Чему учат стихи А.Л. Барто?
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Чему учат стихи А.Л. Барто?
4 февраля 1906 родилась удивительная женщина, которая посвятила жизнь детям. Знаменитая писательница родилась в семье ветеринара. С самого детства отец стремился дать ей полное образование и пророчил карьеру балерины. Юную Агнию обучали иностранным языкам, светским манерам. А. Барто даже проучилась несколько лет в хореографическом училище, но затем поняла, что её призвание – литературное творчество. Каждое созданное Агнией стихотворение анализировал отец, и подсказывал, где необходимо доработать его.
В 19 – летнем возрасте поэтесса издала первый том стихов, которые высоко оценили читатели. Агния Львовна не только издавала стихотворные труды, но и создавала совместно с актрисой Риной Зелёной прекрасные сценарии к таким фильмам, как «Чёрный котёнок», «Слон и верёвочка», «Алёша Птицын».
В годы войны Агния Барто работала на заводе токарем, а также писала статьи, стихи и очерки на военную тему. Трагические судьбы настолько взволновали поэтессу, что в 1947 году она издала поэму «Звенигород», повествующую о ребятах, потерявших родителей в военные годы. Барто рассказала о детских судьбах после посещения детдома Звенигороде. Именно это произведение помогло отыскать одной из женщин свою дочь.
Впоследствии Агния Львовна стала ведущей радиопередачи «Ищу человека». Позже вышли в свет песни «Полезная коза», «Любитель – рыболов», положенные в основу стихов Барто. В течение жизни поэтесса путешествовала по разным странам и записывала детские афоризмы и шутки, которые включила в сборник «Переводы с детского».
Писательница Агния Львовна Барто, наверное, одна из самых знаменитых и любимых людьми детских поэтов. Её произведения известны и маленьким и взрослым читателям. Забавные и интересные детские стихи Агнии Барто понятны каждому малышу. Талант знаменитой поэтессы – разговор с дошкольниками, жизнь – творчество для детей и воспитание ребят.
Агния Барто создавала стихи в виде рассказов об обычных мальчишках и девчонках, с которым ребёнок общается в детском садике или в младшей школе. Часто это отнюдь не примерные дети, совершающие совсем не образцовые поступки. Шутливо рассказывает поэтесса о приключениях героев, не забывая при этом, как о об отрицательных, так и положительных их чертах. Когда родители начнут читать стихи Агнии Барто, малыш непременно поймёт, кто из героев положителен, а кто не лучший пример для подражания. Сказки Агнии Барто – это классика для малышей, которая заставляет задуматься, как правильно себя вести и какой личностью расти, как беречь природу и близких людей.
На стихах талантливой поэтессы выросло не оно поколение детей. Её произведения не просто развлекают, смешат – они учат ребят правилам вежливости, дисциплине, уважению к труду.
Наша собственная жизнь от первых шагов до старости – в этих строчках. И страх небытия и понимание его неизбежности. А для ребёнка ещё и повод перевоплотиться в иное существо, сопереживать ему, посочувствовать горестным вздохам и страху и пожалеть его.
Заслуга А.Барто – развитие сатирического жанра в детской литературе. Детский писатель – первооткрыватель неведомого до неё в поэзии для малышей жанра сатирического портрета, знающая силу смеха, но внимательно следящая за его качеством.
Детская литература не монолог, который ребёнок обязан вежливо слушать, и не диалог между ребёнком и присевшим на корточки вровень с малышом, взрослым, старательно имитирующим несовершенство етского мышления речи. У А. Барто получался доверительный разговор, потому что она знала того, к кому обращалась, и уважала собеседника, как бы мал он ни был.
Каждая игрушка в изображении А. Барто приобретает индивидуальность.
Игрушка – часть материального, вещественного окружения, ближайшего к ребёнку и активно им осваиваемого. Малыши плачут, когда слышат о том, что
Зайку бросила хозяйка,
По дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь о ниточки промок.
Но это благородная слеза. Стихи помогают пережить пренебрежительное отношение к игрушке, как предательство друга. Равнодушной «хозяйке» тряпичного зайца противопоставляется ругой маленький персонаж, который и после того, как мишка лишился лапы, продолжает играть с ним, «потому, что он хороший». Так детскую привязанность к этой игрушке, поэт переплавил в прекрасное свойство души – верность друзьям и близким, вера в благодарность и любовь.
Особенность стихов об игрушках состоит в том, что, как правило, они написаны от первого лица , если речь идёт о хорошмх поступках детей («Тяну я кораблик по быстрой реке…», «Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине…», «Самолёт построим сами…») и от третьего лица, когда поступки дурны («Зайку бросила хозяйка…», «Наша Таня громко плачет…»). Такой пример помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера.
А.Барто – детский писатель не потому, что писала ля детей, а потому, что её стихи стали детским фольклором. Она проходит с читателем по ступенькам детства и при этом стремится не только открыть мир игрушек, вещей, природы, людей, но и заложить в детскую душу начало нравственного отношения к миру. Поэтесса смеётся вместе с детьми весело и не зло, не желая обидеть и навсегда осудить ребёнка. Дети растут и меняются, поэтому они небезнадёжны, даже если совершают дурные поступки. Насмешки А. Барто не ранят и не убивают, но заставляют посмотреть на себя со стороны. Она убеждена, что основа человека закладывается в детстве, и, если, в формирующемся характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем. Поэтому, так страстно и серьёзно разговаривает поэтесса с детьми, поэтому в самых весёлых стихах учит ребят честности и чести, душевной щедрости и доброте.
«Детский писатель – педагог в самом высоком смысле этого слова», - так определил С.Я. Маршак сущность художника, творчество которого обращено к детям. А. Барто с честью прошла радостный, но и тернистый путь детского поэта, прошла до последних дней, сохранив молодость, желание и умение писать для детей.
Прожила А. Барто 75 лет, но её стихи для детей бессмертны и будут любимы как нынешним, так и будущими поколениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: " Чему учат сказки?" и мастер- класс " Сотвори сказку своими руками"
Родители вместе с детьми создают куклу - сказку и начинают её оживлять....
Чему учат в школе
раздел « Ребенок входит в мир социальных отношений» общеобразовательной программы «Детство»для детей подготовительной группы...

Чему учат малыша в яслях
Консультации для родителей в ДОУ являются одной из форм дифференцированной работы с семьей.Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по вспитанию и развитию ребёнка....

Чему учат стихи Агнии Барто
Презентация НОД по речевому развитию (детская художественная литература)....

Викторина по произведениям С.В. Михалкова "Чему учат нас стихи?"
Викторина помогает детям познать окружающий мир посредством художественного слова. Учит детей быть добрыми, отзывчивыми, любить стихи, заучивать их....

Консультация для родителей "Чему учат стихи А.Л.Барто"
Произведения А.Л.Барто не просто развлекают, смешат - они учат ребят правилам вежливости, дисциплине, уважению к труду. Каждое её произведение, маленькое или большое, заставляет читателя задуматься на...
