Мастер -класс для родителей Дары Фребеля
методическая разработка (младшая группа)
Мастер-класс для родителей Дары Фребеля
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЭМП у детей раннего возраста посредством дидактического материала «Дары Фребеля»
Добрый день, уважаемые родители!
Вашему вниманию я хочу предложить мастер-класс «ФЭМП у детей раннего возраста посредством дидактического материала «Дары Фребеля»
Мои воспитанники любознательные, веселые, активные, общительные, готовые узнавать каждый день что-то новое. Но, в силу своего возраста, у детей еще плохо сформированы: внимание, память, усидчивость, мелкая моторика, ориентация в пространстве. И помогает нам в развитии данных навыков дидактическое пособие «Дары Фребеля». А именно первый дар Ф. Фребеля «Текстильные мячики», который соответствует данному возрасту.
Цель мастер-класса:
Показать приемы работы с Дарами Фребеля для формирования у детей раннего возраста первичного представления понимания формы, цвета предмета, пространственного мышления; развития мелкой моторики, координации движений, коммуникативных и речевых навыков.
Задачи мастер - класса:
1. Познакомить участников мастер-класса с системой работы с Дарами Фребеля.
2. Способствовать взаимодействию между родителями и детьми через совместное творчество и игру.
Актуальность.
Подготовка детей к изучению технических наук - это одновременно обучение и техническое творчество. Очень важно на ранних шагах выяснить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственности обучения для всех возрастов- от воспитанников детского сада до школьника.
В процессе использования игрового пособия «Дары Фребеля» важно создать условия, при которых ребенок от любопытства перейдет к любознательности и в дальнейшем преобразует ее в познавательную потребность.
Наиболее важным фактором для создания таких условий является положительный пример взрослого, его искренняя заинтересованность в деятельности ребенка.
Представление системы работы
Фридрих Фребель-известный немецкий педагог, жил в 19 веке. Основоположник самого понятия «детский сад», создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.
Главная методика Фребеля-это игра. В свое время он был одним из первых, кто понял, что именно во время игры ребенок наиболее полно реализуется и развивается. Он разработал целый ряд игр и игрушек, которые использовались в его детском саду и давались малышам в подарок.
Фребель первым систематизировал детские игры, определив для каждой
свое место и время, разделив изобразительные, трудовые и ручные
занятия. Обязательной частью системы является дидактический материал
(«Дары Фребеля»), посредством, которого развиваются органы чувств,
движений, речи.
Фребель утверждал, что «детская игра — это зеркало жизни и свободное
проявление внутреннего мира».
В основу деятельности детского сада, по мнению этого педагога, следует положить игры-занятия. Среди основных предметов для игр Ф. Фребель предложил мяч, шар, валик, кубик, дощечки и т.д. Связь между этими предметами заключается в их материальной основе, с их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение, то есть все элементы человеческого знания. На этой основе Ф.Фребель ввел для занятий детей новый дидактический материал, назвав его «дарами».
Дар первый – это разноцветные мячики на веревочке, который используется для сенсорного воспитания детей раннего возраста, начиная уже с 3-х месяцев. Почему именно мяч? Ф. Фребель обосновывал это тем, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной неразвитой руке еще трудно держать угловатый предмет (например - кубик). Кроме того, мяч используется как предмет-заместитель большого количества объектов окружающей среды (фрукты, овощи, животные и т. д.)
Игры с мячом знакомят детей с цветом; дают первичное понимание формы предмета; развивают пространственное мышление, мелкую моторику;
способствует обогащению двигательного опыта детей, координации движений, коммуникативных и речевых навыков.
Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Во всех занятиях действие соединялось со словом, и это было обязательное требование!
Рассматривание мячиков.
Давайте поздороваемся с мячиками и поиграем с ними.
Здравствуй, мой любимый мячик,
Скажет утром каждый пальчик.
Я круги с мячом катаю.
Из рук его не выпускаю.
Назад — вперёд его качу,
Вправо — влево, как хочу.
1. Знакомство – манипуляции с мячом.
Цель: познакомить детей с мячом и его свойствами.
Потрогайте мячик, какой он на ощупь? (мягкий). Сожмите мячик, смотрите, он сжался, стал маленьким, а теперь разожми руку – мячик снова стал большим и круглым. Какого цвета мячик? (спрашивает у каждого ребенка цвет мячика). Какой еще мячик? (круглый).
Вывод: мяч круглый, мягкий, его можно сжать, после манипуляций принимает исходную форму.
А теперь мячик хочет поздороваться с вами. Для этого нужно встать в круг.
Мячик-мячик, мой дружок,
Собери детей в кружок.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Улыбнись тому, кто слева,
Улыбнись тому, кто справа.
Вот и мы и ты и я
Мы-вместе, дружная семья!
Наш мячик такой же непоседа, как и маленькие дети, не любит сидеть без дела.
Мяч за веревочку возьмем
И туда-сюда качнем.
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
Выше-ниже прыгать стал,
Баловаться не устал.
Спрятался в ладошку мяч
И опять пустился вскачь!
Цель: обучение направлению движения предмета, развитие игровых и речевых навыков.
2. Знакомство с цветом.
Цель: знакомство с основными цветами, развитие внимания, памяти, пространственных отношений.
«Путешествие цветных мячиков»
1. Педагог предлагает детям погулять по группе и найти мячику «дружочка» (игрушки такого же цвета)
2. Каждый ребенок берет по мячику и по предложению педагога находит и встает в пару с ребенком, у которого мяч такого же цвета.
«Какого мяча нет»
Педагог выкладывает 4 мяча основных цветов (красный, зеленый, синий, желтый). Поочередно с детьми называют все цвета мячей, затем предлагает детям закрыть глаза и убирает один мяч. Предлагает открыть глаза и сказать (показать) мяча какого цвета не стало.
«Подбери цветочку середину»
Педагог раздает детям карточки с нарисованными цветочками разного цвета и предлагает с помощью мячиков подобрать цветку середину такого же цвета как лепестки.
3. Знакомство со свойствами шара.
Цель: знакомство детей с основными свойствами шара.
Упражнение «Мячик спит»
(состояние покоя на горизонтальной поверхности)
Педагог кладет мяч на стол и говорит: «Мячик не двигается, он лежит спокойно. Мячик спит и если его не трогать, то он будет лежать неподвижно.
Упражнение «Мячик катится по дорожке»
(движение по поверхности)
Педагог кладет шар и толкает его рукой. Обращает внимание на то, что мячик катится.
Упражнение «Мячик катится с горы»
(движения по наклонной плоскости)
Педагог строит небольшую горку, ставит мячик наверх горки и отпускает. Обращает внимание на то, что мяч катится с горки вниз. Предлагает детям повторить то же самое. Предлагает положить мяч под горку. Обращает внимание на то, что мяч самостоятельно по горке вверх не катится. Как ему можно помочь? Взять за веревочку и помочь подняться вверх.
4. Знакомство с окружающим.
Цель: закрепление в игровой форме знания детьми своего имени и имен сверстников; ознакомление со словесным обозначением местонахождение предмета.
Упражнение «Как тебя зовут?»
Дети стоят в круге. Педагог дает мяч в руки одному из детей и говорит : «Дай мяч Саше» Ребенок с мячом подходит к Саше и отдает ему мяч. Воспитатель спрашивает: «Как зовут мальчика, которому ты отдал мячик? Ребенок называет имя. Далее, предлагается передать мяч другому ребенку. Упражнение повторяется.
Упражнение «Где спрятался мячик?»
Педагог берет домик (коробочка в виде куба без верха, совершает манипуляции с мячом: прячет мячик «за» домик, кладет «перед» домиком, «рядом» с домиком, «в» домик.
5. Подвижные игры с использованием мячей.
Цель: развитие двигательных навыков, ловкости, меткости, игровых и коммуникативных навыков.
Игра «Ловишки»
Мяч за веревочку прицепляется сзади каждому игроку, а цель догоняющего, поймать и отобрать мяч.
Игра «Попади в цель»
Фишками отмечаются места, откуда должен быть совершен бросок, а напротив обозначается цель, в которую нужно попасть мячом.
Помимо использования на занятиях мячи могут успешно применятся при проведении утренней гимнастики, упражнений на развитие мелкой моторики кистей рук, как предметы – заместители при формировании навыков сюжетно-ролевой игры.
И в заключении я хочу рассказать вам сказку «Колобок» с помощью первого дара Фребеля.
Жили-были дед и баба
На поляне у реки.
И любили очень-очень
На сметане колобки.
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
Ну а маленькая внучка
Колобок катала в ручках.
Вышел ровный,
Вышел гладкий,
Не солёный и не сладкий,
Очень круглый,
Очень вкусный.
Даже есть его нам грустно!
Мышка серая бежала.
Колобочек увидала
Ах! Как пахнет колобок
Дайте мышке хоть кусок.
Наборы «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить не только непосредственно образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Их вполне можно использовать как в совместной деятельности с детьми, индивидуальной работе, и самостоятельной игровой деятельности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей "Дары осени".
Мастер-класс для родителей по лепке из соленого теста. Мастер- класс проходил на неделе "Покров"....

Мастер-класс Тема: « Использование даров Фребеля в работе с детьми по развитию математических способностей».
Этот мастер-класс показывает как работать с игровым набором "Дары Фребеля"...
Мастер-класс по теме: «Дары Фребеля в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР....

Мастер-класс для воспитателей «Дары Фребеля»
Фридрих Фрёбель - немецкий педагог. Известен как создатель первого детского сада. Фребель придумал поэтичное название - "детский сад". В термин «детский сад» Фребел...
Мастер - класс для педагогов "Дары Фребеля"
В мастер классе предложены игровые ситуации с Дарами Фребеля. Предложен практический материал для педагогов, правила работы с Дарами Фребеля для детей....

«Мамина школа» - мастер-класс для родителей «Дары леса. Игры с природным материалом»
АктуальностьОсень- благодатная пора для организации работы с природным материалом. Тактильное взаимодействие с окружающей средой является важным условием психического развития ребенка. Природный матер...

Мастер класс для педагогов "Дары Фребеля"
Мастер-класс для педагогов «Мир в коробке» по использованию дидактической системы «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов старших дошкольников Цель:Ознакомление...
