Изучение и внедрение инновационных психокоррекционных техник и приемов в работе с родителями по укреплению детско-родительских отношений
материал по психологии (подготовительная группа)
План педагога-психолога по самообразованию
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41
посёлка Совхозного муниципального образования Славянский район Краснодарского края
тел. 8-861(46) 2-64-74, e-mail: solsad-41@yandex.ru, сайт: http://dou-41snk.ru
ПЛАН
по самообразованию педагога-психолога
на тему:
«Изучение и внедрение инновационных
психокоррекционных техник и приемов в работе
с родителями по укреплению детско-родительских отношений».
(2025-2026гг.)
Разработала: педагог-психолог Иванова Н.А.
1. Цель:
Изучить методическую тему по «внедрению инновационных психокоррекционных техник и приемов в работе педагога-психолога с родителями по укреплению детско-родительских отношений».
2. Задачи:
-обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи;
-создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
-повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования;
-взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка;
-обеспечение открытости дошкольного образовательного учреждения.
-поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их психологического здоровья;
-установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
-апробировать и внедрить на базе данного детского сада новые формы и приемы работы с семьями по укреплению детско-родительских отношений;
-создавать условия для вовлечения семьи в единое образовательное пространство.
Актуальность данной темы.
На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Формирование личности ребенка с первых лет его жизни - основная обязанность родителей. Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка.
Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Семья для ребенка-дошкольника - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Главными воспитателями своих детей являются родители.
Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия.
По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволяет нам убедиться в том, что успешность формирования личности, развития ребенка обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет
она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового, интеллектуального и эмоционального воспитания личности.
Изучение влияния семьи является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая
взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна.
Методы просвещения и профилактики дисгармоничных детско-родительских отношений:
- семинары-практикумы;
- тренинги;
- консультирование;
- исследовательско-проектные, ролевые, имитационные игры;
- буклеты, памятки, издаваемые педагогом-психологом в ДОУ для родителей.
Планируемые результаты:
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей ДОУ;
- повышение психолого-педагогической компетентности педагога-психолога ДОУ;
- положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми.
- сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений, повышение самооценки ребенка;
- подготовка родителей к новой позиции «я – родитель будущего школьника», изучение способов общения с детьми для успешной адаптации к школе.
План работы по самообразованию на 2025-2026 учебный год:
Дата | Содержание работы | Цели: |
сентябрь | 1. Изучение литературы по раннему детству - Л.Н.Павлова,Э.Г.Пилюгина «Познавательное развитие» Интернет-ресурсы по данной теме. 1.1. Родительское собрание в младшей и средней группах. 1.2. Анкетирование родителей. «Адаптация детей раннего возраста к д/с». 2. «Оценка психологической готовности детей к школе» Павлова, Руденко. 3. Изучение личности ребенка, с использованием диагностического обследования уровня тревожности. 3.1. Изучить и разработать новые методики диагностики в воспитании (средняя, старшая группы) | - Раскрыть основные вопросы развития детей раннего возраста, психические возможности и педагогические условия познавательного развития. - Изучить комплекс методик для оценки психологической готовности к школе, особое внимание уделено диагностике сформированности саморегуляции познавательной деятельности ребенка. - Изучить комплекс методик для оценки уровня особенностей внутрисемейного общения |
октябрь | 1. Изучение литературы - Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова. «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» 1. 1. Изучение и внедрение новых методов диагностического обследования внутрисемейной системы отношений, влияющей на развитие личности ребенка. 1.2. Консультация для родителей «Психологическая готовность родителей. к школе», информация на стенд по данной теме. | - Познакомиться с педагогическими технологиями особенностей детей старшего дошкольного возраста и различные стороны готовности к школе, диагностики развития учебно-важных качеств. - Изучить и применить комплекс методик для оценки - Повышение педагогической компетентности детско-родительских отношений. |
ноябрь | 1. Изучить пособие по работе с родителями ДОУ. «Путь к успеху» И.Г.Вахрушева. Л.Ф.Блинова. Стендовая информация по данной теме. 1.1. Изучение и внедрение новой психокоррекционной методики в детско-родительской терапии – хореотерапия. Интернет-ресурсы по данной теме. 1.2.Родительский клуб в подготовительной группе «На пороге школьной жизни». Совместные детско-родительские занятия в подготовительной к школе группе. | - Изучить Концепцию позитивной профилактики. Теоретические подходы в работе с родителями детей ОУ. - Внедрение новой психокоррекционной методики в работу с семьями, нуждающихся в гармонизации детско-родительских отношений, для развития полноценной личности ребенка и формирование у него адекватной самооценки. - Подготовка родителей и детей к новой социальной роли – «родители ученика» и «ученик», формирование осознания взрослыми и детьми необходимости целенаправленной подготовки к школе для успешного обучения и адаптации. |
декабрь | 1. Изучение литературы - О.Л.Зверева, Т.В.Кротова «Общение педагога-психолога в ДОУ», И.М. Марковская «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» Стендовая информация по данной теме. 1.1. Изучение и внедрение психокоррекционной методики в детско-родительской терапии – психодрама Морено. Интернет-ресурсы по данной теме. | - Познакомиться с новыми подходами в общении с родителями на современном этапе, а также взаимодействия ДОУ с семьей ребенка. - Внедрение новой психокоррекционной методики в работу с семьями, нуждающихся в гармонизации детско-родительских отношений, возможность приобретения способностей родителя и ребенка для альнейшего построения благоприятных семейных отношений. |
январь | 1. Изучение литературы - Т.Н. Доронова. «Вместе с семьёй». Т.В. Полетаева. «Проектная деятельность психологопедагогической службы в ДОУ по повышению коммуникативной компетентности педагогов и родителей воспитанников» Стендовая информация по данной теме. 1.2. Изучение и внедрение психокоррекционной методики в детско-родительской терапии – флештренинг. Интернет-ресурсы по данной теме. 1.3. Круглый стол «Детская агрессивность». Родители детей старшей группы. | - Изучить проектную деятельность психолога в ДОУ. - Релаксация, с целью самоактуализации личности родителя и ребенка; - Переосмысление собственного внутреннего мира, расширение возможности сознания. - Анализ проблемы агрессивности - Роль семьи в проявлении детской агрессивности. -Экспресс-анкетирование родителей по данной проблеме. |
февраль | 1. 1. Изучение литературы - Доронова Т. Н. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития». 1.2. «Неделя психологии» для родителей ОУ. 1.3. Консультация для родителей (стендовая информация) «Сказкотерапия для детей и родителей». Обобщение опыта работы взаимодействия семьи и образовательного учреждения. | - Повышение педагогической компетентности родителей. |
март | 1. 1. Изучение литературы - О.В.Удова «Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с родителями воспитанников». 1.2. Арттерапия – как форма коррекции детско-родительских отношений (песочная терапия, манкотерапия) 1.3. Дискуссия «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей». | - Повышение психолого-педагогической компетентности педагога-психолога ДОУ. - Внедрение новой психокоррекционной методики в работу с семьями, нуждающихся в гармонизации детско-родительских отношений, возможность приобретения способностей родителя и ребенка для дальнейшего построения благоприятных семейных отношений. - Повышение психолого- педагогической компетентности родителей ДОУ. |
апрель | 1. 1. Изучение литературы - О.В. Хухлаева. «Работа психолога - Познакомиться с новыми концепциями и технологиями в общении с родителями. Экспресс – диагностика (эксперимент) – «Это мой ребенок» 1.2. Круглый стол – как одна из форм изучения родителями особенностей и интересов ребенка. 1.3. Стендовая информация – «Какой он, мой ребенок». | - Изучение родителями особенностей своего ребенка, его отношения к семейному быту. - Повышение психолого-педагогической компетентности родителей ДОУ. |
май | 1. Изучение литературы - Е.П. Арнаутова «Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника». Р.В.Овчарова «Психологическое сопровождение родительства». 1.2. Стендовая информация | - Повышение психолого-педагогической компетентности педагога-психолога ДОУ. - Повышение психолого-педагогической компетентности родителей ДОУ. |
Источники информации:
1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
3. Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]// http://www.kakprosto.ru/kak-33939-kakoformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu
4. Оформляем родительский
уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]// http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502
5. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс]
//http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s
_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
6. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikamdoshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-vdoshkolnom-uchrezhdenii
7. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]//О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: "Укрепление детско – родительских отношений через досуговую деятельность".
Моя основная цель – гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий, научить родителей правильно заниматься с детьми в свободное время и выходные дни, содержа...

План по самообразованию педагога-психолога на 2022-2026г. " Изучение и внедрение инновационных психокоррекционных техник и приёмов в работе с родителями по укреплению детско-родительских отношений".
Изучить методическую тему по «внедрению инновационных психокоррекционных техник и приемов в работе педагога-психолога с родителями по укреплению детско-родительских отношений»...
Консультация для родителей: «Совместный семейный отдых – лучший способ укрепления детско-родительских отношений»
Консультация для родителей "Совместный семейный отдых - лучший способ укрепления детско- родительских отношений"...

Консультация для родителей «Семейный досуг - лучший способ укрепления детско-родительских отношений»
Культура семейного досуга, несомненно, зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют свое свободное время. Если досуг в семье проводится примитивно, это сказывается и на ре...

Семинар-практикум для родителей. "Укрепление детско - родительских отношений через игру".
Обеспечение психолого педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей....

Консультация для родителей «Игры с родителями, направленные на укрепление детско – родительских отношений»
Несколько причин, почему родителям важно играть с детьми:Создание общего пространства. Совместные игры позволяют участникам быть собой, делиться эмоциями и впечатлениями. Укрепление эмоционально...

Консультация для родителей «Игры с родителями, направленные на укрепление детско – родительских отношений»
Несколько причин, почему родителям важно играть с детьми:Создание общего пространства. Совместные игры позволяют участникам быть собой, делиться эмоциями и впечатлениями. Укрепление эмоционально...
