Консультация для родителей «Адаптация детей с РАС»
консультация (средняя группа)

Съедина Людмила Ивановна

Консультация для родителей «Адаптация детей с РАС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_adaptatsiya_detey_s_ras.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Адаптация детей с РАС»

          Период адаптации к детскому саду – обычно достаточно сложный этап в жизни любого малыша и его семьи, а для ребенка с РАС и его родителей особенно. С одной стороны, ребенку с расстройством аутистического спектра (РАС) достаточно тяжело настроиться на жизнь в детском коллективе, с другой – не имея положительного опыта пребывания в нем, он не сможет приобрести нужные навыки коммуникации, понимать и учитывать в своих действиях желания и интересы других людей.

Очень часто дети с аутизмом, поступая в детский сад, испытывают трудности с адаптацией. Они бывают связаны с проблемой отрыва от мамы, сменой привычной обстановки, освоением режимных моментов в саду, вхождением в группу других малышей.

Важно знать, с какими проблемами обычно сталкиваются дети с аутизмом в садике, и к чему стоит быть готовым. Все распространенные проблемы происходят из-за характерных особенностей поведения малышей с таким диагнозом. И вот наиболее распространенные:

СЛОЖНОСТИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ

Всем нам хорошо известно, что дети-аутисты живут в собственном мире. Это проявляется в низкой коммуникабельности, когда ребенок старается всеми силами избегать общения со сверстниками. При этом подобная замкнутость может проявляться по-разному и порождать нежелательное поведение. К примеру, есть вероятность сильных приступов агрессии в отношении ребенка, который попытался вступить в контакт.

ПРОБЛЕМЫ С ОБЩЕНИЕМ

Истоки проблемы лежат в нарушении речи. Этот симптом характерен для большинства случаев аутизма. У детей речь может формироваться с заметным отставанием от сверстников или же не формироваться вовсе. Встречаются и такие проявления, как рассказ о себе в первом или третьем лице, вокальные тики, использование повторяющихся цитат, которые были услышаны по телевизору.

Детям с РАС заметно сложнее адаптироваться в незнакомом коллективе, потому что их попросту никто не понимает. Ситуация усугубляется по мере взросления.

ОГРАНИЧЕННОСТЬ ИНТЕРЕСОВ

Если мы обратим внимание на поведение обычных детей в садике, то сможем заметить, как быстро они переключаются между разными занятиями и игрушками. Для аутистов более характерно пристрастие к одному занятию, одной игрушке. Сами игры при этом оказываются однообразными. К примеру, ему доставляет удовольствие сортировка и группировка разных предметов по схожим признакам. Но именно в игровой форме происходит детская социализация, освоение новых навыков.

Еще одно проявление – сильный страх. Он потенциально может буквально сковывать движения. Иногда формируется фобия детского сада.

Не способствует поиску новых друзей в группе и еще один распространенный симптом аутизма – кратковременный/скользящий зрительный контакт. В большинстве случаев у детей довольно скудные эмоциональные проявления – они мало улыбаются, сохраняют статичное выражение лица вне зависимости от ситуации. Некоторым кажется, что аутист на своей волне, не хочет общаться или ведет себя высокомерно.

Иногда есть и обратные случаи, когда в силу особенностей психики мимика становится слишком разнообразной вплоть до неадекватности ее применения.

ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ДЕЙСТВИЯ

Использование повторяющихся действий, которые в научной среде также называют стереотипиями – это очень частый спутник аутизма. Обычно это касается движений, к примеру, сгибания пальцев.

По мере взросления стереотипов становится заметно больше. Они могут трансформироваться в ритуалы – человек постоянно делает одно и то же.

Иногда стереотипии усложняют жизнь в детском саду. К примеру, если у ребенка есть привычка включать и выключать свет, есть одно и тоже, что осложняет пребывание ребенка с РАС в обычном детском саду.

ПРОБЛЕМЫ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ

Для аутистов часто бывает характерным неравномерное умственное развитие или отсталость. Это проявляется в целом спектре проблем – сложности в сосредоточении на определенном предмете, целеполагании. Ребенок не может концентрироваться на предмете, плохо работает с ассоциациями, которые имеют крайне большое значение для подготовки к школе.

НАРУШЕННОЕ ЧУВСТВО САМОСОХРАНЕНИЯ

Хотя в детском саду малыши постоянно находятся под присмотром, это может стать настоящей проблемой. Нередко взрослые не понимают особенностей поведения ребенка, не могут найти к нему подход. В таких условиях малыш может неадекватно среагировать на внешние раздражители, повести себя опасно для собственного здоровья или других детей.

СЛОЖНОСТИ С ПОХОДКОЙ И КООРДИНАЦИЕЙ ДВИЖЕНИЙ

Так как двигательные стереотипы у аутистов могут сильно отличаться от сверстников. При этом остается актуальной проблема недоразвитости некоторых движений, плохой координации, стереотипии.

КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ В САДИКЕ?

При подготовке ребенка с аутизмом к посещению детского садика, родителям стоит обсудить с сотрудниками садика следующие важные вопросы и детали:

1.Диагноз и особенности ребенка: предоставьте сотрудникам информацию о диагнозе вашего ребенка, а также его особенностях и потребностях. Расскажите о его коммуникативных навыках, сенсорных предпочтениях, стрессовых реакциях и любых специфических потребностях.

2.Рекомендации специалистов: если у ребенка есть план поддержки или рекомендации от специалистов (например, невролога или нейропсихолога), поделитесь этой информацией с сотрудниками садика. Это поможет им лучше понять, как оказать поддержку вашему ребенку.

3.Познакомьте садик с успехами ребенка: расскажите с чем ребенок хорошо справляется, что ему удается лучше.

4.Подходы, которые работают с ребенком: расскажите о приемах, которые вы используете дома и которые показали свою эффективность в работе с вашим ребенком.

5.Взаимодействие с другими детьми: обсудите, как ребенок взаимодействует с другими детьми и какие подходы помогают ему лучше включаться в групповые активности. Поделитесь информацией о том, какие виды игр или занятий он может поддерживать.

6.Система связи с родителями: договоритесь о способах связи на случай непредвиденных ситуаций. Общение и понимание между родителями и сотрудниками садика являются ключевыми элементами успешной адаптации ребенка с аутизмом в детский садик. Открыто обсудите все вопросы, которые могут возникнуть, и работайте вместе для обеспечения поддержки и благоприятной среды для вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям ДОУ"

Адаптация - важный период каждого ребенка. Для того чтобы адаптация к условиям ДОУ прошла спокойнее и быстрее, необходимо знать некоторые особенности данного периода. Что же нужно для того, чтобы избе...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультация для родителей Адаптация детей в детском саду "В помощь родителям!"

Что такое адаптация? Как преодолеть трудности адаптации и детям и родителям....

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...