Образовательная деятельность по развитию познавательного интереса и исследовательских навыков (старшая группа с ОНР) Тема: «Осадки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пушкарева Инна Анатольевна

Образовательная деятельность по развитию познавательного интереса и исследовательских навыков

 (старшая группа с ОНР)

Тема: «Осадки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osadki_nod.docx45.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Мира ул., д. 18/4, г. Югорск, 628260

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

Тюменская область,

Телефон / факс (834675) 2-15-91

Образовательная деятельность по развитию познавательного интереса и исследовательских навыков

 (старшая группа с ОНР)

Тема: «Осадки»

Автор – составитель:

Пушкарёва Инна Анатольевна,

воспитатель

высшей квалификационной категории

г. Югорск, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа

Образовательная деятельность с воспитанниками группы компенсирующей направленности осуществляется на основании основной образовательной программы «Детский сад комбинированного вида «Радуга», разработанной в соответствии требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, проекта примерной образовательной программы «Радуга», под редакцией Е.В. Соловьёвой, коррекционной программы «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада», Т.Б. Филичева Чиркина Г.В.

Характеристика контингента воспитанников группы

Количественная характеристика: тип группы: компенсирующий; группу посещают дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет): 4 мальчиков, 8 девочки.

Социальная характеристика: социальный статус каждого ребенка определяется объединением детей в микрогруппы на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности (рисованию, ручному труду и другое), отмечается достаточно высокий уровень культуры общения детей со взрослыми и сверстниками, умение договариваться, сформированы навыки коллективной работы.

Психологическая характеристика: интересы дошкольников группы выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Дети самостоятельно умеют создать игровые ситуации. Ребята в старшем дошкольном возрасте стали избирательны во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм.

Уровень развития: по результатам мониторинга прошедшего учебного года отмечается положительная динамика детского развития детей данной группы: начало года – 87%, конец года – 91%; преобладает оптимальный и высокий уровень освоения образовательной программы ДОУ: оптимальный – 3 человека (24%), высокий – 7 человек (48%), средний - 2 человека (28%), низкий 0 человек (0%)

Тема непосредственно – образовательной деятельности

«Осадки»

Реализуемые образовательные области в ходе непосредственно образовательной деятельности

В ходе представленной непосредственно образовательной деятельности реализуется область «познавательное развитие» через интеграцию с образовательной областью «социально – коммуникативное развитие». «Познавательное развитие» с детьми старшей дошкольной группы реализуется непосредственной образовательной деятельности - «Познавательное» (1 раз в неделю), «Формирование элементарных и математических представлений» (1 раз в неделю).

Программное содержание организации непосредственно – образовательной деятельности по образовательным областям

Познавательное развитие: систематизация и расширение представлений об объектах окружающего мира, развитие познавательных действий и творческой активности.

Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности действий.

Предполагаемые образовательные результаты

Дети увлечены и заинтересованы на протяжении занятия, охотно вступают в общение, отвечают на вопросы, проявляют интерес к исследовательской деятельности. С активным интересом выполняют задания, проявляют эмоциональную отзывчивость, предлагают (детские) методы для достижения результата, используют обобщающие слова в речи.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация:

Познавательный процесс невозможен без способностей, которые позволяют устанавливать причинно – следственные связи при взаимодействии объектов, также как и от умения правильно задавать вопросы в значительной степени зависит эффективность решения проблемы.

Уточняющие вопросы

Верно ли что? Надо ли создавать? Должен ли? Правда, что? Цель этих вопросов — уточнить информацию, их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении. «Верно ли, что туча состоит из воды?»

Восполняющие.

Когда? Какие? Это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения: «Когда появилась туча?», «Какие бывают тучи?»

Описательные.

Что? Где? Как? Кто?

Это вопросы с помощью которых можно узнать о свойствах (признаках)объекта цвет, форма, величина…

Оценочные.

Что лучше? Что правильнее? Эти (???) помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам - «Почему светлая туча безопаснее, чем темная?»

Цель: 

создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной и исследовательской активности, через умение устанавливать причинно – следственные связи, а также способствовать умению постановки вопросов детьми.

Задачи:  

- способствовать формированию умений устанавливать причинно – следственные связи и нахождению взаимодействующих признаков объектов; уточнять понятия о том, что за причиной всегда идет следствие и всегда причина влияет на следствие, а следствие изменяет причину – взаимовлияние признаков;

- способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или явлениям;

упражнять в умении составлять предложения с использованием сложно - подчиненных союзов;

развивать умение детей получить необходимую информацию через исследование объекта или явления, грамотно и умело ставить вопросы, эффективно влияющие на решения проблемы.

обогащать и развивать словарный запас детей с ОНР путём накопления новых словоформ, развивать умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;

развивать диалогическую речь.

Образовательные области: 

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Активные виды деятельности:

познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование): установление причинно – следственных связей.

беседа, игровая деятельность;

коммуникативная деятельность.

Материалы и оборудование:

оборудование для экспериментирования, картинки с изображениями осадков, модель таблицы –алгоритма составления причинно – следственных связей, модели вопросов.

Предварительная работа:

рассматривание объектов - осадки, обсуждение их специфических характеристик, работа с интернет ресурсами о явлении природы (теплый, холодный, ледяной дождь), анализ ситуаций, в которых дошкольники сами устанавливают причинно – следственные связи.

Ход образовательной деятельности с применением эффективности интеграции образовательных областей через активные виды детской деятельности

Этапы НОД

Активные формы деятельности

Действия участников НОД

Приветствие

- Уважаемые гости. Сегодня я вам предлагаю стать активными участниками нашей деятельности, приняв на себя роль воспитанников. Нам необходимо 4 человека. Кто желает? Ребята, подходите и выбирайте себе пару из взрослого.

1.Мотивация. Погружение в тему

(2мин.)

Развивающая игра «Мои друзья -  осадки».

- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Мои друзья».  

- Сегодня мои друзья осадки, выпадающие из

тучи:- дождь, снег, град, снежная крупа;

- из воздуха: туман, изморозь, роса, иней, гололед.

- назовите жидкие осадки

- твердые осадки.

2.Постановка детьми цели

(3мин.)

Постановка проблемных вопросов

Беседа

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (зима).

- Какое время года было перед зимой? (осень).

- Какой осадок чаще всего выпадал осенью? (дождь).

 Ребята, скажите, верно ли утверждение:

- «Дождь идет только на улице. В домашних условиях дождь создать нельзя!» (варианты ответов детей)

- Давайте подумаем, как сделать дождь дома?

Предлагайте свои варианты (из лейки, с помощью рта и др.).

- Я предлагаю сейчас это выяснить экспериментальным путем.

3.Совместная деятельность детей и педагога

(6мин.)

4.Двигательная групповая и индивидуальная деятельность детей (2мин.)

(игра- физкультминутка)

Опыт № 1- при помощи воды изо рта

(стакан с водой, горшок с цветком)

Мини - вывод

Опыт №2 – при помощи лейки

Опыт №3 Конденсат

Д/и «Веселые человечки»

(моделирование жидкого, твердого и агрегатного состояний воды).

-Наберите из стакана в рот воды и попробуйте полить цветок, как дождик. Пока Егор набирает в рот воды и идет к нам, вода во рту изменяется по температуре?  

-Какая вода во рту по температуре? (теплая)

- Скажите, получилось у вас сделать дождь? (да)

-Какой получился дождь по температуре? (теплый)

- Как вы думаете, как еще можно получить дождь? (при помощи лейки)

- Давайте и мы сейчас при помощи лейки сделаем дождь (таз, лейка с холодной водой).

- У нас какой получился дождь по температуре? (холодный)

- Ребята, есть у вас еще варианты?

- Я предлагаю вам вот какой опыт.

- Возьмем емкость с очень горячей водой, лед и небольшой железный разнос. Положим лед на разнос, а разнос поставим сверху емкости.

-Пока собирается наш дождик, предлагаю подойти к классификационному пособию.

-Напомните мне, пожалуйста, как выглядят твердые, жидкие, газообразные человечки? (показ детей).

- Давайте посмотрим, ребята, образовались ли капли дождя в этом опыте?

- Получилось у нас сделать дождь? (получилось)

- Снизу теплый воздух, сверху холодный. Какой у нас получился дождь по температуре? (ледяной). В природе так же: если с земли поднимается теплый воздух, а из туч- сыпется крупа или снег, то при встрече они образуют ледяной дождь.

4.Самостоятельная деятельность детей (3мин.)

Коммуникативная деятельность с использованием наглядной информации

(Приложение 1 – модель алгоритма установления причинно-следственных связей)

Познавательно-исследовательская деятельность: установление причинно – следственных связей в процессе заполнения модели -  алгоритма установления причинно-следственных связей.

 

- Ребята, скажите, можно ли объяснить любое происходящее событие или явление? Как? (установить причину, выяснить следствие).

- Вы видите на столе таблицы причинно – следственных связей и карточки объектов и явлений. Сейчас мы с вами попробуем установить причину и следствие. Напомните мне правило (алгоритм) определения причинно - следственных связей:

1.        Выбираем объект

2.        Находим причину и следствие

3.        Ставим мостик с использованием «помощников»

4.        Составляем предложение

Картинка причины

Мостик

Картинка следствия

Объект I

картинка

(слово+значение)

поэтому

Объект II

картинка

1пара:

Пошел теплый дождь, поэтому дети по лужам бегают босиком;

2пара:

Пустился холодный дождь – поэтому дети одеты тепло;

3пара:

Прошел ледяной дождь – поэтому скованы льдом растения и объекты.

Вывод: -благодаря какому признаку возникли эти причинно – следственные связи? (температура).

-Ребята, скажите, а может несколько причин привести к одному следствию?  

- Перед вами на столе лежат картинки объектов под дождем. Подойдите, возьмите себе понравившуюся картинку и придумайте несколько причин, почему объект оказался в такой ситуации. (Перед детьми сюжетная картинка – например: промокший щенок под дождем). Проведите 2-3 стрелки слева направо к картинке. Это будут варианты причин (ребенок называет – взрослый записывает его варианты причин словами: заблудился, потерялся, бездомный, выгнали, потерял маму).

5.Совместная деятельность детей и педагога

Познавательно – речевая деятельность – Умение детей получить  информацию о явлении или объекте, через постановку вопросов.

Д/и «Вопросы для тучки»

-Ребята, я приглашаю вам подойти к нашей «полянке» вопросов. 

- Мы сегодня много говорили об осадках. - Скажите, из чего идет дождь? (из тучи).

- Я предлагаю поиграть в игру «Вопросы для тучки».

Алгоритм

составления вопроса:

- Я тучка. Выберите вопрос на дорожке и задайте его мне (можно задавать вопросы гостям).

Вопрос обязательно должен состоять из 3 слов и содержать вопросное слово, объект и имя признака. Например: «Какая туча ты по размеру?»

Вопросное слово

Объект (О)

Имя признака

Какая (восполняющий)

тучка

по размеру

Правда ли (верно ли)

(уточняющий)

тучка

по действию (ты всегда плачешь)

Где?

(описательный)

тучка

по месту (ты спишь)

Что лучше?

(оценочный)

тучка

по количеству (когда ты одна или когда ты с друзьями) 

Уточняющие вопросы.

Напомните мне вопросные слова:

Верно ли что? Надо ли создавать? Должен ли? Правда, что? Цель этих вопросов — уточнить информацию, их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении. «Верно ли, что туча состоит из воды?»

Восполняющие.

Когда? Какие? Какая? Это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения: «Когда появилась туча?», «Какие бывают тучи?»

Описательные.

Что? Где? Как? Кто?

Это вопросы, с помощью которых можно узнать о свойствах (признаках)объекта цвет, форма, величина…

Оценочные.

Что лучше? Что правильнее? Эти (???) помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам - «Почему светлая туча безопаснее, чем темная?»

6. Подведение итогов

Рефлексия.

- Ребята, скажите - можно ли в домашних условиях сделать дождь? (да, можно).

- Какой способ получения дождя дома вам понравился больше всего? (ответы детей).  -- Можно ли объяснить любое происходящее событие или явление? Как? (установить причину, выяснить следствие).

- Я знаю еще один способ сделать дождь в домашних условиях. Для этого нам понадобится папина пена для бритья, прозрачная емкость, синяя краска и вода. Вам интересно попробовать сделать дождь таким способом? Это мы с вами проделаем на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в средней группе

Конспект непосредственной образовательной деятельнлстипо развитию познавательных способностей и речи в средней группе."По тропинкам русской народной сказки "Гуси-лебеди"...

Учебно-методический материал "Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в подготовительной группе"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи и рисованию «Мы любим зиму»  в подготовительной группе. ...

Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 2-ой младшей группы по лексической теме «Я – человек!».

 Формировать представление о своем теле.  Закрепить название частей тела.   Развивать умения различать и называть органы чувств (глаза, нос, рот, уши).    Создать игров...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в средней группе на тему: «Я расту здоровым»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в средней группе на тему: «Я расту здоровым»...