Медлительные дети
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
В любом детском коллективе есть дети, которые занимаются и выполняют элементарные действия медленнее, чем их сверстники. Таких детей часто называют «копуши». В материале обсуждаются особенности этих детей, даются рекомендации по взаимодействию с ними для педагогов и родителей. Материал оформлен в виде стендовой информации педагога-психолога.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 260.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Медлительные дети
В любом детском коллективе есть дети, которые занимаются и выполняют элементарные действия медленнее, чем их сверстники. Таких детей часто называют «копуши».
Медлительность — это индивидуальная особенность ребенка, которая может быть обусловлена разными причинами.
Выделяются следующие причины медлительности:
1. Индивидуально-типологические особенности, свойства нервной системы. Обычно холерик и сангвиник делают все быстро. Флегматик и меланхолик напротив никуда не торопятся;
2. Особенности воспитания (все делаем за ребенка);
3. отставание в развитии отдельных психических функций (моторики, речи);
4. Общее состояние здоровья ребенка (например, состояние сильного физического или эмоционального напряжения, последствия тяжелых стрессовых ситуаций (развод родителей, тяжелые травмы могут вызвать такую реакцию).
С чем связана медлительность?
Медлительность детей связана с функционированием центральной нервной системы, т.е. с низкой подвижностью нервных процессов.
У детей с такими особенностями нервной системы, как правило:
- низкая (примерно в 2 раза) скорость любых действий, любой деятельности и, конечно, всех движений (эта особенность часто раздражает взрослых);
- медленно одеваются, медленно едят, медленно реагируют на просьбы и обращения взрослых;
- наблюдается медленная речь, дети «тянут» слова, делают ненужные паузы между ними, говорит еле слышно;
- движения тела вялые, замедленные, при рисовании линии едва видны;
- новые двигательные навыки у медлительных детей формируются дольше, а выполнение новых, незнакомых движений нередко представляет значительную трудность;
- усваивают на треть меньше информации, чем их сверстники, при одинаковой интенсивности ее подачи; если темп подачи материала увеличивается, то медлительные дети воспринимают меньше половины сказанного - все это затрудняет обучение;
- они дольше других включаются в работу - например, при сборе игрушек, одевании; начиная любую игру, они будут долго «примериваться», прежде чем начать что-то делать;
- долго переключаются на другую деятельность, труднее переходят от одного дела к другому;
- долго восстанавливаются после нагрузки, быстро отвлекаются;
- не могут продолжительно и интенсивно работать;
- этим детям легче выполнять то, что уже известно, опробовано ими;
- часто имеют проблемы в социальном и личностном развитии, у них не сформированы элементарные навыки социального общения, взаимодействия, с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, бывают очень нерешительны, скованны;
- ощущение вины накапливается из-за опыта собственных неудач и неприятностей, связанных с медлительностью. Их постоянно торопят взрослые, нередко запугивают будущими неудачами.
Подобная установка неизбежно вызывает новые трудности, эта постоянная вина лишает их надежды на успех, на преодоление, делает все их действия еще более неловкими и медленными; чаще всего бывает занижена самооценка и отсутствует желание идти в школу. Это желание формируется в старшем дошкольном возрасте, и вполне понятно, что неудачи в любой деятельности разрушают мотивацию. Восстановить желание ребенка учиться новому, узнавать новое возможно только в ситуации удачи, успеха, удовлетворения той деятельностью, которой занимается ребенок. Трудности, испытываемые этими детьми, накладывают отпечаток и на их характер: очень часто дети становятся необщительными, замыкаются в себе. Они больше подвержены развитию неврозов.
Работа с медлительными детьми требует большого терпения, внимания, понимания их психологических особенностей и проблем. Специальные исследования показывают, что систематические занятия, тренировки могут в определенной мере повысить скорость работы у дошкольников. Наиболее успешной такая тренировка будет для детей 4-6 лет. Именно в этом возрасте идет активное созревание нервных процессов. Если упустить время, то полностью компенсировать упущенное будет сложно.
Следующие рекомендации помогут взрослым более эффективно общаться и заниматься с медлительными детьми.
- Работа с медлительными детьми требует умения сдерживаться, не повышать голоса. Необходимо спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз без упреков и раздражения. Помните, что окрик и недовольство взрослых еще больше замедляет включение в деятельность медлительного ребенка.
- Необходимо избегать крайностей, когда за ребенка все делают взрослые, либо чересчур активно подгоняют его, упрекают. Не торопите, не подгоняйте ребенка, не напоминайте ему о его медлительности, неловкости.
Что важно знать о медлительном ребенке?
✨ Своим медлительным поведением ребенок не хочет никого злить, он не ленится и не капризничает, он, действительно, не может быстрее.
✨ Подгонять такого ребенка бесполезно и вредно, он тормозится еще больше. А так как подгоняют его везде и всегда, то появляется опасность неврозов, навязчивых действий, фобий.
- Предлагайте медлительному ребенку свою эпизодическую помощь в одевании, раздевании, выполнении умственных задач. Но постепенно уменьшать долю своего участия.
- Помните, медлительному ребенку нужно время на «раскачку». Не забывайте о перерывах, физкультминутках.
- Предоставьте ему дополнительное время для того, чтобы он смог доделать какое-то задание, поделку или рисунок и т.п. без спешки. Даже если придется доделывать в несколько этапов.
- Чтобы помочь ребенку адаптироваться в социальной среде, постоянно тренируйте на подвижность его нервные процессы.
Большее внимание в воспитании медлительного ребенка нужно уделять физическим упражнениям. Используйте игры со сменой темпа движений:
Основная суть этих приемов - резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно, причем время от времени даются и предельные скорости движений.
Что могут сделать родители?
✨ Создать спокойную и доброжелательную атмосферу дома.
✨ Регулярно демонстрировать веру в его способности. «Я верю, у тебя получится решить эту задачу», «Я знаю, ты справишься с ножницами и вырежешь ровно по контуру».
✨ Даже если задание им выполнено не очень хорошо, одобрять следует саму попытку решить ту или иную задачу. «В следующий раз получится ровнее, ты приложил немало усилий, чтобы написать. За это и хвалю тебя!»
✨ Хвалить за достижение в самых незначительных делах, чтобы малыш имел возможность проживать чувство удовлетворения от успеха.
✨ Учите делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях: с какой игрушкой играть, какую модель собирать, что одевать или есть.
✨ Воздерживайтесь от соревновательных видов спорта и игр.
✨ Не опекайте чрезмерно медлительного ребенка. Если вы, пытаясь подстегнуть малыша, часть работы делаете за него, это никак не поможет ему развить собственные навыки и увеличить его темп. Решая за него примеры по математике, вы уменьшаете время выполнения домашнего задания, но у него не формируется навык счета. Вы моете его в душе, чистите ему зубы, помогаете одеваться, но делаете их безоружным в ситуации, когда вас рядом нет. Так что наберитесь терпения и ждите, когда он сам закончит ту или иную процедуру.
✨ Медлительным детям крайне важен режим дня. Только отлаженная последовательность действий может ускорить темп.
✨ Не требуйте моментального переключения внимания. Если вы хотите позвать малыша обедать, а он рисует. Предупредите ребенка за несколько минут, что скоро будет обед. Ребенку нужно время, чтобы осознать и принять тот факт, что алгоритм его действий в ближайшее время изменится. Если он играет в конструктор, а вам надо сходить в магазин, предупредите малыша за 15 минут о том, что ему предстоит в скором времени собираться. Можно использовать часы, чтобы дошкольник наглядно увидел, сколько времени осталось до смены действий.
✨ Делайте частые «переменки», чтобы скорость действий не уменьшалась. Медлительный ребенок быстро устает, ему требуются частые перерывы при выполнении напряженной умственной работы. Помните это при выполнении домашнего задания.
✨ Не давайте сразу несколько заданий. Он не может запомнить их все сразу. Каждое следующее поручение предлагайте только после того, как он выполнил первое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры для медлительных детей
Если вы займетесь тренировкой реакции у своего ребенка в период с 4 до 6 лет, с помощью специальных игр и упражнений, то наверняка увидите плоды своих усилий....

«Особенности медлительных детей .Рекомендации для воспитателей в общение с медлительными детьми»
«Особенности медлительных детей .Рекомендации для воспитателей в общение с медлительными детьми»...

Как можно помочь медлительным детям работать быстрее, успевать за сверстниками и не чувствовать себя обделенными?
Как можно помочь медлительным детям работать быстрее, успевать за сверстниками и не чувствовать себя обделенными?...

Рекомендации родителям и воспитателям (по инертным -медлительным детям)
Оптимистическая сторона Павловского учения в том, что инертность (подвижность нервных процессов) тренируема, поэтому тренировать подвижность нервных процессов у инертных (медлительных) детей воз...

Проблемы инертных (медлительных) детей дошкольного возраста (из опыта работы)
В этой статье речь пойдет о детях, которые оказываются трудными для родителей и воспитателей детских садов.Это тема достаточно хорошо изучена советскими учеными. В данный материал статьи в...



