Учебно-методический материал "Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в подготовительной группе"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Костина Елена Юрьевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи и рисованию «Мы любим зиму»  в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи и рисованию «Мы любим зиму»  в подготовительной группе.
Программное содержание.

1. Систематизировать знания детей о зиме - как времени года, зимних явлениях природы, зимних видах спорта и зимних развлечениях.

2. Совершенствовать умение построения диалога с использованием схем составления связного высказывания.

3. Совершенствовать умения подбирать родственные слова к словам: снег и лед.

 4. Совершенствовать навыки рисования цветными карандашами по замыслу

 5. Воспитывать эстетический вкус, творческую фантазию. Воспитывать любовь к природе.

Коррекционные задачи.

1. Совершенствовать четкое произношение сложных слов: ледоруб, снегокат, снегоход, ледянка.

2. Развивать навыки контроля и самоконтроля при построении развернутых ответов, а также самостоятельное проявление творчества.

Индивидуальная работа.

1. Активизировать на занятии  Артура.

2. Воспитывать чувство сдержанности у Вероники.

Словарная работа.

1. Обогатить речь детей словами: интервью, корреспондент, респондент.

Методы и приемы:

-беседа;

- вопросы;

-загадки;

- сюрпризный момент;

- интервьюирование;

- создание проблемной ситуации;

- рассматривание иллюстраций;

- элементы ТРИЗ

-поощрения.

Предварительная работа:

1. Просмотр мультфильма «Снежная Королева».

2. Проведение дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, тематических бесед, направленных на уточнение и расширения словаря по теме « Зимние развлечения»;

3. Знакомство со схемой диалога;

4. Разучивание физминутки: «Снежный ком».

Оборудование: разрезные картинки по теме: «Зима»,  микрофон, фотоаппарат, « видеописьмо», мультимедийная  установка,  снежинки,  картинки настроений,  схемы для диалога,  карандаши,  фломастеры. 

1.Организационный момент.

Воспитатель.    Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Это педагоги из других групп пришли к нам. Поприветствуем всех. Я вам приготовила интересные картинки, пройдемте к столу (перед детьми расположены два стола, на которых лежат картинки).

2.Игра «Сложи картинки»

Что случилось? Картины разрезаны на маленькие части, кто это мог сделать. Кто-то очень не хочет, чтобы их увидели. Думаю, ребята здесь побывала Снежная Королева. И улетая, оставила свой снежный путь. Но не переживайте мы сейчас их с вами соберем с помощью моих вопросов. За правильный ответ каждый из вас возьмет маленькую картинку.

Вопросы:

-Как называется эта сказка? (Снежная Королева)

-Назовите автора сказки. (Г. Х Андерсен)

-Какое время года в царстве Снежной королевы? (время года зима)

- в какое время года часто идет снег? (зимой)

- как называется явление природы, когда идет снег? (снегопад)

- в какое время года на дорогах бывает гололед? (зимой)

- какое время года наступает после осени? (зима)

Воспитатель.    Молодцы ребята, правильно ответили на вопросы. Посмотрите на обратную сторону фрагмента. Видите, они разного цвета, те дети, у кого картинка с синей стороной подойдите к столу, с синим треугольником, у кого с желтой стороной – к желтому ромбу.         (Дети собирают картинки)

Какое время года изображено на картинках? (на картинках изображена зима)

Воспитатель.   Молодцы! Правильно собрали картинки. Снежная Королева увидела в окно, какие вы умные.

Дети садятся на стульчики.

3. Беседа по картинкам.

Воспитатель.

Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (о зиме)

-назовите характерные признаки зимы; (стало холодно, пошел снег, появились сосульки, дует сильный ветер)

 - назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

-ребята, о каком месяце говорят: «Год кончает, а зиму начинает?» (декабрь)

 -а про какой месяц говорят: «Году - начало, зиме – середина?» (январь)

-как называют третий месяц зимы? (февраль) А кто знает, как его называли в старину (лютый). Правильно.

Воспитатель.

Подбор слов-признаков

Какая погода в царстве Снежной королевы? (морозная, холодная, студеная, снежная, вьюжная)

Чем  покрыта земля зимой? (снегом)
Снег   какой? (белый, пушистый, серебристый, искрящийся, мягкий).

Из чего сделан дворец снежной королевы? (изо льда)

Лед, какой? (прозрачный, скользкий, блестящий, твердый, тонкий, хрупкий)

Назовите слова-родственники к словам снег и лед.

Ответы детей (снег, снежок, снеговик, снегопад, Снегурочка, снегирь, снегокат, снегоход.

Лед, ледок, льдина, ледянка, леденец, ледокол, ледоруб)

 4.Загадки.

 Воспитатель  предлагает детям просмотреть видео письмо, на волшебном экране. Дети из другой группы загадывают загадки о зимних развлечениях.

Две в руках, две на ногах -

Не провалишься в снегах,

А проедешь без труда,

Только лягут два следа.

(лыжи)

Каждый вечер я иду.

Рисовать круги на льду,

Только не карандашами,

А блестящими…………

(коньками)

Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры – помчались с горы.

(санки)

 Динамическая пауза

Упражнения для коррекции зрения со снежинками.

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал,

И на землю опускал.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

4. Игра «Весело – грустно»

Воспитатель.   Снежная Королева оставила две картинки «Зимних настроений».  С помощью этих картинок вам надо описать свое отношение к нашему времени года.

-Зима - это весело, почему? (можно кататься на лыжах, на санках, играть в снежки, строить крепость из снега……)

-Зима – это грустно, почему? (дует сильный ветер, сильный мороз, метет метель, животным и птицам холодно….)

6. Игра «Интервьюирование»

Воспитатель. Мы поговорим о зимних забавах с помощью игры «интервьюирование», но для этой игры нам нужны: корреспондент, респонденты, фотограф и оператор. Корреспондент – кто это?

Ответы детей (это люди которые делают репортажи с места событий)

Воспитатель   Респонденты кто это?

Ответы детей (это люди, у которых берут интервью)

Аналогично обсуждаются профессия оператора и фотографа.

Воспитатель. Помощниками в нашей игре будут специальные карточки - схемы, они помогут составить рассказ. Для игры нам необходимы микрофон,  фотоаппарат и камера.

Далее воспитатель распределяет роли, и дети самостоятельно обыгрывают интервьюирование о зимних развлечениях.

Вопросы для интервью.

- Разрешите Вам задать вопросы о «Зимних развлечениях» (да, пожалуйста)

- Какие зимние развлечения вы знаете? (зимой можно кататься на санках и лыжах; лепить снежную бабу)

- В какие игры вы любите играть зимой? (люблю лепить снежную бабу; строить крепость из снега)

- Какие Вы испытываете чувства, когда играете на улице? (мне всегда весело)

- Вы всегда веселые или бываете грустными в каких – то моментах? (бывает грустно, если упаду)

- Какие правила поведения надо соблюдать зимой? (нельзя выезжать на санках на проезжую часть, цепляться санками за машины,аккуратно ходить во время гололеда)

-А  за что еще вы любите зиму? ( люблю встречать Новый год, получать подарки)

- Вы очень интересно рассказали. Спасибо большое за интервью.

Воспитатель.   А теперь, ребята, предлагаю вам немножко отдохнуть.

Физминутка «Снежный ком»

Давай дружок, смелей, дружок

Кати по снегу свой снежок,

Он превратится в толстый ком,

И станет ком, снеговиком.

7. Рисование

 Воспитатель.  Предлагаю вам нарисовать  ваши любимые зимние забавы и развлечения.   (Дети рисуют цветными карандашами и фломастерами.)

8. Итог.

Воспитатель. Ребята,  вы молодцы. Очень хорошо сегодня потрудились. Теперь, используя ваши  рассказы-интервью и ваши рисунки, мы сможем сделать книгу, о том, как мы любим зиму. А это вам на память о нашем занятии ( вручение сувениров).

Костина Е.Ю. воспитатель ГБОУ №696 Приморского района Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в средней группе

Конспект непосредственной образовательной деятельнлстипо развитию познавательных способностей и речи в средней группе."По тропинкам русской народной сказки "Гуси-лебеди"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».

Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие бы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет ФФНР (образовательная область « Познание»). Тема: «На дне рож

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37   Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитию познавательн...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию познавательных способностей и речи "Петушок"

Познакомит детей с внешним видом, образом жизни, поведением и значением для человека петуха и его семейства....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в средней группе на тему: «Я расту здоровым»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в средней группе на тему: «Я расту здоровым»...