Консультация для родителей «Роль сенсорного воспитания детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. По выражению Л.С. Выготского, «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия» совершенствуется сенсорное воспитание детей.
Некоторые ученые и практики – т.е. педагоги, недооценивают значимость сенсорного воспитания детей раннего возраста, считают достаточным возможность увеличения умственного воспитания за счет наполнения его неадекватным возрасту содержанием и способами педагогического взаимодействия, разрабатывая и внедряя методики раннего обучения чтению и письму, пытаются заменить процесс сенсорного развития.
Период первых 3-х лет после рождения – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, в том числе речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Практика показывает, что большинство педагогов считают целью и достаточным результатом сенсорного воспитания детей раннего возраста (это период с 2 до 3 лет) формирование словарного запаса, включающего наименования 4-6 цветов и 2-4 форм.
На самом деле сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Основным условием правильного воспитание ребенка раннего возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира, в котором существует малыш. Для выполнения этого условия, необходимы соответствующе оборудованные помещения и окружающее ребенка пространство, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста в дошкольной организации - это специально организованный педагогический процесс, представляющий собой целенаправленный, содержательно наполненный, логически выстроенный, результативно диагностируемый, индивидуализированный процесс взаимодействия педагога с воспитанниками, обеспечивающий своевременное формирование предпосылок к освоению сенсорной культуры. Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста. Кроме того, развитие восприятия пронизывает все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой для их дальнейшего развития.
Программой воспитания и обучения детей раннего возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементы строительных наборов по форме, величине, расположению. Особое внимание рекомендуется уделить обучению обследовать предмет, анализировать его, предвидеть будущий результат действия с ним – т.е. сенсорный эталон.
Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. В раннем возрасте наглядно-действенный метод является ведущим. Организуя игры с детьми, следует учитывать следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, вкусовой, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 414.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль сенсорного воспитания детей раннего возраста»
Консультация для родителей
Консультация для родителей «Роль сенсорного воспитания детей раннего возраста»
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. По выражению Л.С. Выготского, «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия» совершенствуется сенсорное воспитание детей.
Некоторые ученые и практики – т.е. педагоги, недооценивают значимость сенсорного воспитания детей раннего возраста, считают достаточным возможность увеличения умственного воспитания за счет наполнения его неадекватным возрасту содержанием и способами педагогического взаимодействия, разрабатывая и внедряя методики раннего обучения чтению и письму, пытаются заменить процесс сенсорного развития.
Период первых 3-х лет после рождения – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, в том числе речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Практика показывает, что большинство педагогов считают целью и достаточным результатом сенсорного воспитания детей раннего возраста (это период с 2 до 3 лет) формирование словарного запаса, включающего наименования 4-6 цветов и 2-4 форм.
На самом деле сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Основным условием правильного воспитание ребенка раннего возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира, в котором существует малыш. Для выполнения этого условия, необходимы соответствующе оборудованные помещения и окружающее ребенка пространство, постоянное общение взрослого с ребенком, систематическое проведение специальных занятий.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста в дошкольной организации - это специально организованный педагогический процесс, представляющий собой целенаправленный, содержательно наполненный, логически выстроенный, результативно диагностируемый, индивидуализированный процесс взаимодействия педагога с воспитанниками, обеспечивающий своевременное формирование предпосылок к освоению сенсорной культуры. Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста. Кроме того, развитие восприятия пронизывает все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой для их дальнейшего развития.
Программой воспитания и обучения детей раннего возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементы строительных наборов по форме, величине, расположению. Особое внимание рекомендуется уделить обучению обследовать предмет, анализировать его, предвидеть будущий результат действия с ним – т.е. сенсорный эталон.
Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. В раннем возрасте наглядно-действенный метод является ведущим. Организуя игры с детьми, следует учитывать следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, вкусовой, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения.
Познавательно-исследовательская деятельность
- Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, каштаны, грецкие орехи, камешки, крупы): «Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Покормим зверюшек», «Что выше куст или дерево?»
- Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру);
- Игры с песком, землёй и глиной: «Чувствительные ладошки»;
- Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстиями для проталкивания, кубы, шары) «Игрушка-матрёшка»,
«Соберём пирамидку», «Покажи, о чём я скажу», «Магазин игрушек», «Почтовый ящик»;
- Дидактические игры для формирования представлений о цвете: «Подбери по цвету», «Найди пару», «Посади матрёшку в поезд», «Одень красиво кукол», «Цветные полянки», «Разложи по коробкам», «Спрячь мышку», «Найди палочку», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету»;
- Игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, развивающими кубиками «Сложи узор», «Ловись, рыбка», «Белые и чёрные камешки», «Цветовое лото»;
Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Передай мяч», «Почтовый ящик» различные «Рамки-вкладыши», рамки Монтессори, «Волшебный мешочек», «Обводим всё (силуэты)», «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке», игры с логическими блоками Дьенеша;
- Дидактические игры для формирования представлений о величине: «Что больше?», «Большой-маленький», «Матрёшки построились», «Разбери шишки (снежинки, морковки, зайчиков, листочки) игры с логическими блоками Дьенеша, «Закрой окошки»;
- Дидактические игры для формирования представлений об ориентировке в пространстве: «Что изменилось?», «Вверх-вниз», «Где шарик?», «Поручения», «Соберём квадраты», «Разрезные картинки», «Где же наши ручки?», «Найди половинку», «Игрушки играют в прятки», «Чего не хватает у мишки, зайки, лисички»;
- Дидактические игры для формирования представлений о времени: «Когда это бывает?» «Соберём кукол на прогулку»;
Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании: «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Что и где слышно?», «Музыкальные прятки», «Кто разбудил щенка?», «Кто в домике живёт?», «Овощи и фрукты», «Угощение».
ВАЖНО: значение сенсорного воспитания:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей....
Рекомендации родителям по сенсорному воспитанию детей раннего возраста
Основной формой работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста являются специально организованные игры....

Консультация для родителей Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Группа раннего возраста. Воспитатель Койносова Е. С. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин
Консультация для родителейТема:«Сенсорное развитие детей раннего возраста».Группа раннего возраста.Воспитатель Койносова Е. С.МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин ...

статья: "Роль сенсорного воспитания детей раннего возраста."
Роль сенсорного воспитание детей раннего возраста. Сенсорное развитие является условием успешного овладени...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Во второй группе раннего возраста
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Важность сенсорного воспитание детей раннего возраста в домашних делах с родителями
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного...
Консультация для родителей "«Роль сенсорного воспитания детей раннего возраста»
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном в...

