Консультация для родителей «Игры с родителями, направленные на укрепление детско – родительских отношений»
консультация (средняя группа)

Лариса Сергеевна Типаева

Несколько причин, почему родителям важно играть с детьми:

  • Создание общего пространства. Совместные игры позволяют участникам быть собой, делиться эмоциями и впечатлениями.  
  • Укрепление эмоциональной связи. Во время игры дети открываются родителям, делятся мыслями и чувствами. Родители, в свою очередь, могут лучше понять внутренний мир ребёнка, его желания и страхи. 
  • Развитие навыков общения. В процессе игры участники учатся слушать друг друга, выражать свои мысли и чувства, а также находить компромиссы. 
  • Обогащение опыта. Игры могут быть разными, и каждая из них приносит новые знания и навыки. Например, ролевые игры помогают детям понять социальные роли и правила взаимодействия в обществе, а настольные игры развивают стратегическое мышление и логику. 
  • Формирование доверия. Когда родители активно участвуют в играх, дети чувствуют поддержку и защищённость. 
  • Снятие напряжения. Если между родителем и ребёнком возникли разногласия, совместная игра может помочь отвлечься от негативных эмоций и восстановить гармонию. 

Таким образом, игры с родителями — это не просто развлечение, а мощный инструмент, помогающий ребёнку расти, учиться и чувствовать себя любимым. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_aprel_dlya_roditeley.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры с родителями, направленные на укрепление детско – родительских отношений»

Родители понимают, что дети любят играть, и поощряют их самостоятельные игры, покупая им игрушки. Однако не все задумываются о том, какое воспитательное значение имеют детские игры. Многие считают, что игра — это просто развлечение для ребёнка. Другие видят в ней способ отвлечь малыша от шалостей и капризов, а также способ занять его свободное время.

Те же родители, которые активно играют с детьми, внимательно наблюдают за игрой и ценят её как важный инструмент воспитания.

Для детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности, в котором происходит их психическое развитие и формирование личности в целом.

Родители часто не осознают, что игра — это не только способ развлечения для ребёнка. Их также интересует внутренний мир детей, их взаимоотношения с окружающими, отношения родителей друг к другу, к друзьям и близким, а также к самому ребёнку. Они обращают внимание на то, как дети относятся к труду и окружающим предметам.

Дети часто подражают поведению своих родителей: манере общения, поступкам и трудовым действиям. Они переносят эти модели поведения в свои игры, тем самым закрепляя полученный опыт и формируя определённые формы отношений.

С накоплением жизненного опыта и под влиянием обучения и воспитания игры детей становятся более содержательными и разнообразными по сюжетам, темам, количеству участников и исполняемых ролей. В играх дети начинают отражать не только повседневную жизнь семьи, но и образы героев прочитанных им сказок и рассказов.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Некоторые из них не умеют применять имеющиеся знания и фантазировать, другие, хотя и умеют играть самостоятельно, не обладают организаторскими способностями. Им трудно договариваться с партнёрами и действовать сообща.

В таких случаях старшие члены семьи могут стать связующим звеном между детьми, помогая им научиться играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе, но часто каждый из них стремится занять главную роль. В таких случаях без помощи взрослого не обойтись.

Можно предложить детям играть по очереди, а взрослому — взять на себя второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми обогащают детей духовно и эмоционально, удовлетворяют их потребность в общении с близкими людьми и укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, которые всё знают и умеют, растёт в глазах детей, а вместе с ним растёт и любовь к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно придумывать игры, подбирать игровой материал, строить план игры и договариваться с партнёрами или принимать их замысел и выполнять задуманное вместе. В этом случае можно говорить об умении дошкольника играть. Однако даже такие дети нуждаются во внимании и серьёзном отношении к своим играм. Им может понадобиться совет матери, отца, бабушки, старшего брата или сестры. В процессе игры они могут спросить, уточнить или получить одобрение своих действий, тем самым утверждая свои формы поведения.

Младшие дошкольники в возрасте 2–4 лет не только не умеют играть вместе, но и не умеют играть самостоятельно. Они могут бесцельно возить машинку взад и вперёд, не находя ей применения, и быстро бросают её, требуя новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно в процессе игрового общения с взрослыми, старшими детьми и ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он начнёт играть самостоятельно, — значит тормозить развитие его личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек в соответствии с его возрастом. Для малыша игрушка становится центром игры и материальной опорой. Она наталкивает его на тему игры, создаёт новые связи, вызывает желание действовать с ней и обогащает его чувственный опыт. Однако не все игрушки, которые нравятся взрослым, оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви может быть ценнее любой заводной игрушки. Коробка может стать прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдатиков или кирпичики, или превратиться в коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Им всегда нужно иметь под рукой кусочки меха, ткани, картона, проволоки и дерева. Из этих материалов они могут мастерить недостающие игрушки, перестраивать их, дополнять и т. д., что расширяет игровые возможности детей, развивает их фантазию и формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта, транспорт и т. д.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки) и строительные наборы, а также дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

При выборе игрушек важно обращать внимание не только на их новизну, привлекательность и стоимость, но и на их педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, стоит поговорить с ребёнком о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому они могут быть лишены радости играть в игры, которые развивают смекалку, находчивость и творческие способности.

Детско – родительские игры на укрепление отношений.

Игра «Ласковое имя».

Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать мячик друг другу. Кому попадёт мяч, тот называет несколько своих имён. Родители называют, как их в детстве называли родители.

Игра «Имя».

Каждый участник называет своё имя и характеризует себя первой буквой. Женя — жизнерадостный, Марина- молодчина.

Игра «Правил нет».

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания.

Родитель и ребёнок садятся рядом. Важно, чтоб родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я думаю, что ты не любишь…, а я думаю, что ты не любишь..», открылись друг другу «как есть» — теми чувствами, которым нет ни разумного объяснения, ни суда – вот так я вижу, вот так я чувствую.

Игра «Упрямый».

Цель: повышение самооценки, развитие ощущения свободы, автономности, самоконтроля, внимания.

Родители и дети в кругу. Выбирается самый упрямый ребёнок. Его мама – ведущая. Родитель даёт команду, все выполняют её, а ребёнок – наоборот.

Игра «Комплименты».

Участники по очереди говорят друг другу добрые, ласковые слова. В конце говорят «Спасибо, мне очень приятно».

Игра «Нарисуй радость – грусть».

Цель: Развитие умения согласовывать свои действия между родителем и ребенком, по выбору цвета и тематике рисунка отследить отношение к проделанной работе.

Количество играющих: семейная пара родитель и ребенок.

Описание игры: Возьмите планшет, выберете себе место в зале, сядьте вместе с ребенком и приготовьтесь рисовать совместный рисунок на любую тему. Необходимо, что бы на вашем рисунке было заметно и ваше присутствие и присутствие ребенка. Недопустимо рисовать только одному ребенку или одному взрослому. Вы рисуете общий рисунок. Перед тем, как начать работу, вместе с ребенком придумайте название вашему тандему и запишите название на листе бумаги, на котором вы будете рисовать. Вы можете рисовать рисунок разными карандашами, для этого, кто то из вас должен подходить к центральному столу и брать нужный карандаш. Брать карандаш у других пар нельзя.

Приступаем к работе. На нее вам дается не более 7-10 минут.


Игра «Каким я вижу тебя…!»

Цель: Предоставить возможность подумать родителя и ребенка о том, каким они хотят видеть друг друга.

Количество играющих: семейная пара родитель и ребенок.

Описание игры: предложить отдельно сесть команде родителей и отдельно команде детей.

Каждому родителю дать по одному лепестку от ромашки и предложить написать на нем одно самое важное качество ребенка, которое они бы хотели видеть в нем.

Команда детей обсуждает совместно со взрослым, какими бы они хотели видеть своих родителей. Взрослый за детьми записывает их мысли на каждом из лепестков.

Затем каждой команде зачитывается содержимое с лепестков.

Игра “Слепой и поводырь”

Участвуют “родитель – ребёнок”. Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он “слепой”. Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок.

Как только зазвучит музыка, “поводырь” бережно поведёт “слепого”, давая ему потрогать различные вещи – большие и маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести “слепого” к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом.

Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.


Детско-родительские игры

1. Игра «ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ» (развитие взаимопомощи)

          Каждая семья получает «волшебные картинки», которые постоянно рассыпаются и «ломаются» (разрезные картинки, пазлы). Собрать их может только дружная семья. По сигналу семейные команды приступают к работе. «Фанты» платит команда, где ведущий наблюдает ссору или несправедливое распределение работы (т.е. когда один из игроков выполняет задание небольшого объёма). В конце игры «фанты» выкупаются (исполняются песни, стихи и др.).

2. Игра «НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТОК»  (развитие зрительного внимания)

         «На поляне росли цветы с семью лепестками. (Количество цветов соответствует количеству семейных команд.) Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки каждого цветика-семицветика». Лепестки располагаются на полу, на шкафчиках, на столах, под стульями и в других местах данного помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдёт лепестки семи цветов(красный, жёлтый, синий, оранжевый, коричневый, фиолетовый, розовый).

3. Игра «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» (развитие децентрации внимания, нравственных качеств личности)

 Каждая семейная команда получает цветик-семицветик.

Участники игры задумывают семь желаний (родитель может помочь в написании желаний дошкольника): три желания задумывает ребёнок для родителей, три – взрослый для ребёнка, одно из желаний будет совместным (желание ребёнка и родителя). Затем родитель и ребёнок меняются лепестками и отбирают лепестки-желания, которые им действительно приятны. Побеждает та семейная команда, которая имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.

4. Игра «НАЙДИ СВОЕГО РЕБЁНКА»

          Один из родителей завязывает себе глаза и ощупывает каждого играющего ребёнка. Дети должны стоять молча, можно менять одежду (кофту, бантики и т.д). Взрослый, найдя своего ребёнка, называет его имя и снимает повязку с глаз. Если родитель ошибается, то платит фант, который в конце игры выкупается. Необходимо, чтобы все родители участвовали в отгадывании.

5. Игра «УГАДАЙ, ЧТО Я ПРИДУМАЛ» (объединение, раскрепощение)

         Ведущий игры придумывает слово (количество слов равно количеству игроков), записывает его на листе бумаги.

 6. Игра «Строим цифры»

Цель – раскрепощение участников группы.

Ваши дети – ученики. Вы помогаете им с уроками, проверяете их. Сейчас для вас состоится урок математики. Вы свободно двигаетесь по помещению. По моей команде вы выстраиваетесь в ту цифру, которую назову.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Укрепление детско – родительских отношений через досуговую деятельность".

Моя основная цель – гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий, научить родителей правильно заниматься с детьми в свободное время и выходные дни, содержа...

План по самообразованию педагога-психолога на 2022-2026г. " Изучение и внедрение инновационных психокоррекционных техник и приёмов в работе с родителями по укреплению детско-родительских отношений".

 Изучить методическую тему по «внедрению инновационных психокоррекционных техник и приемов в работе педагога-психолога с родителями по укреплению детско-родительских отношений»...

Консультация для родителей: «Совместный семейный отдых – лучший способ укрепления детско-родительских отношений»

Консультация для родителей "Совместный семейный отдых - лучший способ укрепления детско- родительских отношений"...

Консультация для родителей «Семейный досуг - лучший способ укрепления детско-родительских отношений»

Культура семейного досуга, несомненно, зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют свое свободное время. Если досуг в семье проводится примитивно, это сказывается и на ре...

Семинар-практикум для родителей. "Укрепление детско - родительских отношений через игру".

Обеспечение психолого педагогической поддержки  семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей....

Консультация для родителей «Игры с родителями, направленные на укрепление детско – родительских отношений»

Несколько причин, почему родителям важно играть с детьми:Создание общего пространства. Совместные игры позволяют участникам быть собой, делиться эмоциями и впечатлениями.  Укрепление эмоционально...