Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ технологии?»
материал (младшая группа)
Для того чтобы успешно развивать творческие способности дошколят, родители должны знать, чем интересуется их ребёнок, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов в изобразительной деятельности. Следует активизировать и собственную творческую активность малыша, только тогда можно добиться желаемого результата в его развитии и в усвоении новых знаний. В этом родителям может помочь ТРИЗ технология – теория решения изобретательских задач.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 83.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Что такое ТРИЗ технологии?»
Для того чтобы успешно развивать творческие способности дошколят, родители должны знать, чем интересуется их ребёнок, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов в изобразительной деятельности. Следует активизировать и собственную творческую активность малыша, только тогда можно добиться желаемого результата в его развитии и в усвоении новых знаний. В этом родителям может помочь ТРИЗ технология – теория решения изобретательских задач.
Что такое ТРИЗ?
Замечательный человек, учёный, инженер, изобретатель, писатель –
фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер –
создал две очень интересные и весьма эффективные теории –
Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) и Теорию Развития Творческой Личности (ТРТЛ).
Основная задача ТРИЗ –это решение широкого круга творческих задач в любых областях человеческой деятельности, для этого ТРИЗ использует более 1000 методов, приёмов и алгоритмов активизации мышления, и, самое главное, использует законы развития Социальных систем и компьютеризацию процесса выработки решений. Иными словами, ТРИЗ.
Основная цель ТРТЛ – развитие качеств творческой личности, выбор Достойной цели и вообще, полная реализация человека, как творческой личности. Эти две теории заставили по новому посмотреть сначала на создание технических систем, а потом и вообще на любые системы, в том числе и на систему образования. Так появилось направление ТРИЗ-педагогика или в более широком смысле ТРИЗ-образование, взявшее на вооружение все основные идеи классической ТРИЗ. Из главных целей образования –воспитательной, обучающей и развивающей, ТРИЗ-образование блестяще выполняет развивающую, интеллектуальную. А развитый интеллект сам решит функцию обучающую, познавательную. Что касается самой главной цели образования –
воспитательной, то творчество несёт большой потенциал нравственности, а культура ума воспитывает общую нравственную культуру человека.
ТРИЗ
В наше время, полное технических изысканий, требуются специалисты в разных областях, способные не только принимать важные решения, но и часто экстраординарные, необычные. Некоторые личности наделены такими способностями от природы, а некоторых, а их большинство, нужно обучать, развивать их творческий потенциал. Этому способствуют технологии ТРИЗ. Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебной и воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительную деятельность. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру образовательной деятельности и планирования по ИЗО, а есть такие, которыми мы можем при необходимости разнообразить детскую деятельность. ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется так же в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).
Проблема всех занятых воспитанием –новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определёнными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени –дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одарённых гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребёнка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей неограничен «глубоким жизненным опытом» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ, первоначально адресованная инженерно–техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов–практиков. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрёжки. Именно поэтому мы применяем в образовательной и свободной деятельности.
ТРИЗ технологии
Технология ТРИЗ для дошкольников–коллективные игры и занятия. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий–ключ к творческому мышлению.
Методы ТРИЗ
Занятия ТРИЗ с детьми и взрослыми достаточно часто используют характерные методы, позволяющие изменить представление об исходной ситуации. Это даёт возможность выявить новые, до сих пор не известные начинающему исследователю черты какого–либо объекта или системы в целом.
Самые часто используемые в ТРИЗ-системах методы–это:
- Метод маленьких человечков - для простоты понимания сложных, составных процессов они изображаются в виде маленьких человечков, находящихся друг с другом в разных взаимоотношениях. Особенно часто метод маленьких человечков используется при решении задач, связанных с молекулярным уровнем. Так, человечки-молекулы газа не касаются друг друга, жидкости –держатся за руки, а твёрдых веществ –крепко сцеплены и руками и ногами.
- Метод фокальных объектов -исходному объекту приписываются свойства изначально ему неприсущие, нередко фантастические. Это разрывает шаблонное восприятие системы и позволяет найти неожиданные решения.
- Системный оператор -для любой системы прорабатываются также подсистемы (составляющие части) и надсистемы (более крупные образования, например, для системы «дерево» надсистемой будет «растение»).
- Ресурсы -вся система рассматривается с точки зрения ресурсов или их производных. Это даёт возможность функционально подойти к решению задачи. Кроме этого, свойства ресурсов могут дополнять друг друга, расширяя тем самым возможности исследователя–изобретателя.
- Противоречия - любая система обладает противоречивыми свойствами, относительно одной и той же функции. То есть свойство «А» какой-либо системы, позволяющее ей выполнять её полезную функцию, обязательно предполагает отрицательное свойство «не-А», дающее возможность не выполнять функцию вредную.
- Фантазирование - через объединение частей целого (например, конь и человек–это кентавр, уменьшение или увеличение, ускорение или замедление, дробление или объединение, статика или динамика, оживление и универсализация предметов и так далее.
Комбинирование этих методик позволяет выстроить единый воспитательный процесс, сделать его интересным, а самое главное–эффективным с точки зрения развития личности и познавательных способностей ребёнка, системного видения мира и конструктивного решения жизненных задач.
Игры ТРИЗ в детском саду
Первые занятия в детском саду всегда носят игровую форму, и обучение ТРИЗ–не исключение. Начало критического мышления закладывается в ходе простых игр:
«Много-Мало»-детям предлагают быстро выразить условными жестами (сильно разведенные ладони–много, ладони вместе–мало, друг над другом-достаточно) своё отношение к услышанным фразам, типа: «Одна нога для всех людей–это…», «Ведро воды для слона–это…», «Ведро воды для воробья–это…» и так далее.
«Хорошо-Плохо»-дети отвечают на вопрос почему это хорошо или плохо применительно к одной и той же ситуации, причём ситуации постепенно вытекают одна из другой. Например, сладкие конфеты–это хорошо и вкусно, но ещё и плохо, так как от этого могут заболеть зубы. Заболели зубы–это хорошо, так как это сигнал, что пора идти к врачу, но и плохо, так как можно пойти к врачу и заранее…и так далее. «Разбежались»-группе детей предлагают быстро разбежаться по сторонам по какому–либо признаку, который называет воспитатель. Например, у кого одежда с карманами–направо, а у кого без карманов–налево; кого привёл в садик папа–направо, кого не папа–налево.
Игра «Да-Нетки» или «Угадай, что я загадала»
Например: воспитатель загадывает слово «Слон», дети задают вопросы (Это живое?
Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живёт в жарких странах?
Это слон, воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: «Шорты», «Машина», «Роза», «Гриб», «Береза», «Вода», «Радуга» и т. д.
Игра «Чёрное-белое»
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением чёрного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: «Книга».Хорошо–из книг узнаёшь много интересного, Плохо–они быстро рвутся. и т. д.). Можно разбирать в качестве объектов: «Гусеница», «Волк», «Цветок», «Стульчик», «Таблетка», «Конфетка», «Мама», «Птичка», «Укол», «Драка», «Наказание» и т. д.
Игра «Наоборот» или «Перевертыши» (проводится с мячом)
Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет слово, а ребёнок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший–плохой, строить–разрушать, выход–вход).
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Пример: «Помоги Золушке». Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем-нибудь тяжёлым прижимать.
Консультация для родителей «МИР ЗАГАДОК».
Подвижные игры, загадки, конкурсы на сообразительность являются любимым времяпрепровождением детей любого возраста. Они не только носят развлекательный характер, но и имеют практическое значение, так как развивают память, наблюдательность, мышление, расширяют кругозор, тренируют сообразительность и находчивость.
Дети совмещают приятное с полезным, получая большое количество знаний о последовательности явлений, их характере, связи предметов с живой природой и функциях вещей.
Загадка и ее роль в развитии ребенка
На первый взгляд загадки носят только развлекательный характер. На самом деле они играют большую роль в развитии интеллекта ребенка, так как расширяют его кругозор, учат наблюдать за явлениями окружающего мира и сосредотачивать внимание на описательном слове и на отгадываемом предмете.
Современные загадки приобщают ребёнка к языку народной литературы, к их фольклорным корням. Они близки детям, так как описывают в основном знакомые предметы и явления.
Дети любят загадки за то, что они заставляют размышлять и рассуждать. Малыши могут сочинять загадки, выражая через них свой внутренний мир, формируя тем самым свою личность и развивая устную и письменную речь.
Загадки несут педагогическую функцию, так как имеют большие дидактические способности. Доказательством этого является широкое использование загадок в практике многих известных педагогов.
Загадки, загадки, загадки.
Загадки о растениях.
1. Бьют меня палками, трут меня камнями,
Жгут меня огнем, режут меня ножом.
А за то меня так губят, что все меня любят.
(Хлеб)
2. Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стволе золотом.
(Колос)
3. Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.
(Подсолнух).
4. Шли двое, остановились, один спрашивает:
— Это черная?
— Нет, это красная.
— А почему она белая?
— Потому что зеленая.
О чем они вели разговор?
(Красная смородина).
5. Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
(Арбуз)
6. Сижу на дереве,
Кругла, как шар,
Вкусна, как мед,
Красна, как кровь.
(Вишня)
7. Шапка набекрень,
Спрятался за пень.
Кто проходит близко,
Кланяется низко.
(Гриб)
Загадки о животных
1. Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я?
(Олень)
2. Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный!
(Дятел)
3. Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавель)
4. По земле ходит,
Неба не видит,
Ничего не болит, а всё стонет
(Свинья)
5. Меня слепым зовутвсегда,
Но это вовсе не беда
Я под землей построил дом,
Все кладовые полны в нём!
(Крот)
Загадки о природе
1. Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)
2. Рукава есть у меня,
Рук хотя и нет,
И, хоть я не из стекла,
Я, как зеркало, светла,
Кто я?
Дай ответ!
(Река)
3. По серебряной дороге
Мы отправились в поход.
Остановимся на отдых,
А она себе идет.
(Река)
4. Не взять меня и не поднять,
Не распилить пилой,
Не вырубить и не прогнать,
Не вымести метлой,
Но только мне придет пора —
Сама уйду я со двора.
(Тень)
5. В горах блуждаю за тобой,
Откликнусь я на зов любой.
Все меня слыхали, но зато
Не видал ещё никто.
(Эхо)
Загадки oб учебе и отдыхе
1. На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)
2. Ростом мал и пузат,
А заговорит —
Сто крикливых ребят
Сразу заглушит.
(Барабан)
3. Мы — проворные cecтрицы -
Быстро бегать мастерицы.
В дождь — лежим,
В снег — бежим:
Уж такой у нас режим.
(Лыжи)
Загадки и отгадки хором
Дети очень любят принимать участие в игре наравне со взрослыми. Поэтому очень занимательными для них являются такие загадки, в которых ответ следует произносить хором. Подсказка на вопрос содержится в самом стихотворении — в его рифме и смысле.
Ем я уголь, пью я воду.
Как напьюсь — прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь. паровоз.
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое? Самолет.
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит. автомобиль.
Кто далеко живет,
Тот пешком не пойдет.
Наш приятель тут как тут.
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись, не зевай!
Отправляется. трамвай.
На рояль я не похожий,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет,
Я зовусь. велосипед.
По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое?
Пароход.
Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идет на охоту коварная. рысь.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый. воробей.
Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят. черепахи.
И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке, Фф
Мы — зеленые… лягушки.
Загадки-шутки
В основе загадок-шуток лежит отвлечение внимания от сути загадки, которое происходит с помощью необычной формулировки и построения вопроса, игры слов, перемещения логического ударения и слитного произношения.
1. На березе сидели две вороны и смотрели в разные стороны: одна на север другая на юг.
— У тебя, — говорит одна ворона, лапы в земле.
— А у тебя, — отвечает другая, — клюв грязный.
Как они видят друг друга, если смотрят в разные стороны? (Они смотрят друг на друга).
2. Что у человека одно, у вороны вдвое, в огороде втрое, а у лисы не встретится? (Буква О)
3. Что можно видеть закрытыми глазами? (Сон)
4. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Ни одной, так как их надо туда положить)
5. Какими нотами можно мерить пространство? (Ми-ля-ми)
6. Что надо сделать, чтобы спилить ветку и не потревожить ворону, которая на ней сидит? (Отпилить ветку, когда ворона улетит)
7. На что похожа половина яблока? (На вторую половину яблока)
8. Какой болезнью никто на земле не болеет? (Морской болезнью)
9. Что у человека под ногами в тот момент, когда он идет по мосту? (Подошвы)
10. На какое дерево садится во время проливного дождя ворона? (На мокрое)
11. Как далеко может забежать в лес заяц? (До середины леса — дальше он будет из него выбегать)
12. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного полотна)
13. По чему часто ходят и никогда не ездят? (По лестнице)
14. Можно ли принести воду в решете? (Можно, когда она замерзнет)
15. Сын моего отца, но мне не брат. Кто это? (Я сам)
16. На какой вопрос невозможно ответить: «Да»? ( На вопрос спящему человеку: «Вы спите?»)
17. Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком на конце слова)
18. Какой месяц короче остальных? (Май, так как в слове три буквы)
19. Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты)
20. Из какой посуды нельзя поесть? (Из пустой)
21. Сколько яиц можно съесть натощак: (Одно, остальные будут съедены не натощак)
В помощь родителям – развивающие игры ТРИЗ
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям и родителям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств, творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Чтобы развивать эти необходимые личности качества, я использую в своей работе с детьми технологию ТРИЗ.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Данная программа направлена на активизацию творческого воображения, мышления, на развитие умения находить порой необычные решения различных задач.
Но элементы ТРИЗ можно использовать не только в детском саду, но и дома. И я хочу предложить вам некоторые игры, упражнения, которые помогут вам не только развить своего малыша, но и занимательно провести время.
Одна из самых любимых игр в нашей группе – это игра «Хорошо-плохо». Она позволяет ребёнку понять, что в любом явлении, объекте есть свои положительные и отрицательные свойства. Ведь по большому счёту – всё в мире относительно! Для наглядности можно использовать какие-либо цветовые обозначения двух цветов – для хорошего и плохого. Мы в группе используем магнитики. Выбираем тему. Например, «Зима». Задаём вопрос: «Зима – это хорошо или плохо?». Почему хорошо? Это и катание с горок, и игры в снежки, катание на санках и просто радость от вида пушистого белого снега! А самый любимый праздник Новый год – зимой! Но помните, версии должен предлагать ваш маленький мыслитель, а вы лишь слегка помогать ему. За каждое «хорошо» выкладываем карточку, допустим, зеленого цвета. А что в зиме плохого? Холодно, день уж больно короткий (светлое время). А ещё можно поскользнуться, упасть, получить травму. А ещё можно замёрзнуть и простыть. Выкладываем карточку красного цвета. А в конце подсчитываем, сколько нашли хорошего и плохого в зимушке-зиме. Поверьте, хорошего будет обязательно больше! И так можно играть на любую тему.
Кто-то подумает: «Зачем это? Может лучше ребёнку не знать о плохом?» Надо знать! Ведь зная плохую сторону явления, можно предотвратить нежелательные последствия. По отзывам некоторых родителей, их ребятишки просят поиграть в эту игру дома!
Игра «Назови часть целого». Цель этой игры – научить ребёнка наряду с целым видеть часть целого. Играть можно и дома, и на прогулке. Называем любое слово, а малыш должен назвать его часть. Например, дверь-ручка (замок, стекло), стол-ножка (столешница), телевизор-кнопка (экран, детали и т.п.). Всё это поможет развить мышление, словарный запас ребёнка.
Очень интересна игра, когда малыш представляет себя каким либо другим объектом. Например: «Представь себе, что ты дерево (кустик, камень, птица, собака и т.п.). Как ты растёшь? Что ты чувствуешь? Что тебе нравится? Кого ты боишься? О чем ты мечтаешь?».
Помогите ребёнку ответить на эти вопросы. Обратите внимание, что деревьям плохо, когда их ломают. Что животным больно, если их ударить, что птицам зимой очень голодно. Эти «превращения» помогут вашему малышу более внимательно и заботливо относиться к природе, живым существам. Можно представить себя и неодушевлённым предметом. Например, игрушкой. «Я – щенок. Мне очень нравится, когда моя хозяйка аккуратно играет со мной! Я люблю играть! Но иногда у неё плохое настроение, и она может оттолкнуть меня, бросить на пол. Или просто забыть покормить меня, мне плохо». Поверьте, после такого «превращения» ваш малыш станет постепенно более заботлив к животным. К тому же, это развивает воображение, фантазию, речь ребёнка.
Очень интересна игра «Увеличение – Уменьшение». Гуляя с малышом зимой, любуясь падающими снежинками, спросите его: «А что было бы, если снежинки были большими, как мы?». И высказывайте предположения вместе: ходить в снегопад было бы невозможно, ведь снежинки очень тяжёлые; выпадут всего несколько таких снежинок, и сугробы будут выше головы; дворники не справились бы с такими «гигантскими» снежинками. А вдруг, автобусы и трамваи стали бы маленькими, что тогда? Хорошее настроение вам будет обеспечено на всю прогулку. Хочу подчеркнуть, что все эти игры (а их множество в ТРИЗЕ) развивают нестандартность мышления, умение мыслить «по-другому», высказывать своё мнение.
Желаю успехов!
Картотека игр по технологии ТРИЗ
для детей 3-4 лет
Игры на формирование умения выделять функции объекта
«Что умеет делать»
Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нет ки» или загадки.
Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Ход игры:
Воспитатель: Что может слон?
Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает
Игры на формирование умения выделять функции объекта
«Дразнилка»
Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.
Ход игры:
Воспитатель: Кошка.
Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …
Воспитатель: Собака.
Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.
Игры на формирование умения выделять функции объекта
«Мои друзья»
Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.
Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.
Ведущий ребенок.
Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.
Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).
Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).
Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).
Игры на определение линии развития объекта
«Чем был – тем стал»
Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют …
Ход игры: При уточнении понятия относительности размера
Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.
Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.
Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?
Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.
Игры на определение линии развития объекта
«Раньше – позже»
Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после.
Можно сопровождать показом.
Ход игры:
Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога?
Дети: Большая, крепкая, добротная.
Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Дети: Ее не было, росли деревья.
Воспитатель: Правильно, а еще раньше?
Дети: Росли маленькие ростки.
Воспитатель: А еще раньше?
Дети: Семечки в земле.
Воспитатель: А что будет с берлогой потом?
Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.
Игры на выявление под системных связей
«Где живет?»
Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов.
Ход игры:
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!
Воспитатель: Где живет медведь?
Дети: В лесу, зоопарке.
Воспитатель: А еще?
Дети: В мультиках, в книжках.
Воспитатель: Где живет собака?
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.
Игра на определение под системных связей объектов.
«Что можно сказать о предмете, если там есть…»
Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Ход игры:
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?
Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?
Дети: Кошка, котенок. Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Хорошо – плохо»
Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.
Ход игры:
Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?
Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Волшебный светофор»
Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного.
Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.
Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.
Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные».
Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир. домашние, дикие животные).
Воспитатель: Заяц ( поднимает зеленый кружок).
Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.
Воспитатель: Поднимает красный кружок.
Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.
Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой?
Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.
Воспитатель: поднимает желтый кружок.
Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.
Игры на сравнение систем
«На что похоже»
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.
Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Воспитатель: На что похожа колючка ежика?
Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.
Игры на сравнение систем
«Давай поменяемся»
Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.
Ход игры:
Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком.
Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком.
Игры на сравнение систем
«Теремок»
Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.
Ход игры: Похожести у объектов живого мира.
Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?
Дети: А я волк, пусти меня к себе!
Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.
Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.
Различия у объектов живого мира
Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой); белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.
Игры на сравнение систем
«Найди друзей»
Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.
Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».
Ход игры:
Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию?
Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.
Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?
Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.
«Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики.
«Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Игра на классификацию объекта
«Все в мире перепуталось»
Примечание: Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. В игру можно играть как подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть мира, а затем воспитатель обобщает.
Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.
Правила игры со средней группой:
Ведущий игры – воспитатель (в конце года – ребенок) показывает картинку с объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки и т.д.)
Примечание: Расширение этой части модели мира происходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе природного мира (воздух, вода, земля).
Ход игры:
Воспитатель: На картинке – собака. К какому миру принадлежит7
Дети: К природному.
Воспитатель: Где живет собака? Где обитает?
Дети: Собака живет у человека в доме, может у дома, в будке; на земле.
Воспитатель: Значит, картинку можно поместить в сектор «земля».
Воспитатель: На картинке – бобер. К какому миру он относится?
Дети: К природному.
Воспитатель: Где живет бобер? Где обитает?
Дети: Бобер живет и на земле и в воде.
Воспитатель: Значит, картинку можно поместить и в сектор «вода», и сектор «земля». Но где больше всего обитает бобер? Вспомните сказки о бобре.
Дети: Больше всего в воде. Туда поместим картинку.
Универсальные системные игры
Игра «Числовая да-нет ка»
Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
Ход:
- На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.
- Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его.
- Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».
Но детей сначала надо научить задавать вопросы.
Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?
Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:
- Это больше 3? Меньше3?
Снова делят часть:
- Это крайняя цифра? Первая? В середине?
Пространственная «да – нет ка»
(с игрушками, геометрическими формами)
Цель: обучение мыслительному действию.
Ход:
- Линейная: с игрушками, геометрическими формами.
На стол выставляется 5(10,20) игрушек.
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).
- Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.
Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.
Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.
Дети: Это справа (слева) от середины?
Затем дети делят лист по горизонтали:
- Это ближе 9дальше) от меня?
Это слева (справа) от телевизора?
Это в верхней половине? (нижней половине?)
В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.
«Да-нет ка» по неизвестному слову.
Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы, производить мыслительные действия.
Ход: Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря.
Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нет ке» на загаданное слово).
Слова: торбаса (обувь), вигвам, острец (сорняк), студия, бандарь, цевница…
«Где живет (работает)?»
Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции.
Ход: Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.
Ведущий: Тигр.
Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме для радости.
- Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.)
«Назови часть предмета»
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.
Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):
-ДОМ.
Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:
- КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…)
«Паровозик»
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.
Ход: Ведущий подбирает 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т.е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, дети – вагончики.
Например, Человек:
1 карточка – младенец
2 карточка – дошкольница
3 – девочка-подросток
4 – девушка
5 – женщина
6 – старушка . («Поезд времени»)
«Что это такое?»
Цель: развивать ассоциативное мышление.
Ход: На доске или листе бумаги взрослый рисует любую геометрическую фигуру или схематическое изображение. Задает вопрос детям:
-Что это такое? Или На что похоже?
Дети называют предмет, на который похоже это изображение.
Воспитатель говорит: - Нет! Это не …
Затем воспитатель подрисовывает еще какие-либо части и опять спрашивает: «Что это?». Дает отрицательный ответ детям и вновь дорисовывает части и т.д.
«Кто (что) это такое может быть?»
Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.
Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.
Например: - Что может быть и горячим и холодным (одновременно).
(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)
- и легким и тяжелым;
- и длинным и коротким;
- и гибким и твердым;
- и гладким и шероховатым;
- и мягким и твердым;
- и острым и тупым.
«Гирлянда»
Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.
Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.
Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах , действиях этого предмета.
- Лягушка какая?
Ребенок отвечает: - Зеленая.
От этого слова вновь ставится вопрос. Например:
- Зеленая кто (что)?
Ребенок отвечает: - Трава.
- Трава что делает? (растет)
- Растет что (кто)? (ребенок)
- Ребенок какой? (веселый)
- Веселый кто бывает? (клоун)
- Клоун что делает? (смеется)
«Что было бы, если убрать часть?»
Цель: Учить « разбирать» любой объект на составляющие части
Ход: Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.
Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.
Например, -У велосипеда убрать руль (спинку). Что хорошего (плохого)?
«Кто кем будет?»
Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.
Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:
- кем (чем ) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.»
При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например:
- Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.
За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
«Кем был раньше?»
Цель: учить называть прошлое предмета.
Ход: Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (Икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком) сильный (слабым).
«Найди друзей»
Цель: учить определять разные места обитания объекта и искать объекты, выполняющие те же самые функции.
Ход: Воспитатель называет объект, выделяя функцию, а дети говорят, кто (что) выполняет эту же функцию
Например: Ведущий: Машинка перевозит груз.
Дети: Перевозит груз пароход, слон …
«Раньше – позже»
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.
Ход: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.
Например: Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?
Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ ребенка ( мама кормила свою дочку).
И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей попросить рассказать последовательность событий.
« Что можно сказать о предмете, если там есть…?»
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части.
Ход: Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту.
Например: - Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу).
- Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова?
(это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка).
- Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?
(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора).
«Как много всего сделал человек»
Цель: учить классифицировать предметы рукотворные по функции.
Ход: Предложить детям объекты рукотворные.
Например: стол, торт, кукла, самолет, тарелка, полка, чашка, мост, пирамидка, пылесос, радио, шарф, носки, ложка, театр.
Спросить детей, для чего сделан каждый предмет.
Дети называют сектора:
игрушки
одежда
посуда
здания (сооружения)
транспорт
мебель
бытовая техника
«Узнай меня»
Цель: учить описывать предмет, не называя его.
Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.
Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.
Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз)
- Я холодная голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).
«Изобретатель»
Цель: учить пользоваться приемом разделения - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.
Ход: 10 картинок предметных.
- рассмотреть каждый предмет и его функцию.
- «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».
- Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.
- Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи;.
Затем обсудить функцию нового предмета.
«Красная шапочка»
Цель: развивать творческое воображение.
Ход: Необходимы бумага и фломастеры. Детям напомнить эпизод из сказки, когда волк переодевается в бабушку, а Красная Шапочка удивляется.
Ведущий предлагает детям предмет, в который превратится бабушка (часы, стакан, душ, окно, сапог, гитара, свечка) и просит назвать свойства этого предмета (Например: стакан – прозрачный, пустой).
Затем ведущий рисует бабушку, ее части тела с предметом превращения и используя названные свойства.
Например: бабушка – стакан, вместо туловища стакан, над ним голова в косынке, внизу и по бокам конечности.
Кто-то из детей – Красная Шапочка подходит к плакату и спрашивает:
- Бабушка, почему ты такая (называется одно из свойств) прозрачная?
Остальные дети отвечают от имени бабушки:
- Чтобы видеть, сколько я съела.
- Как ты защитишься от волка? (Выплесну на него содержимое живота или спрячу голову, руки и ноги в стакан, как в панцирь.)
«Поезд»
Цель: развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами.
Ход: 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка это вагончик.
Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться.
1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка).
2 ребенок берет картинку , связанную по смыслу с первой картинкой и говорит почему . (Беру тарелку, т.к. ложка и тарелка – посуда).
Следующий ребенок берет вазу, т.к. ваза и тарелка сделаны из стекла.
Следующий ребенок берет поливальную машину, т.к. в вазе и поливальной машине бывает вода; и т.д.
Игру можно проводить многократно, меняя картинки.
«Путаница»
Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.
Ход:
- Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое.
Например:
Летит колючий крокодил. (снег)
Висит зеленая собака. (слива)
Самолет ползет по рельсам. (поезд)
Мальчик ест скакалку. (конфету)
Летит воздушный диван. (шар)
Рычит лохматый слон. (пес)
Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)
Дверь открывают вилкой. (ключом)
Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)
Мама сварила вкусный стол. (суп)
« Что в чем?»
Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.
Ход: - Ребята, кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка, баяна).
- листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки).
- Лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы).
- экран (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма).
Дети должны назвать не менее 5 систем.
«Что умеет делать?»
Цель: учить выделять функцию объекта.
Ход: Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него.
Например:
Ведущий : - Ромашка.
Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить.
Ведущий: - Занавеска.
Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.
«Теремок» (чем похожи)
Цель: учить детей сравнивать различные объекты.
Ход: Игра проводится как драматизация сказки «Теремок». У каждого ребенка предметная картинка. Ребенок стучится в Теремок:
- Тук, тук, я – чайник. Пустите меня к себе в теремок жить?
Из теремка отвечают:
- Мы тебя пустим, если ты скажешь, чем ты – чайник на меня – куклу похож?
Дети называют 2-3 сходства по цвету, форме, функции, одинаковым частям, по размеру, из какого материала изготовлен и т.д. Следующий предмет (мяч) называет, чем он похож на чайник и т.д.
Игра «Вопрос – ответ»
Цель: развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать, доказывать.
Ход: дети становятся в шеренгу у края ковра. Взрослый поочередно бросает каждому ребенку мяч и задает вопрос, ребенок возвращает мяч, дает ответ и делает шаг вперед. Если нет ответа, ребенок остается на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдет до противоположного края ковра.
Например:
- Почему снег белый?
- Почему лягушки квакают?
- Сколько голов у Змея-Горыныча?
- Чей сын цыпленок?
- Сколько хвостов у двух ослов?
Ответы могут быть точными или творческими с фантазией
«Четвертый лишний»
Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.
Ход: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.
Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты).
А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ? ( банан – продолговатый, а остальные круглые). Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ? (его можно разделить на дольки без ножа). Лишнее – яблоко. ПОЧЕМУ? (яблоко хрустит, когда его откусывают).
Примечание: сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв и т.д.
«Что умеет делать?»
Цель: на формирование умения выявлять функции объекта
Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры «Да-Нет» или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Ход игры:
Воспитатель: Телевизор.
Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.
В: Что может мяч?
Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.
В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку » Колобок». Как он может помочь Колобку?
Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.
Базис личностной культуры.
В: Вежливый человек — это какой и что умеет делать?
Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.
В: Еще?
Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека.
В: Что может растение?
Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.
В: Что может слон?
Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.
В: Что может дождь?
Д: Растворить лед.
В: Когда и почему?
Д: Когда ярко светит солнце, тепло.
В: Что еще может лед?
Д: Лед может расколоться, треснуть.
В: А какие полезные функции у льда?
Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.
В: Что можно делать со льдом?
Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.
В: Что может дождь?
Д: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить.
«Раньше-позже»
Цель: учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия « сегодня», «завтра», «вчера»… развивать речь, память.
Правила игры:
Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.
Ход игры:
В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?
Д: Мы одевались на прогулку.
В: А до этого?
Д: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали…
В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?
Д: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы….
В: Я сшила платье. А что я сделала раньше? Покажите мне!
Д: Вы пошли в магазин, купили ткань (ребенок молча показывает действиями), взяли ножницы, раскроили ткань….
При закреплении понятий «сегодня», «завтра», «вчера»…
В: Какой сегодня день недели?
Д: Вторник.
В: А какой день недели был вчера?
Д: Понедельник.
В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?…
В: Посмотрите, какое это растение?
Д: Тыква большая.
В: Она всегда такая была? Что было с ней раньше?
Д: Была маленькая тыквочка, а до этого растение зацвело.
В: Правильно, а еще раньше?
Д: Маленький росточек.
В: А еще раньше?
Д: Семечко.
В: А что было до того, как семечко попало в землю? Покажите мне это!
В: Это блюдце с водой. Что будет с водой дальше?
Д: Ее может кто-то выпить. Или вылить.
В: А дальше?
Д: Если ее выльют, то она впитается в землю, а если там было какое-нибудь семечко, то оно прорастет, будет дерево…
В: Вот какую пользу приносит вода. А если она в чашке, ее никто не выливал, что будет дальше?
Д: Она испариться, превратиться в тучку и в дождик.
В: Конечно, от небольшого количества воды в чашке дождик не прольет, а влажность в воздухе увеличиться. Почему?
Д: Потому, что жидкие человечки воды встретятся с бегущими человечками воздуха.
«Паровозик»
Цель: учить выстраивать логические цепочки, развивать внимание память, мышление.
Правила игры:
Ведущий готовит 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды: дерево или птица, или цветок, человек и так далее (объекты живой системы). Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим.
Ход игры:
Ведущий — педагог, а позже ребенок-паровозик, а остальные дети — вагончики. Выстраивается «поезд времени».
В: Давайте отправимся на поезде времени человека. На столе вразнобой изображения младенца, маленькой девочки и мальчика, школьника, подростка, взрослого, пожилого человека.
Каждый ребенок выбирает понравившуюся ему картинку. Ведущий берет свою, встает, а за ним встает ребенок со следующей по смыслу картинкой и так далее.
(При ознакомлении с понятиями»система сейчас», «система в прошлом», «система в будущем».)
(При расширении представления о росте и развитии представителей животного мира, при наблюдениях за обитателями уголка природы, а также ознакомлении с временами года).
В: Вот картинка с изображением зеленого листика. (Заранее подобраны картинки листика в разные временные отрезки: желтый листочек, опавший листочек, листик под снегом, маленький листик со светло-зеленой окраской и так далее).
Дети выбирают картинки и выстраиваются в паровозик.
В: Какое сейчас время года?
Д: Зима.
В: Что происходит зимой?
Д: Снег идет, мороз.
В: Это хорошо?
Д: На санках можно кататься.
В: На санках кататься плохо почему?
Д: Упасть можно и удариться.
В: Я ставлю первый вагончик поезда времени. На картинке снег идет, на коньках катаются. Какое время года будет следующим?
Дети выбирают картинки.
Примечание: Для детей старшего дошкольного возраста можно выстраивать более сложный «поезд времени». Берется объект из неживой системы: машина — как вид транспорта или как средство для перевоза груза.
В: Сейчас мы будем выстраивать»поезд времени» машины. На чем раньше ездили люди?
Д: Телега, карета…
В: А в будущем, на чем будет ездить человечество?
Дети выбирают предложенные картинки и выстраиваются в «поезд».
«Где живет?»
Цель: на выявление над-системных связей, развивать речь, мышление.
Правила игры:
Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте — это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте — это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.
Ход игры:
В: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!
В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя. Если у воспитателя четкая цель: закрепить, например, раздел «Живая и неживая система», то основной набор картинок должен состоять из объектов живой и неживой системы и так далее.
В: Где живет медведь?
Д: В лесу, в зоопарке.
В: А еще?
Д: В мультфильмах, в фантиках конфетных.
В: Где живет собака?
Д: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице — бродячие.
В: Где живет подорожник?
Д: На дорожке растет. На лужайке и в поле. А еще в аптеке. А когда я к ране прикладывал, то он на ноге у меня жил. А я пила его, значит, он в животике у меня был.
В: Где живет гвоздь?
Д: В столе, на фабрике, у папы в гараже. В ящике для инструментов. На стене. В стуле. В моем ботинке!
Культура поведения.
В: Где живут вежливые слова?
Д: В книге, в песне. В хорошем человеке.
В: А что значит хороший человек?
Д: Это значит, что он вежливый, опрятно одевается, зубы чистит, помогает людям
Это игра может использоваться как организационный момент в начале занятия — беседы.
В: Где живет радость?
Д: У нас в группе, во мне, в моей любимой кошке, в маме, в телевизоре.
В: Где живет зло?
Д: В сказке про Бабу-Ягу, про мачеху… в милиционере, в человеке — он может быть злым.
В: В каких словах живет буква «А»?
Д: Мама, лиса, азбука, акварель…
В: Где живет звук?
Д: В слове, в инструментах музыкальных, когда человек поет или кричит, в микрофоне. В телевизоре и радио, в пластинке…
В: Где живет слово?
Д: В предложении, в сказке, в человеке!
В: Словом человек обозначает и выражает свои мысли.
«Что будет, если…».
Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.
Правила игры.
Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с водой упадет бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?»
Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»
Ход игры:
Воспитатель задаёт вопрос ребёнку «Что будет, если в ванну с водой упадёт бумага » .Ребенок отвечает бумага намокнет, растает, поплывёт.
«Солнышко светит»
Цель: на развитие мышления, речи, речи, гибкость ума, воображения.
Правила игры:
Вы начинаете предложение, а ребенок заканчивает. Например, дождь — идет, а еще… солнышко — светит… собака — лает… паровоз — мчится…
Ход игры:
Можно объединить два предмета или живых существа и называть общие для них действия. Снег и лед тают, птица и самолет летают, зайчик и лягушка прыгают. Или одно действие и много предметов: плавает рыба, лодка, корабль, айсберг… А еще? Греет солнышко, шуба, батарея… А еще? Гудит машина, поезд…
«Хорошо – плохо».
Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры:
Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры.
1 вариант:
В: Съесть конфету — хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету — плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?».
2 вариант:
В: Съесть конфету — хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета — это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят — это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
Ознакомление с окружающим миром.
В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?
Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.
В: Огонь — это плохо. Почему?
Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.
Живая система.
В: Листопад — это хорошо?
Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.
В: Листья под ногами — плохо. Почему?
Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.
«Раз, два, три… ко мне беги!»
Цель: на сравнение систем, учить выделять главный признак, развивать внимание, мышление.
Правила игры:
Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах — это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах — это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует, не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.
Ход игры:
«Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!» (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте.
Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.
Развитие речи.
При обогащении словаря словами, обозначающие части предметов (пуговицы, рукава, воротник — пальто); задания на качество предметов (жесткое — мягкое, металлическое, фактура ткани…)
«На что похоже».
Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.
Правила игры:
Ведущий — воспитатель, а в старшем возрасте — ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Ход игры:
В: На что похож абажур?
Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.
В: На что похожа улыбка?
Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.
В: Половник.
Д: На ковш у экскаватора, на созвездие «Большая медведица», на зонтик, на лопату, на микрофон, так как микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим как и половник, или в нем могут быть металлические части и так далее.
Неживая природа.
В: На что похож дождь?
Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.
В: А душ какой бывает?
Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.
Развитие речи
(при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов).
В: На что похожа иголка?
Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.
В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.
Д: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая.
Звуковая культура речи
В: На что похож звук «Р»?
Д: На шум мотора, пылесоса, на рычание льва или собаки.
В: Произнесите звук «Р». Назовите слова, в которых есть этот звук. (Переход к занятию).
«Уменьшаем и увеличиваем»
Цель игры: обогащать словарный запас детей, учить образовывать при помощи суффиксов: — ок, — чик, — чек, -ище.
Правила игры.
Скажите: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким». Например, гриб — грибок, стул — стульчик, лист — листочек.
Следите за тем, чтобы ребенок не называл вместо правильного ответа детенышей животных: не заяц — зайчонок, а заяц — зайчик; не корова — теленок, а корова — коровка.
То же самое можно делать и в обратном направлении. Взрослый называет «уменьшенное» слово, а ребенок дает его обычный вариант.
Такие же игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами: кот — котище, урок — урочище.
«Назови, одним словом»
Цель: обогащать словарный запас детей существительными, развивать речь, внимание, мышление.
Правила игры.
Взрослый что-то описывает, а ребенок называет это одним словом. Например, утренняя еда — это завтрак; большая посуда для приготовления компота — кастрюля; дерево, которое наряжают на Новый год, — елка.
«Опиши, одним словом»
Цель: обогащать словарный запас детей при помощи прилагательных, развивать речь, внимание, мышление.
Правила игры.
Эта игра аналогична предыдущей, только называть нужно не существительное, а прилагательное. Например, чашка для кофе — кофейная, цветок из бумаги — бумажный, варенье из клубники — клубничное, сок из яблока — яблочный.
Пусть и ребенок потренируется в придумывании заданий для вас.
«Цепочка»
Цель: учить детей выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей.
Правила игры:
Ведущий показывает ребёнку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передаётся другому ребёнку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать , как можно больше признаков и не повториться.
Ход игры:
Ведущий показывает картинку с изображением очков, ребёнок, увидев картинку, говорит очки круглые и передаёт картинку следующему игроку. Следующий игрок говорит очки солнечные и передаёт следующему игроку картинку т.д.
Расставь по порядку»
Цель: формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных, развивать мыслительную деятельность детей, речь.
Правила игры:
Воспитатель показывает детям 5-6 карточек с изображением разных животных (например, мышка, кошка, собака, конь, слон), их нужно расставить по росту, начиная с самого маленького.
После этого начинается обсуждение каждой карточки. Например: Кошка — большая или маленькая? Для кого большая? Для кого маленькая?
При анализе ситуаций «Для кого мышка большая?», «Для кого слон маленький?» дети используют знания из личного опыта.
Цель игры
- Расширение кругозора ребенка.
- Повторение и закрепление пройденного материала по названию и классификации предметов.
- Формирование выдержки.
- Формирование умения классифицировать предметы.
- Развитие внимания у дошкольников.
- Развитие мышления у воспитанников детского сада.
- Развитие сообразительности у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Что такое ТРИЗ?".
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач....

Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ»
laquo;Педагог, воспитывай так,чтобы ребенок был искателем иоткрывателем знаний»В. Сухомлинский....

Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ технологии?»
Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ технологии?»...
Консультация для родителей "Что такое ТРИЗ-технологии?"
Консультация направлена на ознакомление родителей с понятием ТРИЗ-технологии....

Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ — технология в дошкольном образовании»
Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ — технология в дошкольном образовании»...



