение 1 минуты, затем их надо закрыть и обсудить то, что он понял, и что он запомнил.).
Вопросы для обсуждения:
Что нарисовано на этой картинке?
Сколько человечков?
С помощью каких геометрических фигур нарисованы человечки?
Какие части тела нарисовал художник?
Сколько частей тела нарисовал художник в каждом рисунке?
Как можно одним словом обозначить то, что делает каждый человечек?
схватился за голову;
наклонился;
идет или стоит; радуется;
просит о чем-то;
молится на коленях.
Задание 2. Нарисуй по памяти все, что ты запомнил.
5.Игровое упражнение «Сделай по схеме»
- Назови взрослое животное и хлопни по столу 1 раз.
- Назови детеныша и хлопни по столу 2 раза.
6. игровое упражнение «Путаница».
Покажите ребенку рисунок, на котором изображены несколько наложенных друг на друга предметов. Попросите его найти и нарисовать каждый из предметов. Это могут быть геометрические фигуры, контуры цветов, фруктов, животных.
7. Разрезанные картинки и пазлы.
Отлично развивают зрительное восприятие игры, в которых требуется собрать и восстановить целостность картинки.
8.Игровое упражнение «Незаконченные рисунки»
Оборудование: карточки с незавершенными контурными изображениями предметов (по количеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).
Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Рассмотрите картинки, догадайтесь, что на них изображено, дорисуйте недостающие линии (детали) и раскрасьте рисунки». Выигрывает ребенок, который наиболее точно воссоздал изображение.
10. Игровое упражнение «Закончи предложение»
Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком.
Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки….
Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить….
Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая….
Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль….
Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки) ….
Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную) ручку сковородки ….
10.Головоломка
На улице очень жарко, и Егорка решил посидеть в тени дерева. Как ты думаешь, где правильная тень от дерева?
Занятие 7
Цель:
1. Развитие словено-логического мышления
2. Развитие концентрация внимания
3. Развитие восприятия
1.Игровое упражнение «Запомни слово»
Взрослый предлагает ребенку: «Сейчас я назову много слов. Постарайся их запомнить. Внимание!
- Арбуз, медведь, арфа, муравей, арка, мыло, аптека, музыка, алмаз, малина.
Задание 1. Назови те слова, которые ты запомнил.
Задание 2.
Назови слова, которые начинаются с буквы А. Назови слова, которые начинаются с буквы М.
Задание 3. Назови все слова, которые я просил тебя запомнить.
2.Игровое упражнение «Опиши предмет»
Перед ребенком ставят цель - внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течение одной-двух минут показывают несколько из них (например, карандаши, запонки, камешки, бусы, ручки и др.). Затем их закрывают и предлагают ребятам подробно описать каждый предмет, его величину, цвет.
Эту же игру можно проводить с участием самих ребят, т. е. рассматривать непосредственно своих товарищей и отмечать, какие изменения произошли в их одежде, расположении и т. д.
Ещё один вариант – предложив рассмотреть несколько предметов, затем, после того как дети закроют глаза, убрать некоторые из них, поменять местами или, наоборот, добавить.
3.Игровое упражнение «Найди слова»
Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова:
МАЗОБРАТОНИЛОТОЗДОМРТА
МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ
РОЛЛГНЕРЕКАДЬБТРДОМПНЕАВМЯЧРРКЛЩШНГЕХЛЕБПАЕСВРЛЩ ЮИЛА
ОРПАКНИГАИСТЛДШГЕЛОСЬАУВИМЛДЩГШЕДАБЛШГЕКУЛЁДАКВ КПАЕ
4. Игра «Кто кем был»
Цель: назвать кем был (будет) этот предмет.
Пример: 1) кем (чем) будет: яйцо,мальчик,семечко, гусеница,цыпленок, жедудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, почка, щенок, шерсть, телёнок, доска, птенец, козленок, ягнёнок…
2) Кем (чем) был раньше: цыпленок – яйцом,
Лошаль - жеребенком;
Дуб – желудем;
Лягушка – головастиком;
Хлеб – мукой;
Шкаф – доской:
Велосипед – железом;
Рубашка – тканью;
Мастер – учеником;
Шуба – мехом….
5.Игровое упражнение «Посмотри и сделай»
Ребенку предлагают выполнить инструкцию в соответствии со схемой:
- Дотронься до овоща, назови его и произнеси звук «А».
- Дотронься до фрукта, назови его и произнеси звук «У».
6. Игровое упражнение «Угадай по запаху».
Из имеющихся в доме продуктов можно создать радугу ароматов. Например, лимон, огурец, кофе, корица, шоколад, лук, чеснок, ягоды и т.д. попросите ребенка с закрытыми глазами угадать что это за предмет и попросите нарисовать его.
7. Игровое упражнение «Точка, точка»
Педагог наносит на лист бумаги множество точек и просит ребенка соединить их
линиями так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Эта игра довольно сложная, поэтому, при необходимости, помогите ребенку. Если ребенок легко справляется с заданием, игру можно видоизменить: проставить возле точек номера.
8. Игровое упражнение «Что сначала, что потом?»
Цель: заметить фразу с нарушением последовательности событий и исправить ее.
Сначала картошку надо бросить в суп и сварить, а потом почистить
Сначала надевают носки, а потом ботинки.
Сначала у собаки рождается маленький щенок, а потом из него вырастает большой пес.
Сначала срезают цветок для букета, а потом семечко бросают в землю.
Сначала листья желтеют и опадают, а потом на деревьях распускаются почки.
Сначала мороженое тает, а потом его достают из холодильника.
Сначала птицы улетают на юг, а потом наступает осень.
Сначала мы просыпаемся, потом завтракаем.
Можно изменить игру: вы начинаете, ребенок продолжает.
10.Головоломка
Друзья катались на лодке. Но вдруг она начала тонуть. Бобёр-капитан раздал спасательные жилеты. Кому он их дал, а кому нет? Почему?
Занятие 8
Цель:
Развитие словесно-логического мышления
Развитие произвольного внимания, его устойчивости
Развитие восприятия
Развитие воображения
Развитие связной речи, расширение и активизация словаря
1.Игровое упражнение «Составь строку»
Запиши вторую букву каждого слова. Если ты сделаешь всё без ошибок, то из этих букв получится строка из хорошо известного стихотворения.
Смола, бок, крыша, поле, узор, лист, усы, молния, клад, иней, сцена, герой, удар, перо, юнга, вьюга, очки, куртка, одеяло, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит.
2.Игровое упражнение «Составь слова»
Поставь буквы из первого кроссворда в порядке, который указан во втором кроссворде. У тебя получится четыре слова.
М | Т | К | К | В |
Г | Р | И | Ы | Я |
К | Д | С | А | В |
Ь | О | Е | У | О |
Н | Ц | Р | М | Е |
1 | 20 | 7 | 10 | 4 |
13 | 19 | 24 | 11 | 14 |
22 | 5 | 18 | 2 | 9 |
12 | 15 | 25 | 23 | 16 |
3 | 21 | 8 | 6 | 14 |
3.Игровое упражнение «Посмотри и сделай»
Предложите ребенку выполнить задание по схеме:
Назови домашнее животное и стукни по столу кулачком 1 раз.
Назови дикое животное и стукни по столу кулачком 2 раза.
4. Игровое упражнение «Чей звук?». Можно с помощью предметов воспроизводить различные звуки и просить малыша угадать их. Например, стук ложками, звон колокольчика, шуршание пакетом, переливание воды.
5. Игровое упражнение «Что слышно?»
1 вариант: педагог предлагает детям слушать и запоминать, что происходит за дверью. Затем просит рассказать, что они слышали.
2 вариант: по сигналу ведущего, внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.
6. Игровое упражнение «Что лишнее?»
Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.
Цвет: цыплёнок, лимон, василёк;
Огурец, морковь, трава;
Халат врача, помидор, снег;
Форма: телевизор, книга, колесо;
Косынка, арбуз, палатка;
Величина: бегемот, муравей, слон;
Дом, карандаш, ложка;
Материал: банка, кастрюля, рюмка
Альбом, тетрадь, ручка;
Вкус: конфета, картошка, варенье;
Торт, селёдка, мороженое;
Вес: вата, гиря, штанга;
Мясорубка, перышко, гантели.
7. Игровое упражнение «Рисунки с продолжением»
В центре листа бумаги педагог ставит красную точку. После этого предлагает ребёнку продолжить рисунок. Обсудить, что получилось.
8. Игровое упражнение «Сказочная путаница»
Сначала педагог предлагает ребенку распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко - дам тебе корытце…» и т.д.
После того, как ребенок справился с заданием, ему предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения. Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки ребенок при желании может проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей.
9.Головоломка
Егорка строит дом. Сколько раз ему надо отпилить от доски, чтобы получить четыре бруска? А чтобы получить три бруска?
Занятие 9
Цель:
Развитие словесно-логического мышления
Развитие произвольного внимания, концентрации, быстроты реакции
Развитие восприятия
Развитие воображения
1.Игровое упражнение «Точки»
Посмотрите на рисунок в течение 5 секунд, постарайтесь запомнить расположение точек. Перенесите точки себе на листочек. Проверьте.
|
|
|
|
|
|
|
| . |
|
| . |
|
|
|
. |
| . |
|
|
|
|
|
| . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Игровое упражнение «Хлопки».
На доске написано предложение. Взрослый распределяет буквы между всеми участниками игры. Таким образом, у каждого ребенка - свои буквы. Задача ребенка – не пропустить свою букву, хлопнуть, на нее по порядку. Между словами все участники игры хлопают два раза
УЧИТЬ СЕГОДНЯ - БОЛЬШЕ ЧЕМ УЧИТЬ!
3.Игровое упражнение «Назови и покажи»
Ребенок должен назвать фигуру и выполнить соответствующее ей движение.
4. Игровое упражнение «Волшебный мешочек».
В большой мешок складываются мелкие игрушки. Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами на ощупь вытащить тот или иной предмет и назвать его.
5.Игровое упражнение «Найди такой же».
Предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.
6. Игровое упражнение «Что изменилось?»
Педагог ставит на стол 3-4 игрушки. Предлагает ребенку внимательно рассмотреть их 1-2 минуты. Затем просит его отвернуться и уберает одну из игрушек. Когда ребенок поворачивается, спросить его, что изменилось. Игру можно постепенно усложнить, увеличив количество игрушек до 5-7. Можно превратить игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.
7.Игровое упражнение «Назови одним словом»
Цель: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.
Курица, гусь, утка, индюк
Лошадь, корова, овца, свинья;
Капуста, картофель, лук, свёкла;
Волк, лиса, медведь, заяц;
Шапка, кепка, панама, берет;
Липа, берёза, ель, сосна;
Шуба, куртка, платье, носки;
Зелёный, синий, красный, желтый;
Суп, каша, кисель, котлета…
8. Игровое упражнение «Простые рисунки»
Простые рисунки - это рисунки, состоящие из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть, находить в них смыл, отвечая на вопрос «Что это такое?».
Правила игры: предложите ребенку рассказать, что за предмет, по его мнению, изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки. Варианты простых рисунков взрослые могут придумать самостоятельно.
Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, переходите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку. Рекомендуется попробовать ребенку придумать как можно больше ответов к одному рисунку и записать их. Затем предложите и другим участникам игры решить тот же самый рисунок. После этого сравните ответы - их количество, необычность, наличие совпадений, качество и оригинальность. Оригинальность решения наиболее важна в этой игре.
Ребенок может попробовать сам придумывать простые рисунки и разгадывать их. Главное, чтобы создавая новый рисунок, вы не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.
9.Занимательная задача
Петушок нашёл зёрнышки. Два зёрнышка он дал курочке и столько же склевал сам. Осталось ещё одно зёрнышко. Сколько всего было зёрен?
Занятие 10
Цель:
Развитие словесно-логического мышления
Развитие слуховой памяти и объема внимания
Развитие произвольного внимания, критичности мышления.
Развитие воображения
1.Игровое упражнение «Посмотри и сделай»
Взрослый предлагает ребенку выполнить движения в соответствии с рисунком - схемой:
Называй продукты питания и одновременно показывай 1 указательный пальчик.
Называй средства личной гигиены и показывай 2 пальчика – указательный и средний.
2.Игровое упражнение « Цифры»
Педагог обращается к ребенку: «Сейчас я покажу тебе ряд цифр. Их надо запомнить в таком же порядке: 2, 3, 5, 7, 3, 5, 7». Предлагает повторить цифры. После этого говорит: «Расскажи, как запоминал. Посмотри, каким образом эти
цифры можно сгруппировать».
3.Игровое упражнение «Парочки»
Цель: необходимо к данному слову подобрать логически связанное с ним (как в предыдущей паре), и полным ответом объяснить свой выбор.
Например: стрелка — часы, колесо - …?
Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слона: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.
Стрелка — часы, колесо — …
Колесо — круг, ковёр — …
Белка — дупло, медведь — …
Кофта — шерсть, шуба — …
Магазин — продавец, больница — …
Рыба — река, птица — …
Ваза — стекло, кастрюля — …
Молоко — масло, мясо — …
Коза — капуста, белка — …
Лошадь — сено, кошка — …
Чай — печенье, суп — …
Стул — спинка, корабль — …
Самолёт — аэропорт, корабль — …
Ракета — космос, самолёт — …
День — обед, вечер — …
Инструмент — работа, кукла — …
Охотник — ружьё, рыбак — …
Слово — буква, дом — …
Ногти — ножницы, борода — …
Дождь — сырость, жара — …
Лес — деревья, поле — …
Лиса — хитрость, заяц — …
Палец — кольцо, ухо — …
Лимон — кислота, конфета — …
Школа — ученик, больница — …
4.Игровое упражнение «Тут что-то не так»
Педагог читает детям текст. Но перед этим предупреждает их: «Внимательно слушайте мои слова и думайте, так бывает или нет? Ваша задача найти в нем «нелепицы».
Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку» и рога уже наставила. Я испугался и убежал.
Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла.
5.Игровое упражнение «Осознание визуального материала»
Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши и секундомер.
На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений.
Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание.
Спустя 30 сек попросите их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.
6. Игровое упражнение «Смешинки»
Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка. Игра развивает воображение и заряжает хорошим настроением.
7.Головоломка «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ»
Впиши в пустые клеточки цифры и математические знаки
Занятие 11
Цель:
Развитие словесно-логического мышления
Развитие произвольного внимания
Развитие воображения
1.Игровое упражнение «Корректурная проба» (шифровка Векслера).
Инструкция для ребенка: «Посмотри сюда, - показать верхний ряд фигур (ключ), - видишь, нарисована звездочка, а в звездочке вот такая черточка (показать). А вот кружок, в нем видны две таких черточки (и т.д. по каждой фигуре). А теперь посмотри сюда, - показать первый ряд, - видишь, здесь фигурки такие же, но в них ничего не нарисовано. Давай с тобой нарисуем так же, как вот здесь (показать на ключ). Ну, попробуй».
К 33-й фигуры сказать «Побыстрее». После заполнения 5 фигур включить секундомер, не останавливая ребенка, сказав: «Продолжай быстрее сам».
По окончании 1-го ряда испытуемому быстро сказать: «Продолжай здесь», указав на начало второго ряда. Если испытуемый проставляет значки только в одной фигуре или пропускает фигуры, необходимо сказать: «Делай все подряд».
Время выполнения – 2 минуты
2. Игровое упражнение «Лабиринт 1»
Взрослый предлагает ребенку проходить лабиринты одновременно двумя руками, передвигая пальчики на встречу друг другу.
3. Игра « Гимнастика внимания»
Педагог произносит считалку:
«Раз, два, три, четыре, пять
начинаем мы играть
вы ребята не зевайте
слушайте, что вам скажу
и при этом покажу»:
Называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем педагог начинает путать детей, называя одну часть тела, а показывая другую.
4.Игровое упражнение «Подбери по смыслу».
Цель: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие.
• Стол, стул, диван;
• Творог, сыр, масло;
• Врач, повар, лётчик;
• Сок, кефир, компот;
• Шишка, жёлудь, орех;
• Корабль, лодка, яхта;
• Паровоз, электричка, трамвай;
• Книга, альбом, блокнот;
• Торшер, бра, настольная лампа;
• Сосиски, колбаса, котлета;
• Земляника, клюква, малина;
• Сыроежка, лисичка, подберёзовик;
• Сосна, берёза, липа;
• Жасмин, шиповник, сирень;
• Дождь, ветер, иней.
4. Игровое упражнение «Небылицы»
Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком или каждый по отдельности животное,
механизм, растение или предмет, которого не существует на самом деле, и расскажите о его свойствах и назначении.
5.Головоломка
На какие цифры похожи эти предметы?
Занятие 12
Цель:
1. Развитие словесно-логического мышления
2. Развитие активного внимания
3. Развитие воображения
1.Игровое упражнение «Квадраты, треугольники, круги»
Нарисуйте на листе бумаги несколько квадратов, треугольников и кругов, например:
Предложите ребенку
А) Поставьте «крестик» во втором треугольнике слева и знак «минус» в любом кружочке.
Б) Напишите букву К во всех кружочках, кроме первого, и букву О во всех квадратах.
В) Зачеркните все квадратики и треугольники, стоящие после кружочков.
Г) Подчеркните квадраты, стоящие перед треугольниками, но не после кругов.
2. Игра «Зеваки»
Участники игры идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются и делают 4 хлопка, затем поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Выполнивший, неправильно задание, выходит из игры.
3.Игровое упражнение «Что лишнее?».
Цель: Назвать лишнее слово. Объяснить ход рассуждений.
Ночник, торшер, свеча…
Глаза, нос, брови…
Простыня, пододеяльник, наволочка…
Пруд, река, озеро…
Слива, яблоко, персик …
Брюки, шорты, юбка …
Стол, полка, стул…
Кофта, свитер, рубашка…
Коза, свинья, корова …
Картошка, морковь, огурец …
Ёлка, береза, сосна …
Трамвай, электричка, троллейбус …
Сковородка, чашка, кастрюля …
4.Игровое упражнение «Лабиринт 2»
Взрослый предлагает ребенку проходить лабиринты одновременно двумя руками, передвигая пальчики на встречу друг другу.
5.Игровое упражнение «Пробуждение «чувства деталей»»
Перейдите от конкретных изображений к абстрактным. Предложите детям рассмотреть для начала четыре абстрактные фигуры.
Каждую из них они должны рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание.
Затем попросите ребят мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.
6. Игровое упражнение «Разноцветные салфетки»
Взрослый достает из стаканчика бумажную салфетку, на которой нарисованы цветы и говорит ребенку: «Посмотри, это лужок, на нем растут цветочки. Это красный цветочек, а это синий. Где еще цветочки? Это какой цветочек? А это? Давай их понюхаем?». Оба старательно нюхают цветочки, обсуждают их запах. В следующий раз голубая салфетка может стать речкой или озером, по которому будут плавать кораблики-скорлупки, а желтая - песочком, на котором будут греться под солнышком маленькие игрушки.
6. Головоломка «МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ»
Магическими квадратами называют таблицы, в которых сумма чисел в строках и столбцах одинаковая. Впиши недостающие числа в магическом квадрате.
Занятие 13
Цель:
Развитие словесно-логического мышления
Развитие произвольного внимания
Развитие воображения
1. Игровое упражнение «Подбери по смыслу»
Цель: закончить предложение, объяснив названное событие. При объяснении использовать конструкцию сложноподчинённого предложения с союзом потому что
Мама отругала сына, потому что….
Мальчик решил переодеться, потому что … .
Девочка поднялась с сиденья автобуса … .
Мальчик быстро бежал к школе… .
У Саши заболели глаза … .
Учительница весело рассмеялась … .
Бабушка выключила телевизор … .
Собака грозно зарычала … .
Мама заплакала … .
Гости громко рассмеялись … .
Собака весело завиляла хвостом … .
Кот выгнул спину и зашипел … .
Мама открыла окно … .
2.Игровое упражнение «Счёт с помехой»
Предложите ребенку посчитать от 1 до 10 и одновременно записывать на листе бумаги эту же числовую последовательность, но в обратном порядке:
произносят 1, пишут 10, произносят 2, пишут 9 и т.д.
Подсчитывается время выполнения задания и число ошибок.
3. Игра «Что нового?»
Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие–либо детали, создавая картину. В это время когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Если занятие проводится одним ребенком, то рисовать фигуры можно на листе бумаги.
4.Игровое упражнение «Лабиринт 3»
Взрослый предлагает ребенку проходить лабиринты одновременно двумя руками, передвигая пальчики на встречу друг другу.
5 Простой математический лабиринт
Маме не терпится попробовать торт, который испекли ей дети. Чтобы им встретиться, надо последовательно пройти по всем цифрам.
5. Игровое упражнение «Корректурная проба»
Инструкция: «Посмотри сюда, - показать верхний ряд фигур (ключ).
Видишь, нарисована звездочка, а в звездочке вот такая черточка (показать). А вот кружок, в нем видны две таких черточки (и т.д. по каждой фигуре).
А теперь посмотри сюда, - показать первый ряд, - видишь, здесь фигурки такие же, но в них ничего не нарисовано. Давай с тобой нарисуем так же, как вот здесь (показать на ключ). Ну, попробуй». К 33-й фигуры сказать: «Побыстрее». После заполнения 5 фигур включить секундомер, не останавливая ребенка, сказать: «Продолжай быстрее сам». По окончании 1-го ряда ребенку быстро сказать: «Продолжай здесь», указав на начало второго ряда. Если ребенок проставляет значки только в одной фигуре или пропускает фигуры, необходимо сказать: «Делай все подряд».
6.Игровое упражнение «Бабочки»
Приготовьте для игры небольшой цветной плотный лист бумаги или картона и
несколько маленьких разноцветных листочков из тонкой бумаги. Положите маленькие листочки на картон и покажите ребенку: «Посмотри, это лужок, а это бабочки сидят на травке. Посидели-посидели, крылышками взмахнули и полетели». Взрослый дует на листочки так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Затем предлагает ребенку поймать бабочек и посадить их на лужок.
Занятие 14
Цель:
Развитие словесно-логического мышления
Развитие активного внимания, быстроты реакции
Развитие воображения, связной речи.
1.Игровое упражнение «Без чего не бывает?»
Цель: выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие не существует. Подробно объяснить свой выбор. Для удобства анализа ряда понятий взрослый может, называя по одному слову, каждый раз уточнять с ребёнком, важна ли данная деталь для отражения основных свойств объекта.
Например: (огород). Без теплицы может быть огород? А без пугала? И т. п.
ОГОРОД: пугало, теплица, грядки, забор, участок, сорняки.
САД: забор, фруктовые деревья, собака, скамейки.
УЛИЦА: дорога, дома, фонари, люди, магазины.
ЛЕС: ягоды, грибы, звери, цветы, деревья, птицы.
МОРЕ: пляж, солёная вода, песок, отдыхающие, рыбы.
РЕКА: лодки, течение, берег, вода, рыбак, рыба.
2.Игровое упражнение «Отгадай слово» (предмет, фрукт, сказочного героя).
Педагог задумывает какое-то слово, а ребенок задает наводящие вопросы, пытаясь угадать его. По правилам игры, отвечать на любой вопрос можно только «да» или «нет». Например, что бывает сладким (красным, круглым, горячим)?
Играющие, чередуясь, называют предметы, отвечающие этой характеристике. Кто первым быстро не сможет подобрать очередное слово, тот проиграл.
3.Игра «Гляди, сколько нужно».
Участвующих в игре детей ввести в комнату и дать им возможность осмотреться в течение 5-7 минут. После этого предложить перейти в другое помещение и спросить, какие 20 различных предметов они видели в той комнате, какую посуду, одежду и пр.
4. Игровое упражнение «Сочиняем сказку вместе»
Взрослый начинает рассказывать сказку, ребенок продолжает, затем опять вступает
педагог и т. д. Итогом совместных усилий часто становятся очень занимательные или смешные истории.
5. Игровое упражнение «Найди 10 отличий»
6.Игровое упражнение «Зашифрованное послание»
Взрослый рисует в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру или букву и предлагает ребенку угадать, что он написал. После этого предлагает ребенку самому «порисовать» в воздухе.
7.Игра «Карлики и великаны»
Детям предлагают по команде «карлики» присесть, по команде «великаны» - встать. Постепенно темп игры ускоряется. Тот кто ошибется 3 раза - выходит из игры.
8.Головоломка
Переставь буквы в словах и прочитай считалочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников как фактор социальной адаптации.
Опыт работы ДОУ по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников как фактора социальной адаптации...

"Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей, культурой народов Прибайкалья»
Мастер-класс для педагогов ДОУ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Использование дидактических сказок по валеологии- как средства развития познавательных способностей у старших дошкольников
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:Использование дидактических сказок по валеологии- как средства развития познавательных способностей у старших дошкольниковЯ хочу познакомить вас со своим опытом работы...

Консультация для воспитателей Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у старших дошкольников
Консультация для воспитателей Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у старших дошкольников...

Применение Гекс-технологии в развитии когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Статья адресована педагогам дошкольных учреждений....

Методическое пособие «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников посредством игры в шахматы»
Данное методическое пособие посвящено игре в шахматы как средству развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников. Представленные в пособии игры...

Мастер класс « Развитие технических способностей у старших дошкольников в процессе игры с конструктором»
Цель: развитие родительской компетенции по организации конструирования с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях....



























































































