Развивающая среда ДОУ «Многофункциональная ширма - средство развития познавательных интересов и коммуникативных навыков»
методическая разработка (старшая группа)
Многофункциональная напольная ширма, несмотря на свое довольно прозаичное название, является очень интересным предметом интерьера детского сада, а главное, многофункциональная ширма соответствует всем требованиям ФГОС ДО предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среды группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Многофункциональная напольная ширма | 653.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников
Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Методическая разработка
«Многофункциональная ширма - средство развития познавательных интересов и коммуникативных навыков»
Автор : Завьялова Е.А.
ГБДОУ детский сад №13
Группа № 8
Санкт – Петербург 2019
Актуальность:
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день является особо актуальным.
Многофункциональная напольная ширма, несмотря на свое довольно прозаичное название, является очень интересным предметом интерьера детского сада, а главное, многофункциональная ширма соответствует всем требованиям ФГОС ДО предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среды группы.
Насыщенность среды – обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность, эмоциональное благополучие и возможность самовыражения детей.
Трансформируемость - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность - возможность разнообразного использования,
Доступность – свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям, которые хранятся в карманах ширм.
Вариативность - . наличие различных пространств для деятельности детей и уединения, свобода выбора разнообразных материалов, игр и игрушек; периодическая сменяемость материалов, стимулирующих разнообразную детскую активность.
Безопасность – соответствует всем элементам и требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Основное предназначение ширмы – это зонирование пространства. Что соответствует одному из принципов, прописанных в «Концепции по дошкольному воспитанию» (изложены 8 принципов построения развивающей среды в дошкольных учреждениях).
Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Цель данного пособия: создание условий для развития игровой деятельности детей, познавательной мотивации, интересов и коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности
Основные задачи:
- Способствовать развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций
- Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, используя для этого, реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре.
- Дать детям возможность получать положительные эмоции и удовольствие от процесса игры.
Дидактическая ценность:
Многофункциональная ширма используется как средство обучения и воспитания детей с целью формирования мотивации и поддержки детской инициативы в решении проблемных ситуаций. Способствует развитию познавательной деятельности и интеллектуальных операций
Ширма №1 «Город» - « Авто- центр»,
Описание:
Ширма изготовлена из пластиковых труб. Состоит из 4-х частей. Части ширмы скреплены между собой пластиковыми креплениями, которые позволяют легко разворачивать, сворачивать и размещать в разных уголках группы. Все части ширмы сшиты из ткани, на которой сделана аппликация с объемными элементами и карманами, полотно крепится липучками что способствует быстрому снятию полотна и его замене при необходимости . Каждая часть имеет свой смысловой элемент: На внешней стороне, на всех 4-х частях сделана аппликация «Город» для строительных игр и игр по правилам дорожного движения.
На внутренней «Авто- центр»
Первая створка – Пожарный щит.
Вторая створка– Мойка для машин
Третья створка - Ремонтная мастерская
Четвертая створка - Авто-заправка
Для организации сюжетно – ролевой игры есть карманы из ткани. Дети могут использовать кармашки и по своему желанию, применять различные игровые атрибуты в соответствии с замыслом своей игры.
«Гараж», «Ремонт машин», « Ремонт в доме», «Пожарные», «Строительный супермаркет» идр.
Ширма №2 «Уголок уединения» - « Квартира»
Описание:
Ширма изготовлена из пластиковых труб. Состоит из 4-х частей. Части ширмы скреплены между собой пластиковыми креплениями, которые позволяют легко разворачивать, сворачивать и размещать в разных уголках группы. Все части ширмы сшиты из ткани, на которой сделана аппликация с объемными элементами и карманами, полотно крепится липучками что способствует быстрому снятию полотна и его замене при необходимости . Каждая часть имеет свой смысловой элемент.
На внешней стороне, на всех 4-х частях сделана аппликация «Сказочная страна» используется как уголок уединения, где ребёнок может полежать на матрасике, отдохнуть, побыть один, к нему прилагаются: коврик, подушки, мягкие игрушки идр.
Предназначенный для организации сюжетно – ролевой игры « Семья»
На внутренней «Квартира»
Первая створка – Прихожая .
Вторая створка– Кухня
Третья створка - Комната
Четвертая створка - Спальня
Для организации сюжетно – ролевой игры есть карманы из ткани, сумочки с молниями, в которых находятся игровые атрибуты. Дети могут использовать кармашки и по своему желанию, применять различные игровые атрибуты в соответствии с замыслом своей игры.
С помощью многофункциональных ширм возможно, реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Дети, и мальчики, и девочки, играя и общаясь вместе, могут проявлять и свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему полу. Именно в сюжетно – ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ухаживают за своими детьми (куклами), следят за порядком в доме, занимаются приготовлением пищи. Мальчики – ремонтируют, строят, служат в Армии, занимаются спортом, защищают Родину, оберегают девочек. В игре формируются нравственные качества детей: надёжность, трудолюбие, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков. Доброта, нежность, терпеливость, радушие, уважение к мальчикам ( мужчинам) – у девочек.
Ожидаемые результаты:
Возникновение самостоятельной сюжетно – ролевой игры.
Дети активны, играют дружно, умеют договариваться и распределять роли.
Дети способны действовать в соответствии с выбранной ролью, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители.
Дети могут действовать в реальной и воображаемой ситуации.
Обеспечение благоприятного психо – эмоционального климата в группе.
Создание условий для развития мышления, психических процессов ребёнка.
Многофункциональная ширма может использоваться в любых дошкольных образовательных учреждениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности и коммуникативных навыков"
В консультации кратко описана роль дидактической игры в познавательном развитии детей....
Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым. Именно этот возраст является наиболее благоприятным...
Материал на городской Фестиваль методических идей и проектов молодых педагогов "Разбуди талант!" по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»
Материал на конкурс в номинации: «Моя методическая идея» по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста...
Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...
Образовательная деятельность по развитию познавательного интереса и исследовательских навыков (старшая группа с ОНР) Тема: «Осадки»
Образовательная деятельность по развитию познавательного интереса и исследовательских навыков (старшая группа с ОНР)Тема: «Осадки»...
Методическое пособие «Экспериментирование как средство развития познавательного интереса и познавательной активности у дошкольников» Для детей младшего и старшего дошкольного возраста
Данное методическое пособие представляет собой разработку, содержащую теоретический и практический материал по организации экспериментальной деятельности в ДОУ. Пособие предназначено воспитателям и ро...
Семанар-практикум для родителей Развитие познавательных интересов и практических навыков у детей 5-7 лет с нарушением речи
Семинар-практикум для родителей на тему:«Формирование познавательного интереса у детей 5-7 лет с нарушением речи»При изучении познавательного интереса у дошкольников, который, по свое...