Медлительные дети
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

   В любом детском коллективе есть дети, которые занимаются и выполняют элементарные действия медленнее, чем их сверстники. Таких детей часто называют «копуши». В материале обсуждаются особенности этих детей, даются рекомендации по взаимодействию с ними для педагогов и родителей. Материал оформлен в виде стендовой информации педагога-психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medlitelnye_deti_vertikal_4_l.docx260.53 КБ

Предварительный просмотр:

Медлительные дети

   В любом детском коллективе есть дети, которые занимаются и выполняют элементарные действия медленнее, чем их сверстники. Таких детей часто называют «копуши».


Медлительность — это индивидуальная особенность ребенка, которая может быть обусловлена разными причинами.

Выделяются следующие причины медлительности:


1. Индивидуально-типологические особенности, свойства нервной системы. Обычно холерик и сангвиник делают все быстро. Флегматик и меланхолик напротив никуда не торопятся;
2. Особенности воспитания (все делаем за ребенка);
3. отставание в развитии отдельных психических функций (моторики, речи);
4. Общее состояние здоровья ребенка (например, состояние сильного физического или эмоционального напряжения, последствия тяжелых стрессовых ситуаций (развод родителей, тяжелые травмы могут вызвать такую реакцию).
                                         
С чем связана медлительность?
   Медлительность детей связана с функционированием центральной нервной системы, т.е. с низкой подвижностью нервных процессов.


          У детей с такими особенностями нервной системы, как правило:

  •  низкая (примерно в 2 раза) скорость любых действий, любой деятельности и, конечно, всех движений (эта особенность часто раздражает взрослых);
  •  медленно одеваются, медленно едят, медленно реагируют на просьбы и обращения взрослых;
  •  наблюдается медленная речь, дети «тянут» слова, делают ненужные паузы между ними, говорит еле слышно;
  •  движения тела вялые, замедленные, при рисовании линии едва видны;
  •  новые двигательные навыки у медлительных детей формируются дольше, а выполнение новых, незнакомых движений нередко представляет значительную трудность;
  •  усваивают на треть меньше информации, чем их сверстники, при одинаковой интенсивности ее подачи; если темп подачи материала увеличивается, то медлительные дети воспринимают меньше половины сказанного - все это затрудняет обучение;
  •  они дольше других включаются в работу - например, при сборе игрушек, одевании; начиная любую игру, они будут долго «примериваться», прежде чем начать что-то делать;
  •  долго переключаются на другую деятельность, труднее переходят от одного дела к другому;
  •  долго восстанавливаются после нагрузки, быстро отвлекаются;
  •  не могут продолжительно и интенсивно работать;
  •  этим детям легче выполнять то, что уже известно, опробовано ими;  
  •  часто имеют проблемы в социальном и личностном развитии, у них не сформированы элементарные навыки социального общения, взаимодействия, с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, бывают очень нерешительны, скованны;
  •  ощущение вины накапливается из-за опыта собственных неудач и неприятностей, связанных с медлительностью. Их постоянно торопят взрослые, нередко запугивают будущими неудачами.

       Подобная установка неизбежно вызывает новые трудности, эта постоянная вина лишает их надежды на успех, на преодоление, делает все их действия еще более неловкими и медленными; чаще всего бывает занижена самооценка и отсутствует желание идти в школу. Это желание формируется в старшем дошкольном возрасте, и вполне понятно, что неудачи в любой деятельности разрушают мотивацию. Восстановить желание ребенка учиться новому, узнавать новое возможно только в ситуации удачи, успеха, удовлетворения той деятельностью, которой занимается ребенок. Трудности, испытываемые этими детьми, накладывают отпечаток и на их характер: очень часто дети становятся необщительными, замыкаются в себе. Они больше подвержены развитию неврозов.

     Работа с медлительными детьми требует большого терпения, внимания, понимания их психологических особенностей и проблем. Специальные исследования показывают, что систематические занятия, тренировки могут в определенной мере повысить скорость работы у дошкольников. Наиболее успешной такая тренировка будет для детей 4-6 лет. Именно в этом возрасте идет активное созревание нервных процессов. Если упустить время, то полностью компенсировать упущенное будет сложно.

Следующие рекомендации помогут взрослым более эффективно общаться и заниматься с медлительными детьми.

  •  Работа с медлительными детьми требует умения сдерживаться, не повышать голоса. Необходимо спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз без упреков и раздражения. Помните, что окрик и недовольство взрослых еще больше замедляет включение в деятельность медлительного ребенка.
  •  Необходимо избегать крайностей, когда за ребенка все делают взрослые, либо чересчур активно подгоняют его, упрекают. Не торопите, не подгоняйте ребенка, не напоминайте ему о его медлительности, неловкости. 

Что важно знать о медлительном ребенке?

 Своим медлительным поведением ребенок не хочет никого злить, он не ленится и не капризничает, он, действительно, не может быстрее.

 Подгонять такого ребенка бесполезно и вредно, он тормозится еще больше. А так как подгоняют его везде и всегда, то появляется опасность неврозов, навязчивых действий, фобий.

  • Предлагайте медлительному ребенку свою эпизодическую помощь в одевании, раздевании, выполнении умственных задач. Но постепенно уменьшать долю своего участия.
  •  Помните, медлительному ребенку нужно время на «раскачку». Не забывайте о перерывах, физкультминутках.
  •  Предоставьте ему дополнительное время для того, чтобы он смог доделать какое-то задание, поделку или рисунок и т.п. без спешки. Даже если придется доделывать в несколько этапов.
  •  Чтобы помочь ребенку адаптироваться в социальной среде, постоянно тренируйте на подвижность его нервные процессы.

Большее внимание в воспитании медлительного ребенка нужно уделять физическим упражнениям. Используйте игры со сменой темпа движений:

   Основная суть этих приемов - резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно, причем время от времени даются и предельные скорости движений.

Что могут сделать родители?

 Создать спокойную и доброжелательную атмосферу дома.

 Регулярно демонстрировать веру в его способности. «Я верю, у тебя получится решить эту задачу», «Я знаю, ты справишься с ножницами и вырежешь ровно по контуру».

 Даже если задание им выполнено не очень хорошо, одобрять следует саму попытку решить ту или иную задачу. «В следующий раз получится ровнее, ты приложил немало усилий, чтобы написать. За это и хвалю тебя!»

 Хвалить за достижение в самых незначительных делах, чтобы малыш имел возможность проживать чувство удовлетворения от успеха.

 Учите делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях: с какой игрушкой играть, какую модель собирать, что одевать или есть.

 Воздерживайтесь от соревновательных видов спорта и игр.

 Не опекайте чрезмерно медлительного ребенка. Если вы, пытаясь подстегнуть малыша, часть работы делаете за него, это никак не поможет ему развить собственные навыки и увеличить его темп. Решая за него примеры по математике, вы уменьшаете время выполнения домашнего задания, но у него не формируется навык счета. Вы моете его в душе, чистите ему зубы, помогаете одеваться, но делаете их безоружным в ситуации, когда вас рядом нет. Так что наберитесь терпения и ждите, когда он сам закончит ту или иную процедуру.

 Медлительным детям крайне важен режим дня. Только отлаженная последовательность действий может ускорить темп.

 Не требуйте моментального переключения внимания. Если вы хотите позвать малыша обедать, а он рисует. Предупредите ребенка за несколько минут, что скоро будет обед. Ребенку нужно время, чтобы осознать и принять тот факт, что алгоритм его действий в ближайшее время изменится. Если он играет в конструктор, а вам надо сходить в магазин, предупредите малыша за 15 минут о том, что ему предстоит в скором времени собираться. Можно использовать часы, чтобы дошкольник наглядно увидел, сколько времени осталось до смены действий.

 Делайте частые «переменки», чтобы скорость действий не уменьшалась. Медлительный ребенок быстро устает, ему требуются частые перерывы при выполнении напряженной умственной работы. Помните это при выполнении домашнего задания.

 Не давайте сразу несколько заданий. Он не может запомнить их все сразу. Каждое следующее поручение предлагайте только после того, как он выполнил первое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медлительные дети

Презентация на тему "Медлительные дети" для педагогов....

Медлительные дети.

Коррекция медлительности у детей старшего дошкольного возраста....

игры для медлительных детей

Если вы займетесь тренировкой реакции у своего ребенка в период с 4 до 6 лет, с помощью специальных игр и упражнений, то наверняка увидите плоды своих усилий....

«Особенности медлительных детей .Рекомендации для воспитателей в общение с медлительными детьми»

«Особенности медлительных детей .Рекомендации для воспитателей в общение с медлительными детьми»...

Как можно помочь медлительным детям работать быстрее, успевать за сверстниками и не чувствовать себя обделенными?

Как можно помочь медлительным детям работать быстрее, успевать за сверстниками и не чувствовать себя обделенными?...

Рекомендации родителям и воспитателям (по инертным -медлительным детям)

Оптимистическая сторона Павловского учения в том, что инертность (подвижность нервных процессов)  тренируема, поэтому тренировать подвижность нервных процессов у инертных (медлительных) детей воз...

Проблемы инертных (медлительных) детей дошкольного возраста (из опыта работы)

В этой статье речь пойдет о детях, которые  оказываются  трудными для родителей и воспитателей детских садов.Это тема достаточно хорошо изучена советскими учеными. В данный материал статьи в...