Консультация для воспитателей "Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности и коммуникативных навыков"
консультация по теме

Каравашкина Любовь Анатольевна

В консультации кратко описана роль дидактической игры в познавательном развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyuba_-_d._igra.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности и коммуникативных навыков.

Особенности организации дидактической игры у детей с речевыми нарушениями

«Игра  порождает радость,

свободу, довольство, покой в себе

и около себя, мир с миром»

Фридрих Фребель

1. Всем собравшимся, хорошо известно, что со  вступлением в силу ФЗ "Об образовании в РФ" дошкольные организации стали одним из уровней общего образования со всеми вытекающими отсюда последствиями. К образовательной сфере предъявляют свои требования и общество, и государство. Слайд 2.

  Дошкольное образование - фундамент всей системы образования. Поэтому очень важно сделать это основание прочным. А начинать нужно именно с грамотной организации деятельности по внедрению ФГОС ДО.

2. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. Слайд 3.

3. Ключевой  линией дошкольного детства согласно  ФГОС ДО является приобщение ребёнка к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру.

4. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Обучение должно входить  в  его жизнь через ворота детской игры.

5. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка.  Она имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослые другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтоб эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Слайд 4.

6. Однако, надо помнить, что в  процессе взаимодействия педагог занимает двойственную позицию: с одной стороны, он является равноправным партнёром в совместной деятельности, а с другой, - остаётся взрослым, открывающим детям новые страницы «книги жизни».

При этом надо отметить, что  игре присущи черты:

1) Всё, что относится к игре, находится в едином игровом пространстве, служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности.

2) Взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения.

7. Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям овладении письмом (дисграфии), дислексии, несформированностям счетных операций, слабому овладению грамматикой. Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается дидактические игры «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизинера», «Шнуровка», «Мозаика», направленные на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития (формирование мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности, мотивационной сферы). Слайд 5.

8. Дидактические игры, направленные на развитие познавательной сферы, могут быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки. К таким играм можно отнести «Исправь ошибки Незнайки!», «Торт», «Откуда хлеб пришёл?», «Кто больше назовёт …».

9. В процессе обучения необходимо сочетать игры, направленные на развитие различных познавательных функций. Например: в течение одного занятия предъявляются задания на развитие моторной сферы и внимания, такие как «Лужи», «Сапожки», «Ракета» и другие. Для того чтобы занятия дали максимальный результат, рекомендуется использовать различные игры, как индивидуальные, так и групповые, повышающие заинтересованность ребенка в достижении результата и в самом процессе деятельности, вовлекающие в процесс познавательной деятельности эмоциональные и личностные аспекты детей данного возраста. Большое значение придается развитию произвольного внимания, коммуникативно-речевой активности, организации речевого поведения в группе.

10. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен ласково прикоснуться к каждому малышу, погладить его, взять за руку этому способствуют игры: «Песочный телеграф»,  «Как зовут тебя, дружочек?», «Эстафета доброты».

11. При этом педагогу необходимо и важно помнить, что у каждого человека – и  у ребенка в том числе – свои  особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие — на более «длинной».

12. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. Но чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника, именно в дидактических играх выявляются черты характера ребёнка, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность, так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость. Причем от предпочтения ребенком той или иной игры зависит яркость проявления его индивидуальности. К этим играм относятся: «Головомяч», «Небоскрёб», «Змейка».

13. Дидактическая игра как метод обучения используется:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения лексической  темы;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве ООД (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

14. У детей с задержкой речевого развития отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро утомляются. Это требует более широкого включения в процесс обучения методов, вызывающих познавательный интерес. Игровые методы часто используются для закрепления пройденного в таких играх, как «Четвёртый лишний», «Один-много..», «Назови ласково», «Какой, какая, какое, какие?».

15.  Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ, СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НА ООД ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ

Новая модель организации образовательного процесса  предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (ООД и режимные моменты). Исходя из возра...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средство...

Развивающая среда ДОУ «Многофункциональная ширма - средство развития познавательных интересов и коммуникативных навыков»

Многофункциональная напольная ширма, несмотря на свое довольно прозаичное название,  является очень интересным предметом интерьера детского сада, а  главное, многофункциональная ширма...

Консультация для педагогов "Напольные игры как средство развития познавательной активности у дошкольников"

Движение является биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребенок не может правильно развиваться и расти здоровым.Проблема снижения двигательной активности в наше вр...