Изучение и внедрение инновационных психокоррекционных техник и приемов в работе с родителями по укреплению детско-родительских отношений
материал по психологии (подготовительная группа)

Иванова Наталья Анатольевна

План педагога-психолога по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_25-26.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41

посёлка Совхозного муниципального образования Славянский район Краснодарского края

тел. 8-861(46) 2-64-74, e-mail: solsad-41@yandex.ru, сайт: http://dou-41snk.ru

ПЛАН

по самообразованию педагога-психолога

на тему:

«Изучение и внедрение инновационных

психокоррекционных техник и приемов в работе

с родителями по укреплению детско-родительских отношений».

(2025-2026гг.)

Разработала: педагог-психолог Иванова Н.А.


1. Цель:

Изучить методическую тему по «внедрению инновационных психокоррекционных техник и приемов в работе педагога-психолога с родителями по укреплению детско-родительских отношений».

2. Задачи:

-обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи;

-создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

-повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования;

-взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка;

-обеспечение открытости дошкольного образовательного учреждения.

-поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их психологического здоровья;

-установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

-апробировать и внедрить на базе данного детского сада новые формы и приемы работы с семьями по укреплению детско-родительских отношений;

-создавать условия для вовлечения семьи в единое образовательное пространство.

Актуальность данной темы.

На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Формирование личности ребенка с первых лет его жизни - основная обязанность родителей. Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка.

Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Семья для ребенка-дошкольника - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Главными воспитателями своих детей являются родители.

Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия.

По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволяет нам убедиться в том, что успешность формирования личности, развития ребенка обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет

она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового, интеллектуального и эмоционального воспитания личности.

Изучение влияния семьи является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая

взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна.

Методы просвещения и профилактики дисгармоничных детско-родительских отношений:

- семинары-практикумы;

- тренинги;

- консультирование;

- исследовательско-проектные, ролевые, имитационные игры;

- буклеты, памятки, издаваемые педагогом-психологом в ДОУ для родителей.

Планируемые результаты:

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей ДОУ;

- повышение психолого-педагогической компетентности педагога-психолога ДОУ;

- положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми.

- сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений, повышение самооценки ребенка;

- подготовка родителей к новой позиции «я – родитель будущего школьника», изучение способов общения с детьми для успешной адаптации к школе.


План работы по самообразованию на 2025-2026 учебный год:

Дата

Содержание работы

Цели:

сентябрь

1. Изучение литературы по раннему детству - Л.Н.Павлова,Э.Г.Пилюгина «Познавательное развитие» Интернет-ресурсы по данной теме.

1.1. Родительское собрание в младшей и средней группах.

1.2. Анкетирование родителей. «Адаптация детей раннего возраста к д/с».

2. «Оценка психологической готовности детей к школе» Павлова, Руденко.

3. Изучение личности ребенка, с использованием диагностического обследования уровня тревожности.

3.1. Изучить и разработать новые методики диагностики в воспитании (средняя, старшая группы)

- Раскрыть основные вопросы развития детей раннего возраста, психические возможности и педагогические условия познавательного развития.

- Изучить комплекс методик для оценки психологической готовности к школе, особое внимание уделено диагностике сформированности саморегуляции познавательной деятельности ребенка.

- Изучить комплекс методик для оценки уровня особенностей внутрисемейного общения

октябрь

1. Изучение литературы - Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова. «Психолого-педагогическая готовность ребенка к

школе»

1. 1. Изучение и внедрение новых методов диагностического обследования внутрисемейной системы отношений, влияющей на развитие личности ребенка.

1.2. Консультация для родителей «Психологическая готовность родителей.

к школе», информация на стенд по данной теме.

- Познакомиться с педагогическими технологиями особенностей детей старшего дошкольного возраста и

различные стороны готовности к школе, диагностики развития учебно-важных качеств.

- Изучить и применить комплекс методик для оценки

- Повышение педагогической компетентности детско-родительских отношений.

ноябрь

1. Изучить пособие по работе с родителями ДОУ. «Путь к успеху» И.Г.Вахрушева. Л.Ф.Блинова. Стендовая информация по данной теме.

1.1. Изучение и внедрение новой психокоррекционной методики в детско-родительской терапии – хореотерапия.

Интернет-ресурсы по данной теме.

1.2.Родительский клуб в подготовительной группе «На пороге школьной жизни». Совместные детско-родительские занятия в

подготовительной к школе группе.

- Изучить Концепцию позитивной профилактики. Теоретические подходы в работе с родителями детей ОУ.

- Внедрение новой психокоррекционной методики в работу с семьями, нуждающихся в гармонизации

детско-родительских отношений, для развития полноценной личности ребенка и формирование у него адекватной самооценки.

- Подготовка родителей и детей к новой социальной роли – «родители ученика» и «ученик», формирование осознания взрослыми и детьми

необходимости целенаправленной подготовки к школе для успешного обучения и адаптации.

декабрь

1. Изучение литературы - О.Л.Зверева, Т.В.Кротова «Общение педагога-психолога в ДОУ», И.М. Марковская «Тренинг

взаимодействия родителей с детьми»

Стендовая информация по данной теме.

1.1. Изучение и внедрение психокоррекционной методики в

детско-родительской терапии – психодрама Морено. Интернет-ресурсы по данной теме.

- Познакомиться с новыми подходами в общении с родителями на современном этапе, а также взаимодействия ДОУ с семьей ребенка.

- Внедрение новой психокоррекционной методики в работу с семьями, нуждающихся в гармонизации

детско-родительских отношений,

возможность приобретения способностей родителя и ребенка для альнейшего построения благоприятных семейных отношений.

январь

1. Изучение литературы - Т.Н. Доронова. «Вместе с семьёй». Т.В. Полетаева. «Проектная деятельность психологопедагогической службы в ДОУ по повышению коммуникативной компетентности педагогов и родителей воспитанников»

Стендовая информация по данной теме.

1.2. Изучение и внедрение психокоррекционной методики в

детско-родительской терапии – флештренинг.

Интернет-ресурсы по данной теме.

1.3. Круглый стол «Детская агрессивность». Родители детей старшей группы.

- Изучить проектную деятельность психолога в ДОУ.

- Релаксация, с целью самоактуализации личности

родителя и ребенка;

- Переосмысление собственного внутреннего мира, расширение возможности сознания.

- Анализ проблемы агрессивности

- Роль семьи в проявлении детской агрессивности.

-Экспресс-анкетирование родителей по данной проблеме.

февраль

1. 1. Изучение литературы - Доронова Т. Н. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития».

1.2. «Неделя психологии» для родителей ОУ.

1.3. Консультация для родителей (стендовая информация) «Сказкотерапия для детей и родителей». Обобщение опыта работы взаимодействия семьи и

образовательного учреждения.

- Повышение педагогической компетентности

родителей.

март

1. 1. Изучение литературы - О.В.Удова «Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями воспитанников».

1.2. Арттерапия – как форма коррекции детско-родительских отношений (песочная терапия, манкотерапия)

1.3. Дискуссия «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей».

- Повышение психолого-педагогической

компетентности педагога-психолога ДОУ.

- Внедрение новой психокоррекционной методики в работу с семьями, нуждающихся в гармонизации детско-родительских отношений, возможность приобретения способностей родителя и ребенка для дальнейшего построения благоприятных семейных отношений.

- Повышение психолого- педагогической

компетентности родителей ДОУ.

апрель

1. 1. Изучение литературы - О.В. Хухлаева. «Работа психолога - Познакомиться с новыми концепциями и технологиями в общении с родителями. Экспресс – диагностика (эксперимент) – «Это мой ребенок»

1.2. Круглый стол – как одна из форм изучения родителями особенностей и интересов ребенка.

1.3. Стендовая информация – «Какой он, мой ребенок».

- Изучение родителями особенностей своего ребенка, его отношения к семейному быту.

- Повышение психолого-педагогической

компетентности родителей ДОУ.

май

1. Изучение литературы - Е.П. Арнаутова «Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника». Р.В.Овчарова «Психологическое сопровождение родительства».

1.2. Стендовая информация

- Повышение психолого-педагогической компетентности педагога-психолога ДОУ.

- Повышение психолого-педагогической

компетентности родителей ДОУ.


Источники информации:

1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114

2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.

3. Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]// http://www.kakprosto.ru/kak-33939-kakoformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu

4. Оформляем родительский

уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]// http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502

5. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс]

//http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s

_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105

6. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikamdoshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-vdoshkolnom-uchrezhdenii

7. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]//О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Укрепление детско – родительских отношений через досуговую деятельность".

Моя основная цель – гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий, научить родителей правильно заниматься с детьми в свободное время и выходные дни, содержа...

План по самообразованию педагога-психолога на 2022-2026г. " Изучение и внедрение инновационных психокоррекционных техник и приёмов в работе с родителями по укреплению детско-родительских отношений".

 Изучить методическую тему по «внедрению инновационных психокоррекционных техник и приемов в работе педагога-психолога с родителями по укреплению детско-родительских отношений»...

Консультация для родителей: «Совместный семейный отдых – лучший способ укрепления детско-родительских отношений»

Консультация для родителей "Совместный семейный отдых - лучший способ укрепления детско- родительских отношений"...

Консультация для родителей «Семейный досуг - лучший способ укрепления детско-родительских отношений»

Культура семейного досуга, несомненно, зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют свое свободное время. Если досуг в семье проводится примитивно, это сказывается и на ре...

Семинар-практикум для родителей. "Укрепление детско - родительских отношений через игру".

Обеспечение психолого педагогической поддержки  семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей....

Консультация для родителей «Игры с родителями, направленные на укрепление детско – родительских отношений»

Несколько причин, почему родителям важно играть с детьми:Создание общего пространства. Совместные игры позволяют участникам быть собой, делиться эмоциями и впечатлениями.  Укрепление эмоционально...

Консультация для родителей «Игры с родителями, направленные на укрепление детско – родительских отношений»

Несколько причин, почему родителям важно играть с детьми:Создание общего пространства. Совместные игры позволяют участникам быть собой, делиться эмоциями и впечатлениями.  Укрепление эмоционально...