Консультация для родителей. Тема: «Особенности развития речи детей в средней группе».
консультация (средняя группа)

Денисова Ирина Анатольевна

 


 

Для родителей ребенка дошкольного возраста важнейшей задачей становится подготовка его к обучению в школе. Развитие речи в средней группе основано на развитии связной и последовательной речи, способности правильно и четко произносить фразы и слова.

Не все дети одинаково успешно овладевают речью. В процессе формирования устной и, как следствие, письменной речи часто возникают осложнения, которые нарушают ее развитие. К ним необходимо отнестись серьезно и устранить их до того, как они смогут повлиять на развитие ребенка, его психику. Поэтому взрослым не стоит подделывать свою речь под детскую, а говорить следует простой и понятной речью, четко,  правильно и не слишком быстро произнося все слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» Петропавловск – Камчатского городского округа

Консультация для родителей.

Тема:

«Особенности развития речи детей в средней группе».

Подготовила: Денисова И.А.

2025 год

Консультация для родителей.

Тема:

«Особенности развития речи детей в средней группе».

Подготовила: Денисова И.А.

Для родителей ребенка дошкольного возраста важнейшей задачей становится подготовка его к обучению в школе. Развитие речи в средней группе основано на развитии связной и последовательной речи, способности правильно и четко произносить фразы и слова.

Не все дети одинаково успешно овладевают речью. В процессе формирования устной и, как следствие, письменной речи часто возникают осложнения, которые нарушают ее развитие. К ним необходимо отнестись серьезно и устранить их до того, как они смогут повлиять на развитие ребенка, его психику. Поэтому взрослым не стоит подделывать свою речь под детскую, а говорить следует простой и понятной речью, четко,  правильно и не слишком быстро произнося все слова.

Развитие речи в 4 года

В период от 4 до 5 лет, ребенок обычно неплохо владеет речью и пытается обсуждать с взрослыми отвлеченные темы. Общение в этом возрасте, кроме познавательного, приобретает еще и внеситуативный характер. Накопленного запаса слов достаточно, чтобы успешно строить фразы, правильно произносить звуки.

Развития речи в средней группе хватает на то, чтобы легко общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Иногда ребенок четырех лет может испытывать трудности и допускать неточности в процессе пересказа событий, в которых он сам принимал участие. Но теперь, осваивая новые слова, он не просто их запоминает, а старается осмыслить их звуковую структуру, пробует по-своему назвать некоторые предметы и действия.

Во время обогащения словаря ребенок делает попытки овладеть грамматикой. Отвечая на вопрос взрослого, он часто отвечает содержательными фразами, в которых использует больше 4 слов. В предложениях возникает преобладание простых распространенных членов («Здесь сидят Настя и Саша»), существительных и глаголов множественного числа. Ребенок чаще использует сравнительную степень наречий и прилагательных, появляются причастия.

Проявляя интерес к звуковой составляющей речи, ребенок пытается изменить слово по шаблону, но это у него не всегда получается. Он все еще может допускать грамматические ошибки: плохо согласует прилагательные с существительными среднего рода, неправильно употребляет окончания («Мама моет «окны»).

Наблюдаются ошибки употребления несклоняемых существительных. Высказывания ребенка, состоящие из простых предложений, нередко отдаленно связаны между собой. В основном, ребенок перечисляет действующие лица или предметы, добавляя к ним действия, которые те совершают. Тем не менее, благодаря хорошей памяти, он может запомнить и воспроизвести небольшие стихотворения, а многократно прослушав сказку, способен практически дословно ее пересказать, не всегда понимая смысл слов.

В произношении появляется множество звуков. Большая часть детей, хорошо произносит трудные в усвоении звуки (х, ы, э), четко звучат свистящие (ц). Начинают проявляться звуки, принадлежащие к позднему ортогенезу (щ, ч, ж, ш, л, р), но обычно у большинства малышей возникают затруднения при произношении шипящих звуков.

У детей четырех лет наблюдаются различия в формировании произношения: одни говорят чисто, правильно произнося почти все звуки, другие же наоборот неправильно произносят большую часть звуков, смягчая твердые согласные.

Итак, развитие речи в средней группе проходит активно. Улучшается  произношение, речь приобретает четкость. Они прекрасно знают предметы их ближайшего окружения и правильно их называют. Их речь наполняется не только существительными и глаголами, но и другими частями речи: предлогами, прилагательными, наречиями. Предложения чаще простые распространенные, но развивается навык монологической речи. Хорошо знакомую сказку малыши могут пересказать почти наизусть, могут выучить и рассказать короткое стихотворение. Они чаще становятся инициаторами общения.

Развитие речи в 5 лет

В пять-шесть лет словарь ребенка составляет около 3000 слов. Теперь он сознательно подходит к особенностям языка, обдумывает свою речь, пытается, используя аналогию, придумывать новые слова. Теперь ребенок делает попытки понять законы словообразования, но из-за малого речевого опыта допускает ошибки. Он способен определить и назвать основные признаки и свойства предметов, устанавливает между ними связи. Ребенок становится внимательнее к ответам окружающих на его вопросы.

В пять лет дети постигают монологическую речь. Дети в средней группе впервые учатся использовать однородные обстоятельства, правильно согласовывать существительные с прилагательными в косвенных падежах. Хотя не всегда они могут самостоятельно, последовательно пересказать сказку, рассказ. Звуки в словах становятся более узнаваемыми.

Развившийся речевой слух позволяет ребенку отличать понижение и повышение громкости речи, изменение темпа, улавливает средства выразительности. Теперь они могут воспроизводить интонации, понижать и повышать тон голоса, выдерживать паузы так, как делают это взрослые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей в средней группе"

Для родителей ребенка дошкольного возраста важнейшей задачей становится подготовка его к обучению в школе. Не все дети одинаково успешно овладевают речью. В процессе формирования устной и, как сл...

консультация для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет"

1.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 летРазвитие речи в онтогенезе.(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическ...

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей второй младшей группы»

Консультация для родителей«Особенности развития речи детей второй младшей группы»Подготовила: воспитатель II мл.гр. Дроздова И.А. Четвертый год жизни является переходным из ...

Особенности развития речи детей в средней группе

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни — освоение связной монологической речи.  На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. ...

Консультация для родителей Особенности развития речи детей в средней группе

Для родителей ребенка дошкольного возраста важнейшей задачей становится подготовка его к обучению в школе. Развитие речи в средней группе основано на развитии связной и последовательной речи, способно...

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей второй младшей группы»

Консультация для родителей«Особенности развития речи детей второй младшей группы»  Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характери...