Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания дружеских взаимоотношений младших дошкольников
консультация

Бирюкова Виктория Павловна

 

Дошкольный возраст является периодом первоначального развития взаимоотношений с другими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольный возраст является периодом первоначального развития взаимоотношений с другими людьми. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, влияющее на развитие его личности. Дошкольники, которые умеют общаться с другими детьми, способны лучше адаптироваться к жизни, перенести сложные, или трагические события. С.А. Козлова рассматривает понятие «дружба» - как чувства, эмоциональную привязанность, феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие и сопереживание. В психологическом словаре под дружбой понимаются личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. Также дружбу можно определить как один из видов межличностных отношений. А.А. Аржанова отмечает особенности дружбы детей дошкольного возраста: легкость и непосредственность возникновения, искренность и эмоциональность, слабая осознанность мотивов дружбы, ее коллективный игровой характер. Она считает, что развитие дружеского чувства у ребенка идет от коллективного общего товарищества – от дружбы со всеми, к избирательной дружбе с отдельными детьми. Дружат дети спокойные и раздражительные, непослушные и дисциплинированные, дети разного уровня интеллектуального развития. Их сближает, как считает автор, потребность в общении, единство интересов и желание играть вместе. Дружеские взаимоотношения успешно развиваются в тех коллективах, где игры детей интересны, разнообразны по тематике, пользуются вниманием взрослых. Детская дружба – уникальное психологическое явление, играющее чрезвычайно важную роль в формировании личности, никакие другие связи и отношения не могут ее заменить. Однако она формируется и функционирует не сама по себе, а в системе других личных отношений ребенка, его семьи и социального мира. В младшем дошкольном возрасте ребенок проявляет избирательное отношение к сверстникам: с определенными детьми чаще играет, разговаривает, с большей охотой делится игрушками и т. д.

Объект дружбы в этом возрасте часто меняется, нет длительных дружеских группировок. Однако этот период дружбы важен и необходим, так как именно из него в среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга («Мы вместе с ним играем», «Мы живем в одном доме», «Он мне всегда игрушки дает»). Ребенок отмечает не личные привлекательные качества друга, а внешние проявления или мало значащие факты. Однако это можно объяснить скорее неумением ребенка анализировать свои отношения и чувства. В начале старшего дошкольного возраста происходит значительная перестройка дружеских взаимоотношений. Дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба» («Это когда люди не ссорятся», «С другом можно обо всем говорить, с ним интересно играть», «Он всегда поможет, и я ему помогу»). Педагогические и психологические исследования показывают, какую большую роль на формирование дружеских взаимоотношений детей может оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей. Никакая другая деятельность, даже самые совершенные и в методическом отношении занятия, не смогут сделать того, что может сделать игра. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Однако подобная работа требует большого мастерства от педагога, глубокого знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение наиболее благоприятных условий для возникновения дружеских отношений. Необходимо помочь детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми. Научить ребёнка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть внимательным. Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве объекта взаимодействия. Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников. Это необходимо учитывать в своей работе. Нужно обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников. Это поможет привести к изменению их позиций и будет эффективным средством нормализации отношений со сверстниками. Педагогический такт является одним из главных проявлений мастерства педагога. Тактичное отношение - это уважение к личности ребенка. Требовательность к нему, искренность и доброжелательность. Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом отдельном случае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка. В ходе игр нужно стремиться подвести детей к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам. Искусство педагогов состоит в корректной и мягкой помощи детям – сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать интересную совместную игру, провести ряд бесед и занятий, помочь ребёнку стать немного увереннее.

Таким образом, дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования чувства коллективизма, дружбы. Появление дружеских коллективистских черт в детских взаимоотношениях обеспечивается такой общей игрой, в которой имеется единая осознаваемая детьми и увлекающая их цель; игрой, которая совместно планируется дошкольниками, оборудуется» необходимым материалом. Можно утверждать, что формирование дружеских взаимоотношений – это формирование жизненной позиции ребенка, на основе которой в дальнейшем, он будет строить взаимоотношения с окружающими детьми. Поэтому, необходимо воспитывать у детей умение замечать затруднения товарища, его потребность в помощи, развивать эмоционально- положительную направленность на сверстника.

Дошкольный возраст является важным для формирования чувства коллективизма, дружбы. На основе сформированных в дошкольном возрасте дружеских взаимоотношений в дальнейшем дети будет строить отношения с окружающими людьми. Дружеские отношения - взаимодействие людей, основанное на общности интересов и взаимной привязанности. Дружба - это не только чувство, эмоциональная привязанность, но и феномен нравственных категорий, таких, как сочувствие и сопереживание. Помимо этого, здесь очень важна взаимопомощь, как независимая, самостоятельная нравственная категория, так и некая составляющая в структуре дружбы. Взаимоотношения ребенка со сверстниками во многом зависит от его личностных особенностей, условий его жизни в семье и педагогической позиции родителей. У младших дошкольников наблюдается потребность в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве. В начале ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. Сюжетно-ролевая игра всегда отличается самобытной детской деятельностью, формой детской самодеятельности. Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и дружеских чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения. Значение сюжетно-ролевой игры для нравственного формирования личности дошкольника неоценимо, поскольку личность ребёнка формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками. Сюжетно-ролевая игра способна развивать и поддерживать у воспитанников такие социально ценные качества, как отзывчивость, внимание, доброжелательность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабаева, Т.И., Римашевская, Л.С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012. – 145 с.

2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - Москва: Просвещение, 1983. – 245 с.

 3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1996. - № 6. – С. 62-68.

4. Дирксен, О. В. Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников [Текст] / О. В. Дирксен // Наука и образование сегодня. – 2018. - № 3. – С. 116-117.

5. Максакова, А.И. Учите, играя [Текст] / А.И. Максакова, Г.А. Тумакова. – Москва, Просвещение, 2007. – 198 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры как средство воспитания в младшем дошкольном возрасте

Представлен теоретический материал условий развития и руководства театрализованной деятельностью дошкольников, а так же план руководства деятельностью в младшей группе ДОУ....

Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения дошкольников

Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. В условиях реализации ФГОС в работе дошкольных учреждений дидактические игры занимают важное место....

Консультация "Игра как средство воспитания и развития дошкольников"

Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности, ведь именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него складывается характер, вырабаты...

Игра как средство воспитания и развития дошкольников с ЗПР

Статья  с методическими рекомндациями по использованию игры в работе воспитателя дошкольного учреждения...

Слайд- презентация«КУБАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА»

Внимательно! Презентация разбита на файлы (скрины) т.к Превыщен максимально-допустимый размер.Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Кто крепок душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе,...

Дидактическая игра как средство воспитания и развития дошкольников

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное зна...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....