Развивающая среда ДОУ «Многофункциональная ширма - средство развития познавательных интересов и коммуникативных навыков»
методическая разработка (старшая группа)

Завьялова Елена Анатольевна

  Многофункциональная напольная ширма, несмотря на свое довольно прозаичное название,  является очень интересным предметом интерьера детского сада, а  главное, многофункциональная ширма  соответствует  всем требованиям ФГОС ДО предъявляемым к развивающей  предметно-пространственной среды группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников

Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка

«Многофункциональная ширма - средство развития познавательных интересов и коммуникативных навыков»

Автор : Завьялова Е.А.

ГБДОУ детский сад №13

Группа № 8

Санкт – Петербург 2019

Актуальность:

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО),   вопрос  организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день является особо актуальным.

  Многофункциональная напольная ширма, несмотря на свое довольно прозаичное название,  является очень интересным предметом интерьера детского сада, а  главное, многофункциональная ширма  соответствует  всем требованиям ФГОС ДО предъявляемым к развивающей  предметно-пространственной среды группы.

 Насыщенность среды – обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность, эмоциональное благополучие и возможность самовыражения детей.

Трансформируемость - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том  числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность - возможность разнообразного использования,

Доступность – свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям, которые хранятся в карманах ширм.

Вариативность - . наличие различных пространств для деятельности детей и уединения, свобода выбора разнообразных материалов, игр и игрушек; периодическая сменяемость материалов, стимулирующих разнообразную детскую активность.

Безопасность – соответствует всем элементам и требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Основное предназначение ширмы – это зонирование пространства. Что соответствует одному из принципов, прописанных в «Концепции по дошкольному воспитанию» (изложены 8 принципов построения развивающей среды в дошкольных учреждениях).  

Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Цель данного пособия:  создание условий для развития игровой деятельности детей,  познавательной мотивации, интересов и коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности

Основные задачи: 

  • Способствовать развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций
  • Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, используя для этого, реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.
  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре.
  • Дать детям возможность получать положительные эмоции и удовольствие от процесса игры.

Дидактическая ценность: 

Многофункциональная ширма используется как средство обучения и воспитания детей  с целью формирования мотивации и поддержки детской инициативы в решении проблемных ситуаций.  Способствует развитию познавательной деятельности    и интеллектуальных операций

Ширма №1 «Город» - « Авто- центр»,

Описание:

Ширма изготовлена из пластиковых труб. Состоит из 4-х частей. Части ширмы скреплены между собой пластиковыми креплениями, которые позволяют легко разворачивать, сворачивать и размещать в разных уголках группы. Все части  ширмы сшиты из ткани, на которой сделана аппликация с объемными элементами и карманами, полотно крепится липучками что способствует быстрому снятию полотна и его замене при необходимости . Каждая часть имеет свой смысловой элемент:                                                                                                                                                                                      На внешней стороне, на всех 4-х  частях сделана аппликация «Город» для строительных игр и  игр по правилам дорожного движения.    

 На внутренней «Авто- центр»

Первая створка – Пожарный  щит.

Вторая створка– Мойка для машин

Третья  створка - Ремонтная мастерская

Четвертая створка  - Авто-заправка

  Для организации сюжетно – ролевой игры есть карманы из ткани. Дети могут  использовать кармашки и по своему желанию, применять различные игровые атрибуты в соответствии с замыслом своей игры.

«Гараж», «Ремонт машин», « Ремонт в доме», «Пожарные», «Строительный супермаркет» идр.

Ширма №2 «Уголок уединения» - « Квартира»

Описание:

Ширма изготовлена из пластиковых труб. Состоит из 4-х частей. Части ширмы скреплены между собой пластиковыми креплениями, которые позволяют легко разворачивать, сворачивать и размещать в разных уголках группы. Все части  ширмы сшиты из ткани, на которой сделана аппликация с объемными элементами и карманами, полотно крепится липучками что способствует быстрому снятию полотна и его замене при необходимости . Каждая часть имеет свой смысловой элемент.

На внешней стороне, на всех 4-х  частях сделана аппликация «Сказочная страна» используется как уголок уединения, где ребёнок может полежать на матрасике, отдохнуть, побыть один, к нему прилагаются: коврик, подушки, мягкие игрушки идр.

 Предназначенный для организации сюжетно – ролевой игры « Семья»  

На внутренней «Квартира»

Первая створка – Прихожая .  

Вторая створка– Кухня

Третья  створка - Комната

Четвертая створка  - Спальня

Для организации сюжетно – ролевой игры есть карманы из ткани, сумочки с молниями, в которых находятся игровые атрибуты. Дети могут  использовать кармашки и по своему желанию, применять различные игровые атрибуты в соответствии с замыслом своей игры.

С помощью многофункциональных ширм возможно, реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Дети, и мальчики, и девочки, играя и общаясь вместе, могут проявлять и свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему полу. Именно в сюжетно – ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ухаживают за своими детьми (куклами), следят за порядком в доме, занимаются приготовлением пищи. Мальчики – ремонтируют, строят, служат в Армии, занимаются спортом, защищают Родину, оберегают девочек. В игре формируются нравственные качества детей: надёжность, трудолюбие, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков. Доброта, нежность, терпеливость, радушие, уважение к мальчикам ( мужчинам) – у девочек.

Ожидаемые результаты:

Возникновение самостоятельной сюжетно – ролевой игры.

Дети активны, играют дружно, умеют договариваться и распределять роли.

Дети способны действовать в соответствии с выбранной ролью, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители.

Дети могут действовать в реальной и воображаемой ситуации.

Обеспечение благоприятного психо – эмоционального климата в группе.

Создание условий для развития мышления, психических процессов ребёнка.

Многофункциональная ширма может использоваться в любых дошкольных образовательных учреждениях.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности и коммуникативных навыков"

В консультации кратко описана роль дидактической игры в познавательном развитии детей....

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым.  Именно этот возраст является наиболее благоприятным...

Материал на городской Фестиваль методических идей и проектов молодых педагогов "Разбуди талант!" по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

Материал на конкурс в номинации: «Моя методическая идея» по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...

Образовательная деятельность по развитию познавательного интереса и исследовательских навыков (старшая группа с ОНР) Тема: «Осадки»

Образовательная деятельность по развитию познавательного интереса и исследовательских навыков (старшая группа с ОНР)Тема: «Осадки»...

Методическое пособие «Экспериментирование как средство развития познавательного интереса и познавательной активности у дошкольников» Для детей младшего и старшего дошкольного возраста

Данное методическое пособие представляет собой разработку, содержащую теоретический и практический материал по организации экспериментальной деятельности в ДОУ. Пособие предназначено воспитателям и ро...

Семанар-практикум для родителей Развитие познавательных интересов и практических навыков у детей 5-7 лет с нарушением речи

Семинар-практикум для родителей на тему:«Формирование познавательного интереса у детей 5-7 лет с нарушением речи»При изучении познавательного интереса у дошкольников, который, по свое...