Методическое пособие «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников посредством игры в шахматы»
методическая разработка (старшая группа)

Юрьева Оксана Николаевна

Данное методическое пособие посвящено  игре в шахматы  как  средству развития  интеллектуальных способностей у старших  дошкольников. Представленные в пособии  игры  способствуют развитию интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений, родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Колосок» комбинированного вида»

Методическое пособие

«Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников посредством  игры в шахматы»

Пособие составили:  Юрьева Оксана Николаевна

     Борулько Олеся Анатольевна

г.Минусинск

2024

Содержание

  1. Аннотация…………………………………………………………………………...3
  2. Актуальность………………………………………………………………………..4
  3. Психолого-педагогические особенности обучения детей шахматам…………...5
  4. Как пробудить интерес ребенка к шахматам……………………………………..7
  5. Как научить ребенка игре в шахматы……………………………………………..9
  6. Этапы обучения игре в шахматы с помощью дидактических упражнений и заданий………………………………………………………………………….….13
  7. Список используемой литературы……………………………………………….29

1.Аннотация.

Данное методическое пособие посвящено  игре в шахматы  как  средству развития  интеллектуальных способностей у старших  дошкольников. Представленные в пособии  игры  способствуют развитию интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений, родителям.

2.Актуальность.

Актуальность обусловлена тем, что родители и педагоги в школе жалуются на отвлекаемость и рассеянность внимания детей. Дети плохо ориентируются на плоскости. Эти проблемы можно решить с помощью обучения детей игры в шахматы.

Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах. Игра в шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля.

Известный русский педагог В.А.Сухомлинский, который намного раньше других осознал воспитательную роль шахмат для детей, считал так: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления. Эта игра дисциплинирует, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы с самого раннего возраста должны войти в жизнь детей, как один из элементов умственной культуры».

Сегодня обучение шахматам – популярный и эффективный инструмент развития интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с древней игрой, однако не знают, когда и с чего лучше начинать. В раннем возрасте у детей происходит формирование механизма «действия в уме». Это важный период, в котором закладываются основы мышления; ребенок учится проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем что-либо сделать.

Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам. И это не случайно. Древняя игра, оказывает огромное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые  необходимы в современном мире. Например, вырабатывает умение в короткий промежуток времени принимать правильное решение. Шахматы также приучают детей к микрострессам, потому что каждая проигранная партия и есть микростресс. Замечено, что шахматисты не теряются в критических ситуациях, не впадают в панику, а думают, ищут выход. Известно также, что шахматы учат логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом дети, хорошо учатся, без проблем поступают в институты, делают прекрасную карьеру.

3.Психолого-педагогические особенности обучения детей шахматам

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». В.А. Сухомлинский.

Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Шахматы – действенная модель для того, чтобы правильно сформировать этот механизм. Для ребенка же шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием. Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым.

Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте. Пользу шахмат можно рассмотреть по нескольким направлениям:

- Ребенок учится самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.

 - Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость.

- У ребенка развивается пространственное воображение.

- У ребенка формируются навыки планирования действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества, а у ребят его нет. Учиться формировать внутренний план действий следует в дошкольном возрасте. Тогда дети сами научатся планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.

- Одна из самых привлекательных возможностей шахмат – это победа над соперником. Благодаря своей спортивной составляющей, шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

- Шахматы учат творчеству. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.

 - Обучение шахматам дарит ребенку радость творчества, одновременно с этим являясь эффективным инструментом его умственного развития.

- Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:  активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость, спокойствие, выдержку, усидчивость, собранность, волю; уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход событий,  воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта, культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

- Подготовка ребёнка к школе. Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки и быстрее делают домашнее задание. Что может знать дошкольник о шахматах: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры. Дети дошкольного возраста могут уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

 4.Как пробудить интерес ребенка к шахматам

В педагогическом процессе богатейший потенциал шахмат – образовательный, культурный, духовный, воспитательный, спортивный, коммуникативный используется в целях обогащения и развития духовного мира детей.

Мы, взрослые, отлично понимаем, как много даёт умение играть в шахматы. Но объяснить это ребёнку невозможно, он не поймёт. Малыша нужно, прежде всего увлечь. В связи с этим возрастает роль родителей, семьи. Цель родителей - привить у малыша интерес к игре, которая по всеобщему признанию развивает логическое мышление и приучает к сосредоточенности. Отец и мать, если они не профессиональные шахматисты, должны понимать, что их основной задачей на первоначальном этапе является привитие своему наследнику интереса к этому виду спорта. При этом часто бывает, что излишняя настойчивость вызывает внутреннее, психологическое отторжение и ребенок может навсегда потерять интерес к шахматам.

Обычно, до начала игры, ребенок сам проявляет интерес к шахматным фигурам, считая одной из разновидностей игрушек. Сегодня можно подобрать достаточно интересные шахматы, которые будут абсолютно травмобезопасными для малыша и одновременно пробудят в нем интуитивный интерес к игровому процессу.

Как заинтересовать ребенка заниматься шахматами? Да, именно такой вопрос задаст себе каждый родитель, воспитатель, учитель в начальной школе желающий самостоятельно научить ребенка играть в шахматы.

Рассказ о шахматах нужно начинать ребенку с того, какие шахматные праздники проводятся для детей, чем именно шахматы особенно заинтересовывают детей с первого знакомства с ними, о том какие проводятся шахматные конкурсы, соревнования и турниры, в которых дети могут не только совершенствовать свое мастерство, но и получить свою заслуженную награду в виде куклы или комплекта шахматных фигур.

  • В шахматы, как правило, играли и играют выдающиеся личности современности: писатели, поэты, артисты и так далее. Шахматы популярны во всех сферах человеческого общества. В шахматы играют в школах, в учебных заведениях, на предприятиях, в министерствах, ведомствах, в армии и на флоте.
  • В шахматы играют во всех домах отдыха. И во времена путешествий. Шахматы популярны на всех континентах и в них играют во всех странах мира. И, конечно же, в шахматы играют просто так, по-товарищески, чтобы скоротать время отдыха, чтобы получить удовольствие, отдохнуть и прекрасно провести время.

Конечно, нужно рассказать ребенку и тот факт, что кто научится хорошо играть в шахматы и побеждать, станет известным и уважаемым спортсменом, а может стать и чемпионом таким, как Владимир Крамник, Роберт Фишер, Гарри Каспаров, Анатолий Карпов, Нона Гаприндашвили, Майя Чибурданидзе, Александра Костенюк, Вильгельм Стейниц, Эммануил Ласкер, Александр Алехин, Михаил Ботвинник, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Магнус Карлсен.

Чтобы стать незаурядным, блестящим игроком, нужно обладать сильным характером и огромнейшим шахматным талантом. Все чемпионы мира обладали неимоверным честолюбием и отличались сильной волей.

Многие родители начинают с малых лет приучать детей переставлять фигурки по черно-белой доске, проявляя чудеса стратегии. Какая польза от игры? Какие же результаты можно заметить при регулярном проведении шахматных партий с ребенком:

- малыш учится анализировать ситуацию, совершая продуманные и взвешенные ходы;

- ребенок знакомится с миром стратегии, тренируя логику и память;

- постоянные игры в шахматы помогают малышу сблизиться с родителями;

- шахматы заметно развивают мелкую моторику пальцев, положительно влияя и на внимательность чада;

- такая игра учит терпеливости, помогает успокоить даже самых активных детей.

Шахматная партия не терпит скорости, и поэтому дети могут с легкостью научиться усидчивости. Обучение детей игре в шахматы поможет также развить фантазию, логику и память. Чтобы запомнить все ходы, а также возможности передвижения фигурок, ребенку придется регулярно проявлять интеллектуальную активность. К тому же, такая игра станет идеальным вариантом взаимоотношений между членами семьи, позволяя и отдохнуть, и пообщаться друг с другом одновременно.

5. Как научить ребенка игре в шахматы.

Процесс обучения должен проходить в несколько этапов:

  1. Знакомство с шахматной доской.
  2. Знакомство с фигурами и пешками.
  3. Обучение правилам шахматной игры.
  4. Решение шахматных задач и этюдов.
  5. Игра в шахматы.

Заинтересовать ребенка игрой несложно, ведь здесь столько интересных фигурок, необычных персонажей, да и правила сами по себе увлекательны. Вот только запомнить их все бывает сложно даже взрослому человеку. Сначала необходимо в сказочной или мифической форме рассказать про суть игры, рассказать, что каждая фигурка является важным героем в сказке, а главная цель малыша — победить соперника и спасти свои фигурки от нападений злых жителей королевства. Придумать можно абсолютно любую сказку, которая обязательно заинтересует ребенка. Далее следует подробно объяснить, где на шахматной доске располагаются те или иные фигурки, и почему их место именно здесь. Подробный рассказ на эту тему поможет ребенку лучше осознать правила. Но не нужно сразу рассказывать ребенку все правила игры. С дошкольниками заниматься нужно совсем по другому. Они не слышат, что вы им говорите, им играть хочется. Поэтому главная задача педагога при обучении дошколят шахматам — это не вдалбливание правил игры, а именно вызывание интереса и мотивация.

Следует подробно объяснить, как ходит слон, пешка, ферзь и так далее. Повторение — залог лучшего усвоения материала, и об этом знают все учителя, поэтому родителю не стоит стесняться повторять правила, ведь тогда малыш точно их освоит. Методика обучения шахматам детей включает и изучение цели игры. Как только ребенок поймет, что нужно делать и зачем, он обязательно втянется в процесс, уделяя шахматам все больше и больше внимания.

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями. Поэтому взрослым нужно знать некоторые простые правила обучения маленького ребёнка игре в шахматы:

Расскажите о происхождении шахмат, о том, что это одно из старейших соревнований, дошедших до наших дней.

Представьте шахматную доску как поле боя. Расскажите о функциях каждого «бойца»: пешки исполняют роль пехоты, король – это генерал всей армии и т.д.

Посвятите одно занятие каждой фигуре. Объясните, как ходят пешки, как они «съедают» фигуры, как занимают позиции других фигур (кроме короля, конечно). Попробуйте разыграть партию одними пешками. Кто заберёт всех – тот выиграл.

На очередном занятии начального уровня попросите, чтобы малыш сам расставил фигуры на доске. Если он будет сильно путаться, помогите ему и повторите правила расстановки.

Объясните правила игры, суть понятия «шах» (что в персидском языке означает «угроза королю») и как от него спастись («съесть» угрожающую фигуру). Также расскажите о безысходности для короля позиции «мат» (не зря же в арабском это «смерть»). Ребёнок на этом этапе должен понять, что количество фигур у соперника не важно, гораздо значимее, насколько удачен ход.

Объясните функции ладьи, как ходят слон, ферзь.

Сыграйте настоящую партию, но не ленитесь снова и снова повторять малышу, как передвигаются шахматные фигуры.

Ещё одной методикой обучения игре в шахматы считается компьютерная программа, однако этот вариант подходит детям постарше, которые владеют компьютером. Но учтите, что игра с электронным тренажёром отнимет у вас несколько часов общения с дорогим человеком.

Избегайте строгого и поучительного тона, но и не сюсюкайтесь с юным учеником. Информация усваивается быстрее и проще, когда дети чувствуют спокойствие и уверенность. Лучше приводить все объяснения на наглядных и максимально простых примерах. Можно воспользоваться методом сказки – пусть ребенок представляет яркие сцены из древности, где королей защищают верные подданные, статные слоны гордо вышагивают по боевому полю, а соперник коварно отправляет кавалерию из двух коней.

Психологи утверждают, что учить ребенка играть в шахматы с нуля нужно постепенно, двигаясь с простейших азов, затем понемногу переходя к более сложным деталям. Главное сохранять принцип доступности и высокого интереса к игре на всех этапах обучения.

Будьте терпеливы и снисходительны. Для первого занятия будет достаточно 10-15 минут. Не пытайтесь освоить всю программу за один присест. Старайтесь увлечь в игровой процесс неторопливо, каждый раз показывая новый захватывающий кусочек правил. Если тяга к шахматам у ребенка только растет от урока к уроку – вы на верном пути.

Индивидуализированный метод начального обучения шахматам позволил повысить эффективность учебного процесса. Это подтверждается результатами психологических тестов

Повышению эффективности начального обучения детей шахматам способствуют следующие психолого-педагогические особенности: выбор рациональных средств и методов обучения, развивающий характер индивидуализированных классных и домашних заданий, оптимальное сочетание в процессе обучения деятельности педагога и родителей.

Программа обучения юных шахматистов должна учитывать разный уровень развития психических процессов, основными компонентами которого являются:

  1. наличие шахматных задач разной сложности;
  2. соблюдение дидактического принципа от целого к частному при предъявлении обучаемым задач разной композиционной сложности;
  3. обязательное соблюдение психологических оснований развития творческих способностей личности юных шахматистов при составлении задач на развитие внимания, пространственной и зрительной памяти, эвристического мышления и т.д.

Этапы обучения игре в шахматы с помощью дидактических упражнений и заданий

Дидактические игры и задания:

1. В тетрадях в крупную клетку необходимо нарисовать шахматную доску, закрашивая черные поля и оставляя белые поля пустыми.

2. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных, вертикальных линий или любой из диагоналей шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). Игру можно проводить в форме соревнования: выигрывает тот, кто быстрее и правильнее расставит фишки на заданные линии.

3. Игра с кубиками. Из кубиков темного и светлого оттенков нужно построить «горизонталь», «вертикаль» и «диагональ».

4. Детям раздаются вырезанные из плотной бумаги квадратики (белого и черного цвета). Необходимо выложить из квадратов дорожки – горизонталь, вертикаль (чередуя между собой белые и черные поля) или диагонали (составляются диагонали черного и белого цвета, самая маленькая диагональ, самая большая).

5. В тетради, в заранее нарисованной шахматной диаграмме, дети закрашивают синим цветом горизонталь, зеленым – вертикаль, красным – диагональ.

6. Детям предлагается на демонстрационной шахматной доске заполнить центр фишками (магнитами).

7. В тетради с нарисованной диаграммой детям предлагается обозначить центр с помощью условных символов (крестиков, цветочков, звездочек и т.д.).

 

Шахматная нотация

Дидактические игры и задания.

«Какой буквы не хватает?».

- Карточки с буквами алфавита располагаются на столе в ряд так, как они расположены на шахматной доске. Затем несколько букв из этого ряда убирается и детям предлагается найти недостающие буквы и поставить их на место.

«Шахматное лото».

- Для каждого ребенка подготавливаются фишки с обозначением на них шахматной нотации в количестве от 5 до 64 (в зависимости от уровня подготовленности ребенка). Правила игры такие же как в обычно лото – фишку надо поставить на соответствующее ей место на шахматной доске.

«Почта».

- На большом красочном конверте пишется «шахматный» адрес – например улица В, дом 2, или любой другой. Детям рассказывается о том, что почтальон принес загадочный конверт с необычным адресом и предлагается детям рассмотреть конверт и отгадать, кому же он адресован. После того, как адресат найден, конверт открывается, а там детей ожидает сюрприз – это могут быть силуэты букв шахматного алфавита, которые раздаются детям и предлагается раскрасить их, кто как хочет. После выполнения задания дети называют каждый свою букву.

«Найди адрес».

Дети получают по несколько фишек с указанием «адреса» поля: необходимо поставить фишки на соответствующие им поля шахматной доски.

Шахматные фигуры

Цель: Знакомство с шахматными фигурами, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

 Дидактические игры и задания:

«Найди фигуру».

На столе расставляются белые и черные шахматные фигуры, детям необходимо найти ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных.

«Волшебный мешочек».

В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка».

Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны отгадать, о какой фигуре идет речь. Затем кто-либо из детей описывает другую фигуру, а остальным необходимо догадаться о какой фигуре идет речь.

«Снежный ком».

Расставляются в ряд шахматные фигуры – король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка. Первый ребенок произносит название первой фигуры – король, следующий ребенок произносит название двух фигур – короля и следующего за ним ферзя, третий произносит название сразу трех фигур – короля, ферзя и следующей за ним ладьи и т.д. Последний ребенок должен произнести название всех фигур.

«Черные и Белые пешки».

Детям надеваются шапочки с черными и белыми фигурами. На первый стульчик ложится черная пешка, на второй – белая пешка. Дети бегают, по сигналу собираются возле своих стульчиков.

«Какой фигуры не стало».

В ряд расставляются несколько шахматных фигур, белых и черных; дети должны запомнить эти фигуры. Затем педагог просит детей закрыть глаза и в это время убирает одну или 2 фигуры – дети должны сказать какой фигуры не стало.

«Секретная фигура».

Все фигуры стоят на столе в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

«Угадай».

Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

Подвижная игра:

«Найди домик для своей пешки».

Дети делятся на две команды. По сигналу составляют по очереди, каждый у своей доски пешки.

Подвижная игра: «Берегитесь пешки».

Дети в шапочках Королей (Белых и Черных) гуляют по шахматному полю. Выбегает пешка и ловит тех, кто не успел встать на свое поле.

«Что общего?».

Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая»

На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

«Кто быстрее».

Детям предлагается посостязаться – кто быстрее соберет одинаковые шахматные фигуры (например, один ребенок собирает ладьи, другой – слонов, третий – коней).

«Куча мала».

Все шахматные фигуры лежат в куче. Педагог с закрытыми глазами берёт какую-нибудь из фигур и ощупывает её. Выбранную шахматную фигуру умышленно называет неправильно, открывает глаза и спрашивает детей: "Так?" Дети поправляют педагога. Затем меняются ролями.

«Ряд».

Детям предлагается поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей.

«Пирамида».

Предлагается детям построить пирамиду из ладей: на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросить у детей, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

«Прятки».

В кабинете прячется несколько шахматных фигур. Дети должны найти их и назвать. Потом фигуры прячут дети.

«Над головой».

Педагог называет какую-нибудь шахматную фигуру. Дети должны ее быстро найти и поднять над головой.

«На стуле».

На стул ставится какая-нибудь шахматная фигура. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встают дети. Счет идет до трёх и на счет "три" дети бегут к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

«Шахматный теремок».

Из деревянной шахматной доски делается "теремок". Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на "теремок" и уронить его, а остальные фигуры помогут "теремок" "построить" - поднять.

«Шахматный колобок».

Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «дед» - король, «баба» - ферзь, «заяц» - пешка, «лиса» - конь, «волк» - слон, «медведь» - ладья, а колобок - шарик или клубок. Дети должны назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки «лиса» колобка не съест - колобок от неё убежит.

«Шахматная репка».

Садим «репку» - клубок. Около него ребенок по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» - это король, «бабка» - ферзь, «внучка» - слон, «Жучка» - конь, «кошка» - ладья, «мышка» - пешка.

«Белые и чёрные».

В беспорядке расставляются на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставляется в сторону одна из фигур, и говорится ее название и цвет. Например: «Белый ферзь». Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её. Например: «Чёрный король». Затем новую шахматную фигуру представляет педагог и т. д.

«Убери такую же».

Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Педагог убирает одну из фигур в коробку. Просит ребенка назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.

«Полна горница».

Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Педагог предлагает ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать сё и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладывает другой ребенок. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке.

НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.

Цель: Знакомство с начальной расстановкой фигур, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

 Дидактические игры и задания:

«Мешочек».

Каждый ребенок достает из мешочка по одной фигуре и расставляет ее на то место, которое данная фигура занимает в начальной позиции.

«Что пропало?».

В начальной позиции не хватает несколько фигур. Необходимо определить каких фигур недостает в начальной позиции, найти эти фигуры и расставить на свои места.

«Да и нет».

Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Король, найди свое место».

На столах стоят шахматные доски, рядом Белые и Черные Короли. Дети уходят на определенное расстояние и по сигналу должны добежать до своей доски и поставить Королей на место.

«Путаница».

Расставляется начальная позиция на шахматной доске, перепутав фигуры местами. Дети должны проверить правильность расстановки фигур в начальной позиции и расставить фигуры так, чтобы начальное положение оказалось правильным.

«Пешки, в домики».

Детям надеваются шапочки с черными и белыми фигурами пешек. На напольной шахматной доске дети бегают и по сигналу встают на места своих фигур.

 «Найди свое место».

Детям надеваются шапочки белых и черных фигур. Выбираются два ведущих. По сигналу педагога ведущие ставят свои фигуры на места на напольной шахматной доске. Один ведущий отвечает за белых, другой – за черных.

«Кто быстрей составит фигуры».

Дети делятся на три команды. На стол ложатся три доски и уже знакомые фигуры. По сигналу дети по очереди составляют фигуры на доски.

«Фигуры в домики».

Дети надевают шапочки знакомых фигур. По сигналу педагога дети встают на свои места на напольной шахматной доске.

«Мяч».

Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

 

ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

Цель: Знакомство с правилами хода и взятия каждой из фигур, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

 Дидактические игры и задания:

«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса.

У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Разыгрывание позиций».

Педагог ставит на доску одну из игровых позиций с участием изучаемых фигур. Сначала один ребенок играет одними фигурами, а второй – другими, затем дети меняются фигурами и снова разыгрывают данную позицию. В процессе этой игры дети упражняются в маневрировании фигурами на шахматной доске таким образом, чтобы не попасть под удар неприятельской фигуры, и, в свою очередь, уметь нападать на фигуры противника, а также предвидеть события на шахматной доске на один-два хода вперед.

«Цепочка».

Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт».

Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их

«Сними часовых».

Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь».

За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля».

Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника

«Защита контрольного поля».

Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры».

Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар».

Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие».

Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее -побить незащищенную фигуру.

«Защита».

Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру».

Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности».

Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

 

ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

Цель: Знакомство с шахматными понятиями «шах», «мат», «пат», «мат в один ход», длинная и короткая рокировка и ее правила, развитие у детей логического мышления, внимания, памяти.

Шахматные загадки как метод обучения

Шахматные загадки — это своеобразный тест на усвоение материала в игровой форме. Загадки тренируют логическое и абстрактное мышление, развивают воображение. Этим методом пользуются достаточно давно.

Когда ребенок еще не полностью усвоил принципы игры, шахматные загадки применяют для закрепления знаний в процессе обучения шахматам. Если ребенок не может отгадать шахматную загадку, значит, нужно еще раз повторить пройденный материал и загадать загадки снова. При правильном ответе обязательно хвалите и поощряйте ребенка.

В обучении детей шахматам загадка является первой ступенью в развитии комбинационного зрения и анализа, которые крайне необходимы для поиска ошибок соперника и определения решений в типичных позициях. Со временем нужно переходить к анализу простых комбинаций. Это занятие похоже на занятия с шахматными загадками.

Чем больше ребенок сумеет решить комбинаций, тем выше будет становиться класс его игры в шахматы.

 

Приложение

Шахматные загадки.

Загадка №1

Стою на самом краю,

Путь открою – подойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу. Ответ: Ладья

 

Загадка №2

Я силой и мощью своей

Лишь по прямым полям

И линиям прокладываю путь.

И горе тем, кто на пути моем

Пытается «вздремнуть». Ответ: Ладья

 

Загадка №3

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит. Ответ: Слон

 

Загадка №4

Когда мы встанем в строй,

Нас спутает любой.

Но лишь начнется бой,

У каждого путь – свой. Ответ: Белопольные и Чернопольные Слоны

 

Загадка №5

Два братца в одной армии служат,

 

А встретится друг с другом не могут. Ответ: Белопольные и Чернопольные Слоны

 

Загадка №6

Я смел, и строен, и высок:

Предпочитаю ходить и бить

Всегда по-своему: наискосок. Ответ: Слон

 

Загадка №7

Передвигаются не косо и не прямо,

А буквой «Г» — так шахматисты говорят. Ответ: Конь

 

Загадка №8

Гладкий люблю я, расчищенный путь:

На шаг в любую сторону могу шагнуть! Ответ: Король

 

Загадка №9

Два братца через грядку смотрят,

А подойти друг к другу не могут. Ответ: Король

СКАЗКИ О ШАХМАТАХ

Шахматная сказка.

Жили- были когда-то давным –давно король и королева. Король был светлый, с русыми волосами-просто красавец. А Королева была смугленькая, с черными волосами и черными глазами. И тоже очень красивая, глаз не оторвать! Они очень любили друг-друга, каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевсто на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовали их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей.

Все знали, что у них такое горе. Королевство некому оставлять, но ничем никто не мог помочь.

Однажды, старая колдунья, которая работала в королевском дворце поварихой, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки,черную и белую, и подарила Королевской семье.

-Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие червствые фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно.

Король и Королева с удовольствием согласились. Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя».Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы: мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе. Так и случилось- они поделили большое королевское владение по квадратикам, черный принц раскрасил свою территорию в черный цвет, а белый принц в белый цвет. Каждый имел свою армию, своих лошадей, свою границу- живи и радуйся! Но нет, они растеряли те качества, которые подарила им старая колдунья-повариха, все время поднимали друг на друга войну, мирно-тихо не жили.

И в одно зимнее солнечное утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть-исполнилось предсказание старой колдуньи-прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки.

С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей.

 

Сказка о путешествии шахмат по свету.

Вы ещё помните про царя? Так вот. Увлёкся царь игрой в шахматы, что и думать позабыл о войнах. Соседи-короли даже удивлялись, куда это пропал их грозный сосед, почему давно обижать их не приходит.

И решили соседи напроситься к великому государю на чай и пироги. Удивительно радушно принял дорогих гостей царь. Накормил их пирогами и пряниками, напоил чаем индийским и пригласил в свой царский кабинет. А там на великолепном резном столе стояли красивые шахматные фигуры.

Подивились гости этой мудрой забаве, научились с помощью грозного царя правилам игры.

Всем королям подарили по набору шахмат. Разъехались гости, и каждый увёз в свою страну прекрасную игру – шахматы. Преодолели шахматы и глубокие моря, и горячие пески. Долго-долго путешествовали они в Россию. Между Индией и Россией высокие горы и непроходимые пустыни.

Поэтому в нашу страну дорогим гостям-шахматам на кораблях-ладьях через моря-океаны пришлось плыть.

В честь этого путешествия даже одна шахматная фигура стала называться ладьёй. Наконец, оказались шахматы в нашем государстве. И вскоре стали любимой игрой. А гости, приезжавшие в Россию, говорили, что никто в мире не искусен в игре так, как россияне.

 

Шахматная сказка про шаха.

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.
         Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!
       Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.
И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!
       Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» — Так раньше у царей водилось.       Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыко к себе. «Ну что, придумали?» — спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные.
        Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» — закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» — спрашивает грозный царь.
        Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»
«Не всё то золото, что блестит!» — мудрец отвечает.
Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.
         Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.
Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»
Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» — объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по царски наградить.
        Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончилось на этом.
А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.
С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ

Список используемых источников

Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт магазина «Шахматы» [Электронный ресурс].2023.URL: http://www.shahmatik.ru/ 
  2. Официальный сайт шахматной библиотеки «Шахматный портал» [Электронный ‏ㅤ ресурс]. 2023. URL: http://webchess.ru/ebook/ 
  3. Шахматы онлайн [Электронный ‏ㅤ ресурс]. 2023.  URL:  https://chess-samara.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие математических способностей у старших дошкольников посредством сложных игр"

Одним из основных источников познания ребенка-дошкольника является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений.Представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реа...

Актуальность развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников при подготовке к школе.

Актуальность развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников при подготовке к школе....

Методическая разработка: «Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе познавательной и экспериментальной деятельности»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Актуальность развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников при подготовке к школе.

Актуальность развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников при подготовке к школе....

Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"

Методическая разработка представляет собой поэтапную систему работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через обучение игре в шахматы.Основное назначение методической разраб...