Консультация для воспитателей Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у старших дошкольников
консультация

Кучеренко Татьяна Григорьевна

Консультация для воспитателей Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №22»  ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                                                                                                                           

 

«Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у старших дошкольников»

 

консультация для воспитателей

                                                                                         Составлена  

воспитателем  

Кучеренко Т.Г.

с. Левокумское

 2020 - 2021 уч.г.

Дидактическая игра широко используется педагогами как средствовоспитания и обучения. Она способствует, расширению представлений,закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также внепосредственном опыте детей.Концепция дошкольного воспитания ориентирует педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через«...реализацию специфических возрастных возможностей психическогоразвития дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности.В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми ипостроения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, вниманиеученых и практиков обращено к игровой деятельности. Каждый период жизни и развития ребенка характеризуетсяопределенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходяткачественные изменения в психике детей, формируются и развиваютсяосновные психические процессы и свойства личности, появляютсяпсихические новообразования, характерные именно для данного конкретноговозраста: в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельностиявляется непосредственно-эмоциональное общение; в раннем детстве (от 1года до 3 лет) - предметная деятельность; в дошкольном (от 3-6,7 лет) -игровая.Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, чтодети отражают в ней различные стороны жизни, особенностивзаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающейдействительности. Игра - средство познания ребенком действительности.Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методыформирования познавательных способностей старших дошкольников,позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сутиявляется дидактической игрой.В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придаетсябольшое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллектподрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практикиработы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работепедагогов-воспитателей в целом.Дидактическая игра:- способствует развитию познавательных способностей; получениюновых знаний, их обобщению и закреплению;- способствует усвоению общественно выработанных средств и способов умственной деятельности;- обеспечивает расчленение сложных явлений на простые и обобщение единичных;- осуществляет аналитическую и синтетическую деятельность;- приносит большую пользу тем, что учат детей применять имеющиесязнания в новых условиях.По мнению исследователей, дидактическая игра обогащаетчувственный опыт ребенка, развивая при этом его умственные способности(умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явленияокружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).Дидактическая игра - незаменимое средство преодоления различныхзатруднений в умственной деятельности у отдельных детей.Дидактические игры способствует развитию речи детей: пополняется иактивизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение,развивается связная речь. Ряд игр с успехом используется для развитияфонематической стороны языка: увлекательное игровое действие побуждаетдетей к многократному повторению одного и того же звукосочетания. Такоеповторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самойигрой. Дошкольники исполняют роль птицы или роль движущегоавтомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводитнужные звуки, тем полнее педагогический эффект.Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловленысодержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют оченьбольшую роль - они определяют характер и способ действий, организуют инаправляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Правила,используемые в дидактической игре, являются критерием правильностиигровых действий, их оценки. Выражение детей «Он играет не по правилам»отражает отношение их к правилу игры как к чему-то незыблемому.В ходе дидактической игры происходит познание взаимоотношениймежду детьми, взрослыми, в ней ребенок проявляет чуткое отношение ктовариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,помогать в беде и т.д. Это способствует социально-нравственному развитиюребенка-дошкольника.Совершая какое-либо действие в игре, ребенок думает, насколько онокрасиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретнойситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи,происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновеннойпередаче художественного образа.Дидактическая игра имеет определенный результат, который являетсяфиналом игры. Например, отгадывание загадок, выполнение поручений,игровых заданий, проявление смекалки является результатом игры ивоспринимается детьми как достижение.Для воспитателя результат игры всегда является показателем успеховдетей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характеревзаимоотношений. В дидактических играх, применяемых в советскихдетских садах, результатом игры не может быть «выигрыш», полученный витоге удачи, обмана, присвоения права другого и т. д.Дидактическая игра делает процесс обучения более легким,занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре,решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.Дидактическая игра создается в целях обучения и формированияпознавательных способностей. И чем в большей мере она сохраняет признакиигры, тем в большей мере она доставляет детям радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности и коммуникативных навыков"

В консультации кратко описана роль дидактической игры в познавательном развитии детей....

Консультация для воспитателей "Музыкальная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

В консультации  "Музыкальная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста" раскрывается значение музыкальных игр для развития творческого потен...

Статья.Дидактические игры как средство формирования произвольности поведения у старших дошкольников.

В многочисленных психологических исследованиях доказано, что формирование у детей навыков и привычек организованного поведения, умения действовать по инструкции, способности без посторонней помощи вза...

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста".

Основной способ познания для ребенка - ваши рассказы, ответы на его вопросы, а также ваши вопросы к нему. При поиске ответа нужно размышлять вслух вместе с ребенком. С 4 лет с ребенком необходимо бесе...

Конспект ООД на тему "Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей детей" (старшая группа)

Конспект организованной  образовательной деятельности  на тему "Дидактические игры, как средство развития познавательных  способностей детей"  для детей старшего дошкольн...

Консультация для педагогов "Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способнос...